Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8-х классов составлена на основе следующих нормативных правовых документов:
На основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Русский язык. 5 – 9 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие сост. Е.И. Харитонова. _ 5-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.
учебного плана МБОУ «СОШ № 81» на 2018 - 2019 учебный год.
Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;
Освоение знаний обустройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицироватьиоцениватьязыковыефакты;овладениенаэтойосновекультуройустнойиписьменнойречи,видамиречевойдеятельности,правиламииспользованияязыкавразныхситуацияхобщения,нормамиречевогоэтикета;обогащениеактивногоипотенциальногословарногозапаса;расширениеобъемаиспользуемыхвречиграмматическихсредств;совершенствованиеспособностиприменятьприобретенныезнания,уменияинавыкивпроцессеречевогообщения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общее количество часов – 105 часов. Программа рассчитана на 3 учебных часа в неделю.
1. Русский язык. 5 – 9 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие сост. Е.И. Харитонова. _ 5-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.
2. Методическое пособие к учебнику под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта «Русский язык. 8 класс2 М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2015
3. Русский язык 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская; под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, - М.: Дрофа, 2014
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры ;стремление к речевому самосовершенствованию.
Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки ,темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
Владение разными видами чтения(поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим)текстов разных стилей и жанров;
Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным ,ознакомительным, детальным);
Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой ,в том числе и на электронных носителях;
Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию ,сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания ,стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости( план, пересказ ,конспект ,аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение ,диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении ,соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
1) представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и .культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества:
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 6 классе;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
1. Русский язык 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская; под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львов. - М.: Дрофа, 2014.
2. Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
Русский язык. 5 – 9 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие сост. Е.И. Харитонова. _ 5-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.
Методическое пособие к учебнику под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта «Русский язык. 8 класс2 М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2015
3. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью:
наглядные пособия по русскому языку.
1. http://www.drofa/ru-сайт издательства «Дрофа»
2. http://www.qramota.ru( справочно-информационный интернет-портал)
3. http://www.1september.ru-электронная версия газеты «Русский язык»
4. http://www.ruscenter.ru-РОФ «Центр развития русского язык»
Раздел | Количество часов раздела | № урока | Тема урока | Неделя по плану | Дата по факту | Виды деятельности обучающихся | Планируемые образовательные результаты изучения темы. П – предметные К – коммуникативные Р – регулятивные П – познавательные Л - личностные |
1 четверть 27 часов |
О языке | 1 | 1 | Русский язык в семье славянских языков | 1 неделя | | Иметь представление о месте русского языка среди славянских языков | П: научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему. К: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста. Л: Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала. |
Повторение и обобщение изученного в 5 -7 классах. | 10 | 2 (1) | Р/Р Разновидности речи | 1 неделя | | Повторить изученное в разделе «Речь» в 5 – 7 классах. «Читать» таблицы и схемы. Строить высказывание на лингвистическую тему с опорой на таблицу и план. | П: уметь определять стили речи на основе анализа речевой ситуации; видеть языковые средства изученных стилей, формирование навыков конструирования текстов. К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста. Л: Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование сознания того, что знание языка- показатель важнейшей культуры человека. |
| | 3 (2) | Контрольная работа № 1 Изложение без концовки. Анализ изложения. (с. 86-89) | 1 неделя | | Написать изложение, сохраняя композицию, тему, основную мысль текста, стиль речи, выразительные языковые средства. Закончить рассказ, сформулировав в заключении вывод, к которому пришел автор, а вместе с ним – читатели. | |
| | 4 (3) | Контрольная работа № 1 Изложение без концовки. Анализ изложения. | 2 неделя | | Написать изложение, сохраняя композицию, тему, основную мысль текста, стиль речи, выразительные языковые средства. Закончить рассказ, сформулировав в заключении вывод, к которому пришел автор, а вместе с ним – читатели. | |
Орфография И морфология (повторение) | | 5 (4) | Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий | 2 неделя | | Безошибочно разграничивать имена прилагательные, причастия, наречия; опознавать и образовывать полные и краткие формы страдательных причастий; соотносить конкретные суффиксы с определенными группами слов; правильно писать суффиксы с буквами Н и НН | П: Знать и применять правила употребления на письме Н и НН в суффиксах имен существительных, прилагательных и причастий. К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения морфологического разбора слова, синтаксического анализа. Л: Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности. |
| | 6 (5) | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | 2 неделя | | Закрепляются понимание и верное написание НЕ: 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существительными, прилагательными и наречиями | П: Знать правила употребления не с личными формами глагола, деепричастиями и причастиями, знать правила написания не и ни в составе отрицательных местоимений, знать правила употребления дефиса в предлогах, сложных сущ. И прилагательных. К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий и самокоррекции. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, в ходе выполнения диагностической работы. Л: Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы. |
| | 7 (6) | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с местоимениями и наречиями | 3 неделя | | Отчетливо осознавать сходство и различие в написании НЕ и НИ с местоимениями и наречиями, безошибочно писать данные группы слов. |
| | 8 (7) | Употребление в тексте частицы НИ | 3 неделя | | Отрабатываются основные функции употребления частицы НИ: усиление отрицания, усилительно- обобщенное значение в придаточном предложении |
| | 9 (8) | Употребление дефиса | 3 неделя | | Верно употреблять дефис в словах разных частей речи на основе знания правил дефисного написания в предлогах, именах существительных и прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах. |
| | 10 (9) | Слитное , дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи | 4 неделя | | Правильно писать данные слова на основе разграничения смысла слов, различия их лексического и грамматического значений, морфемного строения |
| | 11 (10) | Контрольная работа № 2 Диктант (с.68) | 4 неделя | | Определяется уровень усвоения закрепляемого материала и намечаются темы для дальнейшей тренировки | |
Речь (повторение) | 2 | 12 (1) | Типы речи | 4 неделя | | Написать небольшое домашнее сочинение «Легко ли быть молодым?» с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста-образца; тип речи - рассуждение | П: уметь определять типы речи на основе анализа речевой ситуации; видеть языковые средства изученных типов речи, формирование навыков конструирования текстов. К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры и содержания текста. Л: Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование сознания того, что знание языка- показатель важнейшей культуры человека. |
| | 13 (2) | Способы и средства связи предложений в тексте | 5 неделя | | Определять способ и средства связи предложений в тексте |
Синтаксис и пунктуация Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса | 5 | 14 (1) | Словосочетание | 5 неделя | | Понимать роль словосочетания; различать словосочетания и предложения. Вычленять из предложений словосочетания с разными типами связи. Правильно употреблять словосочетания в составе предложения. Проводить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний. | П: Знать, что такое словосочетание, виды связи слов в словосочетании. К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. |
| | 15 (2) | Словосочетание | 5неделя | | Понимать роль словосочетания; различать словосочетания и предложения. Вычленять из предложений словосочетания с разными типами связи. Правильно употреблять словосочетания в составе предложения. Проводить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний. |
| | 16 (3) | Словосочетание | 6 неделя | | Понимать роль словосочетания; различать словосочетания и предложения. Вычленять из предложений словосочетания с разными типами связи. Правильно употреблять словосочетания в составе предложения. Проводить устный и письменный синтаксический разбор словосочетаний. |
| | 17 (4) | Предложение | 6 неделя | | Характеризовать разные типы предложений: утвердительные и отрицательные; по цели высказывания; по эмоциональной окраске; по количеству грамматических основ; по характеру основы; по наличию второстепенных членов. | П: Знать, что такое предложение, разные типы предложений: утвердительные и отрицательные; по цели высказывания; по эмоциональной окраске; по количеству грамматических основ; по характеру основы; по наличию второстепенных членов предложения. К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. |
| | 18 (5) | Предложение | 6 неделя | |
Простое предложение. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения | 12 | 19 (1) | Интонация простого предложения | 7 неделя | |
| | 20 (2) | Интонация простого предложения | 7 неделя | | Знать, что такое интонация и ее основные элементы. Проводить интонационную разметку текстов. Выразительно читать тексты, соблюдая интонационный рисунок каждого предложения и текста. |
| | 21 (3) | Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения | 7 неделя | | Знать и пояснять функцию главных членов предложения. Знать, что такое подлежащее; уметь находить и характеризовать подлежащее в предложении. Знать, что такое сказуемое; уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении. | П: Знать и пояснять функцию главных членов предложения. Знать, что такое подлежащее; уметь находить и характеризовать подлежащее в предложении. Знать, что такое сказуемое; уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении. К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. |
| | 22 (4) | Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения | 8 неделя | | Знать и пояснять функцию главных членов предложения. Знать, что такое подлежащее; уметь находить и характеризовать подлежащее в предложении. Знать, что такое сказуемое; уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении. |
| | 23 (5) | Тире между подлежащим и сказуемым | 8 неделя | | Знать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять правило в письменной речи | П: Знать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь применять правило в письменной речи К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. |
| | 24 (6) | Правильное согласование главных членов предложения | 8 неделя | | | |
| | 25 (7) | Второстепенные члены предложения, их функции. Определение. | 9 неделя 5.10 6.10 | | Знать и рассказывать о роли второстепенных членов в предложении. Знать, что такое определение, виды определений. Знать, что такое приложение; соблюдать правила написания приложений; правильно и уместно употреблять определения в речи. | П: Знать и рассказывать о роли второстепенных членов в предложении. Знать, что такое определение, виды определений. Знать, что такое приложение; соблюдать правила написания приложений; правильно и уместно употреблять определения в речи, знать, что такое дополнение, виды и способы выражения дополнения. Уметь отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме. К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. |
| | 26 (8) | Второстепенные члены предложения, их функции. Определение. | 9 неделя | | Знать и рассказывать о роли второстепенных членов в предложении. Знать, что такое определение, виды определений. Знать, что такое приложение; соблюдать правила написания приложений; правильно и уместно употреблять определения в речи. |
| | 27 (9) | Дополнение | 9 неделя | | Знать, что такое дополнение, виды и способы выражения дополнения. Уметь отличать подлежащее от дополнения, выраженного в омонимичной форме. |
2 четверть 21 час |
| | 28 (10) | Обстоятельство | 10 неделя | | Знать, что такое обстоятельство; знать разряды обстоятельств, способы их выражения. | П: Знать, что такое обстоятельство; знать разряды обстоятельств, способы их выражения. К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. |
| | 29 (11) | Порядок слов в предложении | 10 неделя | | Иметь представление о прямом и обратном порядке слов, о месте главных и второстепенных членов в предложении. Осознанно использовать порядок слов для большей выразительности речи. | |
| | 30 (12) | Контрольная работа № 3. Диктант с дополнительными заданиями (с. 69) | 10 неделя | | Определить уровень усвоения темы. | |
Речь. Жанры публицисти-ки. Репортаж | 4 | 31 (1) | Репортаж | 11 неделя | | Иметь представление о данном жанре. Сопоставлять репортаж с информационной заметкой, замечая общее и различное. Учиться сжатию текста | П: Иметь представление о данном жанре. Сопоставлять репортаж с информационной заметкой, замечая общее и различное. Учиться сжатию текста. К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. |
| | 32 (2) | Репортаж-повествование | 11 неделя | | Иметь представление о композиции репортажа, об особенностях строения зачина, центральной части репортажа, его концовки; о языковых средствах для создания динамичности, «сиюминутности», экспрессивности повествования |
| | 33 (3) | Контрольная работа № 4 Сочинение в жанре репортажа (упр. 137 или 138) | 11 неделя 12.10 13.10 14.10 | | |
| | 34 (4) | Репортаж-описание | 12 неделя | | Сопоставлять и различать репортажи двух типов. Учиться создавать репортажи двух типов, подбирая к ним материал |
Односоставное простое предложе-ние | 9 | 35 (1) | Виды односоставных предложений | 12 неделя | |
| Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; знать и различать их виды: четыре глагольных и назывное | П: Понимать роль односоставных предложений в речи, их значение; знать и различать их виды: четыре глагольных и назывное К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. |
| | 36 (2) | Определенно-личное предложение | 12 неделя | | Знать особенности употребления в речи определенно-личных предложений, формы сказуемого; опознавать эти предложения в тексте и верно, а также уместно употреблять их в собственных высказываниях |
| | 37 (3) | Определенно-личное предложение | 13 неделя | | Знать особенности употребления в речи определенно-личных предложений, формы сказуемого; опознавать эти предложения в тексте и верно, а также уместно употреблять их в собственных высказываниях |
| | 38 (4) | Неопределенно-личное предложение. Обобщенно-личное предложение | 13 неделя | | Знать, когда употребляются в речи неопределенно-личные предложения, какие формы имеет сказуемое; опознавать в тексте эти предложения, уметь использовать их в собственных высказываниях. Знать функцию обобщенно-личных предложений в речи, форму сказуемого. Опознавать данные предложения в речи и употреблять их в собственных высказываниях |
| | 39 (5) | Неопределенно-личное предложение. Обобщенно-личное предложение | 13 неделя | |
| | 40 (6) | Неопределенно-личное предложение. Обобщенно-личное предложение | 14 неделя | |
| | 41 (7) | Безличное предложение | 14 неделя | | Знать особенности употребления в речи безличных предложений и способы выражения сказуемого; опознавать в тексте эти предложения и умело пользоваться ими в собственных высказываниях |
| | 42 (8) | Безличное предложение | 14 неделя | | Знать особенности употребления в речи безличных предложений и способы выражения сказуемого; опознавать в тексте эти предложения и умело пользоваться ими в собственных высказываниях | |
| | 43 (9) | Назывное предложение | 15 неделя | | Знать особенности употребления в речи назывных предложений и способы выражения подлежащего; опознавать в тексте и умело употреблять в собственной речи этот вид предложений. Сопоставлять изученные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям |
Неполное предложе -ние | 3 | 44 (1) | Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме | 15 неделя | | Понимать назначение неполных предложений в общении; опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях. Вырабатывать навык грамотного пунктуационного оформления неполных предложений при письме | П: Понимать назначение неполных предложений в общении; опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях. Вырабатывать навык грамотного пунктуационного оформления неполных предложений при письме. К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. |
| | 45 (2) | Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме | 15 неделя | | Понимать назначение неполных предложений в общении; опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях. Вырабатывать навык грамотного пунктуационного оформления неполных предложений при письме |
| | 46 (3) | Изложение (или сочинение по картине) | 16 неделя | | Использовать в речи односоставные предложения | |
Речь. Жанры публицисти-ки (продолже-ние) | 3 | 47 (1) | Статья | 16 неделя | | Иметь представление о жанре. Работать с газетой, анализировать наиболее интересные статьи | П: Иметь представление о жанре. Работать с газетой, анализировать наиболее интересные статьи К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. |
| | 48 (2) | Статья | 16 неделя | | Анализировать композицию статьи, ведущий тип речи и сопутствующие типовые фрагменты, языковые средства воздействия на читателя |
3 четверть 30 часов |
| | 49 (3) | Контрольная работа № 5 Изложение с дополнительным заданием: закончить текст, сделав вывод (упр. 188) | 17 неделя | | Конструировать отдельные части статьи: тезис, вывод; подбирать аргументы и примеры для доказательства того или иного тезиса | |
Простое осложнен-ное предложе-ние. Предложе-ния с однородны-ми членами | 14 | 50 (1) | Понятие однородности членов предложения | 17 неделя | | Знать, какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности. Схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами. Овладевать интонацией перечисления. Иметь общее представление о пунктуации при однородных членах, соединенных бессоюзной и союзной связью. | П: Знать, какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности. Схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами. Овладевать интонацией перечисления. Иметь общее представление о пунктуации при однородных членах, соединенных бессоюзной и союзной связью. К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. |
| | 51 (2) | Понятие однородности членов предложения | 17 неделя | | Знать, какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности. Схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами. Овладевать интонацией перечисления. Иметь общее представление о пунктуации при однородных членах, соединенных бессоюзной и союзной связью. |
| | 52 (3) | Понятие однородности членов предложения | 18 неделя | | Знать, какие члены предложения считаются однородными и каковы их особенности. Схематически передавать синтаксические структуры с однородными членами. Овладевать интонацией перечисления. Иметь общее представление о пунктуации при однородных членах, соединенных бессоюзной и союзной связью. |
| | 53 (4) | Средства связи между однородными членами предложения | 18 неделя | | Знать особенности сочинительной связи и интонации перечисления. Знать группы сочинительных союзов по их значению: соединительные, противительные, разделительные. | П: Знать особенности сочинительной связи и интонации перечисления. Знать группы сочинительных союзов по их значению: соединительные, противительные, разделительные К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. П: Понимать, что такое однородные и неоднородные определения; сопоставлять и различать однородные и неоднородные определения; грамотно оформлять их пунктуацию при письме К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. |
| | 54 (5) | Средства связи между однородными членами предложения | 18 неделя | | Знать особенности сочинительной связи и интонации перечисления. Знать группы сочинительных союзов по их значению: соединительные, противительные, разделительные. |
| | 55 (6) | Средства связи между однородными членами предложения | 19 неделя | | Знать особенности сочинительной связи и интонации перечисления. Знать группы сочинительных союзов по их значению: соединительные, противительные, разделительные. |
| | 56 (9) | Однородные и неоднородные определения | 19 неделя | | Понимать, что такое однородные и неоднородные определения; сопоставлять и различать однородные и неоднородные определения; грамотно оформлять их пунктуацию при письме |
| | 57 (10) | Однородные и неоднородные определения | 19 неделя | | Понимать, что такое однородные и неоднородные определения; сопоставлять и различать однородные и неоднородные определения; грамотно оформлять их пунктуацию при письме |
| | 58 (11) | Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница» (упр. 217) | 20 неделя | | Использовать однородные и неоднородные определения при описании картины, правильно употреблять знаки препинания при однородных членах | |
| | 59 (12) | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 20 неделя | | Знать особенности данной синтаксической конструкции, умело употреблять ее в речи. Знать и корректно применять правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими с словами | П: Знать особенности данной синтаксической конструкции, умело употреблять ее в речи. Знать и корректно применять правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими с словами К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. |
| | 60 (13) | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 20 неделя | | Знать особенности данной синтаксической конструкции, умело употреблять ее в речи. Знать и корректно применять правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими с словами |
| | 61 (14) | Контрольная работа №6 Диктант (с. 69-70) | 21 неделя | | Определить уровень усвоения темы «Однородные члены» для дальнейшей работы | |
Предложе-ния с обращениями и вводными конструкциями | 11 | 62 (1) | Обращение | 21 неделя | | Повторить сведения об обращении. Углубить представление об этой конструкции за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функции) | П: Повторить сведения об обращении. Углубить представление об этой конструкции за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функции) К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. |
| | 63 (2) | Обращение | 21 неделя | | Повторить сведения об обращении. Углубить представление об этой конструкции за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функции) |
| | 64 (3) | Предложения с вводными конструкциями | 22 неделя | | Познакомиться с явлением вводности как речевой категорией. Объяснять смысловые различия разных вариантов предложения, появляющиеся при замене вводного слова. Познакомиться с основными группами вводных слов по значению, учиться опознавать слова этих групп в предложении, тексте. На основе семантико-грамматического анализа отличать вводное слово от омонимичного члена предложения (видно, к счастью, может и т.п.) | П: Познакомиться с основными группами вводных слов по значению, учиться опознавать слова этих групп в предложении, тексте. На основе семантико-грамматического анализа отличать вводное слово от омонимичного члена предложения (видно, к счастью, может и т.п.) К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. |
| | 65 (4) | Предложения с вводными конструкциями | 22 неделя | |
| | 66 (5) | Предложения с вводными конструкциями | 22 неделя | |
| | 67 (6) | Предложения с вводными конструкциями | 23 неделя | |
| | 68 (7) | Предложения с вводными конструкциями | 23 неделя | |
| | 69 (8) | Вставные конструкции | 23 неделя | | Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений. Опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними и расставлять знаки препинания при письме. | |
| | 70 (9) | Вставные конструкции | 24 неделя | | Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений. Опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними и расставлять знаки препинания при письме. |
| | 71 (10) | Контрольная работа № 7 Диктант | 24 неделя | | Определяется уровень усвоения темы «Вводные и вставные конструкции» | |
| | 72 (11) | Контрольная работа № 7 Диктант (с. 70-71) | 24 неделя | | Определяется уровень усвоения темы «Вводные и вставные конструкции» | |
Предложе-ния с обособленными членами | 16 | 73 (1) | Понятие обособления второстепенных членов предложения | 25 неделя | | Иметь представление об обособленности как способе придать второстепенному члену предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании. Совершенствовать умение опознавать обособленные члены , выраженные причастными и деепричастными оборотами | П: Иметь представление об обособленности как способе придать второстепенному члену предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании. Повторить и обобщить сведения об определении как второстепенном члене и его разновидностях. Знать основные условия обособления определений и приложений и применять знания при пунктуационном оформлении письменного текста. К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. |
| | 74 (2) | Понятие обособления второстепенных членов предложения | 25 неделя | | Иметь представление об обособленности как способе придать второстепенному члену предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании. Совершенствовать умение опознавать обособленные члены , выраженные причастными и деепричастными оборотами |
| | 75 (3) | Обособленные определения и приложения | 25 неделя | | Повторить и обобщить сведения об определении как второстепенном члене и его разновидностях. Знать основные условия обособления определений и приложений и применять знания при пунктуационном оформлении письменного текста. Совершенствовать умения опознавать причастия, причастные обороты и правильно расставлять знаки препинания а предложениях, содержащих эти категории. |
| | 76 (4) | Обособленные определения и приложения | 26 неделя | |
| | 77 (5) | Обособленные определения и приложения | 26 неделя | |
| | 78 (6) | Обособленные определения и приложения | 26 неделя | |
4 четверть 27 часов |
| | 79 (7) | Обособленные определения и приложения | 27 неделя | | | |
| |
| | 80 (8) | Контрольная работа № 8 Диктант (с.71) | 27 неделя | | Определить уровень усвоения темы «Обособленные определения и приложения» | |
| | 81 (9) | Обособленные обстоятельства | 27 неделя | | Повторить и обобщить сведения об обстоятельстве как второстепенном члене и разных способах его выражения. Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах. Совершенствовать умение интонационного анализа предложений с обособленными членами | П: Повторить и обобщить сведения об обстоятельстве как второстепенном члене и разных способах его выражения. Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах. К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. |
| | 82 (10) | Обособленные обстоятельства | 28 неделя | |
| | 83 (11) | Обособленные обстоятельства | 28 неделя | |
| | 84 (12) | Обособленные обстоятельства | 28 неделя | |
| | 85 (13) | Уточняющие члены предложения | 29 неделя | | Иметь представление об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. Учить опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания | П: Иметь представление об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. |
| | 86 (14) | Уточняющие члены предложения | 29 неделя | | Иметь представление об уточняющих членах предложения и свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. Учить опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания |
| | 87 (15) | Контрольная работа № 9 Диктант Анализ диктанта (подбирает учитель) | 29 неделя | | Определить уровень усвоения темы «Уточняющие члены предложения» | |
| | 88 (16) | Контрольная работа № 9 Диктант Анализ диктанта | 30 неделя | | Определить уровень усвоения темы «Уточняющие члены предложения» | |
Речь. Жанры публицистики (продолже-ние) | 5 | 89 (1) | Портретный очерк | 3 0 неделя | | Иметь представление о жанре портретного очерка. Читать и анализировать тексты-образцы. | П: Иметь представление о жанре портретного очерка. Читать и анализировать тексты-образцы. К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. |
| | 90 (2) | Портретный очерк | 30 неделя | | Иметь представление о жанре портретного очерка. Читать и анализировать тексты-образцы. |
| | 91 (3) | Контрольная работа № 10 Сочинение в жанре портретного очерка (с. 91) | 31 неделя | | При подготовке к домашнему сочинению ответить на вопросы: 1) о ком будете писать 2)чем интересен этот человек 3) какую черту характера будете подчеркивать? | |
| | 92 (4) | Урок-деловая игра «Мы делаем газету» | 31 неделя | | Проводится в форме группового обучения | |
| | 93 (5) | Урок-деловая игра «Мы делаем газету» | 31 неделя | | | |
Прямая и косвенная речь | 12 | 94 (1) | Прямая речь и ее оформление | 32 неделя | | Знать, что такое прямая речь. Правильно оформлять прямую речь и диалог на письме. Уметь правильно произносить фразы с прямой речью, пользоваться схемами при обозначении предложений с прямой речью | П: Знать, что такое прямая речь. Правильно оформлять прямую речь и диалог на письме, иметь представление о косвенной речи. Правильно трансформировать предложения (фразы) с прямой речью в косвенную и наоборот К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. |
| | 95 (2) | Прямая речь и ее оформление | 32 неделя | |
| | 96 (3) | Прямая речь и ее оформление | 32 неделя | |
| | 97 (4) | Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной | 33 неделя | | Иметь представление о косвенной речи. Правильно трансформировать предложения (фразы) с прямой речью в косвенную и наоборот |
| | 98 (5) | Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной | 33 неделя | |
| | 99 (6) | Цитаты и их обозначение | 33 неделя | | Иметь представление о цитировании. Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи | П: Иметь представление о цитировании. Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста. Л: Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения заданий. |
| | 100 (7) | Итоговый контрольный диктант № 11 с дополнительными заданиями и его анализ (с. 73) | 34 неделя | | | |
| | 101 (8) | Итоговый контрольный диктант № 11 с дополнительными заданиями и его анализ | 34 неделя | | | |
| | 102 (9) | Резервный урок | 34 неделя | | | |
| | 103 (10) | Резервный урок | 35 неделя | | | |
| | 104 (11) | Резервный урок | 35 неделя | | | |
| | 105 (12) | Резервный урок | 35 неделя | | | |