kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Родной (русский) язык и родная русская литература " 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана для учителей основного звена

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Родной (русский) язык и родная русская литература " 5 класс»







Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа № 2 г.о. Октябрьск

Самарской области, ул. Ленинградская, 87,

тел./факс/ 8/84646/ 2-18-50, email:[email protected]



Принята

на заседании методического объединения учителей-предметников

протокол №1 от «18» августа 2020 г.

Председатель МО ___________________

Моисеева О.И.


Проверена

____________________________

зам.директора по УВР

ГБОУ ООШ №2 г.о.Октябрьск

Моисеева О.И.

УТВЕРЖДАЮ_______________________

Директор ГБОУ ООШ №2 г.о.Октябрьск

Михайловская Н.Н.

Приказ № 920-од от 18.08.2020 г.







ПРЕДМЕТ:

Родной (русский) язык, родная (русская) литература



КЛАСС:

5






Содержание


1. Целевой раздел …........................................................................................................3 1.1.Пояснительная записка…………………..……………………….............................3

1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература»…………………….…………………………7

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов……………………….12

2.Содержательный раздел ….………………………………………….........................13

3.Организационный раздел……………………………………………………………16

3.1. Тематическое планирование курса «Родной (русский) язык»………………….16

3.2. Тематическое планирование курса «Родная (русская) литература»……………19

3.3.Система условий реализации учебной программы………………………………22

3.3.1.Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий………………………………………………………………………………….22

3.3.2. Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение реализации ООП……………………………………………………………………………………..23







1. Целевой раздел



1.1. Пояснительная записка

Данная программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература» основного общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы №2 городского округа Октябрьск Самарской области разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебным предметам «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература», входящим в предметную область «Родной язык и родная литература», а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Нормативно-правовую и методическую основу изучения родных языков из числа языков народов России при получении основного общего образования составляют:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).

  3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577.

  4. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

  5. Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях».

  6. Письмо Минобрнауки России от 06.12.2017 № 08-2595 «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации».

  7. Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  8. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ».

  9. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».

  10. Методические рекомендации по разработке и оформлению примерных образовательных программ предметной области «Родной язык и родная литература», разработанные Институтом развития родных языков народов Российской Федерации ФГАОУ ДРО ЦРГОП и ИТ и утвержденные Министерством просвещения РФ 25 марта 2020.

  11. Примерные рабочие программы по учебным предметам «Родной язык», «Родная литература», размещенные на сайте fgosreestr.ru в разделе «Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)».

  12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).

Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, предусматривающие выделение отдельных обязательных предметных областей по родному языку и литературному чтению на родном языке, родному языку и родной литературе и соответствующих им предметных результатов.

Таким образом, предметная область «Родной язык и родная литература» является обязательной для изучения в рамках обязательной части учебного плана ООП ООО.

Изучение курса «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература» в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-воспитание ценностного отношения к русскому языку и литературе на русском языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

-приобщение к литературному наследию своего народа;

-формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

-осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

-обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным (русским) языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

-получение знаний о родном (русском) языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров,

-воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,

-развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.

Характеристика учебного курса.

Важнейшими задачами предметов «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература» являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование представлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание программы «Родной (русский) язык» ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации.

В содержании учебного предмета «Родная (русская) литература» основное внимание уделяется воспитанию уважения к своему народу, национальной культуре и литературе, культурным ценностям своего и других народов, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания и патриотизма через произведения, знакомству с региональными писателями и поэтами, введению в литературное краеведение.

Вместе с тем, содержание предметной области «Родной язык и родная литература» направлено исключительно на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного русского языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не рассматривается, например, как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык» или «Литература».

Место учебных предметов в учебном плане

В соответствии с рекомендациями Координационного совета УМО в системе общего образования Самарской области на изучение предметов «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература» на уровне основного общего образования (в том числе при пятидневной учебной недели) составляет:


- «Родной (русский) язык» - не менее 17 часов в год;

- «Родная (русская) литература» - не менее 17 часов в год.

Распределение часов в недельном учебном плане основного общего образования


Источником для перераспределения часов для предметов «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература» является часть учебных часов, отведенных на изучение предметной области «Русский язык и литература».

Таким образом, примерное распределение часов в недельном учебном плане основного общего образования будет следующим:



Учебные предметы

Количество часов в неделю

Предметные области

Учебные предметы

5 класс

1 полуг

5 класс

2 полуг

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Обязательная часть

Русский язык и литература

Русский язык

5

5

6

4

3

3


Литература

3

3

3

2

2

3

Родной язык и родная литература

Родной (русский) язык

1







Родная (русская) литература


1








1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися предмета

«Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература»

Программа изучения предметной области «Родной язык и родная литература» обеспечивает достижение выпускниками основной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Родной (русский) язык

Личностные результаты:

-формирование российской гражданской идентичности;

-осознание своей этнической принадлежности, интерес к истории, языку, культуре русского народа, родного края, основ культурного наследия народов России и человечества;

-уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

-представление о русском языке как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

-представление о русском языке как государственном языке Российской Федерации, языке межнационального и международного общения, понимание важности этой роли;

-ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-знакомство с нравственными, духовными идеалами, хранимыми в культурных традициях русского и других народов России через русский язык и русскую литературу;

-понимание необходимости сохранения и изучения русской литературы, истории и культуры, русского языка как языка русской нации;

-уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

-интерес к художественным произведениям, отражающим русскую этнокультурную традицию;

-эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира.

Метапредметные результаты:

-умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение,

-использование речевых средств в соответствии с коммуникативной задачей,

-умение искать информацию в соответствии с учебной задачей в открытых источниках и доступных словарях и справочниках,

-понимание прочитанного текста (в соответствии с возрастом) и нахождение в ней требуемой информации,

-получение опыта работы с разными видами представления информации,

-получение опыта построения рассуждения, анализа, обобщения, классификации.

Предметные результаты (родной (русский) язык):

-совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

-понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и

самообразования;

-использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

-расширение и систематизация научных знаний о родном языке;

-осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

-формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

-обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

-овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными) (в рамках изученного в основном курсе), нормами речевого этикета;

-приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

-стремление к речевому самосовершенствованию;

-формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Родная (русская) литература


Личностные результаты:

-формирование российской гражданской идентичности;

-осознание своей этнической принадлежности, интерес к истории, языку, литературе и культуре русского народа, родного края, основ культурного наследия народов России и человечества;

-уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

-представление о русском языке и русской литературе как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

-представление о русском языке как государственном языке Российской Федерации, языке межнационального и международного общения, понимание важности этой роли;

-ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-знакомство с нравственными, духовными идеалами, хранимыми в культурных традициях русского и других народов России через русскую литературу;

-понимание необходимости сохранения и изучения русской литературы, истории и культуры;

-уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

-интерес к художественным произведениям, отражающим русскую этнокультурную традицию;

-эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира.

Метапредметные результаты:

-умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-использование речевых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

-умение искать информацию в соответствии с учебной задачей в открытых источниках и доступных словарях и справочниках;

-понимание прочитанного текста (в соответствии с возрастом) и нахождение в ней требуемой информации;

-получение опыта работы с разными видами представления информации;

-получение опыта построения рассуждения, анализа, обобщения, классификации.

П редметные результаты:

-осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

-восприятие русской литературы как одной из основных культурных ценностей русского народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

-культурная самоидентификация, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы;

-развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

-получение опыта эстетического и смыслового анализа художественного текста:

-воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

-определять тему и основную мысль произведения;

-владеть различными видами пересказа;

-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

-представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

-собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, доклада, написания аннотации, сочинения, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную тему;

-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.


1.3. Система оценки результатов освоения предмета


Система оценки результатов освоения предмета представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Оценка достижения предметных результатов по предметам «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература» ведётся в ходе текущего и итогового оценивания. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего оценивания, учитываются при определении итоговой оценки.

Текущее оценивание освоения учебной программы осуществляется учителем на уроках в течение всего времени, отведенного на изучение предмета. Отметка ставится за выполнение учебной задачи, показывающей овладение конкретными действиями (умениями) по пятибалльной шкале.

Формами текущего оценивания является индивидуальный, групповой и фронтальный опрос. В качестве итоговой работы предлагается групповая проектная задача, которая предполагает изготовление продукта.

Оценивание выполнения представленных проектных заданий осуществляется по критериям, которые обсуждены с учениками и понятны им. Это могут быть такие критерии:

1) глубина раскрытия темы проектного задания, использование знаний из других областей;

2) доказательность представленного материала, обоснованность выводов;

3) качество оформления проектного задания, если оно выполнено письменно;

4) чёткость и ясность представления проектного задания перед классом;

5) содержательность и аргументированность ответов на вопросы одноклассников.

По каждому из критериев, используемых при оценивании проектного задания, выставляется балл. Используется такой подход к выставлению баллов:

2 балла

1 балл

0 баллов

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень


Далее баллы суммируются, и выставляется общий балл за выполнение проектного задания. При необходимости перевода балла в школьную отметку педагог самостоятельно разрабатывает шкалу перевода.

Безусловно, большинству обучающихся сложно сразу самостоятельно выполнять проектные задания, поэтому можно использовать и разнообразные проверочные задания, в том числе в тестовой форме.



2. Содержательный раздел

На основании методических рекомендаций по разработке программ по данной предметной области на уровне основного общего образования:

1. В программе курса «Родной (русский) язык» выделены блоки «Речевая деятельность и культура речи» и «Общие сведения о языке, разделы науки о языке (фонетика, орфоэпия и графика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация)».

Основной упор в содержании уроков сделан на расширении словарного запаса обучающихся, на развитии речи, на повышении культуры общения и овладении функциональными разновидностями литературного языка. При планировании содержания тем, посвященных разделам науки о языке, в фокусе внимания находятся не грамматические категории сами по себе, а речевые, культурологические и диахронические аспекты, направленные на решение просветительских и развивающих задач.

2. В программе учебного предмета «Родная (русская) литература» выделены блоки «Теория литературы», «Устное народное творчество», «Литература народа России по периодам».

Содержание предметов формируется на основе требований к предметным результатам освоения ООП, представленной в ФГОС ООО, а также опирается на содержание основного курса предметной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии программы (блоки программы) соотносятся с основными линиями предметной области «Русский язык и литература», но содержательно их не дублируют.

Теоретическая линия выстроена также в логике основного курса:

- сказка как жанр фольклора (сказки Самарского края),

-басня, которая имеет много общего со сказкой (И.И. Дмитриев),

-авторская сказка, напоминающая народную (сказки Л. Толстого),

-литературная сказка («Золотой ключик…» А.Н. Толстого),

-повесть о детях, содержащая фольклорные мотивы («Ташкент - город хлебный» А.С. Неверова).

Выбор авторов и произведений обусловлен региональным подходом. Все произведения имеют отношение к Самарскому краю и одновременно с этим несомненно принадлежат к сокровищнице литературы русского народа.

Содержательная и идейная линия курсов «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература» в 6-9 классах должна быть продолжена в интегрированном формате в рамках основных дисциплин – «Русский язык» и «Литература».

В курсе русского языка это требование может быть реализовано на уроках повторения, развития речи за счет подбора текстов и тем для сочинений и изложений, докладов и сообщений, на остальных уроках - с помощью отбора языкового материала, исторического комментирования, этимологических и культурологических справок и т.п.

Кроме того, компоненты программы родного (русского) языка могут быть включены:

в 6 классе в разделы «Общение», «Текст», «Лексика», «Культура речи»,

«Фразеология», «Словообразование»;

в 7 классе – в разделы «Русский язык как развивающееся явление»,

«Повторение изученного» и др.;

в 8 классе – «Русский язык в современном мире», «Обращение», «Чужая речь», на уроках развития речи по темам «Описание памятника культуры»,

«Характеристика человека» и др.;

в 9 классе – в разделе «Международное значение русского языка», на

уроках развития речи по темам «Публичная речь», «Стили речи» и др.

При реализации рабочей программы «Русский язык» на уровне основного общего образования (в 6-9 классах) учитель делает в ней пометки о реализации той или иной темы и в рамках изучения предмета «Родной (русский) язык».

Содержательная линия предмета «Родная (русская) литература» в 6 -9 классах должна быть поддержана также на уроках по темам «Стихотворные размеры», «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 в.», «Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне», «Родная природа в русской поэзии 20 в.».

В рамках внеклассного чтения, чтения на лето необходимо предлагать в том числе и произведения писателей и поэтов, чья судьба и творчество были связаны с Самарской областью или Поволжьем, с последующим обсуждением в классе. Кроме того, краеведческая составляющая на уроке может быть включена в программное изучение творчества Г.Р. Державина, Д.В. Давыдова, С.Т. Аксакова, М. Горького, Л.Н. Толстого, А.Н. Толстого, В.В. Маяковского,

А. Гайдара, В.С. Высоцкого, А.И. Солженицына, С.А. Есенина и др.

При реализации рабочей программы «Литература» на уровне основного общего образования (в 6-9 классах) учитель делает в ней пометки о реализации той или иной темы и в рамках изучения предмета «Родная (русская) литература».



3.Организационный раздел

3.1. Тематическое планирование курса «Родной (русский) язык».

5 класс. 1-е полугодие.



Раздел, тема

Кол-во часов

Характеристика основных

видов деятельности

обучающихся

Раздел 1. Речевая деятельность и культура речи – 7 ч.

1.1

Качества хорошей речи

1

понимают информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

извлекают информацию из различных источников;

соблюдают в практике речевого общения основные произноситель­ные, лексические, грамматические нормы

1.2-1.3

Речевой этикет.

2

понимают информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

извлекают информацию из различных источников;

соблюдают в практике речевого общения основные произноситель­ные, лексические, грамматические нормы

1.4-1.5

Официальное и бытовое общение

2

понимают информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

извлекают информацию из различных источников;

соблюдают в практике речевого общения основные произноситель­ные, лексические, грамматические нормы

1.6-1.7

Разговорный стиль

2

понимают и различают стили и функционально-смысловые типы речи

Раздел 2. Общие сведения о языке, разделы науки о языке – 10 ч.

2.1

Общие сведения о русском языке

1

владеют общими сведениями о русском языке

2.2-2.3

Орфоэпия

2

владеют орфоэпическими нормами русского языка

2.4-2.5

Лексика

2

понимают лексическое значение слова;
различают в речи синонимы, антонимы, омонимы;
объясняют значение фразеологических оборотов; учатся уместно употреблять крылатые слова в речи;
умеют выполнять лексический анализ

2.6-2.6

Фразеология

2

объясняют значение фразеологических оборотов; учатся уместно употреблять крылатые слова в речи;

2.8

Словообразование

1

умеют выполнять словообразовательный анализ слова

2.9

Морфология. Орфография.

1

умеют выполнять морфологический анализ слов;

знают и умеют применять на практике основные правила орфографии;

извлекать информацию из различных источников

2.10

Синтаксис. Пунктуация.

1

знают правила синтаксиса и пунктуации, умеют их применять на практике



Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»

1.Качества хорошей речи

-Общее представление о качествах хорошей речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп). Интонация и жесты.

2.Речевой этикет

-Общее представление о речевом этикете. Устойчивые формулы речевого этикета в общении.

-Обращение в русском речевом этикете: история и особенности употребления в официальной и неофициальной речевой ситуации.

3.Официальное и бытовое общение

-Ситуации общения. Виды ситуаций официального общения. Особенности бытового общения.

-Выбор лексических и грамматических средств в зависимости от ситуации общения.

4.Разговорный стиль

-Стили русского литературного языка (в рамках изученного). Жанры разговорного стиля: поздравление, письмо, дружеская беседа, просьба, извинение. Лексические и грамматические особенности разговорного стиля.

5.Общие сведения о русском языке

-Русский язык - язык русского народа, богатство и выразительность русского языка. Роль родного языка в жизни человека, в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека.

-Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом значения.

6.Орфоэпия

-Зачем соблюдать орфоэпические нормы? Отдельные сведения из истории формирования современной орфоэпической нормы русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

-Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах. Нормы ударения и произношения конкретных слов.

7.Лексика

-Разнообразие лексических средств русского языка. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой.

-Типы отношений между словами: синонимия, антонимия, омонимия. Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы.

8.Фразеология

-Роль фразеологизмов в речи. Выразительные возможности фразеологизмов. Крылатые слова и выражения как хранилище материальной и духовной культуры народа.

-Источники, значение и употребление фразеологизмов в современных ситуациях речевого общения.

9.Словообразование

-Словообразование как источник лексического богатства русского языка.

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.

-Русские имена, краткие сведения по их этимологии. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.

10.Морфология. Орфография

-Значения слов как частей речи. Орфография и значение слова. Нормативные и ненормативные формы употребления отдельных слов разных частей речи.

11.Синтаксис. Пунктуация

-Зачем нужны знаки препинания? Интонация, построение предложения и знаки препинания. Некоторые сведения из истории формирования русской пунктуации.



3.2. Тематическое планирование курса «Родная (русская) литература».

5 класс. 2-е полугодие.



Раздел, тема

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Раздел 1. Теория литературы – 1 ч.

1.1

Сказка как жанр фольклора.


1

знают основные признаки русских народных сказок (волшебная, бытовая, о животных);

различают фольклорные жанры: русские народные песни, предания)

Раздел 2. Устное народное творчество – 2 ч.

2.1-2.2

Сказки и предания Самарского края.

2

Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных). Фольклорные жанры: русские народные песни, предания)

Раздел 3. Литература народов России по периодам.


Древнерусская литература и литература 18. в – 2 ч.

3.1-3.2

Баснописец И.И.Дмитриев.

2

знают о жизни и творчестве баснописца И.И. Дмитриева; читают выразительно басни.

Раздел 4. Теория литературы – 1 ч.

4.1

Сказка и басня.

1

знают , что такое фольклор;

знают и различают жанры фольклора;

понимают литературные роды и жанры.

Раздел 5. Русская литература 19 века – 2 ч.

5.1-5.2

Л.Н.Толстой.

2

знают о жизни и творчестве Л.Н.Толстого.

Раздел 6. Теория литературы – 1 ч.

6.1

Авторская сказка и народная.

1

различают авторские и народные сказки;

знают основные признаки русских народных сказок (волшебная, бытовая, о животных);

умеют различать фольклорные жанры: русские народные песни, предания.

Раздел 7. Русская литература 20 в. – 3 ч.

7.1-7.3

А.Н.Толстой

3

знают о жизни и творчестве А.Н. Толстого;

умеют читать по ролям, пересказывать, составлять план произведения

Раздел 8. Теория литературы – 1 ч.


8.1

Сопоставление произведений с похожим сюжетом

1

сопоставляют произведения с похожим сюжетом;

читают выразительно произведения

Раздел 9. Русская литература 20 века – 4 ч.

9.1-9.4

А.С.Неверов (Скобелев)


понимают форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика,

сюжет, композиция;

знают стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, лирическое отступление; конфликт, система образов, образ автора, автор – повествователь, литературный герой, лирический герой.


Содержание учебного предмета

«Родная (русская) литература»

1.Сказка как жанр фольклора

-Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений).

-Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы.

-Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение. Композиция сказки. Признаки волшебных сказок.

2.Сказки и предания Самарского края

-Собиратель сказок Д.Н. Садовников и его книга «Сказки и предания Самарского края».

-Сюжеты и герои сказок (сказки предварительно отбираются учителем, при необходимости адаптируются, сокращаются). Сравнение с известными сказками и преданиями. Общее и различное .Р.р. Выразительное чтение. Пересказ.

3.Баснописец И.И. Дмитриев

-Биография И.И. Дмитриева. Связь писателя с Самарским краем.

-Басни И.И. Дмитриева, их смысл.

-Р.р. Выразительное чтение. Чтение наизусть

4.Сказка и басня

-Басня (развитие представлений). Аллегория (начальные представления).

-Понятие об эзоповом языке. Мораль. Сравнение композиции, языка.

5.Л.Н. Толстой

-Л.Н. Толстой в Самарском крае. Сказки Л.Н. Толстого.

-Своеобразие языка и сказок Л.Н. Толстого.

-Р.р. Сочинение своей короткой сказки

6.Авторская сказка и народная.

-Литературная сказка (начальные представления). «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

7.А.Н. Толстой.

-А.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Дом-музей А.Н. Толстого в Самаре.

-«Золотой ключик, или Приключения Буратино». Сюжет и герои. Особенности литературной сказки.

8.Сопоставление произведений с похожим сюжетом.

-Сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

-Вн. чт. История С. Коллоди «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы». Сходства и различия.

-Литературный герой (развитие представлений). Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление). Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия). Развитие жанра литературной сказки в XX веке.

-Р.р. Чтение по ролям, инсценировка

-.Р.р. Составление плана пересказа, пересказ.

9.А.С. Неверов (Скобелев).

-Жизнь и творчество А.С. Неверова в Самарской губернии.

-Первая советская детская повесть «Ташкент – город хлебный» (изучение возможно на уровне фрагментов, обзора).

-Судьбы самарских крестьян. Дети и недетские проблемы.

-Сказочные мотивы в повести.

-Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).Портрет, пейзаж (развитие представлений).


3.3.Система условий реализации учебной программы

3.3.1.Сетевой график (дорожная карта)

по формированию необходимой системы условий


п/п

Мероприятие

Сроки

1

Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС

Постоянно

2

Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС основного общего образования для реализации учебной программы по курсам «Родной (русский) язык», «Родная (русская) литература»

Декабрь

3

Разработка:

  • образовательных программ (индивидуальных и др.);

  • учебного плана;

  • рабочих программ учебных предметов «Родной (русский) язык», «Родная (русская) литература»

  • годового календарного учебного графика и т.д.

Август, ежегодно

4

Размещение на сайте ОО информационных материалов о реализации программы «Родной (русский) язык», «Родная (русская) литература»

Постоянно

5

Наличие доступа ОО к электронным образовательным ресурсам, размещённым в федеральных и региональных базах данных

Постоянно




3.3.2. Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение реализации ООП


п/п

Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение реализации ООП

1.

Для ученика:

1. Русский родной язык: 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. – М.: Просвещение, 2018.

Для учителя:

1.Афанасьев А.Н. Народ-художник. Миф. Фольклор. Литература. – М., 1986.

2.Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л., 1983.

3.Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя. – М., 1983.

4.Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М., 1996.

5.Дридзо А.Д. Люди и обычаи. Этнографические очерки для школьников. – М., 1976.

6.Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя. – М., 1991.

7.Еременко Н. Занимательные материалы по литературе. 5 класс. – Волгоград, 2005.

8.Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителя. – М., 2008.

9.Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей. – М., 1993.

10.Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. – М., 1992.

11.Криничная Н.А. Персонажи преданий: Становление и эволюция образа. – Л.,1991.

12.Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. – М., 2010.

13.Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1976.

14.Панченко А.М., Лихачев Д.С. «Смеховой» мир Древней Руси. – Л., 1976.

15.Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература». Ерофеева О.Ю., Воскресенская Н.Е., СИПКРО, Самара,2020

16.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1986.

17.Русские народные сказки (любое издание).

18.Русский народ, его обычаи, обряды, предания, поверья и поэзия.

Собрано М. Забылиным. – М., 1992.

19.Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. – М., 1963.

20.Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.

21.Селиванов К.А. Русские писатели в Среднем Поволжье: Элементы краеведения в преподавании литературы. – Куйбышев, 1941

22.Соколова В К. Русские исторические предания. – М., 1970.

23.Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнологии. – М., 1995.

24.Тумина Л.Е. Сочини сказку. – М., 2006.

25.Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. – М., 2002.

26.Энциклопедический словарь юного литератураведа/ Сост. В.И. Но-виков. – М., 1987. 26. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1991.

2.

Интернет-ресурсы


1.Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny

2.Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop

3.Вавилонская башня. Базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А. Зализняка, М. Фасмера. URL: http://starling.rinet.ru/indexru.htm

4.Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. URL: https://classes.ru/grammar/122.Vishnyakova

5.Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru

6.Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types

7.Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru

8.Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru

9.Культура России. URL: https://www.culture.ru/

10.Лингвистика для школьников. URL: http://www.lingling.ru

11.Литература в школе. URL: https://litervsh.ru/

12.Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs 13. Образовательный портал Национального корпуса русского языка. URL: https://studiorum-ruscorpora.ru

13.Обучающий корпус русского языка.URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html

14.Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru

15.Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru

16.Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki

17.Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru

18.Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/

19.Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru

20.Русский язык в школе. URL: www.riash.ru

21.Cловарь сокращений русского языка. URL: http://www.sokr.ru

22.Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me

23.Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru

24.Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru

25.Словарь молодёжного сленга. URL: http://teenslang.su

26.Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи. URL:

http://doc-style.ru

27.Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL:

http://litera.ru/stixiya

28.Учительская газета. URL: http://www.ug.ru

29.Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

30.Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН). URL:

http://etymolog.ruslang.ru





























3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа "Родной (русский) язык и родная русская литература " 5 класс

Автор: Моисеева Ольга Ивановна

Дата: 20.06.2021

Номер свидетельства: 583742

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "В.В.Бабайцева "Рабочая программа по русскому языку в 6 классе" (углублённое изучение) "
    ["seo_title"] => string(94) "v-v-babaitsieva-rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-ughlublionnoie-izuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "117366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412778481"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "101023"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402403410"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "рабочая программа по русскому языку 6 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "103918"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402648945"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "8 класс, рабочие программы по русскому языку и литературе "
    ["seo_title"] => string(62) "8-klass-rabochiie-proghrammy-po-russkomu-iazyku-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "225906"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439975451"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по учебнику Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др."
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_dlia_8_klassa_po_uchiebniku_trostientsov"
    ["file_id"] => string(6) "352142"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477404525"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства