Развитие речи обучающихся на уроках русского языка
Развитие речи обучающихся на уроках русского языка
специально и в связи с изучением учебного курса для того, чтобы обучающиеся овладели языковыми нормами, а также умениями связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы.
Основная задача учителя при работе по развитию речи — создать атмосферу доброжелательного, доверительного общения, когда учащиеся захотят поделиться своими мыслями, впечатлениями, поисками, выразить своё отношение к предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи обучающихся на уроках русского языка»
Развитие связной речи обучающихся
на уроках русского языка
В гуманитарных науках исследованию речи уделяется большое внимание. Накоплен научный материал в области лингвистики и методики развития речи: работы Ф. И. Буслаева, И. И. Срезневского, Н. Ф. Бунакова, Л. В. Щербы, Э. В. Кузнецовой.
Исследования вышеуказанных авторов были использованы в методике преподавания русского языка как основы формирования речевых умений и навыков учащихся. Т. И. Ладыженская, В. И. Капинос, М. Т. Львов научно обосновали и разработали систему обучения связной речи, которая легла в основу соответствующего раздела действующей программы по русскому языку. Но, несмотря на имеющиеся разработки в области развития связной речи, существует тенденция к снижению речевого развития, поскольку, ни для кого ни секрет, что состояние речи современных школьников не удовлетворяет пока возрастающим потребностям устного и письменного общения.
Исходя из этого, задача каждого учителя-словесника — добиваться результатов в работе по развитию речи учащихся, научить детей грамотно, в полном объёме выражать свои мысли не только в устной, но и письменной форме, а самое главное, мы должны научить своих воспитанников полноценно общаться.
Коммуникативная компетенция подразумевает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы.
Основными формами речевой деятельности являются:
1) говорение;
2) слушание (аудирование);
3) письмо;
4) чтение.
Развитие речи на уроках русского языка — это вся работа, проводимая специально и в связи с изучением учебного курса для того, чтобы обучающиеся овладели языковыми нормами, а также умениями связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы.
Основная задача учителя при работе по развитию речи — создать атмосферу доброжелательного, доверительного общения, когда учащиеся захотят поделиться своими мыслями, впечатлениями, поисками, выразить своё отношение к предмету.
В методике развития речи учёные выделяют следующие разделы по развитию речи:
Педагогическая идея
В оспитание личности думающей, нравственно воспитанной и эстетически развитой
Методическая проблема
Развитие речи на уроках русского языка
Культура речи
Стилистика
Работа над звуковой стороной речи
Работа над значащими частями слова в аспекте развития речи
Работа над словом
(словарная работа)
Работа над грамматической формой слова в аспекте развития речи
Работа над синтаксическими средствами в аспекте развития речи
Связная речь
Развитие речи осуществляется в трёх направлениях, составляющих, по сути, единое целое:
1. Овладение нормами современного русского литературного языка.
2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
3. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Развитие речи учащихся будет эффективным при условии, если на уроках русского языка систематически и целенаправленно используются разнообразные речевые упражнения.
1. Овладение нормами литературного языка.
По программе наши ученики должны владеть некоторыми произносительными, лексическими и грамматическими нормами. Важно, как будет организован процесс усвоения этих норм на уроке.
Достижению поставленной цели способствуют:
1) письменное изложение или устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства (в данном тексте они являются опорными);
2) свободный или творческий диктант;
3) письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции;
4) составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;
5) замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т. д.);
6) сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;
7) выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного) языковых средств;
8) задание «Вставь слово».
Наиболее эффективными являются виды работы, способствующие запоминанию самой нормы:
1) заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому он легко запоминается);
2) «немые диктанты» (орфоэпические);
3) проговаривание вслух по слогам необходимого материала;
4) объединение слов в определенные группы по смыслу: с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т. д.
2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Основной целью словарной работы является помощь учащимся в осмысленном восприятии содержания и художественного восприятия литературного произведения и новых литературных слов, словосочетаний, научит употреблять их в точном, правильном значении, чтобы речь была яркой, выразительной, связной.
В работе можно использовать следующие приемы и методы:
1) Словарная работа:
• работа со словами, данными в учебнике: условно разбиваем все слова, данные в рамках, на группы (наука, спорт, нравственные качества и др.), на уроках объясняем слова, входящие в данный параграф, и еще 3–4, которые встретятся позже (принцип опережающего обучения);
• различные виды диктантов: словарный диктант (1 раз в неделю); диктант по памяти (проверка домашнего задания); диктант «Угадай словечко» (я читаю толкование слова, а дети записывают само слово;
• сочинение-миниатюра по опорным словам;
• карточки с разнообразными заданиями;
• «Объясни разницу» — работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению;
• работа со словарями: оформление карточек и знакомство класса с новым словом (выяснение значения нового слова по справочным материалам, т. е. по сноскам и словарю);
• традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению.
2) Обогащение грамматического строя речи учащихся:
• упражнение на построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, мини-сочинений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами: по графической схеме, по данному образцу;
• упражнения на замену одних конструкций другими, параллельными; на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля.
3. Обучение различным видам речевой деятельности.
1. Обучение слушанию:
• повторить услышанный текст (пересказ подробный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);
• записать во время слушания опорные слова;
• конспектировать, составлять тезисы.
2. Обучение чтению (обучающее, ознакомительное, просмотровое и т.д.).
• прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым;
• прочитать и определить, что и почему вызывает смех (радость, печаль...);
• разбить текст на абзацы, озаглавить, подобрать эпиграф;
• обсудить текст во время беседы;
• чтение «по цепочке».
3. Обучение устной и письменной речи.
• Сочинение-репортаж на экологическую тему;
• сочинение-интервью с литературным героем;
• отзыв;
• сочинение-эссе;
• доклады и рефераты (подготовка и защита);
• сочинение – портретный очерк и др.
Современная система работы по развитию речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.
Совершенствуя речь учащихся, большое внимание следует обращать на такие факты, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи. Точность речи предполагает умение ученика не только умело передать факты наблюдения, но и найти наилучшие языковые средства. Из этих требований вытекает и совершенствование культуры речи.
Активизируя интерес учащихся к предмету в целом, развивая речевую грамотность на уроках и во внеклассной работе, а также целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся.
Но важнейшими условиями успешной работы по развитию устной речи на уроках русского языка и во внеурочное время, на мой взгляд, являются:
- многообразие применяемых способов, направленных на развитие устной и письменной речи;
- осуществление преемственной связи между учебной и внеурочной деятельностью по развитию речи учащихся как в содержании изучаемого материала, так и в способах его подачи;
- системная работа над обогащением словарного запаса учащихся.
Использованная литература:
1. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. – М.: Просвещение, 1982.
2. Выготский А. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997.
3. Головин Б. Н. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1997.
4. Дерябочкина Н. А. Описание опыта работы. Развитие связной речи на уроках русского языка.
5. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся. – М.: Просвещение, 1975.
6. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1985.
7. Черновол О. С. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. – Ульяновск, 2013.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(283) "Эффективные методы преподавания на уроках русского языка и литературы в рамках реализации индивидуальной методической темы «развитие речи обучающихся»"
["seo_title"] => string(80) "effektivnye_metody_prepodavaniia_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury_v_ramka"
["file_id"] => string(6) "572904"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1613057482"
}
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(290) "Методическая разработка по теме «Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в 5-6 классах с использованием технологии обучения в сотрудничестве» "
["seo_title"] => string(175) "mietodichieskaia-razrabotka-po-tiemie-razvitiie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-obuchieniia-v-sotrudnichiestvie"
["file_id"] => string(6) "109036"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1404056136"
}
}