Развитие языковой компетентности учащихся в современной школе
Развитие языковой компетентности учащихся в современной школе
Языковая компетенция – способность употреблять слова, применять знания системы языка (фонетика, грамматика, лексика) как средства коммуникации с использованием его синонимических средств. Согласно формулировке Е.Д. Божович, включает компоненты:
данные речевого опыта, накопленные в ходе общения;
знания, усвоенные в процессе специального обучения [1, с. 19].
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие языковой компетентности учащихся в современной школе»
Развитие языковой компетентности учащихся в современной школе
УДК 373.3.016
Языковая компетенция – способность употреблять слова, применять знания системы языка (фонетика, грамматика, лексика) как средства коммуникации с использованием его синонимических средств. Согласно формулировке Е.Д. Божович, включает компоненты:
данные речевого опыта, накопленные в ходе общения;
знания, усвоенные в процессе специального обучения [1, с. 19].
Поэтому в отечественной науке её воспринимают в качестве совокупности конкретных умений, необходимых для воспроизводства речевых контактов и овладения языком как предметом. Сейчас развитию данного навыка как фактору воспитания социально активной личности, придается особое значение.
На уроке формирование языковой компетентности строится на базе словосочетания, предложения, текста, а также общих сведений о синтаксисе, фонетике, лексике, морфемике и словообразовании [2, с. 25].
Важнейший языковой навык, формируемый у младших школьников в процессе изучения состава слова, – морфемный анализ, с целью установления его структуры. Объектом является состав слова, выяснение и осмысление его компонентов. Возникающие затруднения объясняются связью с лексической и морфологической характеристикой, требует знаний значения слова, его грамматической принадлежности а также ряда противоречий в определении структуры слова в разных лингвистических справочниках. Слова русского языка отличаются структурным разнообразием: выделяются изменяемые и неизменяемые, простые и сложные, членимые и нечленимые; во многих словах отмечаются исторические чередования. Сделать вывод во многих случаях можно только на основе соотношения производного слова. В процессе работы над образованием слова у учащихся выявляется неумение мыслить абстрактными категориями. Правильное нахождение морфем пресекает появление орфографических ошибок, способствует сформированности речи, личности, стремящейся к постижению нового. Следовательно, качественный процесс освоения языка маловероятен без знания структуры слова и морфемного анализа [3, с. 41].
Раздел «Состав слова», изучаемый в начальной школе, несёт в себе изрядную теоретическую и практическую значимость. Данное умение является предпосылкой к усвоению основных правил орфографии (правописание приставок, суффиксов, безударных гласных в корне и др.), способствует осуществлению коммуникативного направления обучения, проявленную в усвоении норм и правил употребления языковых единиц в речи, что вкупе формирует интуитивность в написании текстов [4, с. 39].
Особый смысл имеет организация работы со словарями. Виды упражнений, связанные с ними, имеют практическую направленность, но в то же время должны решать и задачи развития, воспитания интереса к данному виду деятельности.
Реализация системы формирования компетенции направлена на развитие умений активизировать знания, управлять услиями, постигать новые способы работы с учебным материалом и накапливать знания. Критериями сформированности языковой компетенции представляются навыки: опознавать языковую единицу, сопоставлять ее с внешне сходными [5, с. 7].
Известно, что можно отлично знать нормы произношения, правила употребления слов, грамматические формы и конструкции, уметь использовать разнообразные приёмы выражения мыслей, иными словами, быть компетентностным в лингвистическом отношении, но не уметь применять знания в коммуникативной ситуации [6, с. 50].
Усвоение теоретических сведений подкрепляется подготовленной системой упражнений, позволяющей выстроить систему синтаксических умений и навыков.
Для формирования навыков нами была разработана модель, кратко отображающая реальный процесс. Исходным положением послужили целостный, деятельный и личностно-ориентированный подходы, без которых формирование компетентности невозможно [7, с. 21].
Таким образом, цель компетентностного подхода заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и склонностей. Владение культурой речевого общения развивает кругозор, повышает интерес к предмету.
Список использованных источников
Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. – М.:МПСИ, 2002. – 288 с.
Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку / Е. А. Быстрова // Русская словесность. – 2003. – № 1. – С. 25–26.
Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. – Либроком, 2010.
Лоншакова А.А. Состав слова / А.А. Лоншакова // Начальная школа. – 2003. – № 9. – С. 38–42.
Львова С.И. Работа над составом слова на уроках русского языка / С.И. Львова. – М.: Академия, 2014. – 192 с.
Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания / Н.С. Рождественский. – М.: Академия, 2006. – 321 с.
Шестакова Н.А. Три вопроса по словообразованию / Н.А. Шестакова // Начальная школа плюс. – 2013. – № 3. – С. 20–23.