kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи обучающихся на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

специально и в связи с изучением учебного курса для того, чтобы обучающиеся овладели языковыми нормами, а также умениями связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы.

Основная задача учителя при работе по развитию речи — создать атмосферу доброжелательного, доверительного общения, когда учащиеся захотят поделиться своими мыслями, впечатлениями, поисками, выразить своё отношение к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи обучающихся на уроках русского языка»














Развитие связной речи обучающихся

на уроках русского языка



























В гуманитарных науках исследованию речи уделяется большое внимание. Накоплен научный материал в области лингвистики и методики развития речи: работы Ф. И. Буслаева, И. И. Срезневского, Н. Ф. Бунакова, Л. В. Щербы, Э. В. Кузнецовой.

Исследования вышеуказанных авторов были использованы в методике преподавания русского языка как основы формирования речевых умений и навыков учащихся. Т. И. Ладыженская, В. И. Капинос, М. Т. Львов научно обосновали и разработали систему обучения связной речи, которая легла в основу соответствующего раздела действующей программы по русскому языку. Но, несмотря на имеющиеся разработки в области развития связной речи, существует тенденция к снижению речевого развития, поскольку, ни для кого ни секрет, что состояние речи современных школьников не удовлетворяет пока возрастающим потребностям устного и письменного общения.

Исходя из этого, задача каждого учителя-словесника — добиваться результатов в работе по развитию речи учащихся, научить детей грамотно, в полном объёме выражать свои мысли не только в устной, но и письменной форме, а самое главное, мы должны научить своих воспитанников полноценно общаться.

Коммуникативная компетенция подразумевает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы.

Основными формами речевой деятельности являются:

1) говорение;

2) слушание (аудирование);

3) письмо;

4) чтение.

Развитие речи на уроках русского языка — это вся работа, проводимая специально и в связи с изучением учебного курса для того, чтобы обучающиеся овладели языковыми нормами, а также умениями связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы.

Основная задача учителя при работе по развитию речи — создать атмосферу доброжелательного, доверительного общения, когда учащиеся захотят поделиться своими мыслями, впечатлениями, поисками, выразить своё отношение к предмету.

В методике развития речи учёные выделяют следующие разделы по развитию речи:

Педагогическая идея

В оспитание личности думающей, нравственно воспитанной и эстетически развитой


Методическая проблема

Развитие речи на уроках русского языка




Культура речи


Стилистика


Работа над звуковой стороной речи


Работа над значащими частями слова в аспекте развития речи


Работа над словом

(словарная работа)


Работа над грамматической формой слова в аспекте развития речи


Работа над синтаксическими средствами в аспекте развития речи


Связная речь

Развитие речи осуществляется в трёх направлениях, составляющих, по сути, единое целое:

1. Овладение нормами современного русского литературного языка.

2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

3. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Развитие речи учащихся будет эффективным при условии, если на уроках русского языка систематически и целенаправленно используются разнообразные речевые упражнения.

1. Овладение нормами литературного языка.

По программе наши ученики должны владеть некоторыми произносительными, лексическими и грамматическими нормами. Важно, как будет организован процесс усвоения этих норм на уроке.

Достижению поставленной цели способствуют:

1) письменное изложение или устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства (в данном тексте они являются опорными);

2) свободный или творческий диктант;

3) письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции;

4) составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;

5) замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т. д.);

6) сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;

7) выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного) языковых средств;

8) задание «Вставь слово».

Наиболее эффективными являются виды работы, способствующие запоминанию самой нормы:

1) заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому он легко запоминается);

2) «немые диктанты» (орфоэпические);

3) проговаривание вслух по слогам необходимого материала;

4) объединение слов в определенные группы по смыслу: с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т. д.

2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Основной целью словарной работы является помощь учащимся в осмысленном восприятии содержания и художественного восприятия литературного произведения и новых литературных слов, словосочетаний, научит употреблять их в точном, правильном значении, чтобы речь была яркой, выразительной, связной.

В работе можно использовать следующие приемы и методы:

1) Словарная работа:

• работа со словами, данными в учебнике: условно разбиваем все слова, данные в рамках, на группы (наука, спорт, нравственные качества и др.), на уроках объясняем слова, входящие в данный параграф, и еще 3–4, которые встретятся позже (принцип опережающего обучения);

• различные виды диктантов: словарный диктант (1 раз в неделю); диктант по памяти (проверка домашнего задания); диктант «Угадай словечко» (я читаю толкование слова, а дети записывают само слово;

• сочинение-миниатюра по опорным словам;

• карточки с разнообразными заданиями;

• «Объясни разницу» — работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению;

• работа со словарями: оформление карточек и знакомство класса с новым словом (выяснение значения нового слова по справочным материалам, т. е. по сноскам и словарю);

• традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению.

2) Обогащение грамматического строя речи учащихся:

• упражнение на построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, мини-сочинений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами: по графической схеме, по данному образцу;

• упражнения на замену одних конструкций другими, параллельными; на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля.

3. Обучение различным видам речевой деятельности.

1. Обучение слушанию:

• повторить услышанный текст (пересказ подробный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);

• записать во время слушания опорные слова;

• конспектировать, составлять тезисы.

2. Обучение чтению (обучающее, ознакомительное, просмотровое и т.д.).

• прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым;

• прочитать и определить, что и почему вызывает смех (радость, печаль...);

• разбить текст на абзацы, озаглавить, подобрать эпиграф;

• обсудить текст во время беседы;

• чтение «по цепочке».

3. Обучение устной и письменной речи.

• Сочинение-репортаж на экологическую тему;

• сочинение-интервью с литературным героем;

• отзыв;

• сочинение-эссе;

• доклады и рефераты (подготовка и защита);

• сочинение – портретный очерк и др.

Современная система работы по развитию речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.

Совершенствуя речь учащихся, большое внимание следует обращать на такие факты, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи. Точность речи предполагает умение ученика не только умело передать факты наблюдения, но и найти наилучшие языковые средства. Из этих требований вытекает и совершенствование культуры речи.

Активизируя интерес учащихся к предмету в целом, развивая речевую грамотность на уроках и во внеклассной работе, а также целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся.

Но важнейшими условиями успешной работы по развитию устной речи на уроках русского языка и во внеурочное время, на мой взгляд, являются:

- многообразие применяемых способов, направленных на развитие устной и письменной речи;

- осуществление преемственной связи между учебной и внеурочной деятельностью по развитию речи учащихся как в содержании изучаемого материала, так и в способах его подачи;

- системная работа над обогащением словарного запаса учащихся.


Использованная литература:

1. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. – М.: Просвещение, 1982.

2. Выготский А. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997.

3. Головин Б. Н. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1997.

4. Дерябочкина Н. А. Описание опыта работы. Развитие связной речи на уроках русского языка.

5. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся. – М.: Просвещение, 1975.

6. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1985.

7. Черновол О. С. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. – Ульяновск, 2013.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Развитие речи обучающихся на уроках русского языка

Автор: Мокрушина Полина Владимировна

Дата: 22.04.2025

Номер свидетельства: 668840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Развитие речи на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(44) "razvitiie-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "168189"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423205433"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Эффективные методы преподавания на уроках русского языка и литературы в рамках реализации индивидуальной методической темы «развитие речи обучающихся»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_metody_prepodavaniia_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury_v_ramka"
    ["file_id"] => string(6) "572904"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1613057482"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(290) "Методическая разработка по теме «Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в 5-6 классах с использованием  технологии обучения в сотрудничестве» "
    ["seo_title"] => string(175) "mietodichieskaia-razrabotka-po-tiemie-razvitiie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-obuchieniia-v-sotrudnichiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "109036"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404056136"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока развития речи с презентацией "Описание помещения школьного музея" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-s-priezientatsiiei-opisaniie-pomieshchieniia-shkol-nogho-muzieia"
    ["file_id"] => string(6) "155117"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421244853"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Программа факультативного курса «Занимательный русский язык»  3 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446273692"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства