Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления на уроках русского языка в начальных классах»
В рамках технологий развития критического мышления возможно применение следующих активных методов обучения
На этапе актуализации знаний учащихся эффективным является такой прием, как «Кластер». Данный метод позволяют учащимся активизировать уже имеющиеся знания по определенным темам
Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы.
Стратегия «Ассоциативный ряд». Данный прием является наиболее эффективным при изучении лексических тем на уроках русского языка. Суть этой стратегии состоит в том, что педагог предлагает учащимся написать за определенное время слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать.
Прием «Верно-Неверно»
Данный прием удобно применять при повторении пройденного материала. На этом этапе важно освежить в памяти все, что ученикам известно по теме урока и те знания, умения и навыки, которые пригодятся на уроке.
Объявляется тема
Учитель зачитывает вопросы и предложения
Учащиеся фиксируют ответы с помощью значков «+» и «-»
Метод «Синквейн» - прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк
Данный приме особенно удобен при анализе литературного произведения и характеристике его героев
«Синквейн» имеет определенную схему, по которой мы раскрываем литературного героя следующим образом
1. Одно существительное
2. Два прилагательных или два причастия
3. Три глагола три (допускаются пояснения)
4 . Предложение из четырех слов
5. Одно существительное (вывод, обобщение)
Синквейн к «Притче о блудном сыне»
1.Младший сын
2.Заблудший , легкомысленный
3.Ушел, промотал, распутничал
4.Блудный сын прощен отцом
5.Раскаяние
«Фишбоун» (англ.- «скелет рыбы») позволяет учащимся выявить причинно-следственные связи и мотивы поступков героев произведения.
Схема, в которой отражается весь материал в определенном порядке
В голове рыбы ставится «толстый вопрос»
Верхние плавники – это причины
Нижние плавники – это следствие, то есть факты из произведения
В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос»
Фишбоун к стихотворению А.С.Пушкина «Анчар»
Вопрос: «Мог ли человек не пойти к смертоносному дереву? »
1-я причина – «Послал к анчару властным взглядом»
Следствие – «И тот послушно в путь потек»
2-я причина – ничем не ограниченная власть
Следствие – полная покорность
3-я причина – тиран
Следствие – «И умер бедный раб у ног «Непобедимого владыки»
4-я причина – царь
Следствие – гибель
Вывод: Нет, не мог, потому что за ядом к анчару по приказу владыки идет не человек, а раб
«Концептуальная таблица»
Особенно полезен этот активный метод, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит
Концептуальная таблица к «Притче о блудном сыне»
Линии сравнения
Старший сын
Младший сын
После получения наследства
Остался с отцом
Пошел в дальнюю сторону
Отношение к отцу
Всегда был при отце, служил ему: «я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего»
Расточил свое наследство
Возвращение
Обида на отца, непонимание его поступка
Возвращение в отчий дом, раскаяние, просьба о прощении
Основной смысл использования приема «Сводная таблица» в технологии развития критического мышления заключается в том, что «линии сравнения» , то есть характеристики , по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики.
Для работы с художественным текстом произведения часто использую прием «Сюжетная таблица»
Кто?
Что?
Где?
Когда?
Почему?
Стратегия «Знаю-Узнал-Хочу узнать»
Цель данной стратегии – развитие рефлексивности. Используя ее при работе с информацией, учащиеся соотносят известное и новое, определяют свои познавательные запросы обосновывая их известной им информацией, а также определяют дальнейшие направления в индивидуальном исследовательском поиске
Эффективное использование активных методов обучения позволит обеспечить организацию образовательного процесса, направленного на достижение высокой заинтересованности и вовлеченности в учебную, проектную, исследовательскую деятельность, формирования качеств личности, моральных и нравственных установок, ценностных ориентиров. И следует помнить, что для того, чтобы обучать учащихся посредством активных методов, активным должен быть сам педагог.
Источники:
«Инфоурок» - «Реализация деятельностного подхода как приоритета современного урока» - А.М.Арсюкова, Вспомогательная школа № 24, г.Орши, Республика Беларусь
2.Методическое руководство для 7 класса общеобразовательной школы – г.Алматы «Атамура» - 2017 г- В.В.Савельева, Г.Г.Лукпанова, А.Б.Ярмухамедова
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
["file_id"] => string(6) "116664"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412579613"
}
}