kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие языковой компетентности учащихся в современной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Языковая компетенция – способность употреблять слова, применять знания системы языка (фонетика, грамматика, лексика) как средства коммуникации с использованием его синонимических средств. Согласно формулировке Е.Д. Божович, включает компоненты:

  • данные речевого опыта, накопленные в ходе общения;
  • знания, усвоенные в процессе специального обучения [1, с. 19].

Просмотр содержимого документа
«Развитие языковой компетентности учащихся в современной школе»

Развитие языковой компетентности учащихся в современной школе


УДК 373.3.016

Языковая компетенция – способность употреблять слова, применять знания системы языка (фонетика, грамматика, лексика) как средства коммуникации с использованием его синонимических средств. Согласно формулировке Е.Д. Божович, включает компоненты:

  • данные речевого опыта, накопленные в ходе общения;

  • знания, усвоенные в процессе специального обучения [1, с. 19].

Поэтому в отечественной науке её воспринимают в качестве совокупности конкретных умений, необходимых для воспроизводства речевых контактов и овладения языком как предметом. Сейчас развитию данного навыка как фактору воспитания социально активной личности, придается особое значение.

На уроке формирование языковой компетентности строится на базе словосочетания, предложения, текста, а также общих сведений о синтаксисе, фонетике, лексике, морфемике и словообразовании [2, с. 25].

Важнейший языковой навык, формируемый у младших школьников в процессе изучения состава слова, – морфемный анализ, с целью установления его структуры. Объектом является состав слова, выяснение и осмысление его компонентов. Возникающие затруднения объясняются связью с лексической и морфологической характеристикой, требует знаний значения слова, его грамматической принадлежности а также ряда противоречий в определении структуры слова в разных лингвистических справочниках. Слова русского языка отличаются структурным разнообразием: выделяются изменяемые и неизменяемые, простые и сложные, членимые и нечленимые; во многих словах отмечаются исторические чередования. Сделать вывод во многих случаях можно только на основе соотношения производного слова. В процессе работы над образованием слова у учащихся выявляется неумение мыслить абстрактными категориями. Правильное нахождение морфем пресекает появление орфографических ошибок, способствует сформированности речи, личности, стремящейся к постижению нового. Следовательно, качественный процесс освоения языка маловероятен без знания структуры слова и морфемного анализа [3, с. 41].

Раздел «Состав слова», изучаемый в начальной школе, несёт в себе изрядную теоретическую и практическую значимость. Данное умение является предпосылкой к усвоению основных правил орфографии (правописание приставок, суффиксов, безударных гласных в корне и др.), способствует осуществлению коммуникативного направления обучения, проявленную в усвоении норм и правил употребления языковых единиц в речи, что вкупе формирует интуитивность в написании текстов [4, с. 39].

Особый смысл имеет организация работы со словарями. Виды упражнений, связанные с ними, имеют практическую направленность, но в то же время должны решать и задачи развития, воспитания интереса к данному виду деятельности.

Реализация системы формирования компетенции направлена на развитие умений активизировать знания, управлять услиями, постигать новые способы работы с учебным материалом и накапливать знания. Критериями сформированности языковой компетенции представляются навыки: опознавать языковую единицу, сопоставлять ее с внешне сходными [5, с. 7].

Известно, что можно отлично знать нормы произношения, правила употребления слов, грамматические формы и конструкции, уметь использовать разнообразные приёмы выражения мыслей, иными словами, быть компетентностным в лингвистическом отношении, но не уметь применять знания в коммуникативной ситуации [6, с. 50].

Усвоение теоретических сведений подкрепляется подготовленной системой упражнений, позволяющей выстроить систему синтаксических умений и навыков.

Для формирования навыков нами была разработана модель, кратко отображающая реальный процесс. Исходным положением послужили целостный, деятельный и личностно-ориентированный подходы, без которых формирование компетентности невозможно [7, с. 21].

Таким образом, цель компетентностного подхода заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и склонностей. Владение культурой речевого общения развивает кругозор, повышает интерес к предмету.

Список использованных источников

  1. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. – М.:МПСИ, 2002. – 288 с.

  2. Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку / Е. А. Быстрова // Русская словесность. – 2003. – № 1. – С. 25–26.

  3. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. – Либроком, 2010.

  4. Лоншакова А.А. Состав слова / А.А. Лоншакова // Начальная школа. – 2003. – № 9. – С. 38–42.

  5. Львова С.И. Работа над составом слова на уроках русского языка / С.И. Львова. – М.: Академия, 2014. – 192 с.

  6. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания / Н.С. Рождественский. – М.: Академия, 2006. – 321 с.

  7. Шестакова Н.А. Три вопроса по словообразованию / Н.А. Шестакова // Начальная школа плюс. – 2013. – № 3. – С. 20–23.

3


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Развитие языковой компетентности учащихся в современной школе

Автор: Мансурова Ольга Константиновна

Дата: 05.11.2020

Номер свидетельства: 562573

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект урока английского языка в 6 классе "Система обучения в школах России и Великобритании", ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_anghliiskogho_iazyka_v_6_klassie_sistiema_obuchieniia_v_shkolakh"
    ["file_id"] => string(6) "442446"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512498744"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(87) "razvitiie-kommunikativnoi-kompietientsii-uchashchikhsia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "112176"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408383822"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Статья.  «Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского и литературы с использованием семи модулей Программы курсов». "
    ["seo_title"] => string(145) "stat-ia-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-i-litieratury-s-ispol-zovaniiem-siemi-moduliei-proghrammy-kursov"
    ["file_id"] => string(6) "119526"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413455561"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Педагогический проект «Развитие коммуникативной компетентности посредством проблемных методов обучения обучающихся 5 класса» "
    ["seo_title"] => string(145) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-kommunikativnoi-kompietientnosti-posriedstvom-probliemnykh-mietodov-obuchieniia-obuchaiushchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "107614"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403351237"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Педагогический проект «Развитие речевой и языковой культуры учащихся» («Возвращение к истокам…») "
    ["seo_title"] => string(111) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-riechievoi-i-iazykovoi-kul-tury-uchashchikhsia-vozvrashchieniie-k-istokam"
    ["file_id"] => string(6) "148233"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419613407"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства