kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа со словарными словами на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате целенаправленной работы над словарными словами повышается качество знаний учащихся, формируются прочные орфографические навыки их написания.

Просмотр содержимого документа
«Работа со словарными словами на уроках русского языка»

Работа со словарными словами на уроках русского языка

Одним из показателей речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Слово – могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии.

Слова с непроверяемым написанием изучаются во всем курсе русского языка. Они определены учебной программой и включены в «словарь», который помещен в конце учебника «Русский язык». Наиболее частыми орфографическими ошибками в работах моих учеников являются ошибки на правописание безударных гласных в слове, поэтому работа с данной группой слов проводится целенаправленно и систематически почти на каждом уроке. Для себя в данной работе я поставила следующие задачи:

— формирование прочных орфографических навыков (в пределах программных требований);

— обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

— развитие их логического мышления;

Моя практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов малоэффективна. Для того, чтобы эта работа была для детей интересна и давала результат, я стараюсь использовать разные виды работ и наглядный материал. Для каждого словарного слова представлена иллюстрация, лексическое значение и употребление данного слова в литературе — пословицы, поговорки, загадки, отрывки из стихотворений. Всю работу со словарными словами строю с учетом возрастных особенностей школьников. В результате целенаправленной работы над словарными словами повышается качество знаний учащихся, формируются прочные орфографические навыки их написания.

Предлагаю учащимся следующие приемы запоминания словарных слов:

1) приём «фотографирования» слова — молча посмотреть на слово, прочитать их про себя по слогам: потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным. Представить можно по-разному: и так, как они выглядят в книжке, и совсем по-другому: написанными крупными, яркими буквами, светящимися, как на вывесках, или ярко-белыми на черном фоне, или разноцветными, как на киноафише. Затем снова открыть глаза, проверить себя, записать слово и снова проверить себя (для учащихся со зрительной памятью);

2) проговорить слово по слогам соседу по парте или послушать, как слово проговаривает сосед (для учащихся со слуховой памятью); 3) проговорить слово орфографически, отчётливо произнося каждый звук. Проговариваем слова трижды: сначала нормальным голосом, потом потише, потом шепотом. А затем мысленно проговариваем «в уме» так же отчетливо, но, не произнося ни звука (для учащихся с моторной памятью). Запоминанию слов способствует привлечение мнемонических приемов. Мнемоника (с греческого —искусство запоминания), система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. К мнемоническим приемам можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.

5. Педагогика общеобразовательной школы в этом виде работы должны выполняться следующие требования:

— Ассоциативный образ должен быть связан со словом каким-то признаком: по цвету, по форме, по звучанию, по назначению, по вкусу, по действию и др.

— Образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является в словарном слове сомнительной.

— Образ должен быть простым для его исполнения, красочным и вызывать положительные эмоции.

— Учитель не должен навязывать свой ассоциативный образ, а может показать образец его нахождения. Ценность заключается в том, чтобы каждый ребенок сам умел найти ассоциативный образ. После обсуждения и выявления правильности выбора ассоциации можно зафиксировать этот образ в авторской книжке ученика. Это альбом, для запоминания словарных слов, в котором ученики, зарисовывают графические ассоциации.

Работа над лексическим значением слова.

Обогащению словарного запас может быть направлена на:

1) восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, анатомических синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;

2) развитие умения объяснять значение слов и особенности их употребления в речи;

3) формирование умения пользоваться словом в речи при построении собственного высказывания. Каждый ребенок по-своему понимает смысл, который закреплен за словом, но дать словесное объяснение значения слова для детей затруднительно. Это ещё раз подтверждает, что словарные упражнения не должны быть направлены только к запоминанию определенного списка слов вне всякой связи с общей системой занятий по языку. Ознакомление с лексическим значением слова осуществляю частично-поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом . В конце общения кто-либо из детей, а затем учитель дают полное лексическое значение нового слова.

Закрепление правописания слов.

Для закрепления правописания слов с непроверяемыми написаниями использую следующие приемы, которые разделила на две группы:

1. Приёмы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания — написание слова (группировка слов по орфографическому признаку, установление сходства и различия в написании слова, разнообразные игры);

2. Приемы, направленные на запоминание слов и на развитие речи учащихся, когда в центре внимания — значение слова (подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний и предложений, замена описательных оборотов отдельными словами, составление тематических групп, сочинение по опорным словам и т.д.)

Контроль.

Формой контроля сформированности умений писать являются диктанты. Словарный диктант — незаменимая форма проверки знаний учащихся. Этот вид диктантов удобен тем, что может, относится к конкретной теме урока, может использоваться как контрольный срез знаний по этой теме, а может быть своеобразной разминкой, проведенной в начале урока для настроя учащихся на дальнейшую работу, либо в середине урока для переключения внимания — в зависимости от вида диктанта и целей урока. Могут использоваться на уроке любого типа, в любом классе. Выделю следующие виды словарных диктантов:1) традиционный;

2) лексический;

3) синонимический;

4) орфоэпический;

5) этимологический

Эффективность системы работы над словами с непроверяемыми написаниями подтверждается результатами словарных диктантов. При использовании описанных методов учащиеся осваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа со словарными словами на уроках русского языка

Автор: Эргашева Айгуль Бахтовна

Дата: 21.01.2020

Номер свидетельства: 536814

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "СЛОВАРНЫЕ СЛОВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ               ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА "
    ["seo_title"] => string(64) "slovarnyie-slova-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "190989"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427259016"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Презентация к уроку русского языка "Словарные слова""
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia_k_uroku_russkogho_iazyka_slovarnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "430607"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1506951917"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "СЛОВАРНАЯ  РАБОТА НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(44) "slovarnaia-rabota-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "181497"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425364867"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола", 4 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "158360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421737004"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) ""Однокоренные слова".Урок русского языка.2 класс. "
    ["seo_title"] => string(50) "odnokoriennyie-slova-urok-russkogho-iazyka-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "150194"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420449646"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства