Эффективные методы преподавания на уроках русского языка и литературы в рамках реализации индивидуальной методической темы «развитие речи обучающихся»
Эффективные методы преподавания на уроках русского языка и литературы в рамках реализации индивидуальной методической темы «развитие речи обучающихся»
Из опыта работы по индивидуальной методической теме "Развитие речи на уроках русского языка и литературы". Использование эффективных методов работы по данной теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эффективные методы преподавания на уроках русского языка и литературы в рамках реализации индивидуальной методической темы «развитие речи обучающихся»»
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Эффективные методы преподавания литературы и русского языка – это методы, позволяющие давать обучающимся твердые знания, активизирующие познавательные способности детей.
На занятиях очень важно развивать монологическую речь обучающихся. Чтобы помочь ребятам овладеть грамотной устной речью, нужно даватьтворческие задания. Подготовка к таким занятиям позволят студентам не только повысить культуру монологической речи, но и приобщает к научной и исследовательской деятельности. Для этого необходимо прибегать к инновационным методам преподавания предметов. Слово «инновация» образовано от латинского «innovation» и означает нововведение и изменение. Определение означает создание, внедрение и распространение новых тенденций в той или иной сфере. Инновации способны решать актуальные вопросы и проблемы; распространение и внедрение инновационных технологий способствуют выходу на новый уровень развития; благодаря новаторскому подходу совершенствуется вся система обучения в колледже. Таким образом, осуществляется переход на деятельностный процесс обучения, заменяя прежний — объяснительно-иллюстративный.
Так, при изучении жизни и творчества писателей, целесообразно применять метод интервью, Обучающийся, исполняющий роль «корреспондента» учится правильно формулировать свои вопросы к приглашённому интервьюеру. Корреспондент должен правильно, понятно, корректно и четко задавать вопросы. Отвечающий – обдумывать свои ответы, отвечать правильно и логично. Оба должны следить за грамотностью речи.
Для развития речи учеников рекомендуется давать сообщения по опережающему обучению. Опережающее обучение — вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Согласно принципу опережающего обучения, вся эффективная организация обучения направлена на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучаемого, формирование способности получать знания в сотрудничестве с другими обучаемыми, т. е. саморазвиваться. Это и написание отзывов о прочитанных книгах и просмотренных кинофильмах (особенно экранизация литературных произведений), и написание докладов, и подготовка презентаций по темам будущих занятий, да и, в конце концов, чтение самих произведений, которые будут изучаться. Интерес к тексту не возникает сам по себе. Разумеется, громадную роль играет и атмосфера в семье, и вся обстановка вокруг. Как театр начинается с вешалки, так и работа с художественным текстом начинается задолго до непосредственной встречи с книгой. И атмосфера в кабинете, в который студент попадает, впервые переступив порог колледжа, и та среда, которая может отпугнуть, а может вдохновить на чтение. Я очень люблю свой кабинет литературы, любят его и мои студенты – может быть потому, что он оформлен ими самими, несколькими поколениями учеников. Группа, где я была куратором (сейчас уже выпускники), оформила панно во всю стену «Периодизация русской литературы». Это не просто красивая картинка, это тот материал, который реально помогает усваивать учебный материал, причём не на одном занятии, а на занятиях всего курса литературы. Этот материал стимулирует обучающихся познакомиться с произведениями тех писателей и поэтов, которые изображены на панно. А познакомиться с их работами они могут здесь же, в кабинете, т.к. сегодняшние второкурсники начали собирать библиотеку кабинета, надеюсь, что первый курс продолжит эту традицию, хотя уже и сегодня мы имеем возможность обеспечить всех студентов художественными текстами практически на всех занятиях. Прежде чем приступить к чтению, обычно задаю проблемный вопрос, ответ на который обучающиеся могут найти в тексте. При поиске ответа на парадоксальный вопрос они сами легче поймут тему произведения. К тому же проблем в наших художественных текстах столько, что поисковая деятельность, развивающая и студентов, и нас, может быть бесконечна, если мы сумеем этим вдохновить. И сложнейшие тексты после такой работы уже не пугают их – они вдохновляются и начинают читать или хотя бы возникает желание посмотреть экранизацию литературных произведений. Так же ребята, отнюдь не отличники, с удовольствием участвуют в постановке спектаклей по мотивам литературных (программных) произведений. Но ведь для участия в спектакле им нужно как минимум прочитать то, что будет изучаться только в конце 2 семестра, и делают они это с удовольствием и в гораздо большем объеме, чем обычно нужно для урока, помогая выбрать подходящие для постановки рассказы. А для того, чтобы выбрать произведение, его надо не только прочитать, но и прочувствовать. Согласитесь, ощущать катарсическое (Ка́та́рсис — процесс высвобождения эмоций, разрешения внутренних конфликтов и нравственного возвышения, возникающий в ходе сопереживания при восприятии произведений искусства) очищение вместе с детьми, когда они замирают, пораженные фантастической уверенностью юной Цветаевой в жизненной силе ее стихов («…стихам моим, как драгоценным винам…»), или вдруг оторопело осознают, что одно стихотворение Ахматовой оказывается равным целому тому «Войны и мира» - не это ли высшее счастье педагога?..
Итак, приемы и технологии, помогающие через работу с текстом вдохновить обучающихся на чтение художественной литературы:
· создание вдохновляющей среды;
· художественные тексты на уроках русского языка;
· контекстуальное чтение и проблемно-поисковая деятельность;
· актерское чтение и режиссерская театрализация.
На уроках русского языка для развития монологической речи учащихся целесообразно вести работу над речевыми нормами языка, для этого нужно давать упражнения и задания по исправлению речевых ошибок.
Для развития речи на уроках русского языка можно составлять рассказы по изученной теме, например, «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием», «Падежные окончания имен существительных». Составление таких рассказов позволит обучающимся не только развивать речь, но и закреплять теоретические знания по данным темам.
Нередко преподавателей русского языка и литературы называют словесниками. Языковедение и литературоведение не должны отрываться друг от друга. Удовлетворяет ли нас уровень литературного образования наших студентов, их грамотность, их устная речь? Конечно, нет, ибо не всегда мы учим чувствовать слово, видеть и понимать его смысл, стилистическую роль, богатейшие возможности. Для словесников главная из межпредметных связей – связь русского языка и литературы, та глубинная связь, когда знания по русскому языку, речевые умения и навыки закрепляются на уроках литературы, а знания по литературе обогащают речевую практику учащихся на уроках русского языка.
Речевая деятельность обучающихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. Именно этим обусловлена основная цель моей педагогической деятельности - создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственной личности, способной на сознательный жизненный выбор, владеющей нормами языка и стремящейся к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.
Литература:
1. Ю.Л. Азаров. «Игра и труд», г. Москва, «Дрофа». 2004
2. Т.Ю. Батурлакина. «Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС» (для преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО и НПО), г. Армавир, 2013
3. А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова. « Учебная деятельность», г. Москва, 2004
4. А.А. Гин. «Приемы педагогической техники», «Вита», г. Москва, 2004
5. В.М. Лизинский, «Приемы и формы в учебной деятельности», Центр «Педагогический поиск», г. Москва, 2004