Методическая разработка по теме «Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в 5-6 классах с использованием технологии обучения в сотрудничестве»
Методическая разработка по теме «Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в 5-6 классах с использованием технологии обучения в сотрудничестве»
Данная методическая разработка затрагивает вопрос о развитии коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе с использованием технологии обучения в сотрудничестве.
Проблемы речевого развития всегда стояли перед педагогами и до вступления в действие Федеральных государственных образовательных стандартов, о чём свидетельствуют часы, отведённые на развитие речи во всех программах и задания по развитию речи в учебниках русского языка. Но научить писать сочинение – это не значит научить общаться. Нельзя отрицать, что талантливые учителя работали над проблемой развития устной речи, есть положительные примеры в отечественной педагогике и этому. Но факт остаётся фактом, зачастую, обладая орфографической грамотностью, выпускник не умел самостоятельно отстоять свою точку зрения, представить результаты своего труда, задать вопрос, чувствовал себя неуверенно в дискуссии.
Требования ФГОС заставляют учителя по-новому взглянуть на эту проблему и пересмотреть подходы к её решению. Технология обучения в сотрудничестве, на наш взгляд, является неотъемлемой частью всего процесса обучения сегодня и позволяет добиться наиболее высоких результатов в развитии культуры языковой личности, которая после выхода из школы будет успешной в профессиональной и общественной сферах жизни.
Цель: обобщение педагогического опыта по проблеме развития коммуникативных универсальных действий обучающихся 6 класса.
Задачи:
рассмотреть нормативно-правовую основу внедрения технологии обучения в сотрудничестве и формирования коммуникативной компетентности;
проанализировать теоретическую базу технологии обучения в сотрудничестве;
представить опыт работы по развитию коммуникативных УУД на основе технологии обучения в сотрудничестве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме «Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в 5-6 классах с использованием технологии обучения в сотрудничестве» »
Методическая разработка «Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в 6 классе с использованием технологии обучения в сотрудничестве». Е.В.Козибекова, ГБОУ СОШ с. Бобровка
ГБОУ ВПО «Самарская государственная областная академия (Наяновой)»
Кинельское управление министерства образования и науки
«Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в 5-6 классах с использованием технологии обучения в сотрудничестве»
Работу выполнила: Козибекова Елена
Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
слушатель курсов инвариантного блока
«Основные направления региональной
политики в контексте модернизации
российского образования»
Самара 2014
Содержание
Введение. Актуальность темы. Цели написания методической разработки…………………………………………………………….2-3 стр.
Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка в 5-6 классах с использованием технологии обучения в сотрудничестве
2.1. Нормативно-правовая основа внедрения технологии обучения в сотрудничестве и формирование коммуникативной компетентности…………………………………………………………5-8 стр.
2.2. Теоретическая база технологии обучения в сотрудничестве …9-11 стр.
2.3. Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка на основе образовательной технологии обучения в сотрудничестве (из опыта работы)………………………………………………………………...12-16 стр.
3. Источники информации………………………………………………17 стр.
4. Приложения………………………………………………………...19-21 стр.
Введение. Актуальность темы. Цели написания методической разработки.
Данная методическая разработка затрагивает вопрос о развитии коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе с использованием технологии обучения в сотрудничестве.
Проблемы речевого развития всегда стояли перед педагогами и до вступления в действие Федеральных государственных образовательных стандартов, о чём свидетельствуют часы, отведённые на развитие речи во всех программах и задания по развитию речи в учебниках русского языка. Но научить писать сочинение – это не значит научить общаться. Нельзя отрицать, что талантливые учителя работали над проблемой развития устной речи, есть положительные примеры в отечественной педагогике и этому. Но факт остаётся фактом, зачастую, обладая орфографической грамотностью, выпускник не умел самостоятельно отстоять свою точку зрения, представить результаты своего труда, задать вопрос, чувствовал себя неуверенно в дискуссии.
Требования ФГОС заставляют учителя по-новому взглянуть на эту проблему и пересмотреть подходы к её решению. Технология обучения в сотрудничестве, на наш взгляд, является неотъемлемой частью всего процесса обучения сегодня и позволяет добиться наиболее высоких результатов в развитии культуры языковой личности, которая после выхода из школы будет успешной в профессиональной и общественной сферах жизни.
Цель: обобщение педагогического опыта по проблеме развития коммуникативных универсальных действий обучающихся 6 класса.
Задачи:
рассмотреть нормативно-правовую основу внедрения технологии обучения в сотрудничестве и формирования коммуникативной компетентности;
проанализировать теоретическую базу технологии обучения в сотрудничестве;
представить опыт работы по развитию коммуникативных УУД на основе технологии обучения в сотрудничестве.
2.1. Нормативно-правовая основа внедрения технологии обучения в сотрудничестве и формирование коммуникативной компетентности.
Развитию коммуникативных навыков обучающихся на современном этапе в образовании уделяется большое внимание, свидетельством этого являются нормативные документы последних лет, направленные на модернизацию образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее ФГОС) указывает на то, что «личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности»1. Данное положение позволяет высказать мнение о том, средний школьный возраст (5-6 классы) является наиболее благоприятным для включения обучающихся в расширенную языковую среду, с одной стороны, не нарушая преемственности с начальной школой, с другой стороны, обеспечивая условия для развития коммуникативных навыков в среде старшеклассников.
ФГОС рекомендует составителям образовательных программ учитывать, что одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, является «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью»2; также говорится о том, что изучение предметной области «Филология» должно обеспечить: «обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию»3.
Таким образом, на учителе-филологе лежит ответственность за формирование личности с развитой языковой культурой, и средний возраст (ранний подростковый), психологической особенностью которого является направленность на общение со сверстниками, даёт наилучший результат в развитии коммуникативных навыков обучающихся. Важно отметить, что в этом возрасте учитель может изменить и отношение к учебному предмету, ведь довольно часто ученики, приходя в 5 класс из начальной школы, говорят о том, что русский язык для них трудный и неинтересный предмет. Педагогический опыт автора данной методической разработки позволяет утверждать, что уже примерно через месяц занятий, построенных на основе технологии общения, около 50% обучающихся говорят о том, что уроки русского языка им теперь не кажутся скучными и неинтересными, скорее они интересные и нужные для жизни.
«Фундаментальное ядро содержания общего образования» в системе школьного образования выделяет учебный курс русского языка не только как предмет изучения, но и как средство обучения, определяющее успешность в овладении всеми школьными предметами и качества образования в целом: «Основные цели изучения русского языка в школе: формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе; обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения; овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста). Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций»4.
Почему сегодня учитель не может работать по-старому? Мы живём в правовом государстве, все основания для систематического повышения профессионального мастерства изложены в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Закон содержит статьи, направленные на развитие экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, образовательные учреждения признаются самостоятельными в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности. В законе говорится о том, что «образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам»5. В статье 48, «Обязанности и ответственность педагогических работников» говорится о том, что «педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень…».6
Таким образом, на образовательное учреждение и учителя ложится большая ответственность за результаты образовательного процесса.
2.2. Теоретическая база технологии обучения в сотрудничестве
Теоретическая база опыта основывается на одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов – педагогике сотрудничества. Название технологии было дано группой педагогов – новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К Крупская, С.Т. Шацкий, В.А Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой). Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкина (Р. Славин, 1990), университета Миннесота (Роджерс Джонсон и Дэвид Джонсон, 1987) и группой Дж. Аронсона (1987, Калифорния), а также группой Шломо Шарн из Телль – Авивского университета (Израиль, 1988).
Только в 80-ые гг. XX «педагогика сотрудничества» стала признанным альтернативным направлением в практике массового обучения и воспитания. Представители педагогики сотрудничества – С.Л.Соловейчик, Ш.А.Амонашвили, В.Ф..Шаталов, Е.Н.Ильин. Идеи обучения в сотрудничестве на протяжении всего времени развиваются усилиями многих педагогов, потому как сама идея обучения в сотрудничестве гуманна по своей сути.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, ученики, работая в группе, не только добывают знания, они учатся строить между собой диалог, распределять обязанности, помогать друг другу, нести ответственность за коллективный результат работы.
В работе мы также опираемся на теорию развития языковой личности.
В языкознании под языковой личностью понимается совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений; языковая компетенция, характеризующаяся глубиной и точностью отражения действительности, степенью структурно-языковой сложности. Основы исследования языковой личности заложены в трудах В.Гумбольдта, Г. Гердера, Бодуэна де Куртене, В.В.Виноградова, Ю.Н.Караулова, М.М.Бахтина. В.В.Виноградов шёл от анализа языка писателя к пониманию языковой личности, осознавая, что за каждым текстом стоит языковая личность, владеющая системой языка. Бодуэн де Куртене пришёл к идее языковой личности другим путём – от изучения психологии языка и речи. М.М.Бахтин к пониманию языковой личности пришел, исследуя идеи диалога культур. Учёный заявил о «языковой индивидуальности ученика», умеющего создавать и удерживать в письменной речи свою живую индивидуальную интонацию. Современный учёный Ю.Н.Караулов в своей книге «Русский язык и языковая личность» даёт исчерпывающее определение языковой личности: «Языковая личность – вид полноценного представления личности, вмещающий в себя и психический, и социальный, и этнический и др. компоненты, преломленные через её язык, её дискурс».7
Таким образом, обучение в сотрудничестве, является условием формирования языковой личности и выражает сущность демократической педагогики. «Особенность демократической педагогики заключается в том, что она, стремясь создать максимально благоприятные условия для развития и реализации (самореализации) каждого человека, уча его учиться, действовать и общаться, уделяет особое внимание проблеме гармонизации интересов отдельного человека и группы (общества, сообщества). При этом демократическая педагогика исходит из признания в качестве аксиомы того факта, что человек становится человеком, только взаимодействуя, общаясь с другими людьми; успешность человека напрямую связана с его способностью к сотрудничеству, конструктивному межличностному взаимодействию; свободное и продуктивное развитие каждого человека есть условие и результат свободного и продуктивного развития всех»8.
В статье Щегловой Светланы Брониславовны «Технологические и методологические аспекты организации учебной деятельности в условиях внедрения ФГОС» подчёркивается, что «работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные
ориентиры. При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся»9.
2.3. Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка на основе образовательной технологии обучения в сотрудничестве (из опыта работы)
Для учителя, к которому приходит 5 класс, каждый раз открывается возможность не только завоевать авторитет учеников, но и кардинально поменять отношение к предмету. Поэтому очень важно и то, какой стиль общения будет задан с первого дня работы, и то, насколько сам учитель готов меняться, экспериментировать, расти вместе с детьми.
Трудности и способы их преодоления
Первая трудность, с которой мы сталкиваемся: пятиклассники, всегда хотят отвечать, они не боятся ошибаться, но зачастую не слышат друг друга. Их главная цель высказать то, что они знают, а не разобраться в истине. Поэтому договариваемся о правилах, которые помогают постепенно перестроиться.
«Умение говорить – это искусство, а умение слушать – это культура».
Вторая трудность, если урок в начальной школе строился только традиционно, ученики не сомневаются в том, что им говорит учитель, поэтому не воспринимают слова учителя критически.
Учитель имеет право ошибаться, а ученик имеет право отстаивать свою точку зрения.
Третья трудность возникла в начале работы на основе технологии сотрудничества, на первых порах объединённые в группу ученики (возможно при личной неприязни) не стали выполнять задание коллективно, а каждый остался «сам по себе».
Учимся сотрудничать: один – за всех, и все – за одного.
Четвёртая трудность, ученики, конечно, понимают, что, если успех оценивается общей отметкой, то лучше попасть в группу с сильными одноклассниками.
Заранее оговариваем правила работы: группы постоянно меняются, ведь неизвестно, в какой команде тебе придётся работать в жизни, побеждает та команда, которая дружна, действует слаженно, а значит, для успеха нужно учиться сотрудничать со всеми.
В условиях малочисленных классов (10-12 человек) группы состоят из 3-4 учащихся, в классе 2-3 человека, способных справиться с заданиями повышенной сложности 2 ученика с ОВЗ, остальные справляются с заданиями на базовом уровне и частично с заданиями повышенной сложности. В процессе адаптации в 5 классе важна не только диагностика предметных УУД, знание личностных качеств учащихся (лидерские качества, ответственность, общительность, мотивация) позволяет построить урок наиболее эффективно.
В методической литературе выделяется 4 варианта работы в команде:
вариант.
Совместное обучение в малых группах-командах (Student Teams – Achievement Division, or STAD).
Обучение в команде на основе игры (Teams – Games – Tournament, or TGT). Индивидуализация обучения в команде (для уроков математики) – (Team Assisted Individualization, or TAI ).
Обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению (для уроков литературы) (Cooperative Integrated Reading and Composition, or CIRC).
вариант.
(Cooperative Learning) – «Ажурная пила» - Jigsaw – разработана Э. Аронсоном
3 вариант.
(Learning Together) – «Учимся вместе» (университет штата Миннесота)
вариант.
Исследовательская работа учащихся в группах (Шломо Шаран, Израиль)
Исходя из условий школы, наиболее приемлемым для нас (в классах с небольшим количеством учащихся) является 3 вариант «Учимся вместе». В моей практике занятия, построенные на основе данной образовательной технологии используются при изучении достаточно сложных тем, например «Правописание одной и двух -н- в прилагательных, образованных от существительных». Объёмное правило не только усвоено учащимися, но и урок прошёл незаметно, на основе деятельности учащихся.
Фрагмент урока «открытия» нового знания в соответствии со структурой урока по ФГОС
формулируют проблему: правописание одной и двух н вызывает затруднения.
Этап построения проекта выхода из затруднения.
Используя материал параграфа в учебнике, составьте опорную схему, которая поможет решить проблему.
Изучают правило, оформляют его в понятную опорную схему.
Этап реализации построенного проекта
Подготовьтесь к представлению перед классом (выходит по назначению учителя, ученик, имеющий трудности).
Озвучивают внутри группы, проговаривают друг перед другом.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Представьте свою опорную схему перед классом.
У доски представители группы комментируют результаты работы.
Сравните опорные схемы и представления, выберите наиболее удачный вариант, задайте вопросы, позволяющие дополнить сведения.
Сравнивают, выбирают, дают качественную оценку, называют недостатки, дают советы.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Примените опорную схему для объяснения правописания (текст, данный в начале урока).
Проверяют эффективность действия правила, изложенного в схеме при работе над орфограммой.
Выполните упражнение в учебнике, опираясь на полученные знания, проверьте работу друг друга, используя ключ.
Вставляют пропущенные буквы, взаимопроверка
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Сделайте вывод о том, насколько решена выявленная в начале урока проблема.
Анализируют успешность выполнения, делают вывод о степени усвоения правила.
Подобные уроки востребованы учащимися, при выяснении их мнения, большинство хотят самостоятельно изучать новый материал (80%), но 20% признаются, что им трудно. Тем не менее, вовлечённость в такой процесс самостоятельного открытия знаний позволяет повысить мотивацию к учению (что доказывает творческий подход, дети составляют оригинальные схемы, стараются, чтобы они имели свою «изюминку»), совершенствует предметные и метапредметные универсальные действия учащихся.
Все ученики имеют папки с опорными схемами, сделанными своими руками, конечно, они разные, у кого-то рукописные, у кого-то материалы постепенно переводятся в печатный вариант. О работе с опорными схемами размещена информация на персональном сайте: bobrovkalena.ucoz.ru, замечено, что ученики любят работать с этими папками-выручалочками. (Приложение)
Коммуникативный аспект таких уроков, на наш взгляд, нуждается в пояснении. Если учитель и ученики ставят перед собой цель учиться достигать взаимопонимания и уметь представлять результаты своей работы, то это оговаривается заранее, зачастую именно представление результатов вызывает затруднение. При подготовке любого выступления, будь то сообщение, подготовленное индивидуально или в паре с одноклассником, нужно помочь, вначале это может быть шаблон, план, алгоритм, образец.
Одним из полезных и продуктивных видов работы, который используется 1-2 раза в год, является урок - публичные чтения (Приложение). Тема публичных чтений определяется заранее, на подготовку даётся месяц. В этом виде работы использую технологию сотрудничества не только в рамках одного класса, когда одну тему раскрывает группа из двух или трёх человек (здесь каждый может проявить свои таланты, кто-то силён в создании презентации, кто-то в поиске информации, а кто-то ораторскими способностями обладает). Весь прошедший учебный год в нашей школе был посвящён предстоящим Олимпийским играм в Сочи, публичные чтения были посвящены Олимпийскому движению в России. Поскольку не хватало времени поработать с каждым пятиклассником индивидуально, то попросила помощи у десятиклассников (они уже опытные в вопросе создания презентаций и выступлений), сложились шефские связи: десятиклассники не только помогли исправить ошибки в презентациях пятиклассникам, но и отрепетировать представление.
В этой разработке мы не ставили своей целью показать все формы и примеры сотрудничества, используемые в практике, но они присутствуют и на уроках литературы и во внеурочной деятельности как при проведении культурно-массовых мероприятий, школьных вечеров (разновозрастные команды), так и при организации спортивных праздников и эстафет.
Источники информации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 стр. 6
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.7
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 стр. 9
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011., стр.12.
5,6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. http://минобрнауки.рф/документы/2974
7. Караулов Ю.Н. «Русский язык и языковая личность» М.: Издательство ЛКИ, 2010.
8. Корнетов Г.Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе: Учебное пособие. М.-Тверь: Научная книга, 2009. – 184 с. (Библиотека демократиче-ского образования. Выпуск 2).
9. Образование сегодня: теория, методология, практика: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. 24 января 2013 г. /гл. ред. Баранов А.С. –Чебоксары: ЦДИП «INet», 2013. http://file4.inet21.com/05/26/42/filestore/Сборник_Образование%20сегодня.pdf Щеглова С. Б. «Технологические и методологические аспекты организации учебной деятельности в условиях внедрения Федеральных государственных стандартов» .