Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Русский родной язык" (2 класс)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Родной русский язык
2 класс
Рабочая программа предмета «Родной язык» (русский) составлена на основ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы «Русский язык» авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А. Стефаненко.
Рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 часа в год.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа обеспечивает достижение учениками первого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты: осмыслить позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; осмыслить значение общения для передачи и получения информации; формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку; формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения; получать представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа; получать представление об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.); получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формировать потребность к творческой деятельности. Метапредметные результаты: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм (узелки на память); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач; ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при освоении материала урока; осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику); работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя; понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию; преобразовывать информацию, полученную из рисунка ( таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать ее, участвуя в диалоге, соблюдая правила бесконфликтного общения; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; использовать собственный опыт в решении познавательных задач. слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) принимать участие в диалоге; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; принимать участие в работе парами и группами; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение; оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. Предметные результаты: различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами; устанавливать последовательность звуков в слове и их число; различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить; определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный; различать гласный звук [и] и согласный звук [й]; различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить; различать непарные твёрдые согласные [ж] [ш], [ц] непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги, обозначать ударение в слове; правильно называть буквы в алфавитном порядке; различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме; переносить слова по слогам на письме; раздельно писать слова в предложении, верно писать буквосочетания
Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД: ·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; ·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; ·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; ·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; Регулятивные УУД:
·принимать и сохранять учебную задачу; ·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; ·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; ·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; ·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); ·оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; ·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; Познавательные УУД: ·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников ·ориентироваться на разнообразие способов решения задач; ·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); ·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; ·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; ·устанавливать аналогии; Коммуникативные УУД: ·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии; ·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ·задавать вопросы; ·контролировать действия партнѐра; ·использовать речь для регуляции своего действия;
Содержание учебного курса «родного языка (русского)»
Развитие устной речи Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках). Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей. Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями). Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя). Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Наша речь Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа. Текст, предложение, диалог Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Слова, слова, слова… Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. Слово и слог. Ударение.
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление). Звуки и буквы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела
Наименование разделов
Кол-во часов
1
Наша речь
3
2
Текст, предложение, диалог
5
3
Слова, слова, слова…
4
4
Слово и слог. Ударение
4
5
Звуки и буквы
17
ИТОГО
33
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
Тема
Дата
Раздел 1. «Наша речь» (3 часа)
1
Язык и речь.
2
Виды речи.
3
Русский язык – родной язык русского народа.
Раздел 2. «Текст, предложение, диалог» (5 часов)
4
Предложение.
5
Составление предложений по картинке.
6
Текст. Заголовок текста.
7
Составление диалога. Вежливые слова.
8
Пересказ сказок.
Раздел 3. «Слова, слова, слова …» (4 часа)
9
Значение слова.
10
Роль слов в речи. Игра «Назови слово».
11
Тематические группы слов.
12
Слова однозначные и многозначные.Игра в слова.
Раздел 4. «Слово и слог. Ударение» ( 4 часа)
13
Слово и слог. Ударение.
14
Слово и слог. Ударение.
15
Деление слов на слоги.
16
Образование слога.
Раздел 5. «Звуки и буквы» ( 17 часа)
17
Гласные и согласные звуки.
18
Слияние согласного с гласным.
19
Обратные слоги.
20
Гласные звуки (а, о, у, и, ы) Буквы обозначающие гласные звуки.
21
Гласные звуки (а, о, у, и, ы) Буквы обозначающие гласные звуки.
22
Буквы я, ю, е, ё., обозначающие гласные звуки.
23
Буквы я, ю, е, ё., обозначающие гласные звуки.
24
Игра «Собери слова».
25
Парные (твердый- мягкий) согласные звуки, и буквы обозначающие их.
26
Звуковая схема слова.
27
Парные (глухой - звонкий) согласные звуки, и буквы обозначающие их.