ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Нормы русского литературного языка
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Нормы русского литературного языка
Данный элективный курс основан на функциональном подходе изучения русского языка и рассчитан на 34 часа.
Главная задача данного элективного курса-систематизировать и углубить знания о нормах русского языка
Цель курса- научить правильно использовать лексические и грамматические богатства русского языка и стилистические возможности синтаксиса, а также звуковой стороны речи, избегая распространенных стилистических и речевых ошибок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Нормы русского литературного языка »
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Нормы русского литературного языка
по русскому языку для 11класса
Изотова О.В.
Пояснительная записка
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».
Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если мы свободно владеем литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее.
Грамотнее человек становится, если он видит ошибки других, если он более требователен к своей речи, если он понимает, как важно учиться хорошему слогу. Вот для этого и необходимо знать нормы литературного языка.
Данный элективный курс основан на функциональном подходе изучения русского языка и рассчитан на 34 часа.
Главная задача данного элективного курса-систематизировать и углубить знания о нормах русского языка
Цель курса- научить правильно использовать лексические и грамматические богатства русского языка и стилистические возможности синтаксиса, а также звуковой стороны речи, избегая распространенных стилистических и речевых ошибок.
Исходя из задач курса, программа предусматривает формирование следующих умений:
овладение различными нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).
правильно подбирать лексические понятия;
работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определять их роль;
умение сохранять стиль речи до конца высказывания;
грамматически правильно выстраивать свою речь;
усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.
Для реализации этих целей необходимо углубить знания учащихся о нормах русского литературного языка.
Курс базируется на концепции профильного обучения, повышает речевую грамотность, расширяет возможности социализации учащихся.
Новизна программы состоит в предоставлении большего количества разнообразных заданий по культуре речи, риторике, которые можно использовать выборочно. Отбор учебного материала осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания.
Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенции.
Для контроля уровня достижений обучающихся используются:
наблюдение за активностью на занятиях;
результаты выполнения предложенных заданий;
анализ промежуточных творческих работ;
создание собственных проектов.
Таким образом, курс является практико-ориентированным, направленным на анализ текста и создание своего собственного текста (сочинения).
Учитывая уровень подготовки учащихся, учитель может изменять последовательность изучения материала.
Кроме того, изучение курса помогает учащимся подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с нормами русского языка и написанием сочинения.
Литература для учителя и учащихся
1.АгеенкоФ.Л.Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. - М.,2000;
Написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.
Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий
Комплексное применение знаний
Распределительный диктант, осложненное списывание
1
30
Правописание наречий частиц, предлогов
Комплексное применение знаний
Работа по карточкам
1
31
Пунктуационные нормы.
Знаки препинания в простом предложении.
Комплексное применение знаний
Пунктуационный анализ предложений
1
32
Знаки препинания в осложненном предложении
Комплексное применение знаний
Пунктуационный анализ предложений
1
33
Знаки препинания в сложном предложении
Комплексное применение знаний
Пунктуационный анализ предложений
1
34
Зачет
«Нормы русского литературного языка» Защита исследовательской работы
Зачет
Защита исследовательской работы
1
Содержание программы
Тема 1Введение.
Понятие нормы литературного языка. Типы норм
Тема 2Орфоэпические нормы.
Общее понятие об орфоэпических нормах. Типы орфоэпических норм.
Тема 3 Нормы произношения гласных звуков
Произношение (о) без качественной редукции.
Произношение звуков на месте Е и Я в предударных слогах.
Выбор ударного гласного на месте букв Е и Ё после мягких согласных
Тема 4 Произношение согласных звуков
Основные законы произношения согласных.
Произношение звука на месте Г
Произношение сочетаний ЧН и ЧТ
Произношение иноязычных слов с буквой Е после согласного
Тема 5Нормы ударения
Ударение в русских и заимствованных словах
Тема 6Лабораторная работа по теме «Орфоэпические нормы»
Лабораторная работа
Тема 7Лексические нормы.
Общее понятие о лексических нормах.
Слово. Типы лексических норм
Тема 8Лексическое значение слова и его особенности.
Лексические значения заимствованных слов
Информация, входящая в лексическое значение слова
Тема 9Однозначные и многозначные слова. Омонимы
Использование в речи многозначных слов и омонимов
Тема 10 Синонимы. Антонимы.
Контекстуальные антонимы и синонимы; ряды стилистических синонимов. Использование стилистических синонимов в речи. Стилистические возможности антонимов.
Тема 11 Паронимы
Использование паронимов в речи
Тема 12Лексическая сочетаемость слов
Слова с ограниченной лексической сочетаемостью
Тема 13Фразеологизмы
Фразеология книжная, разговорная и нейтральная. Разновидности книжной и разговорной стилистики. Ограниченность состава нейтральной фразеологии; причины этого явления. Экспрессивно окрашенная фразеология.Место среди стилистически окрашенной фразеологии крылатых выражений, заимствованных из произведений античной, зарубежной и русской классики. Синонимия слов и фразеологических единиц.
Тема 14Творческая мастерская « Лексические нормы»
Редактирование текстов
Тема 15 Стилистические нормы.
Общее понятие о стилистических нормах
Типы стилистических помет в словарях
Тема 16Функционально-стилистическая окраска. Особенности использования книжной и разговорной лексики русского языка
Особенности употребления просторечных, жаргонных и диалектных слов.
Экспрессивно-стилистическая окраска слов
Тема 17Морфологические нормы. Особенности употребления имен существительных