kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа учащегося 7 класса "Словари русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках русского языка при изучении разделов « Лексика» и « Фонетика», мы прибегаем к помощи словарей. Занятие это увлекательное. Цель данной работы:  познакомиться со словарями русского языка и научиться пользоваться  ими.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа учащегося 7 класса "Словари русского языка"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»







Социальный проект

«Словари русского языка»






Автор проекта: Бардаков Илья Олегович,

обучающийся 7 «А» класса

Наставник проекта: Добренькая Е. Г.,

учитель русского языка и литературы











г . Южноуральск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………...……..3

Теоретическая часть………………………………………………...…….5

  1. История возникновения словарей………………................................5

  2. Понятие «Словарь» ………………………………………………….5

  3. Типы словарей русского языка……………………………………..6

Практическая часть………………………………………………………10

1. Анкетирование …………………………………………………………. 10

2. Выводы ……………………………………………………………….…..12

Заключение…………………………………………………………….…...13

Список информационных источников…………………….…...............14

Приложение ....................................................................................................16



















ВВЕДЕНИЕ

На уроках русского языка при изучении разделов « Лексика» и « Фонетика», мы прибегаем к помощи словарей. Занятие это увлекательное. Мне всегда нравилось работать со словарями: находить в орфографическом словаре правильное написание слов, а в толковом - объяснение непонятных слов. Именно поэтому я и выбрал тему проекта « Словари русского языка». Мне захотелось узнать, какие существуют словари, когда и как они появились, кто был первым автором. Актуальность работы: в условиях научного прогресса в обиход входят новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Ученик не всегда знают, где и каким образом они могут получить необходимую информацию. Обращение к словарям открывает перед учащимися богатства человеческой мысли, способствует формированию целостного научного представления о системе языка.

При работе над проектом я поставил перед собой цель:  познакомиться со словарями русского языка и научиться пользоваться ими.

Для достижения цели мною были поставлены такие задачи:

1.пользуясь различными информационными источниками, собрать необходимый для работы материал;

2. развивать способность краткого и яркого изложения своих мыслей;

3. приобрести навыки работы в системе Power Point и учиться использовать ресурсы Интернета при сборе материала;

4. провести анкетирование среди учащихся класса с целью узнать, что известно моим одноклассникам о словарях;

5. побудить одноклассников чаще пользоваться словарями, прививать интерес к русскому слову.

Изучая материал о словарях, я пользовался энциклопедиями, справочниками, искал литературу в Интернете.

Продукт – информационный буклет «Словари русского языка».

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный - поиск информации; составление плана проекта.

2. Основной - оформление проектной работы.

3.Завершающий - защита проекта.






















ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. История возникновения словарей

Самый ранний из дошедших до нас рукописных славянских словарей – это так называемый азбуковник. Он был создан в 1282 в качестве приложения к Кормчей книге и содержал толкования 174 слов. Ну а самый первый печатный словарь был издан в 1596 году. В нем содержится перевод 1061 слова со старославянского языка на древнерусский (см. Приложение 1).

На протяжении большей части истории своего существования словари были литературой исключительно для профессионалов, и среди простых людей не пользовались особой популярностью, да и не были особенно доступны. В середине двадцатого века стало понятно, что словарь это не просто книга, в которой разъясняются непонятные слова, а в некотором роде проводник культуры. [1]

2. Понятие «словарь»

В свободной энциклопедии «Википедия» написано: « Слова́рь — книга или любой другой источник, информация в котором упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.[3]

Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Существует множество словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют наш кругозор, приобщают к культуре. Известный писатель А.Франс писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Действительно, если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя другие книги, нужно лишь извлечь их из него».[2] Но это не главное. Словари - это не только справочники, но и элемент национальной культуры: ведь в слове запечатлены многие стороны народной жизни. Всё богатство и разнообразие лексических запасов языка собрано в словарях. Словари многочисленны и разнообразны.

3. Типы словарей русского языка

Словари принято делить на два основных типа: энциклопедические и лингвистические. Энциклопедические словари содержат информацию об описываемых языковых единицах; эти словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, сведения по географии и т. п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом. Объект описания лингвистических (языковых) словарей — языковые единицы (слова, словоформы, морфемы). В таком словаре слово (словоформа, морфема) может быть охарактеризовано с разных сторон, в зависимости от целей, объёма и задач словаря: со стороны смыслового содержания, словообразования, орфографии, орфоэпии, правильности употребления. Особым лексикографическим жанром являются разнообразные словари, адресованные школьникам. Такие словари составляются на основе тщательного отбора лексического материала: в них содержатся наиболее употребительные слова, а также слова, чаще других встречающиеся в речевой практике учащихся. Сведения о значении, словообразовательной структуре, употреблении, происхождении слова подаются в простой и доступной форме; кроме того, эти сведения имеют целенаправленно обучающий характер. Ниже представлен небольшой перечень этих словарей.[4]

Толковый словарь — это «царь» всех словарей, словарь словарей. Что такое «лицензия» или «эскалатор»? Толковый словарь объяснит значение любого слова, даст его грамматическую и стилистическую характеристику, приведет примеры употребления в речи. Oдним из caмыx извecтныx и пoпyляpныx тoлкoвыx cлoвapeй cчитaeтcя «Toлкoвый cлoвapь вeликopyccкoгo языкa», cocтaвлeнный B.И. Дaлeм. Пepвoe издaниe этoгo cлoвapя пoявилocь нa cвeт в 1863—1866 гг. B этoм тpyдe пpивoдитcя бoлee 200 тыcяч cлoв и oкoлo 30 тыcяч пocлoвиц.[5]

Как написать «венигрет» или «винегрет»? «Обаяние» или «абояние»? Ответ найдете в орфографическом словаре. Орфографический словарь указывает норму написания слов какого-либо языка в соответствии с системой правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме. Один из первых словарей этого типа был издан в 1813 году под названием «Словарь российской орфографии или правописания». С тех пор издано множество разнообразных общих, отраслевых, школьных словарей этого типа. Наиболее полным словарем общего типа на сегодняшний день является «Русский орфографический словарь: около 180 тысяч слов, отв. ред. В. В. Лопатин.

Знаете ли вы, что у слова «рука» 153 родственных слова? Что корень слова может состоять только из одного звука? Об этих и других удивительных фактах строения слова вы узнаете из словообразовательного словаря. В словообразовательном словаре представлена информация о структуре слова и тех элементах, из которых это слово состоит (корень, приставка, суффикс, окончание). Многие орфографические правила прямо опираются на словообразование. Поэтому, чтобы грамотно писать, надо понять смысл слова, хорошо знать его состав, строение, уметь находить части слова и точно определять границы между ними. В «Школьном словообразовательном словаре» Тихонова А.Н. отражены способы образования слов и их родственные связи. Каждое слово окружено своей родней и показано место каждого однокоренного слова среди близких и дальних родственников, то есть показаны «гнёзда» родственных слов.

Черный – белый, Длинный – короткий, День- ночь, Прогресс - ? Нужный - ? Уважение - ? Ответить на эти вопросы поможет словарь антонимов. «Школьный словарь антонимов русского языка» Львова М.Р. поможет каждому ученику развить свою письменную и устную речь, сделать её более выразительной, образной, яркой. В словаре содержится более 700 широко распространенных в современном русском языке антонимов, объединенных в пары. Словарные статьи расположены в алфавитном порядке и составлены в основном для антонимических пар имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Книга прекрасно иллюстрирована примерами из художественной литературы, которые наглядно показывают, как пользоваться антонимами в речи, учитывая их богатые смысловые оттенки. Приводятся цитаты из произведений Е.А. Баратынского, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, О.Э Мандельштама, Н.А. Бердяева и др. Справочник значительно переработан, имеет алфавитный указатель и ряд рекомендаций: когда следует обращаться к словарю, как им пользоваться и как правильно организовать по нему работу.

Вы знаете, как правильно: тОрты или тортЫ, звОнит или звонИт? Скворе[ЧН]ик или скворе[ШН]ик? Обратитесь к орфоэпическому словарю, и вы узнаете о нормах произношения слов. Орфоэпический словарь указывает нормативное литературное произношение слов какого-либо языка, дает сведения о произношении, ударении и образовании грамматических форм каждого слова. Орфоэпический словарь русского языка «Произношение, ударение, грамматические формы» (под ред. Р. И. Аванесова) является самым известным словарем этого типа.

«Он внимательно посмотрел на нее. Она в ответ долго смотрела на него. Так они смотрели друг на друга». Не повторяйте одно слово несколько раз. Используйте синонимы. Найдите их в «Словаре синонимов русского языка» Александровой З.Е.! Словарь синонимов помогает подобрать синонимы, дает толкование слов-синонимов, отмечает их стилистические особенности. Синонимы расширяют словарный состав языка, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее.

Кого «водят за нос»? Почему «бьют баклуши»?Можно ли «висеть на телефоне»? Узнать ответы на эти вопросы можно в словаре фразеологизмов. Фразеологический словарь – это словарь устойчивых словосочетаний   (фразеологических оборотов), которые сравнительно легко выделяются из контекста как единое целое, состоящее из нескольких слов, в отличие от свободных сочетаний слов, где каждое слово самостоятельно. К учебным словарям общего типа относятся «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова и А. В. Жукова

Чем ведает медведь и родственник ли он ведьме? Что такое «авось» и почему сумку называют «авоськой»? О происхождении слов расскажет Этимологический словарь. Этимологический словарь содержит справки о происхождении слов, языковых источниках поступления в нашу речь. Популярными этимологическими словарями русского языка являются «Этимологический словарь русского языка» Г. П. Цыганенко, «Краткий этимологический словарь русского языка» В. В. Иванова, Т. В. Шанской и Н. М. Шанского.

Словарь иноязычных слов является справочником по правописанию слов русского языка, заимствованных из других языков. Толковый словарь иноязычных слов Л.П. Крысина содержит 25 000 слов и словосочетаний — один из самых авторитетных современных словарей заимствованных слов, в который вошла общеупотребительная и специальная лексика иноязычного происхождения. В нем дается развернутое происхождение слова, все его свойства, типичные примеры употребления, а также приводятся синонимы и близкие по значению слова.[6]








ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Анкетирование

Изучив материал по данной теме, я заинтересовался, что знают мои одноклассники о словарях. В рамках проекта я провел анкетирование среди учащихся 7 «А». В анкетировании принимали участие 20 человек. Анкеты в приложении 2.

Таблица 1

Вопросы

да

нет

1

Знаете ли вы что такое словарь?

20

0

2

Часто ли вы пользуетесь словарями?

5

15

3

Возникают ли у вас трудности при работе со словарем?

4

16

4

Какие словари вы знаете?

См. таблицу 2


Результаты анкетирования

Таблица 2

Какие словари вы знаете?

Ответы

1

Толковый словарь

18

2

Орфографический словарь

11

3

Словообразовательный словарь

0

4

Словарь антонимов

1

5

Словарь синонимов

3

6

Орфоэпический словарь

4

7

Фразеологический словарь

0

8

Этимологический словарь

1

9

Словарь иностранных слов

5



2. Выводы

 Проводя анализ анкет, можно сказать, что большинство учащихся 7 «А» класса работают со словарями, знают некоторые типы словарей. Но есть учащиеся, у которых возникают трудности при работе со словарями. Некоторые не смогли привести пример ни одного словаря.

В связи с этим я решил создать информационный буклет «Словари русского языка» (см. приложение 3) для своих одноклассников.

В буклет я включил памятку «Как пользоваться словарями»

ПАМЯТКА

Как пользоваться словарем

  1. Помни, что слова в словаре расположены в алфавитном порядке.

  2. Помни, что словарь состоит из предисловия и словарных статей.
    Поэтому сначала внимательно изучи текст предисловия. Это поможет тебе легко ориентироваться в словаре.

  3. Помни, что словарная статья рассказывает о разных сторонах слова: его написании, правильном произношении, истории слова, его составе и способах образования, лексическом значении и т.д. Во многих словарных статьях помещаются иллюстрированные цитаты, которыми авторы словарей подтверждают, оправдывают употребление слова или выражения в языке. Цитаты эти выписываются из художественной, общественно-политической, научной и другой литературы. В качестве цитат используются пословицы, поговорки.

  4. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны жирным шрифтом слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо парные три буквы этих слов. Это облегчит поиск нужного слова.

  5. Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается в начале словаря.

Также я использовал высказывания и афоризмы известных людей о словарях.

  • «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь-это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё…»

Антоль Франс

  • «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

Вольтерн

  • «Словари все равно, что часы. Даже самые плохие лучше, чем никакие, и даже от самых лучших нельзя ожидать абсолютной точности».

Сэмюэл Джонсон

  • «Когда науке недостаёт аргументов, она расширяет свой словарь».

Жак Деваль

И список основных школьных словарей.

Толковый словарь

Орфографический словарь

Фразеологический словарь

Словарь синонимов и антонимов

Орфоэпический словарь

Словообразовательный словарь

Словарь иноязычных слов

Этимологически словарь












ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, анализируя проделанную работу, можно сказать, что поставленная цель достигнута. В результате работы над проектом я научился:

  • искать нужную информацию в интернете;

  • выяснил значение термина «словарь»;

  • узнал, какие бывают словари по назначению и функциональной принадлежности;

  • подготовил информационный буклет «Словари русского языка» и раздал учащимся.

Работать над проектом мне очень понравилось. Я понял, что словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Чем раньше учащиеся заведут дружбу с ними, научатся ими пользоваться, тем шире будет их кругозор. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают нашу речь, расширяют наше познание языка, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления.

Свой проект хочу закончить словами Вадима Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».











СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Рассказы о русских словарях. Книга для учащихся. М.- Русское слово, 2013

2.Тихонова М.А., Алексеев Ф.С., Фокмна А.С.: 5 школьных словарей русского языка в одной книге. Изд-во: АСТ, 2019

3. http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru › images ›

4. https://ru.wikipedia.org › wiki ›

5. http://online-language.ru/blog/brief-information-about-the-major-dictionaries-of-the-russian-language/

6. https://studbooks.net/2010941/literatura/opisanie_nekotoryh_slovarey





















Приложение 1







Приложение 2



Анкетирование учащихся

Вопросы

да

нет

1

Знаете ли вы что такое словарь?



2

Часто ли вы пользуетесь словарями?



3

Возникают ли у вас трудности при работе со словарем?



4

Какие словари вы знаете?




Приложение 3






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная работа учащегося 7 класса "Словари русского языка"

Автор: Добренькая Елена Геннадьевна

Дата: 16.06.2023

Номер свидетельства: 633818

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Технологическая карта урока  по русскому языку по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС "
    ["seo_title"] => string(98) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-odnokoriennyie-slova-v-ramkakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "125276"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414944851"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Технологическая карта урока  по русскому языку по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС с использованием ЭОР и ИКТ "
    ["seo_title"] => string(126) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-odnokoriennyie-slova-v-ramkakh-fgos-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "125280"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414945465"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технологическая карта урока по русскому языку "Что такое корень?" "
    ["seo_title"] => string(71) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-chto-takoie-korien"
    ["file_id"] => string(6) "205228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429840121"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173941"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424069481"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Методическая рекомендация "Организация проектной деятельности учащихся по русскому языку как одна из активных форм обучения" "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskaia-riekomiendatsiia-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-po-russkomu-iazyku-kak-odna-iz-aktivnykh-form-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426515067"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства