Просмотр содержимого документа
«Работа над ошибками»
Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида Учитель русского языкаПетрова С.А.Г. Златоуст Предупреждение ошибок
Освоение навыков грамотного письма определяется такими факторами, как морфологическое осознание слова, четкое различение фонем, правильные кинестетические, зрительные и моторно-двигательные образы слова. Активизация действия этих факторов имеет большое значение для предупреждения ошибок.
В специальной (коррекционной) школе для этой цели используются следующие виды упражнений: соотнесение орфограммы с определенным правилом, звуковой анализ слова, четкое его проговаривание; условно-графическая запись слова; составление слов из букв разрезной азбуки, запись слов на плакатах с выделением цветной тушью изучаемой орфограммы; использование цветных мелков и карандашей при записи слов на доске и в тетрадях; применение правил с обязательным объяснением; широкое использование предупредительных диктантов разного вида (слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо); соблюдение орфографического (речевого) и гигиенического режима на уроке.
Для предупреждения ошибок используют следующие виды упражнений:
соотнесение орфограммы с определенным правилом;
звуковой анализ слова;
четкое проговаривание слов;
условно-графическая запись слова;
составление слов из разрезной азбуки;
запись слов на плакате с выделением изучаемой орфограммы;
использование другого цвета для выделения изучаемой орфограммы при записи слов на доске и в тетради;
применение правил с обязательным объяснением;
написание предупредительных диктантов (слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо);
соблюдение орфографического режима (порядок ведения тетради, регулярная проверка тетрадей, работа над ошибками, соответствующие требования к наглядности, грамотная речь педагогов) и гигиенического режима (организация рабочего места, посадка, расположение тетради, определенный объем работы, чередование труда и отдыха);
повторение диктуемых слов и предложений учителем;
четкое или распевное проговаривание слов учителем;
осуществление индивидуально – дифференцированного подхода к учащимся.
Работа над ошибками Работа над ошибками, допущенными в письменной речи, занимает одно из важных мест, т. к. эта работа – путь к повышению грамотности учащихся. Работа над ошибками – это, прежде всего как отмечается в психологической литературе «актуализация правильных знаний и затормаживание неверных». Велика роль систематической работы над ошибками. Главное, чтобы ошибки не тормозили развитие. Работа над ошибками — это работа учеников, направленная на анализ и исправление допущенных недочетов. Основной целью ее является разбор и проработка ошибок и неточностей, сделанных при выполнении проверяемого задания. Она обеспечивает дифференцированный подход к ученикам, позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках детей, формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания. Работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. В практике отдельных учителей встречается планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.
Эффективность работы над ошибками зависит от:
систематичности ее проведения;
от разнообразия видов упражнений
от активности учащихся в процессе самостоятельной деятельности
от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.
Работа над ошибками предусматривает следующие этапы:
исправление ошибок с учетом способности школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила;
анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и каждого ученика;
организация специального урока работы над ошибками.
План урока работы над ошибками:
Сообщение о результатах письменной работы.
Коллективный анализ типичных ошибок класса.
Выполнение упражнений на закрепление слабо усвоенных правил.