kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса по речеведению

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

   

Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объема информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы различных учебных дисциплин. В системе общего среднего образования русский язык занимает особое место. Основной задачей учителя при обучении данному предмету является целенаправленная, систематическая работа по овладению учащимися основными нормами русского литературного языка; умению опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;  работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. . Однако  при существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе (68 часов в учебном году, 2 раза в неделю) учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, но и подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации. Элективный курс «Практический курс речеведения»  помогает учащимся  преодолеть трудности в подготовке к ГИА. В процессе занятий учитывается необходимость систематического повторения основных разделов языкознания, изученных с 5 по 9 классы; предлагаются разные типы заданий: словарная работа, лингвистические упражнения на языковые понятия и разные виды грамматических разборов, логические задачи, тестовые задания. В начале каждого занятия проводится интеллектуальная разминка в виде заданий, направленных   на проверку уров­ня усвоения определенных мыслительных приемов и на бы­строту реакции ученика. Новизна программы: в логике построения учебного материала,  направленного на решение задачи    поэтапного формирования навыков лингвистического анализа текста; в предоставлении большого количества разнообразных упражнений и тестовых заданий, позволяющих учитывать индивидуальные особенности учащихся. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся; в  обучении взаимопроверке, рецензированию, редактированию текстов;в организации занятий в логике постепенного накопления умений: осмыслениеавторск ого текста, создание текста
с опорой на образец, написание собственного текста. Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика. Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи. Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки. В структуре занятий учтена необходимость систематического повторения некоторых разделов языкознания, изученных с 5 по 8 классы; даны разные типы заданий: словарная работа, лингвистические задания различной сложности, тестовые задания, практические работы, на выбор учителя предлагается несколько вариантов авторских текстов по определенной тематике.Цели данной программы: научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста; подготовить учащихся к сдаче школьного и вступительного экзамена по русскому языку; оказать помощь учащимся в формировании нравственной позиции; способствовать интеллектуальному развитию ученика;воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жи знь. Задачи  элективного курса: Теоретические: освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления; развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку. Практические:совершенствование коммуникативных умений; овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; умение адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства правильности своей позиции; логично и образно излагать  мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;  совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией. Воспитательные: формирование сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получению знаний в разных сферах человеческой деятельности; развитие бережного отношения к русскому языку; воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи; воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по речеведению »


Пояснительная записка

Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объема информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы различных учебных дисциплин.

В системе общего среднего образования русский язык занимает особое место. Основной задачей учителя при обучении данному предмету является целенаправленная, систематическая работа по овладению учащимися основными нормами русского литературного языка; умению опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. . Однако при существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе (68 часов в учебном году, 2 раза в неделю) учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, но и подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации. Элективный курс «Практический курс речеведения» помогает учащимся преодолеть трудности в подготовке к ГИА. В процессе занятий учитывается необходимость систематического повторения основных разделов языкознания, изученных с 5 по 9 классы; предлагаются разные типы заданий: словарная работа, лингвистические упражнения на языковые понятия и разные виды грамматических разборов, логические задачи, тестовые задания. В начале каждого занятия проводится интеллектуальная разминка в виде заданий, направленных на проверку уров­ня усвоения определенных мыслительных приемов и на бы­строту реакции ученика.

Новизна программы:

– в логике построения учебного материала, направленного на решение задачи поэтапного формирования навыков лингвистического анализа текста;

– в предоставлении большого количества разнообразных упражнений и тестовых заданий, позволяющих учитывать индивидуальные особенности учащихся. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся;

– в обучении взаимопроверке, рецензированию, редактированию текстов;

– в организации занятий в логике постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста
с опорой на образец, написание собственного текста;

Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.

В структуре занятий учтена необходимость систематического повторения некоторых разделов языкознания, изученных с 5 по 8 классы; даны разные типы заданий: словарная работа, лингвистические задания различной сложности, тестовые задания, практические работы, на выбор учителя предлагается несколько вариантов авторских текстов по определенной тематике.

Цели данной программы:

– научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

– подготовить учащихся к сдаче школьного и вступительного экзамена по русскому языку;

– оказать помощь учащимся в формировании нравственной позиции;

– способствовать интеллектуальному развитию ученика;

– воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.



Задачи элективного курса

Теоретические:

– освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.

Развивающие:

– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

– развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.

Практические:

– совершенствование коммуникативных умений;

– овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

- умение адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства правильности своей позиции;

– логично и образно излагать мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

– совершенствовать и редактировать текст;

– применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.

Воспитательные:

– формирование сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получению знаний в разных сферах человеческой деятельности;

– развитие бережного отношения к русскому языку;

– воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

– воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Теоретической основой данного курса являются:

– лингвистический, стилистический анализ текста;

– система языковых понятий;

– различные виды упражнений и заданий, стимулирующие активность учащихся в приобретении речевых навыков.

Принципы, на которых базируется программа:

– учет индивидуальных особенностей учащихся;

– уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

– комплексный подход при разработке занятий;

– вариативность содержания и форм проведения занятий;

– научность, связь теории и практики;

– наглядность;

– систематичность и последовательность.



Применяемые технологии:

- учебный диалог;

– метод проектов;

– проблемное обучение.

В результате обучения по программе элективного курса «Практический курс речеведения» обучающийся должен:



иметь представление:

-о коммуникативной функции языка,

-о литературном языке как основе художественной литературы,

-о нормах литературного языка;

знать:

- понятия: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументация;

-стили речи и их признаки;

-особенности жанра рассуждения;

-признаки текста и его функционально смысловые типы;

-основные единицы языка, их признаки;

-основные нормы русского литературного языка;

-основные нормы речевого этикета;

уметь:

-различать стили речи;

-проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

-определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности;

-подбирать убедительные доказательства личной позиции, адекватно ее выражать;

-свободно, правильно, логично, образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текст;

-создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

-осуществлять речевой самоконтроль, находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;

-извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе;

-применять полученные знания в учебных, социально-культурных ситуациях общения.

Обоснование отбора содержания.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, составлению собственного текста.

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией и другими предметами школьной программы , а также сочетается с элективными курсами по риторике, лингвистическому анализу художественного текста, поэтике художественного текста. а также с внеклассными мероприятиями, направленными на формирование коммуникативных компетенций учащихся и развитие культуры общения.

Тематическое планирование

Тема

часы

1

Сочинение-рассуждение.

3

2

Текст. Стили речи. Типы речи. Композиция сочинения – рассуждения

3

3

Средства выразительности речи

4

4

Текст. Виды связи предложений в тексте

7

5

Тема текста. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы

3

6

Рецензирование и редактирование творческих работ о русском языке

3

7

Типы ошибок. Исправление недочетов

2

8

Рецензирование и редактирование творческих работ учащихся

2

9

Лингвистический анализ художественного текста.

2

10

Работа с текстом о нравственных проблемах

5



Содержание

Тема 1. Сочинение-рассуждение: основные требования к творческой работе, структура, понятие тезиса, умение формулировать его, аргумент, способы введения аргументов, выводов. Обучающее сочинение-рассуждение  (3 часа).

Тема 2. Текст, основная мысль, структура текста. Функциональные стили речи: художественный, разговорный, научный, официально- деловой, их особенности. Типы речи: описание повествование, рассуждение. Композиция сочинения – рассуждения. Критерии и нормативы оценки творческой работы (3 часа).

Тема 3. Средства выразительности речи, эпитеты, метафоры, омонимы, сравнения, синекдоха, анафора, градация. Лингвистический анализ публицистического текста. План анализа публицистического текста (4 часа).  

Тема 4. Текст. Виды связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте: повторы, однородные слова, союзы, местоимения, указательные слова, описательные обороты, Сочинение-рассуждение о русском языке  (7 часов).

Тема 5. Тема текста, тема и рема, заголовок текста. Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определенной позиции Оформление работы (3 часа).

Тема 6. Рецензирование и редактирование творческих работ о русском языке. Самостоятельная работа над редактированием текста : структурирование, преобразование, интерпретация  (3 часа).

Тема 7. Типы ошибок, исправление недочетов; оценка утверждений , сделанных в тексте, определение доводов, исходя из собственного представления о мире (2 часа).

Тема 8. Рецензирование и редактирование творческих работ учащихся, оценка содержания и формы текста, анализ подтекста ( использованных языковых средств и структуры текста) (2 часа).

Тема 9. Лингвистический анализ художественного текста; соответствие между частями текста и его основной мыслью, сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов. (2 часа).

Тема 10. Работа с текстом о нравственных проблемах. Обучающее сочинение-рассуждение о правилах поведения с окружающими. Рецензирование и редактирование творческих работ.  Сочинение - рассуждение по словам мудрых людей. Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по высказываниям мудрецов. (5 часов).

Учебно-тематический план


Тема учебного занятия

часы

1

Ведение. Сочинение-рассуждение. Основные требования к работе

1

2

РР Обучающее сочинение-рассуждение

1

3

РР Обучающее сочинение-рассуждение

1

4

Текст. Стили речи. Типы речи.

1

5

Композиция сочинения-рассуждения

1

6

Критерии и нормативы оценки творческой работы

1

7

Средства выразительности речи

1

8

Средства выразительности речи

1

9

Лингвистический анализ публицистического текста

1

10

Роль средств выразительности в тексте

1

11

Виды связи предложений в тексте

1

12

Средства связи предложений в тексте

1

13

Цепная и параллельная связь

1

14

Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте

1

15

Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте

1

16

РР Сочинение-рассуждение о русском языке

1

17

РР Сочинение-рассуждение о русском языке

1

18

Тема текста

1

19

Корректное изложение собственного мнения по проблеме

1

20

Аргументы. Оформление работы.

1

21

Обучение рецензированию и редактированию собственной творческой работы

1

22

Обучение рецензированию и редактированию собственной творческой работы


1

23

Обучение рецензированию и редактированию собственной творческой работы

1

24

Типы ошибок. Исправление недочетов.

1

25

Типы ошибок. Исправление недочетов.

1

26

Рецензирование и редактирование творческой работы на основе примеров.

1

27

Рецензирование и редактирование творческой работы на основе примеров.

1

28

Лингвистический анализ художественного текста

1

29

Лингвистический анализ художественного текста

1

30

РР Обучающее сочинение-рассуждение о нравственных проблемах

1

31

Обучающее сочинение-рассуждение о нравственных проблемах

1

32

Рецензирование и редактирование творческой работы

1

33

РР Обучающее сочинение-рассуждение по словам мудрых людей.

1

34

Итоговый урок.

1





































Литература для учащихся

1. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2006;

2. Александров В.Н. и другие. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. Челябинск, «Взгляд», 2013;

3. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2013;

4. Единый государственный экзамен. 2004: Русский язык. – М.: Просвещение, 2004.

5. Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ – 2013г. – 2014г., Ростов- на - Дону: Легион - 2013, 2014г.г.

Литература для учителя

1. Т.А. Ладыженская. Развивайте дар слова. М. «Просвещение», 2007г.

2. «Литература». Приложение к газете «Первое сентября», раздел «Учимся у учеников».

3. Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М. «Просвещение», 2002.



  















Дидактический материал к урокам

1. Раздаточный материал по теме «Типы речи»



Название типов речи

На какой вопрос дается ответ

О чем говорится в высказывании

Наиболее характерные для типов речи временные отношения

Как строится высказывание каждого типа речи

Описание

О каком предмете, человеке, явлении или состоянии природы рассказывается в тексте?

О каких признаках …

Одновременность

Общее впечатление (общий признак) и отдельные признаки, возможен вывод

Повествование

Что происходит с человеком, предметом, природой?

О событиях и действиях

Последовательность

Развитие событий, действий

Рассуждение

Почему предмет, человек, природа таковы?

О причинах поступков, событий, действий

Разные временные отношения

Тезис, аргументы, вывод







  1. Определите типы речи в следующих текстах. Докажите принадлежность к определенному типу речи , пользуясь таблицей.



А. Былины – это устные поэтические произведения о подвигах, совершенных в далеком прошлом богатырями. В их основе лежат реальные исторические события, а прототипами богатырей являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославича, воевода Добрыня. Мы можем это утверждать, так как под этим именем он неоднократно упоминается в русских летописях. Правда, былины редко сохраняли точность фактических деталей. Однако главная ценность их в том, что эти произведения о подвигах, совершенных в далеком прошлом богатырями.



Б. Приехали, когда на улице совсем стемнело. Они вышли на заасфальтированную, слабо освещенную площадь, заставленную пустыми автобусами. Пройдя дворами, - это была городская часть поселка, с многоквартирными кирпичными домами и недавно выстроенными стеклянными магазинами, - они долго шли по шоссе вдоль линии, затем пересекли ее; по узенькой тропке, не сразу отыскав, выбрались на дорогу к первому ряду дач и свернули в темный проулок.



В. Тропка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб… его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол оказался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями. В снежных чехольчиках.



2. Найти средства художественной выразительности текста.



Средства выразительности

Определение

Пример

Эпитет

Образное определение

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок…

Метафора

Перенос названия предмета на основе сходства на другой предмет

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой…

Сравнение

Изобразительный прием, основанный на сопоставлении предмета

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива

Гипербола

Образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого явления

Одни дома длиною до звезд, другие до луны…

Литота

Образное выражение, преуменьшающее силу, размеры, значение описываемого явления

Мужичок с ноготок…

Перифраз

Описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы…





Какие средства выразительности вы можете отметить в предложенных текстах художественной литературы?

(1) По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. (2) Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (3) Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь… (4) Безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

(К.Паустовский

Тестовое задание к тексту

1. Определить тип речи данного текста?

1)описание

2)повествование

3)рассуждение

4)рассуждение с элементами повествования



  1. Определить стиль речи данного текста?

1)к публицистическому

2) разговорный

3) художественный

4) официально- деловой.



3.Какое языковое средство не используется в данном тексте?

1) эпитет

2)ряды однородных членов

3)метафора

4)сравнение



  1. Почему в последнем предложении автор дважды использует слово «безразличие»?

  1. это ошибка

  2. автор подчеркивает значимость проблемы

  3. такого употребления требует стиль

  4. невозможно подобрать синоним



ответы: 1.3) 2.1) 3.4) 4.2)

3. Редактирование текста



Текст 1

Пословица «Не все золото, что блестит» заставляет нас размышлять о плохих и хороших людях. Мы привыкли считать, что положительные герои в фильмах и книгах обязательно должны быть красивыми, а отрицательные – непривлекательными. Но в реальной жизни за внешней красотой может скрываться душевное уродство.

На эту тему есть много пословиц, они показывают, что человек с красивой внешностью может быть злым, завистливым, жадным. Не всегда за красивой оболочкой кроется добро.

Люди часто живут по неразрушимым стереотипам, поэтому предательства и обман от таких людей не ждут однако человека нужно ценить по его душевным качествам, а не по обманчивой внешности.



Текст 2

Пословица «Не все золото, что блестит» по смыслу тесно связана с другой народной мудростью «Встречают по одежке, провожают по уму». Так и есть, многие люди чаще всего смотрят на внешний вид человека, на его социальное положение, иногда забывая оценить человека как личность. Характер, привычки, взгляды на жизнь – все гораздо важнее, чем дорогая одежда, престижная работа. Не всегда красивый, богатый человек является добрым, умным и честным. Очень часто некрасивые, замкнутые люди оказываются честными, добрыми, бескорыстными. Для того чтобы узнать человека, не стоит смотреть на его внешность, нужно знать его истинное лицо.



4.Рецензирование и редактирование собственной творческой работы.



План редактирования

- Соответствует ли ваша работа предложенной теме?

- Соответствует ли ваша работа типу речи, рассуждению?

- Удачна ли вступительная часть, в чем ее достоинство и недостатки?

- Есть связующие элементы между частями сочинения?

- Высказано ли в сочинении собственное мнение по поводу прочитанного, насколько оно уместно и аргументировано?

- Нет ли нарушений в последовательности изложения мыслей?

- Логична ли финальная часть? В чем ее достоинство и недостатки?

-Интересна ли ваши работа в языковом отношении? Отметьте наиболее характерные для нее языковые средства выразительности?

- Нет ли в сочинении отступления от темы?

- Грамотно ли написана работа?



5. Написать сочинение-рассуждение о нравственных проблемах. обозначенных в тексте

Огоньки

Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.

Мелькнул ярко, сильно, совсем близко…

-ну, слава богу! – сказал я с радостью. – близко ночлег!

Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налег на весла.

-Далече!

Я не поверил: огонек так и стоял, выступая вперед из неопределенной тьмы. Но гребец был прав. Оказалось, действительно, далеко.

Свойство этих ночных огней – приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. Кажется, вот-вот ещё два-три удара веслом, - и путь кончен… А между тем – далеко!..

И долго ещё мы плыли по темной, как чернила, реке. Ущелье и скалы выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь позади и теряясь, казалось, в бесконечной дали, а огонек все стоял впереди, переливаясь и маня, - все так же близко и все так же далеко…

Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на весла…

Но все-таки… все-таки впереди- огни!..

Творческая мастерская

Варианты тем для сочинения – рассуждения о нравственных проблемах

1. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке.

Ю.Бондарев

  1. Высшая задача таланта – своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.

В.Ключевский

3.Искусство создает хороших людей, формируя человеческую душу.

К.Паустовский

4.Праздность – корень зла всему.

А.Суворов

5.Труд облагораживает человека.

В.Белинский

6.Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота.

А.Н.Толстой

7.Природа учит нас понимать прекрасное.

К.Паустовский

8.Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.

Гете

19



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа элективного курса по речеведению

Автор: Левина Ольга Евгеньевна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144342

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Элективный курс "Деловая риторика" "
    ["seo_title"] => string(35) "eliektivnyi-kurs-dielovaia-ritorika"
    ["file_id"] => string(6) "136834"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417192198"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов"
    ["seo_title"] => string(68) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-dlia-10-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "290645"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455008236"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства