Рабочая программа по родному языку (русскому) 5 класс
Рабочая программа по родному языку (русскому) 5 класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение предмета «Родной язык (русский)» в 5-м классе должно обеспечивать
достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными
действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного
языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными
универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания
учебного предмета «Родной язык» в 5-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета«Родной язык(русский)»на уровнеосновного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
конце первого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе при реализации содержательной линии обучающийсянаучится:
«Язык и культура»:
понимать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; в жизни человека;
понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека;
понимать, что язык - развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений значений и форм слов;
объяснять основные факты из истории русской письменности и создания славянского алфавита; распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах;
распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
понимать значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки в современных ситуациях речевого общения;
понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных
метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а
также имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску;
понимать взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории народа, истории языка (в рамках изученного);
понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи (толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари) и уметь им пользоваться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку (русскому) 5 класс»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение предмета «Родной язык (русский)» в 5-м классе должно обеспечивать
достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными
действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного
языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными
универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания
учебного предмета «Родной язык» в 5-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета«Родной язык(русский)»на уровнеосновного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
конце первого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе при реализации содержательной линии обучающийсянаучится:
«Язык и культура»:
понимать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; в жизни человека;
понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека;
понимать, что язык - развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений значений и форм слов;
объяснять основные факты из истории русской письменности и создания славянского алфавита; распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах;
распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
понимать значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки в современных ситуациях речевого общения;
понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных
метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а
также имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску;
понимать взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории народа, истории языка (в рамках изученного);
понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи (толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари) и уметь им пользоваться.
«Культура речи»:
различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного);
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;
употреблять слова с учетом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);
правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;
соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов, паронимов (в рамках изученного);
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости в художественной литературе, разговорной речи;
различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;
употреблять синонимы с учетом стилистических норм современного русского языка;
определять род заимствованных несклоняемых имён существительных; сложных существительных; имен собственных (географических названий); аббревиатур и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);
различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающихся по смыслу‚ и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);
различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи;
соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; корректно употреблять форму «он» в ситуациях диалога и полилога;
соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета;
соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова, особенностей употребления;
использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; нормативных вариантов написания;
использовать словари синонимов, антонимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, а также в процессе редактирования текста;
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
использовать различные виды слушания (выборочное‚ ознакомительное) текстов различных функционально-смысловых типов речи;
пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения правильного, точного,выразительного словоупотребления и интонирования;
анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты описательного типа: определение, собственно описание; анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты аргументативного типа (рассуждение);
анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные повествовательные тексты;
строить устные учебно-научные монологические сообщения различных функционально-смысловых типов речи (ответ на уроке);
участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;
анализировать прослушанный или прочитанный текст с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем;
устанавливать логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: составлять разные виды плана (назывной, вопросный, тезисный);
владеть приемами работы с заголовком текста;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение извинений;
создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля;
анализировать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);
анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные
тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины);
владеть приемами работы с оглавлением, списком литературы;
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
знать и соблюдать правила информационной безопасности при общении
в социальных сетях.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (6 ч)
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.).
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого
определённую стилистическую окраску. Общеизвестные старинные русские города.
Происхождение их названий.
Раздел 2. Культура речи (4 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.Понятие
варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.
— полкИ, Атлас — атлАс. Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная
— було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.).
Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).
Роль звукописи в художественном тексте.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.Основныенормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.
Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музейквартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), - ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).
Речевой этикет
Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Текст как единица языка и речи
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.).
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тема урока
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности
Язык и культура (6 ч)
Наш родной русский язык. Из истории русской письменности.
1
Иметь представление о языке как системе средств и о речи как использовании средств языка для общения людей, т. е. речевой деятельности. Знать условия, не-обходимые для речевого общения (собеседник — потребность в общении — общий язык). Знать основные требования к культуре устного общения. Овладевать чтением- пониманием, умением выделять в учебном тексте основную информацию. Учиться пересказывать и безошибочно списывать учебный текст.
Иметь представление об особенностях национального языка, о его значении, образовании и развитии. Развивать умение читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы.
Познакомится с истории русской письменности, иметь представление о истории создания славянской азбуки, русского алфавита. Осознать значение письменности в жизни людей, толковать лексическое значение слова различными способами. Знать в целом структуру словарной статьи в этимологическом словаре. Учиться пользоваться пометами в словаре. Дать представление об устаревших словах, неологизмах и познакомить со значением некоторых устаревших слов и неологизмов. Знать, понимать, находить и правильно употреблять соответствующие термины (метафора, олицетворение, фразеологизмы и т.д.).
Знакомятся с названиями древних русских городов и историей их возникновения; с происхождением имен и фамилий людей, вызвать интерес к собственному имени и фамилии.
Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры
1
История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды и русского быта.
1
Образность русской речи: метафора, олицетворение. Живое слово русского фольклора.
1
Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки.
1
О чем могут рассказать имена людей и названия городов.
1
Культура речи ( 4 ч)
Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.
1
Знать основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Знать основные правила литературного произношения. Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке.
Знать основные грамматические нормы современного русского литературного языка, правила образования и использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций.
Знать, что такое речевой этикет. Тренироваться в уместном употреблении некоторых частотных этикетных формул приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т. д. в соответствии с речевой ситуацией.
Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы.
1
Речь правильная. Основные грамматические нормы.
1
Речевой этикет: нормы и традиции.
1
Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч)
Язык и речь. Средства выразительной устной речи. Формы речи: монолог и диалог.
1
Иметь представление о языке как системе средств и о речи как использовании средств языка для общения людей, т. е. речевой деятельности. Знать условия, не-обходимые для речевого общения (собеседник — потребность в общении — общий язык). Знать основные требования к культуре устного общения. Овладевать чтением- пониманием, умением выделять в учебном тексте основную информацию. Учиться пересказывать и безошибочно списывать учебный текст. Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников (говорящий — слушающий) или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произведений образцы монологов и диалогов. Овладевать культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации, соблюдая правила этикета.
Текст и его строение. Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения.
1
Знать основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, формальная связанность, относительная законченность высказывания). Уметь отличать текст от предложения и от простого набора предложений, не связанных по смыслу и формально. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения определения темы (тем) при чтении и слушании (в том числе текстов печатных и электронных СМИ). Различать при сравнивании узкие и широкие темы. Иметь представление об основной мысли текста. Уметь формулировать основную мысль текста, обычно передающую отношение автора к предмету речи. Уметь подбирать чёткий и выразительный загловок к тексту, отражая в нём тему или основную мысль высказывания.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение. Официально-деловой стиль. Объявление.
1
Знать функциональные разновидности языка. Разучивать яркие высказывания о русском языке. Читать и пересказывать лингвистические тексты. Безошибочно списывать недеформированные тексты разного характера объёмом от 30 до 70 слов за определённое время. Безошибочно писать слова, предложенные для заучивания. Иметь представление о языке как системе средств и о речи как использовании средств языка для общения людей, т. е. речевой деятельности. Знать условия, необходимые для речевого общения (собеседник — потребность в общении — общий язык). Знать основные требования к культуре устного общения. Овладевать чтением- пониманием, умением выделять в учебном тексте основную информацию. Учиться пересказывать и безошибочно списывать учебный текст.
Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста.
1
Публицистический стиль. Устное выступление.
1
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
1
Итоговая контрольная работа.
1
Самостоятельная работа.
Календарно-тематическое планирование по родному языку (русскому)
в 5 классе
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Домашнее задание
Дата
План
Факт
Язык и культура (6 ч)
1
Наш родной русский язык. Из истории русской письменности.
1
изучение нового материала
П.2; упр.4
2
Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры
1
комбинированный
П.3 упр.7
3
История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды и русского быта.
1
комбинированный
П.4, 5; упр.18
4
Образность русской речи: метафора, олицетворение. Живое слово русского фольклора.
1
комбинированный
П.6-7; упр.23
5
Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки.
1
комбинированный
П.8; упр.29
6
О чем могут рассказать имена людей и названия городов.
1
комбинированный
П.9; упр.33
Культура речи ( 4 ч)
7
Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.
1
изучение нового материала
П.11; упр.37
8
Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы.
1
изучение нового материала
П.12; упр.39
9
Речь правильная. Основные грамматические нормы.
1
изучение нового материала
П.14; упр.44
10
Речевой этикет: нормы и традиции.
1
комбинированный
П.15; упр.46
Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч)
11
Язык и речь. Средства выразительной устной речи. Формы речи: монолог и диалог.
1
комбинированный
П.17; упр.52, П.18; упр.55
12
Текст и его строение. Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения.
1
комбинированный
П.19-20; упр.62
13
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение. Официально-деловой стиль. Объявление.
1
комбинированный
П.23; упр.69;
П.24; упр.71
14
Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста.
1
комбинированный
П.25; упр.73
15
Публицистический стиль. Устное выступление.
1
комбинированный
П.26; упр.75
16
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.