kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Просто о сложном предложении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет ученикам повторить основной теоретический материал по видам сложных предложений. Примеры дополняют теорию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Просто о сложном предложении»

ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений (грамматических основ).

Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью и объединяются по смыслу и в произношении в одно целое.

Например: 1. Небо снова всё покрылось тучами, и посыпался дождь.

2. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.

3. Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки.

I. Сложносочинённые предложения – это такие сложные предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

Например: 1.Сумрак стал гуще, и звёзды сияли выше.

2.Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.

Сочинительные союзы делятся на три группы:

А. Соединительные: и, да (в значении и), ни-ни, тоже, также.

Б. Разделительные: или (иль), либо, то - то, не то - не то.

В. Противительные: а, но, да (в значении но), однако, зато, же.

Между простыми предложениями в ССП с одиночным соединительным или разделительным союзом запятая НЕ СТАВИТСЯ, если имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям. Например: В начале апреля уже шумели скворцы и летали желтые бабочки.

II. Сложноподчинённые предложенияэто такие сложные предложения, в которых одно из предложений по смыслу и грамматически подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.

НАПРИМЕР: 1. Сделано всё, чтобы я мог работать спокойно.

  1. Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок.

1). Подчинительные союзы (что, чтобы, как, словно, если, ибо, так как, хотя и др.) и союзные слова (относительные местоимения и наречия который, чей, кто, что, где, куда, откуда, почему и др.), находясь в придаточном предложении, связывают его с главным.

Союзы не являются членами придаточного предл-ния, а союзные слова являются.

2). Виды придаточных предложений: определительные (отвечают на вопрос КАКОЙ?), изъяснительные (отвечают на вопросы косвенных падежей), обстоятельственные (отвечают на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? ВОПРЕКИ ЧЕМУ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? и др. и в зависимости от вопросов делятся на придаточные обстоятельственные времени, места, причины, условия, уступки, сравнительные и др.).

НАПРИМЕР: 1). Мы изучали карты местности, которые нам выдал командир взвода. (… карты (КАКИЕ?) , которые нам выдал командир взвода). Придаточное определительное.

2). Разведчики выяснили, где находится противник.

(…выяснили (ЧТО?), где находится противник.) Придаточное изъяснительное.

3). Суворовцы хорошо готовились к спортивному празднику, чтобы победить соперников.

(готовились (ЗАЧЕМ?), чтобы победить соперников.) Придаточное обстоятельственное причины.

Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными:

  • однородное (придаточные отвечают на один вопрос и зависят от одного главного); НАПРИМЕР: Я знаю, что ребята помогут, что они меня выручат.

  • параллельное (придаточные отвечают на разные вопросы от одного главного); НАПРИМЕР: Когда наступила весна, прилетели птицы, чтобы свить гнезда.

  • последовательное (к первому придаточному задается вопрос от главного, а к следующему придаточному вопрос задается от первого придаточного и т.д.).

НАПРИМЕР: Суворовцы выполнили задание, чтобы получше подготовиться к контрольной, которую проводит учебный отдел.

- комбинированное ( в одном СПП два или все 3 вида подчинения); НАПРИМЕР:

Когда он ушел, в комнате наступила тяжелая тишина, так как никто не знал, что теперь надо предпринять. ( СПП с параллельным и последовательным подчинением).

В СПП между придаточными предложениями, соединенными сочинительными союзами, НЕ СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ, если союз соединяет однородные придаточные предложения. НАПРИМЕР: Комдив ехал туда, где звучали выстрели и гремела канонада.


III. Бессоюзные предложенияэто такие сложные предложения, в которых простые соединяются по смыслу и интонационно.

1. Между предложениями, входящими в состав БСП, ставится ЗАПЯТАЯ, если в них перечисляются какие-то факты. НАПРИМЕР: Звенят синицы, смеётся кукушка, свистит иволга.

2. Между предложениями, входящими в состав БСП, ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ, если простые предложения более распространены.

НАПРИМЕР: Изумрудные лягушата прыгают под ногами; подняв голову, лежит уж и стережет их.

3. Между предложениями, входящими в состав БСП, ставится ДВОЕТОЧИЕ, если:

  • второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом;

  • второе предложение (или несколько) поясняет первое;

  • второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов.

НАПРИМЕР: 1).Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему страдания.

2). Степь весело пестреет цветами: синеют колокольчики, белеет ромашка.

3). Павел чувствует: кто-то дотрагивается до его спины.

4. Между предложениями, входящими в состав БСП, ставится ТИРЕ, если :

1). Содержание одного предложениями противопоставляется содержанию другого. НАПРИМЕР: Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.

2). Первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении. НАПРИМЕР: Настанет утро – двинемся в путь.

3). второе предложение заключает в себе вывод или следствие из того, о чем говорится в первом предложении. НАПРИМЕР: Солнце дымное встает – будет день горячий.

4). предложения рисуют быструю смену событий, неожиданный результат.

НАПРИМЕР: Сыр выпал – с ним была плутовка такова.


IV. Сложные синтаксические конструкции (ССК) - это такие сложные предложения, в которых простые соединяются разными видами связи.

НАПРИМЕР: Я знаю: суворовцы хорошо подготовятся к контрольной, если они выучат все указанные формулы. Это предложение с бессоюзной и подчинительной связью.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Просто о сложном предложении

Автор: Тимохова Людмила Алексеевна

Дата: 20.05.2021

Номер свидетельства: 580957

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Бинарный урок "Унылая пора! Очей очарованье!.." Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(83) "binarnyi-urok-unylaia-pora-ochiei-ocharovan-ie-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "162638"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422376788"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) ""Простые и сложные предложения" "
    ["seo_title"] => string(38) "prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "178913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424891971"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока по теме "Простое предложение с однородными членами и сложное предложение." "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-tiemie-prostoie-priedlozhieniie-s-odnorodnymi-chlienami-i-slozhnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "226896"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440517491"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока на тему "Виды сложных предложений" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vidy-slozhnykh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "212517"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431865706"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства