kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект на тему "Междометия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект был разработан для иследования по определению данной части речи. Были использована различная литература,анкетирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему "Междометия"»

Отдел образования акимата Кордайского района

КГУ СШ № 3 имени Абая Кунанбаева













МЕЖДОМЕТИЯ.

МОЖНО ЛИ БЕЗ НИХ ОБОЙТИСЬ?



Проектная работа по русскому языку







Выполнили: Омирзак Молдир, Нурмаханбет Анель, учащиеся 9 класса.

Руководитель: Керуенбаева А. Т, учитель русского языка и литературы.













ВВЕДЕНИЕ.

Все мы знаем, что русский язык неисчерпаемо богат. Его выразительность, гибкость, богатство отмечал ещё великий Ломоносов, именно он находил в нём "великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского... ". Но чтобы уметь владеть этим исключительно выразительным, богатым языком, нужно уметь вслушиваться и всматриваться не только в его созвучие, певучесть, но и быть внимательным к каждому его слову, к каждой части речи. И, попадая в удивительный и многоцветный мир слов, удивляешься тому, как это важно и интересно заглядывать в самый "корень" слова, исследовать его стройматериалы, вникать в его толкование. Нам кажется, что русский язык никогда не будет до конца изучен, так как он хранит в себе тайны, которые будут открывать и исследовать живущие после нас.

АКТУАЛЬНОСТЬ работы состоит в том, что одной из тайн русского языка является своеобразная и оригинальная часть речи – междометие.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Возбудить интерес к очень оригинальной и распространённой части речи русского языка, исследуя её происхождение и значение.

ЗАДАЧИ РАБОТЫ:

  1. Узнать, что такое междометие.

  2. Изучить иммиграционный потенциал междометий.

  3. Дать этимологический обзор наиболее известных междометий.

  4. Исследовать речь учащихся на наличие междометий.

  5. Развивать исследовательские умения в области русского языка.









РАЗДЕЛ 1.

1.1 ЧТО ТАКОЕ МЕЖДОМЕТИЕ?

Отвечая на данный вопрос, мы исследовали несколько версий по определению этой части речи.

МЕЖДОМЕТИЕ - часть речи, разряд неизменяемых, морфологически нечленимых слов, употребляющихся обычно для выражения чувств и волевых побуждений, напр. "о! ", "ах! ", "эй! ". (Большой энциклопедический словарь)

МЕЖДОМЕТИЕ, междометия, ср. (грам.). Неизменяемое слово, выражающее чувство, напр. ох, ой. ( Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)

Междометие - ср. Неизменяемая и не имеющая специальных грамматических показателей часть речи, служащая для выражения чувств и волевых побуждений в лингвистике. (Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой)

МЕЖДОМЕТИЕ, неизменяемое слово, служащее для выражения эмоций и других реакций на речевые или неречевые стимулы. (журнал «Кругосвет», Интернет)

В школьном учебнике русского языка (7 класс, М.Т.Баранов) дано определение, которое ближе к определению, приведенному в Толковом словаре Д.Н.Ушакова. МЕЖДОМЕТИЕ – это слова, выражающие чувства, настроения (например: ах! ох! тьфу!) и побуждения (например: прочь! шабаш!), но не называющие их.

Термин междометие впервые появился в 1619 году в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого (см. История русского литературного языка), в форме «между́метие» (буквальный перевод с лат. interjactio, в котором inter — «между», а jactio — «бросание; невольное высказывание»).

Обращаясь к междометиям, лингвист часто испытывает сомнения, в том числе самого принципиального характера. Так, до сих пор иногда возникают споры о том, находятся ли вообще междометия в ведении лингвистики. Может быть, междометие — это спонтанный выкрик, инстинктивная реакция на внешний раздражитель, которая свойственна не только человеку, но и животному?

Однако сегодня, пожалуй, мало кто придерживается такого мнения. Междометия принадлежат конкретному языку и конкретной культуре, требуют перевода при переходе с одного языка на другой и специального изучения при овладении иностранным языком. В одной и той же ситуации француз скажет Helas, а русский - Увы, хотя вздохнут они, возможно, одинаково. 

В лингвистике принято говорить, что междометия, в отличие от спонтанных выкриков, являются такими средствами, которые человек должен знать заранее, если он хочет ими пользоваться. Тем не менее междометия все-таки находятся на периферии собственно языковых знаков. Например, как никакие другие языковые знаки междометия связаны с жестами. Так, русское междометие На! имеет смысл только тогда, когда сопровождается жестом.

Вообще, междометие не всегда легко отличить от слов других классов. Обычно выделяют несколько характерных свойств, по которым можно отнести слово к классу междометий.

От служебных частей речи междометия отличаются тем, что не выражают отношений между словами в словосочетании, не служат для соединения слов и компонентов предложения, не выполняют коммуникативные задания, свойственные служебным словам, и т. д.

Объединяющими признаками междометий являются следующие:

•  значение: выражение эмоций и волеизъявлений;

•  особая интонация, передающая наибольшую силу экспрессии, повышение тона;

•  некоторые фонетические особенности: это преимущественно односложные слова, отдельные из них характеризуются сочетанием согласных звуков: ш-ш-ш! кх;

•  мимическим сопровождением, иногда – жестами;

•  особым функционированием. Междометия могут быть самостоятельными высказываниями, нечленимыми предложениями ( Ура !), членами предложения (Погода – о-хо-хо ).

В.В. Виноградов отмечал, что с «грамматической точки зрения междометия ущербны», ибо они не изменяются, не имеют грамматических форм.

Некоторые лингвисты считают отличительной чертой междометий их непроизводность. Они относят к междометиям только такие слова, как ох, ай, у-у-у, — которые не произведены ни от какой другой части речи и которые нельзя разделить на морфемы. В принципе, и в области междометий могут существовать свои словообразовательные процессы, но они обладают определенным своеобразием. Например, во многих языках, в том числе в русском, междометия могут образовываться путем повторений: ой-ой-ой, ого-го.

Наконец, многие лингвисты относят к междометиям только те слова, которые служат для выражения внутреннего состояния человека, т. е. его ощущений, чувств, мыслей, намерений, побуждений. Например, произнося Ого, человек выражает свое чувство по поводу события, которое в каком-то отношении сильно превосходит его ожидания.

Именно наличие значения отличает междометия от другого класса слов — звукоподражаний. Междометие — это звук, являющийся знаком некоторого внутреннего состояния произносящего его человека, т. е. междометия передают некоторое концептуальное содержание. Между тем означаемым звукоподражания является просто другой звук - произведенный предметом, человеком или животным.













1.2 РАЗРЯДЫ МЕЖДОМЕТИЙ.

В русском языке существует несколько классификаций междометий.

В.В. Виноградов выделяет следующие разряды междометий по значению.

  • междометия, которыми выражаются чувства, эмоции (а!, ах!, ба!, ай!, ура!, спасибо!, эх!, уф!, ух!, ах! и др.);

  • междометия, производные от имён существительных, имеющие особую интонацию и смысловые возможности ( батюшки!, глупости! и др.);

  • междометия, представляющие эмоциональную характеристику или оценку состояния ( каюк!, капут! фюить! и др.);

  • слова, которыми выражаются волевые изъявления, побуждения ( вон!, прочь!, долой!, полно!, но! и др.);

  • междометия с оттенком модальности ( да!, понятно! и др.);

  • междометия, являющиеся своеобразными экспрессивными звуковыми жестами, которыми обмениваются знакомые или встречные соответственно этикету ( мерси!, спасибо!, благодарствуйте!, извиняюсь! и др.);

  • бранные междометия;

  • звательные (вокативные) междометия ( господи! и др.);

  • разряд воспроизводящих или звукоподражательных восклицаний ( бац !, хлоп ! и др.);

  • междометные «глагольные формы» ( прыг, скок, шасть и под.) [Виноградов, 1972, с. 589–594 ] .

Н.М. Шанский и А.Н. Тихонов основываются на традиционном разграничении двух основных разрядов: эмоциональных ( ах!, ох!, ой!, увы!, ура!, тьфу!, батюшки!, фи!, браво! и под.) и побудительных (императивных), выделяя в составе последних три подразряда: 1) междометия с общим значением поведения, побуждения (ну!, цыц!, стоп! и под.); 2) междометия, служащие сигналом к вниманию, выражающие призыв откликнуться ( ау!, эй!, алло! и под.); 3) междометия клича и отгона животных или подзывания и призыва удалиться человека (брысь!, марш!, вон! и др. [Шанский, Тихонов, 1981, с. 258–259].

В школьных учебниках приводится объединенная классификация междометий.

  • эмоциональные междометия выражают, но не называют чувства, настроения (радость, страх, сомнение, удивление и др.): ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу и др.;

  • императивные междометия выражают побуждение к действию, команды, приказы: ну, эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау;

  • этикетные междометия являются формулами речевого этикета: здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего.

По образованию междометия

бывают первообразными и производными.

  1. Первообразные междометия состоят из одного гласного звука ( о!, а!, у!, э!, и! ), из гласного и согласного ( ах!, ох!, ух!, эх! и др.), из согласного и гласного ( ха!, ну!, фу! и под.), из двух гласных ( ау! ), из двух гласных и согласных между ними ( увы!, ага!, угу! и др.), из согласных ( брр!, гм! ), из нескольких звуков ( тьфу! ). Возможно удвоение и утроение междометий ( ох-ох-ох!, ай-ай-ай!, ха-ха! и др.), употребление с частицами и т. д. ( Ой ли!, Ну же !).



  1. Производные междометия являются результатом диахронной трансформации: батюшки, матушки, дудки , здравствуйте, прощайте, извините, помилуйте, смотри, скажи, горько, полно, тихо (тише), что, как, то-то и др.





1.3 ИМИГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕЖДОМЕТИЙ.

Междометия обладают достаточно большим иммиграционным потенциалом. Процесс перехода слов из других частей речи в междометия называется интеръективацией. Чаще всего новое междометие образуется путём изменения комплекса признаков знаменательных русских слов, реже – иноязычных слов.

Интеръективации подвергаются

  • имена существительные : батюшки, матушки. беда, дудки, крышка, пропасть, страсть, каюк, добро, караул, шабаш, марш и др.;

  • глаголы : хватит, будет, брось, поди, помилуй, здравствуй, смотри, скажи, извините, подумаешь, будет, прости и под.;

  • наречия: вон, вперед, горько, полно, прямо, довольно ;

  • местоимения : что, так, ничего и др.

Переход знаменательных слов в междометия сопровождается потерей номинативности, категориального значения, форм изменения, синтаксической нагрузки и приобретением способности выражать разные чувства без их называния. Приведем примеры: – Прочь с дороги! Вон! Ненавижу тебя! (В.Ш.). – Батюшки! – испугалась Груша (В.Ш.). – Браво! – сказал за спиной у Маши знакомый голос (К.П.). – Ниче-о, ниче-о-о-о! – всхлипывая от холода, брел Колька напропалую, вглубь (В.Аст.).

Споры лингвистов ведутся вокруг слов типа здравствуйте в контекстах, где они означают приветствие, например: – Здравствуйте! – приветливо сказала она Лаврову и улыбнулась (К.П.). Не все языковеды признают их междометными словами; некоторые считают их глаголами в особом употреблении. Соответственно нет единства и в морфологической квалификации их, представленной в толковых словарях. Семантика и особенности функционирования интеръективатов, как и многих других трансформантов, остаются малоизученными.

Междометия, как и другие слова языка, могут устаревать. Вот, например, диалог из Капитанской дочки: «А слышь ты, Василиса Егоровна, — отвечал Иван Кузьмич, — я был занят службой: солдатушек учил». — «И, полно! — возразила капитанша. — Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не видишь». Междометие И не употребляется в современной речи, так же, как неупотребительны междометия Вишь!, Чу! и Ба!

С другой стороны, возникают и новые междометия. Новыми словами, как правило, пополняется класс производных междометий. В разговорной речи нередко появляется новое «модное» восклицание и так же быстро забывается. Новые междометия, как и слова, могут заимствоваться из других языков — так, сейчас в среде подростков часто можно услышать английские восклицания Wow! и Yeah!

































1.4 ПРОИСХОЖДЕНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ.

Наш язык трудно представить себе без ёмких словечек, выражающих не столько содержательную сторону сказанного, сколько эмоциональную. Причём, как известно, они различны по своему содержанию. Интересна и история происхождения некоторых из них.

Так, например, наши вскрики-выкрики А!, О!, У!, Ух!, Фу! особенной истории происхождения не имеют: родились они "стихийно-импульсивно", да так и зависят от наших эмоций и психологического состояния. Есть, как известно, более сложные междометия ("младшие братья и сёстры" вскриков - выкриков): Ого! Угу! Ау! Они появились, как утверждают многие учёные, от простых О! А! У! Есть и неприличные междометия. Мы обязательно поговорим о них в следующих выпусках.

А ещё есть междометия -"пришельцы", которые превратились в междометия из других частей речи. Итак...

Словом, с которым мы обычно поднимаем телефонную трубку, алло!, появилось, скорее всего, вместе с телефоном, то есть относительно недавно. Существует несколько точек зрения на происхождение данного слова. Некоторые учёные считают, что оно пришло из английского языка и восходит к английскому hello "здравствуй". Другие учёные полагают, что телефонное алло пришло в русский язык из французского языка в конце 19 века ( во французском языке есть похожее allons "ну" (от глагола aller "идти"). И у этого алло есть автор: Шарль Бивор, образовавший это слово где-то в 1878-80 г.г.

А вот с детства милое баю-бай. Скорее всего, это форма глагола баять "говорить, рассказывать сказки". следовательно, баю-бай является родственником слов басня, краснобай, обаятельный.

Бис и браво частенько можно услышать в театре от эмоциональных поклонников того или иного вида искусства. Наверное, вы знаете, что бис происходит от латинского "дважды" (помните, наверное, ту самую биссектрису - "крысу, которая бегает по углам и делит его пополам"). В русский язык слово пришло из французского.

Итальянское слово bravo возникло как междометие-одобрение на основании слова bravo "смелый, храбрый; молодец".

Те, кто увлекаются собаками или охотой, наверняка знают междометия ату и тубо. Ату является термином натравливания (синоним словам усь, бери, хватай). Тубо -команда лежать на месте (синоним словам смирно, не тронь, будь на месте). Откуда пришли эти слова? Слово тубо споров особенно никаких не вызывает. Оно пришло в 18 веке из французского (откуда, кстати, пришли слова апорт, куш и др.) tout beau "всё хорошо". Происхождение слова ату имеет несколько версий. Первая: это русское слово, образованное сочетанием междометия а и наречия ту (тут). Вторая: восходит к французскому a toutes jambes "со всех ног", в котором был опущен именной компонент (jambes) и осталось a tout.

Ну, а теперь рассмотрим слово чур. Это слово, встречающееся ещё у Даля, в нашей жизни чаще всего употребляется детьми в играх (чур, меня -"не трогай!"; чур, я вожу; чур, пополам!). Хотя, наверняка, вы знаете слова пращур (известное ещё с ХV века), чураться, чурбан, которые встречаются в нашем языке и имеют некоторое отношение к слову чур. Многие языковеды ( в том числе В.И.Даль) считают, что первоначальное значение слова было "рубеж", "межа", "предел", откуда далее - "пограничный знак", "кол" как обозначение границы, защиты. Отсюда связь со словом чурбан (есть диалектные слова чурак, чурка) и в прямом значении слова ("короткий обрубок дерева", бревна"), и в переносном ("бестолковый, ограниченный, неповоротливый человек").Слово пращур связано, скорее, со значением "обоготворённый покровитель рода", которое появилось несколько позже.

Таким образом, междометие - живая и богатая часть речи, служащая для эмоционального выражения чувств и волевых побуждений. Все междометия передают самые разнородные чувства, порой прямо противоположные: радость, ликование, одобрение и т.д. В нашей речи с их помощью можно не только в краткой форме, но и очень точно передать самые яркие чувства, эмоции, переживания. В этом, мы думаем, особенность этих слов – междометий. И если их исключить из нашей речи, то она станет менее эмоциональной, скучной, грубой.

 



 

РАЗДЕЛ 2.

2.1 МЕЖДОМЕТИЯ В РЕЧИ МОЛОДЕЖИ.


В последнее время все чаще поднимается вопрос о чистоте русского языка. Часто проходя мимо группы молодых людей, бурная речь которых сплошь состоит из слов-паразитов и междометий, услышишь обрывок разговора, своей лексикой удививший бы даже Эллочку-людоедку. Невольно возмущаешься и думаешь о том, как чуждо подобное словотворчество родному русскому языку. Как правило, более всего раздражает " западное влияние": таки междометия как "вау, упс, бла-бла-бла" действительно нелепо выглядят на фоне богатого выбора своих, родных, милых и дорогих сердцу слов среди того же класса междометий.

Работая над данной темой, мы провели анкетирование учащихся средних классов нашей школы (5-7 классы – 100 человек). Им были заданы следующие вопросы:

  1. Знаете ли вы, что такое междометие?

Да, нет

2. Как вы думаете, можно ли обойтись без междометий?

Да, нет

3. Как часто вы употребляете междометия?

а) часто б) редко в) затрудняюсь ответить

4. Напишите междометия, которые вы используете чаще всего

5. Как вы думаете, откуда в нашей речи взялись междометия?

а) из звуков б) других частей речи?

В результате анализа анкет мы получили следующие данные. Большинство респондентов знает, что такое междометие (90%), мало кто может обойтись без них (22%), и чуть меньше половины опрашиваемых (53%) часто употребляют междометия в своей речи.

Анкеты также показали, что в речи респонденты чаще всего употребляют эмоциональные междометия: ах, ой, ура, и т.д., привели в качестве часто употребляемых междометий 71%; междометие «блин» часто употребляют 43%; «черт» - 13%. А вот этикетные междометия вспомнили и привели в качестве примера всего 3% опрошенных учащихся. Анализ анкет смотрите в приложении к работе (Приложение 2).

В Приложении 3 мы привели небольшой список междометий, используемые в речи учащимися 5-7 классов. О самых нецензурных, по моральным соображениям, мы умолчали.

Такие междометия, как абзац (7%), копец (10%), появились в речи как эмоционально-нейтральные слова или выражения, употребляемые вместо синонимичных слов или выражений, которые представляются говорящему неприличными, грубыми или нетактичными. По значению эти междометия синонимичны непервообразным эмоциональным междометиям конец, ужас, кошмар (Ср.: "Ты что, забыл контрольную?! Абзац! Ну как ты мог!" И: "Я пропал! Конец!").

Интересно, что также активно развивается процесс замены нейтрального в эмоциональном и стилистическом отношении слова более грубым, пренебрежительным и т.п. Любая замена грубого, непристойного слова не ограничивается его полным устранением из лексикона - создается новое слово, по звучанию схожее с устраняемым оригиналом. Копец (из конец), кранты (из крах).
Междометия дык, елы-палы (из "ну так" и "елки-палки") явились результатом своеобразного вызова обществу сознательным огрублением при произнесении слова и вольным обращением с ним, внешним пренебрежением к языковому словарному запасу.

Если раньше, увидев или услышав что-то удивительное, необычное, страшное или радостное, мы восклицали: "Ах, ох, о, ай, ой, ага, фи!" или что-то еще в этом роде, то теперь все чаще на язык само просится это чужеродное "ВАУ!". Этот возглас весьма употребителен в молодежной среде, обычно он выражает эмоцию чрезвычайного изумления или восторга. Скорее всего мы подхватили его из западных (прежде всего американских) кино- и мультфильмов. В американском английском сленговое слово wow употребляется как существительное со значениями "нечто из ряда вон выходящее"; глагол в значении "ошеломить, поразить"; междометие, выражающее удивление и восторг ("здорово!", "красота!", "класс!").

Таким образом, в нашей речи есть междометия, как образованные внутри нашего языка, так и заимствованные из других, которые засоряют ее. И их просто необходимо гнать из нашей речи, чтобы сделать ее чистой, правильной и мелодичной.



































2.2 СЕНСАЦИОННЫЕ ОТКРЫТИЯ УЧЕНЫХ.



В словах-паразитах нет ничего плохого. Если во время разговора вы употребляете междометия "гм" и "э", то это вовсе не означает, что вы косноязычны. Как пишет сегодня The Mirror, согласно данным нового исследования, подобные незначительные проявления сомнения играют важную роль в общении.
В частности, эти звуки показывают, что говорящему нужно дополнительное время, чтобы собраться с мыслями. Кроме того, данные междометия имеют определенное значение и для слушателя: они означают, что разговор будет продолжен после некоторой паузы.
    В отличие от других лингвистов, ученые из Калифорнии считают, что звуки "гм" и "э" представляют собой нечто большее, чем обычную неспособность говорящего выразить свою мысль. Герберт Кларк из Стэнфордского университета отмечает: "Если мы знаем заранее, что в разговоре возникнет перерыв, мы даем об этом знать слушателю".
"Эти звуки означают "Послушай, у меня проблемы". Таким образом удается избежать долгого молчания, которое выглядело бы странно. "Гм" говорит о том, что пауза будет длительной, а "э" - короткой".
    По словам Кларка, часто с этой же целью растягивают обычные гласные звуки, пишет газета в статье, перевод которой публикует Inopressa.ru. Например, часто используются для этого фразы: "Вы знаете", "я думаю, "о", и "вероятно" тоже характерны для общения.
    "В школе нас учили не использовать эти выражения, но фактически каждый из нас это делает. Так что мы считаем, что они играют определенную роль в нашей жизни", - отметил Кларк.

К тому же речь с междометиями-паразитами запоминается лучше, чем правильная, установили ученые.

Как сообщает NEWSru.com, ссылаясь на британскую газету The Daily Mail, шотландские ученые установили, что речь, изобилующая междометиями-паразитами, запоминается слушателями лучше.
Проведенные сотрудниками Стерлингского и Эдинбургского университетов исследования показали, что звуки "ммм", "эээ" и "ааа" привлекают внимание. Добровольцев, в частности, попросили прослушать предложения, включая в некоторые из них фразы с междометиями-паразитами. А затем провели серию тестов, чтобы проверить, какой объем информации запомнили испытуемые. Оказалось, что те смогли правильно воспроизвести до 62% слов из предложений, где встречались бессодержательные междометия, и до 55% слов из предложений, не содержавших помех.
Доктор Мартин Корли, сотрудник факультета философии, психологии и языкознания Эдинбургского университета, отметил: "Междометия, ведущие к замедлению беглости речи, это нарушение спрогнозированного порядка вещей. Мы словно говорим себе: "Лучше мне обратить на это внимание сейчас, потому что то, что, как я думал, должно случиться, не случится".
Результаты исследования резко противоречат нынешним представлениям о "мэканье" и "эканье" в речи. Ведь теле- и радиоведущим, политикам, адвокатам и духовенству настоятельно советуют избавляться от них.
Сейчас исследователи изучают, могут ли слова-паразиты, такие как "типа", действовать аналогично междометиям.

Так что Вам решать, какие междометия использовать в своей речи, и нужны ли Вам слова-паразиты.

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ.



Междометие – это малоизученный грамматический класс, который в силу своего промежуточного положения в общей системе частей речи современного русского языка и широкого спектра составляющих его лексических единиц не получил еще полного, всеобъемлющего определения.

Междометия же являются формирующимся, активно пополняемым классом слов. Запас непервообразных междометий пополняется непрерывно, особенно в разговорной молодежной речи и в сленге (ни бум-бум, абзац, копец, дык, елы-палы). Но вследствие ослабления интереса к изучению междометий эти явления фактически нигде не фиксируются и, таким образом, целые звенья формирования этой части речи не отмечаются.

И нам показалось, что именно эта часть речи заслуживает особого интереса в исследовании, так как, во-первых, она представлена чаще всего в разговорном языке; во-вторых, разные по своему значению и стилистическим свойствам междометия, пожалуй, являются самыми оригинальными словами; в-третьих, обращает внимание уже и их синтаксическая особенность, ведь это слова, которые в качестве рядовых членов предложения не выступают. В составе предложения они оказываются изолированными словами – одиночками, островками непосредственного чувства и воли, как бы брошенными между словами, передающими мысли.

В своей работе мы проследили, как образуются междометия, откуда они пришли в наш язык, что означают эти удивительные слова, как употребляются в современной речи.

С одной стороны, междометие - живая и богатая часть речи, служащая для эмоционального выражения чувств и волевых побуждений. Все междометия передают самые разнородные чувства, порой прямо противоположные: радость, ликование, одобрение и т.д. В нашей речи с их помощью можно не только в краткой форме, но и очень точно передать самые яркие чувства, эмоции, переживания. В этом, мы думаем, особенность этих слов – междометий. И если их исключить из нашей речи, то она станет менее эмоциональной, скучной, грубой.

С другой стороны, в нашей речи есть междометия, как образованные внутри нашего языка, так и заимствованные из других, которые засоряют ее. И их просто необходимо гнать из нашей речи, чтобы сделать ее чистой, правильной и мелодичной.

Так что Вам решать, какие междометия использовать в своей речи, и нужны ли Вам слова-паразиты.








































ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.





  1. Германович А.И. Междометия русского языка. Киев,1988.

  2. Даль. В. Толковый словарь. Том 1.

  3. Карцевский С.О. Введение в изучение междометий. - Вопросы языкознания, 1984, № 6;

  4. Кручинина И.Н. Междометия. — Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1990;

  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка.

  6. Чеснокова Л.Д. На берегах Лингвинии. М.: Просвещение, 1996.

  7. Шанский Н.М. В мире слов. М.: Просвещении,. 1995.

  8. Шведова Н.Ю. Междометия. — Русский язык. Энциклопедия. М.: Просвещение, 1997;

  9. Шанский, Тихонов, Русский язык. М. Просвещение, 1981, с. 258–259.

  10. htt://www.ruslit.com

  11. htt://www.reuters.com

  12. htt://www.m-w.com/info/















ПРИЛОЖЕНИЕ 1.



Анкета

  1. Знаете ли вы, что такое междометие?

Да, нет

2. Как вы думаете, можно ли обойтись без междометий?

Да, нет

3. Как часто вы употребляете междометия?

а) часто б) редко в) затрудняюсь ответить

4. Напишите междометия, которые вы используете чаще всего

5. Как вы думаете, откуда в нашей речи взялись междометия?

а) из звуков б) других частей речи?























ПРИЛОЖЕНИЕ 2.







Результаты анкетирования.

Вывод: Большинство респондентов знает, что такое междометие (90%), мало кто может обойтись без них (22%), и чуть меньше половины опрашиваемых (53%) часто употребляют междометия в своей речи.

В речи респонденты чаще всего употребляют эмоциональные междометия: ах, ой, ура, и т.д. привели в качестве часто употребляемых междометий 71%; междометие «блин» часто употребляют 43%; «черт» - 13%.











ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Междометия, часто употребляемы в речи учащихся и засоряющие ее.



Блин

Вау

Ваще

Вот дрянь

Вот попал

Ёлки-палки

Елы-палы

Ё-моё

Жесть

Копец

Кранты

Круто

Ну-ну

Облом

Пипец

Реально

Упс

Черт



23




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Проект на тему "Междометия"

Автор: Омирзак Молдир. Нурмаханбет Анель

Дата: 25.03.2017

Номер свидетельства: 403230

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Урок русского языка "Междометия""
    ["seo_title"] => string(33) "urokrusskoghoiazykamiezhdomietiia"
    ["file_id"] => string(6) "273256"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452174889"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ  ЯЗЫК?  или   ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ  ЯЗЫКА."
    ["seo_title"] => string(49) "zachiemchieloviekuiazykiliistoriiarazvitiiaiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "279543"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453261417"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Экология русского языка "
    ["seo_title"] => string(27) "ekologhiia-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "166738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422984782"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства