Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Перспектива"
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Перспектива"
В рабочей программе содержится пояснительная записка (нормативные документы, цели и задачи обучения, место предмета в базисном учебном плане, основные содержательные линии, особенности организации промежуточного и итогового контроля, личностные, метапредметные и предметные результаты, распределение учебного материала по разделам, практическая часть программы, дидактическое и методическое обеспечение) и тематическое планирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Перспектива" »
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6.10.2009г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009г., регистрационный номер 17785);
Приказа Минобрнауки России от 26.11.2010г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки от 6.10.2009г. №373» (зарегистрирован в Минюсте России 4.02.2011г., регистрационный номер 19707);
Приказа департамента образования Новосибирской области от 20.04.2010г. №691 «О переходе общеобразовательных учреждений Новосибирской области на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования в 2010г.»;
Приказа управления образования администрации г.Искитима Новосибирской области от 26.04.2011г. №62-т «О введении ФГОС в общеобразовательных учреждениях города»;
Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013у.г. (утверждён приказом Минобрнауки России от 24.12.2010г. №2080, зарегистрирован в Минюсте России 24.12.2010г., регистрационный номер 19776);
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3.03.2011г., регистрационный номер 19993);
Примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность. Общение — это не просто передача и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).
Собеседник-слушатель и собеседник-читатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров. Подобная коммуникативная направленность курса предполагает активное развитие всех видов речевой деятельности: умения читать и писать, слушать и говорить.
Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.
Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание
собственных текстов.
Учебный предмет «Русский язык». Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).
Цели обучения
Программа направлена на достижение следующих целей:
формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Основные содержательные линии
Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки,разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).
Речевое общение. Текст
Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.
Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.
Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,
обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).
Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части
высказывания (текста).
Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).
Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в
стихотворениях.
Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.
Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).
Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.
Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).
Речевой этикет. Использование формул речевого этикета
в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).
Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.
Язык в речевом общении
Язык — главный, но не единственный помощник в общении. Роль языка, жестов, мимики, интонации в речевом общении. Элементарные сведения из истории языка. Развитие интереса к родному языку и желания его изучать; формирование умения эффективно использовать возможности языка в процессе речевого общения.
Формирование элементарных представлений о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений.
Слово, его звуко-буквенная форма. Звуки и буквы, их различие. Звуки гласные и согласные, их различие. Буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.
Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и, а также мягкого знака (ь) в конце и середине слова между согласными. Практическое умение писать в словах твердый знак (ъ).
Шипящие согласные звуки (ж, ш, ч, щ); традиционное написание букв и, а, у после шипящих в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу. Правописание слов с сочетанием букв чк, чн, щн.
Слог. Его звуковая структура; слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Правила переноса слов по слогам, перенос слов с буквами й, ь (майка, пальто).
Ударение. Роль ударения в различении смысла слова (кружки — кружки, замки — замки). Ударные и безударные слоги (моря — море).
Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове. Обозначение на письме гласных звуков в ударных и безударных слогах. Способы их проверки.
Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков в конце слова (дуб — дубы). Разделительный мягкий знак (ь); удвоенные согласные (класс, группа).
Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавитного порядка букв, алфавитные названия букв. Умение расположить слова в алфавитном порядке и пользоваться словарями, ориентируясь на алфавитное расположение букв в них.
Различение букв по начертанию: заглавные и строчные, печатные и рукописные.
Упражнения в звуко-буквенном анализе слов.
Наблюдение за интонацией: мелодикой (движением голоса), темпом речи (быстрым, медленным), силой звучания голоса (громко — тихо); нахождение созвучий в окончаниях строк стихотворных произведений.
Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания слова и его значения.
Наблюдение за номинативной функцией слова (называть предметы окружающего мира, их свойства и действия).
Имена собственные и нарицательные, местоимения: я, ты, он, она. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
Практическое знакомство с синонимами и антонимами, с многозначностью слова.
Упражнения в составлении тематических групп слов, их классификации, выделение общего компонента в их лексическом значении, нахождение слов с обобщающим значением.
Из истории происхождения слов. Фразеологические выражения, использование их в речи. Знакомство со словарями — орфографическим и толковым.
Состав слова. Словообразование. Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов.
Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.
Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова.
Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи на основе наглядно-образных моделей; выделение в словах общего значения предметности, признака действия; сопоставление групп слов, объединенных по разным основаниям (содержательная и формально-грамматическая классификация слов).
Имя существительное. Основные признаки. Представление о значении предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?). Изменение существительных по числам. Роль имен существительных в речи.
Глагол. Основные признаки. Выявление групп слов с общим значением действия предметов по вопросам: что делать? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопрос к глаголу. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи.
Имя прилагательное. Основные признаки. Наблюдение за словами с общим значением признака предмета (цвет, форма, размер и т. п.), их группировкой по вопросам Роль прилагательных в речи.
Предлоги. Правило написания предлогов с другими словами. Сопоставление предлогов и приставок. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетаниях.
Предложение. Признаки предложения, смысловая и интонационная законченность предложения. Дифференциация предложений по цели высказывания. Коммуникативная роль предложения в общении.
Главные члены предложения. Умение определять, какой член предложения является
подлежащим, а какой — сказуемым. Наблюдение за порядком слов в предложении. Связь слов в предложении.
Практическое знакомство со словосочетанием (умение выделять словосочетание из предложения с помощью вопросов).
Особенности организации промежуточного и итогового контроляпо русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разборесть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение(обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания– динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
● сравнение;
● анализ;
● синтез;
● классификация и обобщение по родовидовым признакам;
● установление аналогий и причинно-следственных связей;
● построение рассуждений;
● отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте,определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов,мимики, интонации в устном общении людей.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчётливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.
Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видео-записи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:
● раздельное написание слов;
● обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
● употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
● употребление ъ и ь как разделительных знаков;
● прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
● перенос слов по слогам без стечения согласных;
● знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.
Систематический курс русского языка
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости- мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный —непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Изучается во всех разделах курса.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).
Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов). Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.
Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи.
Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих
на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1,2 и 3_му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на "ий,"ья, "ов, "ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Имя числительное. Общее представление об имени числительном как
части речи. Употребление числительных в речи.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3_го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего
времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.
Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
● сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
● сочетания чк—чн, чт, щн;
● перенос слов;
● заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
● проверяемые безударные гласные в корне слова;
● парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
● непроизносимые согласные;
● непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
● гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
● разделительные ъ и ь;
● мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь,рожь, мышь);
● безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на-мя, "ий, "ья, "ье, "ия, "ов, "ин);
● безударные окончания имён прилагательных;
● раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
● не с глаголами;
● мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
● мягкий знак в глаголах на _ться;
● безударные личные окончания глаголов;
● раздельное написание предлогов с другими словами;
● знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
● знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.Практическое овладение устными монологическими высказываниями на
определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста:
озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю. Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п
Раздел
Количество часов
1.
Повторяем – узнаём новое.
16 часов
2.
Язык как средство общения.
20 часов
3.
Слово как часть речи.
75 часов
4.
Состав слова.
20 часов
5.
Повторение пройденного материала.
5 часов
Всего:
136 часов
Практическая часть программы:
Вид работы
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год
Диктант
2
2
3
1
8
Словарный диктант
1
1
1
1
4
Контрольное списывание
1
1
1
1
4
Контрольная работа
2
1
1
1
5
Изложение
1
-
2
1
4
Сочинение
1
-
1
1
3
Комплексная работа
1
-
1
-
2
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
1. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2009.
Уроки русского языка. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2009.
Тематическое планирование по русскому языку
4 класс, УМК Перспектива, Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, 136 часов (4 часа в неделю)
117.Написание разделительного ъ и разделительного ь.
118.Образование новых слов при помощи приставок.
Значение, которое привносит в слово эта морфема.
119. Образование новых слов при помощи суффиксов.
Значение, которое привносит в слово эта морфема.
120. Правописание суффиксов –ек, -ик.
121.Сочинение.
122.Работа над ошибками.
Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.
123.Окончание, его роль в речи.
124.Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
125.Сложные слова.
126. Сложные слова.
(закрепление)
127.Контрольная работа за год.
128.Работа над ошибками.
129.Контрольное списывание.
130. Разбор слов по составу.
131. Разбор слов по составу
(продолжение)
Повторение пройденного материала
5 часов
132.Алфавит.
133.Гласные и согласные звуки и буквы.
134.Фонетический разбор слов.
135.Предложения по цели высказывания и по интонации.
136.Игра-путешествие «В мире слов»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
сюжетные картинки, загадки
ИКТ
индивидуальные карточки, карточки с заданиями
грамматическая сказка, памятка
иллюстрации
схемы-опоры, сюжетные картинки
схемы-опоры, сюжетные картинки
ИКТ
доска
ИКТ
загадки, весёлые стихи
загадки, весёлые стихи
ИКТ
иллюстрации
индивидуальные карточки, карточки с заданиями
ИКТ
памятка, иллюстрации
ИКТ, схемы-опоры
загадки, весёлые стихи
индивидуальные карточки, карточки с заданиями
грамматическая сказка
ИКТ
словари
загадки, весёлые стихи
грамматическая сказка
памятка, иллюстрации
ИКТ
ИКТ, схемы-опоры
индивидуальные карточки, карточки с заданиями
ИКТ, схемы-опоры
памятка
памятка
ИКТ, схемы-опоры
индивидуальные карточки, карточки с заданиями
памятка, иллюстрации
ИКТ
ИКТ
памятка, иллюстрации
ИКТ
памятка, иллюстрации
ИКТ, схемы-опоры
загадки, весёлые стихи
индивидуальные карточки, карточки с заданиями
грамматическая сказка
памятка, иллюстрации
ИКТ
ИКТ, схемы-опоры
ИКТ
памятка, иллюстрации
ИКТ
индивидуальные карточки, карточки с заданиями
ИКТ, схемы-опоры
грамматическая сказка
ИКТ, схемы-опоры
ИКТ
памятка, иллюстрации
памятка
ИКТ, схемы-опоры
ИКТ
схемы-опоры
индивидуальные карточки, карточки с заданиями
ИКТ
загадки, весёлые стихи
ИКТ
загадки, весёлые стихи
памятка, иллюстрации
ИКТ
загадки, весёлые стихи
ИКТ
словари
ИКТ
памятка, иллюстрации
ИКТ, схемы-опоры
индивидуальные карточки, карточки с заданиями
загадки, весёлые стихи
памятка
ИКТ
Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять условия и способ общения, конкретную цель и результат коммуникации.
Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения. Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное.
Определять цели, тему, способы и результаты общения. Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра.
Распознавать виды текстов: повествование,
рассуждение, описание. Писать изложения и сочинения описательного характера с использованием элементов рассуждения и описания.
Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части. Владеть позитивным настроем при общении. Объяснять значение слов и речевых средств для разрешения конфликтных ситуации.
Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнёра к беседе.
Грамотно оформлять собственные речевые произведения
Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека.
Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения. Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни.
Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты)
Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.
Определять особенности и назначение каждого типа предложений.
Выделять главные и второстепенные члены предложения
Распространять предложения второстепенными членами.
Находить
однородные члены
Составлять предложения с однородными членами, соединёнными и несоединенными союзами.
Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Составлять элементарные сложные предложения.
Выделять словосочетания из предложении на основе вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова.
Составлять словосочетания разных типов.
Распространять предложения словосочетаниями.
Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов. объяснять их устройство и назначение.
Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении.
Сравнивать лексическое и грамматическое значения слова, понимая более отвлечённый, обобщающий характер значения грамматического.
Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж.
Применять алгоритм определения падежа имени существительного
Определять падеж у несклоняемых имён существительных. Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения культуры речи
Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.
Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных.
Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям.
Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания.
Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.
Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.
Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.
Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число.
Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставить вопрос от существительного к прилагательному.
Использовать при письме алгоритм определения безударных окончаний имён прилагательных.
Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов.
Анализировать имя прилагательное как часть речи, определять начальную форму, число, род ( в единственном числе), падеж.
Сохранять в памяти поставленную задачу, использовать приёмы запоминания.
Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Определять лицо, число и падеж личных местоимений.
Склонять личные местоимения в единственном и во множественном числе.
Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении.
Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Называть основные способы определения спряжения глаголов
Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения глаголов.
Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени.
Обосновывать написание мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа
Различать способы определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями.
Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.
Обосновывать написание –тся и –ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограммами –тся и –ться.
Навык верного написания окончаний глаголов-исключений; автоматизация навыка написания личных окончаний глаголов в настоящем и прошедшем времени.
Разбирать глагол как часть речи, определять начальную (неопределённую) форму, спряжение, время, лицо в настоящем и будущем времени; число, род в прошедшем времени.
Объяснять различия функций имён числительных разных разрядов.
Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость)
Распространять предложения наречиями.
Оценивать свои успехи в учебной деятельности
Объяснять различие предлогов, частиц и союзов (элементарные примеры), писать их с разными частями речи.
Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их.
Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание.
Определять значение, которое привносит каждая морфема.
Находить значимые части слова (корень, приставку, суффикс, окончание), опираясь на их единообразное написание.
Списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами
( безударные падежные окончания существительных, безударные падежные окончания имён прилагательных, безударные личные окончания глаголов).
Объяснять написание слов с точки зрения орфографии
Личностные:
Использование формул речевого этикета в различных сферах общения.
Владеть позитивным настроем при общении.
Регулятивные:
Определять цели, тему, способы и результаты общения
Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе.
Познавательные:
Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание.
Писать сочинения и изложения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания.
Определять тип текста, формулировать тему и главную мысль текста, излагать текст по составленному плану.
Коммуникативные:
Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения
Умение вести диалог-расспрос, аргументировать своё высказывание, доказывать свою точку зрения.
Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное.
Составлять диалоги в паре используя обращение и слова речевого этикета
Личностные:
Позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни человека.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование личностного смысла учения.
Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу
Познавательные:
Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Систематизировать знания об основных языковых единицах, давать определения им.
Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности каждого типа предложений.
Сравнивать простые и сложные предложения, объяснять роль союзов в сложном предложении.
Выделять словосочетание из предложения, находить связь слов в словосочетании. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.
Коммуникативные:
Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное.
Личностные:
Позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни человека.
Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные:
Сохранять в памяти поставленную задачу.
Оценивать свои успехи в учебной деятельности.
Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий,
анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и
корректировать свои действия, оценивать их.
Познавательные:
Различать слова разных частей речи на основе общности их значений, грамматических признаков и роли в предложении.
Доказывать принадлежность слова к определённой части речи.
Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова.
Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям.
Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным
Находить имена существительные, определять их особенности.
Анализировать имя существительное, имя прилагательное как часть речи
Применять алгоритм при: определении падежа, безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения;
безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе; при определении спряжения глаголов;
при написании личных окончаний глаголов I и II спряжений.
Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями.
Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов.
Сравнивать местоимения с существительными по функции и грамматическим формам.
Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени, называть основные способы определения спряжения глагол, обосновывать написание –тся и ться.
Коммуникативные:
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Личностные:
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Регулятивные:
Уметь оценить правильность выполнения действия.
Познавательные:
Определять значение, которое приносить в слово каждая морфема.
Находить значимые части слова, объяснять их написание с точки зрения орфографии.
Коммуникативные:
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Знать:
Формы общения.
Различные типы текстов.
Уметь:
Использоватьзнаки препинания при обращении.
Составлять текст на заданную тему.
Различные типы текстов.
Составлять план текста простой и развёрнутый.
Писать деловые тексты: записки, объявления, письма, заявления, объяснительные записки.
Знать:
Способы варажения подлежащего и сказуемого. Роль второстепенных членов предложения.
Различие между словосочетанием, словом и предложением.
Виды лингвистических словарей.
Уметь:
Выделять главные члены и второстепенные члены предложения, распространять предложения второстепенными членами. Ставить знаки препинания при однородных членах.
Знать:
Критерии выделения частей речи.
Грамматическое значение частей речи.
Постоянные и изменяемые признаки
имён существительных.
Варианты падежных окончаний имён существительных.
Роль имён существительных в речи и в составе предложений.
Склонения имён прилагательных.
Способы их проверки
безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения;
безударных падежных окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе.
Местоимения 1, 2, и 3-го лица единственного и множественного числа.
Правило правописания личных местоимений с предлогами.
Находить начальную форму глагола.
Личные окончания глаголов I и II спряжений.
Способы определения спряжения глаголов.
Глаголы – исключения.
Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные.
Служебные части речи.
Уметь:
Грамотно писать:
безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения;
безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе.
Использовать в речи несклоняемые существительные.
Определять безударные окончания имен прилагательных.
Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов.
Определять число, лицо и падеж личных местоимений.
Находить наречие, ставить к ним вопросы, определять значение.
Выполнять разбор имёни существительного как части речи, имёни прилагательного, глагола.
Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола.
Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
Определять написание –тся и –ться с помощью вопроса к глаголу.
Образовывать наречия от имён прилагательных.
Писать служебные части речи с другими частями речи
Знать:
Значимые части слова, единообразное их написание.
Правописание суффиксов –ек, -ик.
Уметь:
Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание.
Списывать аккуратно и без ошибок текст, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами