Просмотр содержимого документа
«Работа над проектом « Фразеологизмы»»
Проектная деятельность на уроках русского языка или как организовать обучение через желание? Работа над проектом « Фразеологизмы»
С.В. Пойманова, учитель ВКК
МБОУ «Лицей №11» г.Россоши
Россошанского муниципального района
Воронежской области
В своей педагогической деятельности мы имеем дело с разными обучающимися, способными и пассивными детьми. Как организовать обучение через желание? Каким методом? На мой взгляд, это метод проектов. В своей работе я использую метод проектов, как на уроках, так и во внеклассной работе.
Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время. Это задача личностно-ориентированной педагогики.
Проектная технология предполагает:
наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения;
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Изучать и реализовывать на практике метод проектов я начала более десяти лет назад. Изучая литературу и опыт коллег, для себя определила следующие условия успешности при работе над проектом:
1. Организация подготовительной работы.
2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
3. Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом — мотивации.
4. Создание групп не более 5 человек.
.
Например, в проекте «Фразеологизмы» основополагающий вопрос - «Зачем нужны фразеологизмы в русской речи?
Одна из группдетей может работать с вопросом: «Какие фразеологизмы мы используем в повседневной речи?». Цель работы группы – понаблюдать за речью одноклассников, учителей, родителей; составить словарь фразеологизмов.
Вторая группа учащихся работает над вопросом: «Как возникли устойчивые обороты речи?».Цель работы группы: исследовать историю появления устойчивых оборотов речи.
Третья группа работает с вопросом: « В каких произведениях используются крылатые слова?»Цель работы данной группы – найти произведения, в которых встречаются фразеологизмы, и познакомить с ними товарищей.
Четвёртая группа изучает наиболее употребляемые фразеологизмы. Её цель: объяснить значение некоторых устойчивых выражений.
Пятая группа может писать сочинения с использованием фразеологизмов. Цель: показать, что устойчивые выражения делают нашу речь образной, выразительной.
Учащиеся также могут работать и индивидуально – составляют устныйиллюстрированный отчёт об одном фразеологизме или электронную презентацию о группе фразеологизмов.
5. Учет и избегание «подводных камней».
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, составить словарик фразеологизмов, сочинить стихи рифмовки с крылатыми словами, сделать фразеологическое лото, и др.).
После того как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему «рекламное» название.
Затем учащиеся составляют «звездочку обдумывания», т.е. графическое изображение проекта. В «звездочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др.
Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
На контрольным уроке можно провести тестирование по теме «Фразеологизмы» или игру «Фразеологическое лото»
Изучение фразеологии является необходимым звеном в усвоении родного языка, в повышении культуры речи учащихся.
Чтобы успешно использовать на уроках литературы и русского языка чрезвычайно ценный фразеологический материал, я сформулировала цель, ради которой проводится эта работа. Цель эта состоит в следующем:
1. Добиться правильного понимания учащимися основных признаков фразеологической единицы.
2. Ознакомиться с функциями фразеологизмов в нашей речи (главным образом стилистическими).
3. Выработать у учащихся навык осмысленного прочтения текста, в котором есть устойчивые сочетания.
4. Обогатить как активный, так и пассивный фразеологический словарь учеников.
Работу над фразеологизмами я провожу на протяжении всего периода обучения детей в начальной школе.
Источники информации:
Организация проектной деятельности в школе: система работы / авт.-сост. С.Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Основы проектной деятельности школьника. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В.: Методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе)/ Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Учебная литература, 2006.
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека).
http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php — Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы
http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
http://circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/SeluninaBestProject.htm — Селюнина Е.Ю. Условия создания лучшего проекта.