Просмотр содержимого документа
«Проведение внеклассной работы по предмету как условие повышения качества знаний учащихся и развитие интереса к предмету»
Донецкая Народная Республика
отдел образования администрации Петровского района города донецка
муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 116 города Донецка»
ДОКЛАД
на тему
« Проведение внеклассной работы по предмету
как условие повышения качества знаний учащихся
и развитие интереса к предмету».
Составила Ращепкина Г.Э.
Учитель русского языка
и литературы ДОШ № 116
г. ДОНЕЦК, 2020 г
Внеклассная работа является важнейшим средством для осуществления индивидуального подхода к учащимся и учета их познавательной потребности. Между тем внеклассная работа при системной и масштабной организации является одной из альтернатив имеющему существенные недостатки профильному обучению.
Проблема формирования компетентности учащихся и обучения их умению применять знания является весьма актуальной. Это обусловлено, во-первых, процессом модернизации современного образовательного процесса и, во-вторых, все возрастающим потоком информации, где одним из главных критериев формирования отношения ученика к знаниям становится умение им воспользоваться в целях саморазвития, что ведет к становлению положительных внутренних ощущений, переживаний, эмоциональному отклику. Одной из важнейших основ процесса модернизации образования является ценностное отношение к личности, которое заключается в том, что основной целью, основным результатом, основной ценностью функционирования образовательной системы является формирование и развитие личности средствами образования.
Формирование умения применять знания, полученные на уроках русского языка, во внеклассной работе разработаны особенности методики проведения внеклассной работы по русскому языку и литературе, с целью формирования навыков учащихся применять знания на практике. Обоснованы критерии отбора содержания для внеклассных мероприятий по предмету, отвечающие следующим требованиям:
повышение активности ученика как субъекта обучения;
возможность творческого сотрудничества между педагогами и учащимися;
создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание;
ориентация деятельности учащихся на успех;
вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности;
отражение общечеловеческих ценностей.
Организация обучения в рамках внеклассной работы в школе.
Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Если учащиеся не вовлечены в активную познавательную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету. Ознакомившись на занятии кружка, конференции или вечере с тем или иным понятием или явлением, ученик постарается глубже понять его суть, захочет получить дополнительную информацию.
К внеклассной работе по предмету предъявляются следующие требования:
Внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимание от основного содержания учебной программы;
Необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных занятиях. Однако внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы;
Предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития;
Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся;
Должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы;
Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.
Внеклассные занятия не связаны обязательной программой, их организуют и проводят с учетом запросов учащихся. При организации внеклассных занятий необходимо рационально использовать время учителя и учащихся, поэтому очень важно до начала учебного года спланировать всю внеклассную работу. Такой план следует составлять в соответствии с желаниями и наклонностями учащихся и с учетом общешкольного годового плана.
Внеклассная работа ориентирует педагогов и школьников на систематический, интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение обеих сторон. Она «открывает школу», создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе учителей, учащихся и их родителей.
У учащихся должны быть воспитаны стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, умение самостоятельно пополнять их и применять на практике. Эти задачи не могут быть полностью решены только на уроках. Многие из них требуют применения форм и методов работы, не укладывающихся в рамках урока. Однако было бы ошибкой считать главной задачей внеурочной работы доучивание того, что не успели доучить на уроке. Общей отличительной чертой внеурочных занятий должен быть признак добровольного выбора занятий учащимися по их интересам.
Между классной и внеклассной работой есть как сходства, так и различия. Сходство заключается в том, что и та и другая работа решает примерно одинаковый круг общеобразовательных, воспитательных и развивающих проблем.
Но есть и ряд различий: тематика внеклассных занятий не предписана, ее выбирает педагог сам, либо совместно с учащимися, сообразуясь со склонностями и желаниями последних и, конечно, возможностями учебного заведения. Занятия не скованы жестким регламентом образовательной программы и лимитом учебного времени. Они почти полностью построены на инициативе учеников, а формы их проведения очень разнообразны, изменчивы и могут быть совсем необычны.
У внеклассного занятия шире возможности для ликвидации имеющегося несоответствия учебной деятельности на уроке интересам учащихся. Именно эти отличия отличают внеклассную работу от обязательной учебной и определяют ее привлекательность для учащихся. Педагог же видит в ней еще один канал для установления контактов со своими воспитанниками и влияния на них.
Анализируя все выше изложенное, можно сформулировать обобщающее положение, которое определяло бы, что следует понимать под внеклассной работой. Итак, под внеклассной работой понимаются необязательные, добровольные, специально организованные занятия вне урока, цель которых – способствовать развитию познавательных интересов, творческих способностей, углублению и расширению их знаний, удовлетворению и обеспечению разумного отдыха школьников.
Роль внеклассной работы состоит в следующем:
Повышение интереса учащихся к предмету.
Расширение и углубление знаний.
Развитие творческих способностей.
Внеклассная работа делает уроки более эффективными как для учителя, так и для учеников.
Подготовка к трудовой деятельности.
Помощь школе.
Развитие умений на практике применять свои знания.
Проблема развития умения применять знания, прежде всего, связана с феноменом понимания учебного материала. Для осознания учеником любого содержания недостаточно, чтобы оно находилось в поле его восприятия. Необходимо, чтобы данное содержание стало целью действий школьника, а это, как раз и является одной из задач внеклассной работы.
В педагогической литературе отражаются наиболее общие принципы, определяющие работу системы общего образования в целом. Это принципы гуманизации, демократизации, индивидуализации, дифференциации, доступности, вариативности, активности, сотрудничества, адаптивности и т.д.
Следование этим общим принципам в русле новой образовательной парадигмы является обязательным при конструировании любого образовательного процесса, в том числе, и для теории методики организации внеурочной работы, для которой наряду с общестратегическими появляются также свои специфические принципы.
На основе результатов анализа психолого-педагогической литературы можно сформулировать ведущие идеи обучения детей в рамках внеклассной работы:
Идея всестороннего развития личности ребенка на основе возрастающей активности самой личности.
Идея предоставления ребенку максимальной свободы выбора форм и средств самореализации при ведущей роли отношений творческого сотрудничества между детьми и взрослыми, взаимном уважении достоинств обеих сторон.
Идея формирования положительного отношения к учению, познанию, творчеству – главное условие дальнейшего непрерывного самообразования человека.
Сформулируем теперь принципы организации обучения в рамках внеклассной работы.
Принцип ориентации на потребности и интересы учащихся.
Принцип опоры педагога на личностные достижения учащихся. Это является условием гуманизации образовательного процесса.
Принцип возможности осуществления самореализации. Самореализация – это особый вид высших потребностей. Существует объективная зависимость успешности образовательного процесса от того, насколько в ходе этого процесса выявляются и актуализируются естественные мотивы самореализации личности.
Принцип взаимосвязи классной и внеклассной работы. Успешности взаимодействия классного и внеклассного образования способствуют следующие условия:
Количественное соотношение основного и внеклассного образования должно быть таким, чтобы одно не являлось помехой для другого;
Использование на уроках опыта школьников, приобретенного ими во внеурочное время;
Использование знаний, приобретенных детьми на уроках в их внеклассной деятельности;
Содержание внеклассной работы должно быть современно, структурировано, значимо для учащихся.
Принцип равноправного взаимодействия субъектов внеклассного образования. Суть этого принципа в том, что лишь совместными усилиями учителей, родителей, товарищей можно создать для ребенка условия успеха, помочь обрести уверенность в себе.
Принцип учета реальных возможностей субъектов и средств внеклассной работы.
- возможности учащихся (возрастные, познавательные, психофизические);
- возможности педагога (знания, опыт, особенности личности);
- возможности материально-технического, дидактического обеспечения педагогического процесса.
При включении ребенка в дополнительную образовательную деятельность, организованную на внеклассных занятиях, появляются следующие закономерности:
Возрастает активность личности. Повышению социальной активности индивида способствует усвоение таких компонентов культуры как опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. Внеклассная работа способствует становлению адекватной самооценки ребенка; констатируя наличие реальных, оцененных окружением достижений, помогает ребятам поверить в свои познавательные возможности, тем самым способствует повышению познавательной активности.
У школьников формируется творческий стиль жизнедеятельности. Этому способствуют: признание безусловной ценности индивида; создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание; понимание и сопереживание; полная свобода символического выражения. Полная реализация этих условий возможна в рамках внеклассной работы.
Учеником осознается и реализуется потребность в самообразовании и самовоспитании, в самоорганизации. Ориентация внеклассной работы на достижения учащихся, на создание «поля» для самоутверждения в личностно значимом окружении и в избранной предметной области способствует тому, чтобы удовлетворение частными достижениями перерастало в потребность постоянного самосовершенствования, саморазвития, самообразования.
Более эффективно проходит процесс становления адекватной самооценки себя и своих успехов в учебе. Правильное, адекватное отношение к себе, к своим возможностям имеет решающее влияние для нормального психического состояния человека. Данные многих исследований говорят о том, что отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой во многом обусловлены неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение. Внеклассное образование предоставляет ребенку право выбирать деятельность, в которой он чувствует себя компетентным. В ней учащийся избавлен от жестоких оценок, от страха получить плохую оценку, потерпеть поражение, что естественно формирует положительную самооценку.
Эффективнее осуществляется социализация личности. Обучение в рамках внеклассного образования, организованное по принципу сотрудничества, предоставляет учащимся новый широкий круг общения и возможность самоутверждения в ближайшем социальном окружении; помогает им выработать некоторые самые необходимые социальные навыки – сотрудничества, терпимости, преодоления трудных ситуаций; содействует освоению подрастающим поколением искусства жизненной самоорганизации.
Происходит активное становление ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации отражают ценностное отношение личности к социально-нравственным явлениям, что говорит об осознании ею и переживании объективных ценностей как потребителей, мотивирующих ее настоящее и будущее поведение.
Современные тенденции мирового развития обуславливают существенные изменения в системе образования.
Темпы развития общества ускоряются, оно становится все более информатизированным, что значительно увеличивает масштабы межкультурного взаимодействия. Расширяются возможности политического и социального выбора. Развивается экономика, растет конкуренция, сокращаются сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, в связи, с чем возникает потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.
Все это предъявляет новые требования к субъекту общества:
Готовность к самостоятельному выявлению и усвоению необходимых для определенной деятельности знаний.
Потребность в интеллектуальной активности.
Личная ответственность за результаты своей деятельности.
Готовность личности добросовестно и качественно выполнять деятельность.
Проявление личной инициативы, нестандартного мышления, раскрытие и развитие своего творческого потенциала.
Развитие потребности и способности личности к самообразованию.
Наличие учебно-познавательных мотивов, стремление к профессиональному росту.
Поскольку сегодня наблюдаются прогрессивные сдвиги в характере и содержании труда, его растущая интеллектуализация и творческая оригинальность, работник современного производства должен уметь быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, быть профессионально и психологически подготовленным к непрерывному обновлению производства, его организации. Очевидно, что сформированная готовность к самоопределению у выпускников школы как нельзя лучше отвечает требованиям дня.
Однако анализ опыта практической деятельности образовательной школы показывает, что она часто не создает возможности для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся, поэтому, безусловно, процесс самоопределения затруднен.
Таким образом, возникает необходимость в создании развивающей среды, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений, а наоборот, создавала условия для выявления и развития талантов.
Для создания такой развивающей среды очень большую роль может и должна сыграть внеклассная работа. При участии во внеклассных мероприятиях учащиеся не ограничены жесткими рамками правил. Наоборот, они чувствуют поощрение и поддержку при проявлении своих лучших качеств. Внеклассная работа побуждает школьников участвовать в принятии решений, повышает их инициативу, которая при этом является не принудительной, а внутренне мотивированной. В результате возрастает качество решений и обеспечивается распределение ответственности за выполнение заданий. Это дает возможность учащимся достичь более высокого уровня образованности и приобрести необходимые знания.
Одним из уровней образованности является компетентность, которая содержит в себе следующие компоненты:
мобильность знаний; постоянное обновление знаний для успешного решения задач в данное время и в данных условиях.
гибкость метода; применение того или иного метода в зависимости от условий.
Все эти компоненты могут быть наиболее эффективно реализованы именно в рамках внеклассной работы. И в современных условиях школьного образования необходимо в полной мере использовать все возможности, которые она открывает перед учителями и учащимися для формирования компетентности.
Важную роль в развитии ребенка играет учитель. Но учащиеся, чаще всего, воспринимают педагога как единственного держателя научных знаний, которые он им сообщает во время урока.
Возникает необходимость в переосознании роли педагога, повышении его профессионализма и компетентности. Чтобы он мог, на основе анализа педагогических ситуаций, видеть и формулировать педагогические задачи и так организовывать свою деятельность чтобы, в конечном итоге, выступать в роли эксперта и консультанта, помогающего учащимся ориентироваться в мире разнообразной информации.
Несомненно, огромную роль в этом может оказать внеклассная работа по предметам.
Однако проведение внеклассных мероприятий для многих преподавателей является не только хлопотным, но и трудным делом. Ведь для этого учитель должен не только обладать высокими теоретическими знаниями, но и уметь проектировать, конструировать и правильно организовывать свою деятельность, а также деятельность школьников.
Таким образом, внеклассная работа может выполнять две функции: повышать и компетентность учащихся, и, прежде всего, компетентность самого учителя. Она помогает осознать на практике, что организаторские и рефлексивные формы деятельности современного педагога должны быть не только прикладными, то есть отвечать процессу обучения, а являться фундаментальными качествами личности педагога, предполагающими его саморазвитие и творческое взаимодействие со всеми субъектами образовательной деятельности.
Чем компетентнее педагог, тем легче ему будет организовывать внеклассную работу. А сами мероприятия станут более познавательными, интересными и полезными для учащихся. Это, несомненно, приведет к повышению у ребят интереса к изучаемому предмету и усилит мотивацию для его изучения.
Формирование умений школьников применять знания.
Процесс обучения включает не только преподавание накопленных человечеством знаний, но и усвоение их учеником. Познание – это сложный процесс постижения и отражения действительности. Результатом этого сложного процесса являются знания. То есть научная картина мира, вернее отражение действительности. Все предметы строятся на основе единства теории и практики. Единство теории практики является одним из важнейших положений, на которое опираются педагогика и все частные методики. Только при реализации единства теории и практики создаются условия для вооружения учащихся полноценными знаниями, умениями и навыками.
Традиционное обучение исходит из того, что любое знание получает свое оформление в виде отчетливых и последовательно развернутых словесных абстракций. А реальность заключается не в форме словесных абстракций, а в способах деятельности ученика, которые связаны с применением знаний, получаемых в процессе обучения.
Современное понимание принципа сознательного применения теоретических знаний на практике заключается не просто в рассказе учителя о значимости знаний, а в формировании у учащихся умений активно пользоваться этими знаниями.
Применение знаний является не только наиболее эффективным средством, выявляющим, действительно ли усвоен тот или иной материал школьниками, но также и способом более глубокого раскрытия научного содержания знания. Только в процессе применения знаний в учебной практике учащийся может окончательно овладеть ими, полностью усваивая существующие стороны учебного материала, и, приобретая знания, использовать их в различных условиях.
Способность решения сложных практических задач, выполнение которых требует не только наличия определенных знаний и умений, но также определенных стратегий и рутинных процедур, необходимых для применения этих знаний и умений, соответствующих эмоций и отношений, а также управления всей этой системой, определяет компетентность человека. Таким образом, формируя у учащихся умение применять знания, мы развиваем их компетентность.
Важный источник знаний – слово учителя – не должно быть единственным. Нужны наиболее эффективные методы и формы учебной работы, которые развивали бы творческие способности учеников, формировали у них умение самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой, учили их обобщать и практически анализировать прочитанное, высказывать свои мысли, то есть учили бы быть компетентными.
Средства формирования умения применять знания
Урок
Внеклассная работа
Содержание учебного материала
Деятельность
учащихся
Как видно из схемы, формирование умений применять знания должно осуществляться не только во время урока, но и на внеклассных мероприятиях.
Немаловажную роль в развитии умения применять знания играет наличие познавательного интереса – проявление избирательной направленности личности на процесс познания. Устремленность к познанию, желание охватить, возможно, полнее познанием данную научную область, изучить ее глубоко, основательно, стремление заниматься познавательной деятельностью, приобретать необходимые умения и навыки для рационального и быстрого ее протекания – вот в чем суть познавательного интереса. Значит, предметом познавательного интереса является познавательная деятельность - как ее содержательная, так и операционная стороны.
Познавательный интерес личности отличается от других интересов тем, что ее избирательная направленность обращена в область познания и, поэтому, он особенно влияет на формирование личности школьника, его компетентности, а, следовательно, и на то, какое место займет выпускник в жизни.
Специальные исследования педагогов и психологов вскрывают положительное влияние познавательного интереса не только на процесс и результаты деятельности, но и на протекание психических процессов: мышления, воображения, памяти, чувств, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
В педагогике установлено пять критериев интересности содержания учебного материала:
Новизна учебного материала, неожиданность многих выводов и законов. Поиск научного объяснения нового факта рождает не просто удивление, а живейший интерес.
Изучение известного школьникам материала под новым углом зрения.
Использование сведений из истории предмета.
Жизненная значимость, важность.
Приобщение учащихся к современным научным достижения.
Формирование познавательного интереса осуществляется, как правило, во время учебной работы, но ограничиваться рамками только этой работы нельзя и неоценимую помощь как раз и может оказать внеклассная деятельность по предметам.
Главной трудностью в применении знаний на практике, как показывают результаты психологического анализа этой проблемы, является необходимость самостоятельного осуществления процессов абстрагирования.
Переход от абстрактного мышления к практике является трудным, однако, не непреодолимым. Для его преодоления необходимо развивать у учащихся приемы самостоятельного мышления в применении теоретических знаний к разнообразным конкретным ситуациям уже в период формирования абстрактных понятий. Благодаря этому сами понятия становятся подвижными и действенными.
При пассивных методах обучения у учащихся формируются разобщенные системы: теоретических знаний, с одной стороны, практических действий – с другой. Такое разобщение двух систем не наступает при иной – активной методике обучения. Здесь учащимся предлагаются практические задания, требующие использования, а частично и усвоения теоретических знаний в процессе выполнения заданий.
Причина успехов отдельных педагогов кроется именно в том, что они широко используют в процессе обучения задачи, пробуждающие мыслительную активность учащихся и требующие от них в процессе решения неоднократных переходов от теории к практике и от практики к теории, специально упражняющие их в связывании того и другого вида деятельности.
Еще одним важным средством развития умения учащихся применять знания является использование ассоциаций. Ассоциации повышают восприятие и осмысление информации в ходе общения, при чтении учебной литературы, в процессе выполнения заданий. Если для учащихся с «теоретическим» типом мышления опора на ассоциации не является необходимой компонентой учения, то для учеников с наглядно-практическим, а особенно образным мышлением привлечение ассоциаций становится одним из самых эффективных средств, облегчающих усвоение нового материала.
Ассоциативные связи ведут к развитию в сознании ученика аналогий, противопоставлений, обобщений.
Знания и умения их применять на практике автоматически не контактируют. Необходима специальная система мер, предусматривающая обучение способам использования знания.
При недостаточной связи теории и практики у учащихся создаются как бы две изолированные системы знаний в одной и той же области: система знаний, требуемая в школе, и система знаний, «обслуживающая» жизненную практику учащегося, причем уровень этих систем может быть различен. Поэтому чрезвычайно важна работа учителя по установлению необходимых ассоциаций между теоретическими положениями и практическими явлениями, с которыми встречается каждый учащийся и которые, в свою очередь, формируют у него ту или иную ассоциативную систему вне школы. И, как следствие, компетентность учащихся – способность к определенным видам деятельности на основе продуктивных знаний и умений.
Взаимосвязь классных и внеклассных занятий.
На каждом этапе своего развития общество, определяя, чему и как учить подрастающее поколение, предъявляет определенные требования к системе образования.
Перед современной школой поставлена задача повышения качества знаний учащихся, выявление и развитие их индивидуальных способностей, формирование умений самостоятельно приобретать знания.
Одним из путей решения поставленных перед школой задач является осуществление целенаправленной взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности учащихся.
Школьная практика показывает, что ввиду определенных трудностей, связанных с особенностями урочной системы (большое количество учащихся в классе, регламентирование характера и видов классно-урочных занятий и др.) учителю сложно в полной мере на уроке осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, учесть их индивидуальные склонности и особенности. Поэтому необходим выход за пределы регламентированной учебной деятельности, который открывает простор свободному выбору занятий, где могли бы ученики приложить приобретенный познавательный опыт, развивать свои способности и склонности, удовлетворять запросы и стремления.
Вышесказанное предполагает осуществление целенаправленной внеурочной работы с учащимися с учетом основного условия ее организации – взаимосвязи с учебным процессом.
Говоря о важности осуществления взаимосвязи классных и внеклассных занятий, можно отметить, что учение должно быть органически связано с другими видами внеурочной деятельности. Знания, полученные на уроках, должны находить широкое применение в других видах деятельности, обогащать их интеллектуальное содержание.
Взаимосвязанное построение учебных и внеурочных занятий в сочетании с дифференцированным обучением создает благоприятные условия для удовлетворения интересов как наиболее способных, так и отстающих учащихся путем сочетания различных форм их деятельности: индивидуальных, групповых, коллективных и т.д.
Совместное планирование классных занятий и внеурочных работы способствует обогащению содержания урока знаниями, полученными в процессе внеклассных занятий, повышает ценность приобретенных знаний, предоставляет учителю возможность обратиться и опереться на опыт учащихся, полученный ими вне урока, создать в сознании учащихся целостное представление о единстве и познаваемости окружающего их материального мира.
Наряду с расширением сферы познания и общения, включением учащихся в различные виды деятельности взаимосвязь учебного и внеурочных процессов предусматривает психологическую подготовку учащихся к успешному усвоению знаний, формируя способность переноса умений с внеклассных занятий на уроки и, наоборот, с урока на внеклассные занятия.
Согласно этому, повышение действенности взаимосвязи классной и внеклассной работы и дальнейшее развитие идеи единства содержания, форм и методов в процессе всей жизнедеятельности детей, идеи единства школьного и внешкольного процессов является одним из важных направлений решения задач, стоящих перед современной школой.
Следует отметить, что реализуют взаимосвязь учителя лишь эпизодически, что в основном связано с неумением определения путей ее осуществления, с отсутствием методических рекомендаций по совместному планированию, учебных заданий, устанавливающих взаимосвязь.
Все вышеизложенное подтверждает необходимость поиска эффективных путей, форм и средств по реализации взаимосвязи между классно-урочными и внеклассными занятиями.
Определение путей, средств и форм по установлению действенной взаимосвязи требует рассмотрения самого понятия взаимосвязи классных и внеклассных занятий.
Даже краткий анализ исследований по данной проблеме показывает, что отсутствует однозначное толкование понятия «взаимосвязь классных и внеклассных занятий».
В результате анализа литературы можно сформулировать следующее определение: взаимосвязь классных и внеклассных занятий есть определенная методическая система, в которой посредством диалектического взаимодействия учебной и внеурочной работы происходит успешное решение задач, поставленных перед современной школой.
Необходимо отметить, что целенаправленное последовательное осуществление взаимосвязи классных и внеклассных занятий не только способствует формированию потребности учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, но и обеспечивает готовность учащихся к самообразованию, при условии, если на внеклассных занятиях у учащихся формируются умения работать с книгой, с дополнительными источниками, умение составлять библиографию и т.п.
В научно-методической литературе по разным учебным предметам при рассмотрении взаимосвязи классных и внеклассных занятий выделяются те или иные дидактические задачи, решение которых наиболее эффективно на основе ее установления.
Анализ методической литературы и исследований, посвященных проблеме взаимосвязи классных и внеклассных занятий, позволяет выделить следующий комплекс дидактических задач, решаемых на ее основе:
Формирование и развитие познавательного интереса учащихся к изучению предмета;
Повышение качества знаний;
Формирование политехнических знаний и умений;
Расширение сферы познания и общения учащихся;
Развитие технического творчества;
Формирование потребности в самообразовании;
Профориентация школьников и подготовка их к труду.
Расходясь в некоторой степени в определении дидактических задач, решаемых на основе взаимосвязи классных и внеклассных занятий, все авторы отмечают, что главной задачей взаимосвязи является формирование и развитие познавательного интереса к изучению предмета.
Выделенный комплекс задач следует расширить задачами предварительной подготовки учащихся к усвоению знаний, формированию умений, выравнивания знаний учащихся. Решение этих задач на базе взаимосвязи классных и внеклассных занятий открывает дополнительные возможности учета индивидуальных особенностей школьников, активизации в учебном процессе отстающих в учении учащихся и, как следствие, способствует повышению качества знаний.
Задача предварительной подготовки учащихся к успешному обучению не нова и может быть эффективно решена с помощью целенаправленной организации взаимосвязи классной и внеклассной работы при условии выявления соответствующих путей, форм, средств ее действенной реализации.
Взаимосвязь классных и внеклассных занятий может быть установлена различными путями.
Наиболее часто встречаются рекомендации с одной стороны на внеурочных занятиях использовать знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой стороны на уроках выслушивать специально подготовленные сообщения учеников о проделанной ими во внеурочное время работе, связанной с темой урока.
В качестве средств, практически реализующих взаимосвязь в данном случае, выступают рефераты, газеты, дидактические материалы, подготовленные учащимися вне урока.
В центре внимания ряда авторов находятся предложения по реализации взаимосвязи между урочными и внеурочными занятиями через источники знаний и формы организации обучения учащихся.
Следствием осуществления таких путей взаимосвязи является появление новых форм работы, получивших признание во внеклассной деятельности. Так, на уроки «пришли» конференции, дидактические игры, защиты тем, диспуты и прочее. Обогатившиеся новыми формами работы уроки стали более эффективными.
Итак, все вышеназванное позволяет выделить существующие в школьной практике и предлагаемые в методических исследованиях пути, которые устанавливают взаимосвязь между классными и внеклассными занятиями:
Через взаимодействие программной и внепрограммной информации, полученной учащимися на уроке и на внеклассных занятиях;
Через взаимоиспользование источников знаний и форм организации обучения учащихся на уроке и вне его;
Через постановку внеурочных экспериментальных работ по заданию учителя;
Через выполнение производственных заданий вне школы;
Через реализацию трудовых заданий, связанных с учебными предметами по усовершенствованию учебно-методической базы школьных кабинетов.
Следует отметить, что предлагаемые разными авторами пути установления взаимосвязи в основном направлены на расширение сферы познания, систематизацию и углубление знаний, совершенствование формируемых умений учащихся и практически не учитывают реализацию такой задачи взаимосвязи, как предварительная подготовка учащихся к усвоению знаний, овладению умениями, активному участию в коллективных формах организации обучения.
При рассмотрении взаимосвязи классных и внеклассных занятий исследователи не выделяют конкретные виды связей между ними, что затрудняет полное выявление возможных путей ее реализации.
Известно, что система внеклассных занятий в средней школе имеет множество форм организации. Все их можно выделить в две группы:
Первая группа – эпизодические внеклассные занятия, вторая группа – систематически повторяющиеся внеклассные занятия.
К первой группе – эпизодические формы – относятся такие занятия как: вечера разного характера, предметные олимпиады, выставки, научные конференции, турниры и КВН, экскурсии, декады по предмету и т.д.
Ко второй группе – регулярные формы - относятся следующие: кружки, научные общества, советы кабинета и т.д.
Каждая группа внеклассных занятий имеет свои особенности. Эпизодические формы внеклассных занятий являются массовыми, направлены на пробуждение и развитие познавательного интереса одновременно у большого количества учащихся. Однако следует отметить, что данная группа внеклассных занятий не позволяет в достаточной степени осуществит целенаправленную регуляцию деятельности учащихся со стороны учителя.
Например, школьные научно-практические конференции, являются итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности старшеклассников, осуществляемой под руководством учителей. Они дают возможность раскрыться одаренным личностям, проявить все качества характера, поэтому конференции – оптимальная форма работы, целью которой является формирование и расширение знаний по предмету, развитие мировоззренческих позиций. В их работе преимущественно принимают участие учащиеся 10-11-х классов, а также некоторые школьники 8-9 классов.
Во время научных конференций реализуются следующие принципы обучения:
1. Принцип научности. Проявляется в расширении терминологической лексики учащихся, умении свободно оперировать межпредметными понятиями .
2. Принцип системности и последовательности. Выражается в анализе, синтезе и обобщении знаний, уже имеющихся у учащихся и только приобретенных.
3. Принцип перспективности. При подготовке к научной конференции ученик не столько обобщает и репродуцирует материал, сколько отталкивается от данного и идет к неизвестному.
В организации научно-исследовательской деятельности школьников обычно выделяют семь этапов: мотивация научно-исследовательской работы, выбор школьником направления исследования, постановка задачи исследования, фиксирование и предварительная обработка данных, оформление полученных результатов и представление их на научно-практической конференции.
Начинается работа учителя с выявления ребёнка, заинтересованного в исследовании какой-либо проблемы, способного к самостоятельной исследовательской деятельности. Кроме того, способного продемонстрировать своё исследование широкой публике. Затем, учитель должен заинтересовать ребёнка в выбираемой теме. Любая деятельность должна быть мотивирована, иначе успеха не будет. Иногда учащийся сам находит исследуемую проблему – в этом случае заинтересованность его оптимальная.
Если школьник выступает не впервые, то этапы подготовки ему знакомы. Если ребёнок готовит исследование первый раз, то руководителю следует предоставить ему алгоритм этапов подготовки к конференции и алгоритм самой структуры работы по исследованию. Для этого необходимо:
1. Сформировать представления об эргономике – науке о правильном проведении научно-практического исследования.
2. Развить умения правильно пользоваться литературой для поиска информации.
3. Обучить методам научного исследования: наблюдение, скрининг (анкетирование, рейтинг, опрос), статистический анализ и др.
4. Развить умения правильного оформления исследовательской работы.
5. Дать возможность приобрести опыт в публичных выступлениях (адекватно требованиям).
Кроме того, учащемуся следует объяснить каковы формальные критерии оценки работы для того, чтобы в ходе исследования он на них опирался. Например:
1. Эрудированность автора в рассматриваемой области: степень знакомства с современным состоянием проблемы, использование известных результатов и научных фактов в области, полнота цитируемой литературы, ссылки на ученых и исследователей, занимающихся данной проблемой.
2. Оценка собственных достижений автора: степень новизны полученных результатов, научная и практическая значимость работы, владение автором научным и специальным аппаратом в рассматриваемой области знаний.
3. Устное выступление: степень раскрытия проблемы, свобода владения материалом и русским языком, ответы на вопросы.
4. Характеристика работы: грамотность и логичность письменного изложения материала, структура работы (введение, постановка задачи, решение, вывод).
При подготовке к конференции задача учителя – помочь сформулировать проблему, подобрать научный материал, составить первичный план работы, откорректировать текст исследования и поддержать ученика эмоционально.
Регулярные формы внеклассной работы в отличие от эпизодических включают в основном небольшой состав учащихся, но позволяют осуществить целенаправленную систематическую работу по углублению, расширению, пропедевтики знаний учащихся, а также предоставляют учителю возможность учета и необходимого своевременного влияния на результаты деятельности учащихся.
Массовые формы внеклассной работы
К массовым формам внеклассной работы можно отнести конкурсы, олимпиады, мастер–классы, викторины, игры, тематические вечера, конференции, неделю русского языка.
Конкурс – соревнование, целью которого является выявление наилучших из числа участников, представленных работ и т.д.
Проводить конкурсы можно начинать уже в начальной школе. Так как всякий конкурс носит соревновательный характер, то во время проведения такого мероприятия учащимся присущи творческий накал, любознательность, стремление узнать больше и показать себя с лучшей стороны. Все это способствует лучшему запоминанию и практическому применению того лексического и грамматического материала, который используется в данном мероприятии.
Среди учащихся начальной школы целесообразно ежегодно проводить конкурс на лучшего чтеца, в средней школе – конкурс на лучшее письмо, в старшей – конкурс на лучшее ЭССЕ.
К групповым формам внеклассной работы по русскому языку можно отнести кружки: художественного слова, вокальные, драматические, грамматические, литературоведческие, внеклассного чтения и т.п.
Индивидуальные формы внеклассной работы.
К индивидуальной внеклассной работе можно отнести работу, которая проводится с отдельными учениками: подготовка сообщения или доклада, чтение книг, разучивание стихов, песен, отрывков из литературных произведений, изготовление наглядных пособий, оформление стенгазет, издание буклетов, составление кроссвордов, ребусов и т.п.
Огромные возможности для осуществления индивидуальной внеклассной работы с одаренными детьми дают Интернет-технологии. Талантливые учащиеся могут принимать участие в различных дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах и конференциях, что дает возможность проверить свои знания, уровень владения языком, приобрести опыт самостоятельной работы с дополнительной литературой, расширить свой кругозор и получить документальное подтверждение своих побед в виде всевозможных грамот, дипломов, медалей, а возможно и призов.
Заключение.
Результаты работы нашей школы показали, что внеклассная работа является неотъемлемой частью учебного процесса. Внеклассные занятия по русскому языку и литературе строятся так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными и занимательными. Необходимо используется естественная любознательность школьников для формирования устойчивого интереса к предмету. Внеклассные занятия играют большую роль в совершенствовании образования. Они позволяют производить поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, в широких пределах варьировать объем и сложность изучаемого материала. Внеклассная работа по русскому языку и литературе помогает учащимся на уровне сдавать итоговую аттестацию и позволяет нашим выпускникам реализовать свои способности, расширять знания об окружающем мире, приобретать коммуникативные навыки, организаторские умения, способствует формированию положительной мотивации к продолжению образования.
Результатом успешной внеклассной работы по предмету является образованный, активный, творческий, социально-адаптированный ученик, способный самосохраниться и продолжить образование в ВУЗе.
Литература
1.Досуг в школе №11 2005г.
2. Последний звонок №5 2002г.
3. Ресурсы интернета.
4. Данилов М.А., Скаткин М.Н. Дидактика средней школы – М.: Просвещение, 1975. – 425с.
5. Казаренков В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам – Ростов-на-Дону, 1984.