Проблемная ситуация на уроке русского языка в 7 классе
Проблемная ситуация на уроке русского языка в 7 классе
Работа является дидактическим материалом. Содержит языковой материал (слова, словосочетания, предложения, текст), направленный на создание проблемной ситуации на уроке русского языка в 7 классе. Используется на уроках открытия нового знания на мотивационном этапе. Возможно применять при фронтальной, групповой и парной формах организации обучения. Организация работы с данным материалом на уроке позволяет формировать познавательный интерес учащихся к учебному материалу, умение ставить цель урока, формулировать проблему; развивает устную речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемная ситуация на уроке русского языка в 7 классе »
Проблемная ситуация
на уроке русского языка в 7 классе
Выполнила: Гладкова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Путинская СОШ»,
Пермский край, Верещагинский район
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Введение……………………………………………………………………2
1.2 Методика использования…………………………………………………..3
1.3. Описание опыта…………………………………………………………….4
2. Заключение…………………………………………………………………..6
3. Используемая литература………………………………………………….7
4. Приложения…………………………………………………………………..8
Пояснительная записка
1.1. Введение
На современном этапе основной задачей учителя остаётся создание условий для развития умения у обучающихся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.[11]
Существует много образовательных технологий, способных решить эту задачу. Одна из них – технология проблемного обучения, которую использую в своей практике не первый год. Приёмы проблемного обучения позволяют формировать у обучающихся познавательный интерес к учебному материалу, а вместе с ним и развивать внутреннюю мотивацию, формировать умения ставить цель урока, формулировать проблему, развивать устную монологическую и диалогическую речь и т.д. (Именно эти критерии использую для мониторинга. Приложение 5.)
Первый этап в структуре проблемного урока – мотивационный - требует тщательного обдумывания деятельности учителя. Для того чтобы создать проблемную ситуацию на уроке, нужно подобрать языковой материал, составить к нему задания, сформулировать вопросы. В учебнике расположение материала, которого ещё и недостаточно, не позволяет правильно организовать работу на уроке над проблемной ситуацией. Поэтому целью моей работы является сбор, обработка и систематизация дидактического материала для создания проблемных ситуаций на уроке русского языка.
Задачи:
Изучение научной и методической литературы по данному вопросу;
Сбор языкового материала и разработка заданий, вопросов.
Определение критериев мониторинга
Проведение мониторинга и анализа полученных результатов
Данная работа является адаптацией, переработкой имеющихся авторских текстов, но новизна её заключается в том, что к языковому материалу разработаны задания, составлены вопросы.
Методика использования материала.
Для создания на уроке проблемной ситуации используется различный языковой материал: слова, словосочетания, предложения, тексты - и применяется на уроках открытия нового знания. Работа ведётся с 5 класса, в 7 классе учащимся предлагается больше самостоятельности.
Алгоритм применения.
Урок начинается с проблемной ситуации: учащимся на основе языкового материала предлагается задание, которое содержит противоречие.
Проблемная ситуация может быть двух типов: «с удивлением» (Приложение 3), «с затруднением» (Приложение 2). Чаще в своей практике использую второй тип проблемной ситуации, который предполагает следующие приёмы: дать практическое задание, не выполнимое вообще; дать практическое задание, не сходное с предыдущими (дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими, доказать, что задание учениками не выполнено). Как можно проверить, возникла ли проблемная ситуация на уроке? Если у класса появился эмоциональный отклик: ученики «широко распахивают рты, задумчиво почёсывают затылки, недоумённо смотрят на учителя», то действительно проблемная ситуация возникла. И именно по реакции детей проблемные ситуации делят на два типа: «с удивлением» и «с затруднением». Итак, эмоциональное переживание возникает у учащихся при столкновении с противоречием. В основе второго типа лежит противоречие между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать.
После создания проблемной ситуации, при котором учащиеся испытали затруднение, необходимо выйти к проблеме. Для этого проводится с классом определённая мыслительная работа, которая заключается в осознании противоречия и формулировании проблемы. При этом очень важно, чтобы осознали противоречие и поставили проблему сами ученики. В этом случае помогает приём побуждающий диалог. Он представляет собой отдельно стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему. Например, при осознании учащимися невозможности выполнить задание предлагаются такие вопросы: «Вы смогли выполнить это задание? Почему не получается? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?» и т.д. Далее необходимо сформулировать учебную проблему, которая может существовать в двух видах: тема урока, вопрос, не совпадающий с темой. (Какова тема урока или какой вопрос у вас возникает?).
Также можно использовать и другой тип диалога – подводящий. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычное), и мыслительные (проанализируй, сравни). Но последний вопрос будет на обобщение, а ответ – формулировка темы урока. [9]
А следующим этапом будет выдвижение и проверка гипотез и решение проблемы.
1.3.Описание опыта использования дидактического материала.
Фрагмент урока по теме: « Деепричастие как часть речи». (1-ый урок)
Мотивационный этап урока.
Учитель: Вам предложены словосочетания, распределите их на два столбика. Работать можете в парах или в группе.
Выкрашенный краской пол, устроенные по проекту, заперев дом, выкрасив краской, устроившись на ночлег, запертый дом.
Учитель: Как распределили словосочетания? Объясните.
Учащиеся предлагают классификацию по различным признакам: в левый столбик словосочетания со словами с двумя Н в суффиксах, в правый – остальные или в левый – словосочетания с причастиями, а в правый – остальные.
Выкрашенный краской пол выкрасив краской пол
Устроенные по проекту устроившись на ночлег
Запертый дом заперев дом
Учитель: Сможете ли вы сказать, слова какой части речи предложены?
Учащиеся: Да, в левом столбике сущ + причастие, в правом - глаголы + сущ.
Учитель: Почему вы решили, что слова правого столбика – глаголы?
Учащиеся: Слова в правом столбике обозначают действие.
Учитель: А на какой вопрос отвечают эти слова?
Учащиеся: Заперев дом – что сделав?
Учитель: Разве можно задать такой вопрос к глаголу?
Учащиеся: Нет, глаголы отвечают на вопрос что сделать?
Учитель: Вернёмся к вопросу: сможете ли вы сказать, слова какой части речи предложены в правом столбике?
Учащиеся: Нам неизвестна эта часть речи.
Учитель: Сформулируйте проблему в виде вопроса?
Учащиеся: Какой частью речи являются слова заперев, выкрасив, устроившись?
Учитель: Сформулируйте цель нашего урока.
Учащиеся: На уроке должны познакомиться с новой для нас частью речи… и т.д.
Учитель: Может быть, есть предположения, какая перед нами часть речи или что вы можете сказать о таких необычных словах?
При организации такой работы возникают трудности: создание проблемной ситуации на уроке чаще происходит при фронтальной форме организации обучения. В классе есть сильные ученики, которые быстро определят проблему и даже предложат выход из создавшейся ситуации, а остальные могут и не понять, в чём дело. Поэтому более эффективно использовать данный приём при групповой или парной работе. Необходимо на этом этапе урока выстраивать дифференцированную работу.
В процессе использования данного материала я обнаружила, что в тот момент, когда от столкновения с противоречием учащиеся испытали удивление или затруднение, у них рождается интерес к новой теме – та самая внутренняя познавательная мотивация, которая так нужна каждому педагогу для эффективной работы.
Заключение
Анализ результатов мониторинга (Приложение 1.) показывает, что данная работа имеет положительный результат. Наблюдается динамика. Следовательно, можно сказать, что использование приёмов создания проблемной ситуации на уроках русского языка является эффективным.
В перспективе языковой материал необходимо изменять: задания выстраивать по уровням сложности, это даст возможность использовать дидактический материал дифференцированно, учитывать индивидуальные особенности учащихся. Также предстоит продолжить сбор материалов для организации самостоятельной деятельности учащихся в 8-9 классах.
Литература:
Арсирий А.Т.Занимательные материалы, Москва, «Просвещение», 1995г.
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли, Москва, «Просвещение», 2010г.
Богданова Г.А. Русский язык 5 класс. Рабочая тетрадь. Ч.1 и 2, Москва, издательство «ГЕНЖЕР», 2011г.
Волина В. Весёлая грамматика, Москва, «Знание», 1995г.
Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой. Москва, «Просвещение», 1988г.
Культуроориентированные приёмы работы с текстом и со словом в тексте//Русский язык в школе, №12, 2011, с.3.
Львова С.И. Язык в речевом общении, Москва, «Просвещение», 1992г.
Мельникова Е.А. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. Москва, 2002г.
Обучение языку – это обучение творчеству // РЯШ, №8, 2012г., с3.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Приложения
Приложение 1.
Приложение 3.
Проблемная ситуация «с затруднением», приём – даётся задание, не выполнимое вообще или задание, не сходное с предыдущими.
Тема: Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Задание. Запишите словосочетания.
Бор(ю,я)щийся за свободу, стел(ю,я)щийся туман, о движ(а,у)щемся предмете, дыш(а,у)щий глубоко…
Слова какой части речи вы записали? Какие это причастия? Как определили? Как записали слова? Сможете ли объяснить написание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени? Почему? В чём затруднения? Определите проблему? Сформулируйте тему и цель урока.
Тема: «Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Задание: образуйте от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени.
Назовите полученные причастия. Сверим вашу запись с образцом. Правильно ли вы записали слова? В написании какой части слова возникли затруднения? Почему? Сформулируйте проблему. Какова цель урока? Запишите тему урока.
Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
Над словами какой части речи вы работали? Объясните написание? Что вызывает затруднение? Сформулируйте проблему. Какова цель и тема урока?
Тема: Деепричастие как часть речи. (1-ый урок)
Задание: Распределите словосочетания на два столбика.
Выкрашенный краской пол, устроенные по проекту, заперев дом, выкрасив краской, устроившись на ночлег, запертый дом.
Как распределили словосочетания? Объясните. Сможете ли вы сказать, слова какой части речи в словосочетаниях вам предложены? Почему? Какие возникли у вас затруднения? Сформулируйте проблему. Определите тему урока, сформулируйте цель.
Тема: Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.
Задание. Объясните расстановку знаков препинания в предложениях.
За окном, освещённым рассеянным лунным светом, тускло серебрилось пшеничное поле.
Мы вошли в лес, освещённый лучами солнца.
Белочка распустила хвост, прыгая по веткам.
Отражаясь, берёзы ломались в пруду.
В каких предложениях вы затрудняетесь объяснить постановку знаков препинания? Почему? Сформулируйте проблему. Определите тему и цели урока.
Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е.
Задание. Запишите слова, раскрыв скобки.
(Не)правдиво
(Не)ряшливо
(Не)интересно
Ничуть (не)хорошо.
Слова какой части речи вам предложены? Легко ли было выполнять задание? Почему? Как записали слова? Объясните? Есть ли затруднения? Объясните, почему затрудняетесь выполнить задание. Сформулируйте проблему, определите тему и цель урока.
Написание каких слов не смогли объяснить и почему? Сформулируйте проблему? Поставьте цели, определите тему урока.
Тема: Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.
Задание. Прочитайте предложения и раскройте скобки.
Все народы мира хотят, что(бы) не было войны.
Что(бы) мне прочитать о космосе?
Наш класс то(же) пойдёт в музей.
Мы обнаружили в горах то(же) озеро, что и геологи.
Я так(же) буду учиться в училище.
Я сделал это так(же), как и он.
Как бы вы записали слова со скобками? Можете ли объяснить? Посмотрим на образец записи. Что вас удивило? Какую проблему вы сформулируете? Правило простое: союзы тоже, также, чтобы пишутся слитно. Почему в предложениях 2,4, 6 слова то же, так же, что бы пишутся раздельно? Какой частью речи являются данные слова? Какую проблему нам необходимо решать? Поставьте цель.
Приложение 4.
Проблемная ситуация «с удивлением». Приём – Одновременно предъявить разные точки зрения.
Тема: Употребление предлогов в речи.
Задание. Прочитайте текст из фельетона «Винтик с рассуждением» Д. Заславского.
Технический секретарь Аня влетела в секретариат, помахивая листком бумаги. Она швырнула листок машинистке Марванне (Марии Ивановне) и выпалила:
-Поправь и перепиши. Тараканыч ругается. Ни одной бумажки у вас, говорит, толком не перепишут, всегда наврут.
Тараканычем называли Тараса Ивановича. В учреждении резвые девицы всем надавали кличек. Марванна спокойно прочитала бумажку и спросила:
-Где ошибка?
-Вот, - указала Аня пальцем, - «согласно договору», а надо «согласно договора»!
- Я написала правильно, - сказала машинистка. – А договора – это неграмотно.
- Ну, это не моё дело и не твоё тоже! – крикнула Аня. – Тараканыч лучше знает. Он приказал переписать.
- А я не перепишу, - сказала Марванна, - я написала правильно.
Кто же прав? Марванна или Тараканыч? Докажите свою точку зрения. Мнения разделились. Почему? Сформулируйте проблему. Поставьте цель урока, определите тему урока.
Тема: Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Задание: прочитайте словосочетания, определите часть речи выделенных слов.
Дети рассеянны, зёрна рассеяны, юноши достаточно образованны, комиссии уже образованы.
Что вас удивило? Сформулируйте проблемный вопрос.
Тема: Слитное и раздельное написание приставок с наречиями, образованными от существительных и количественных числительных.
Задание. Прочитайте внимательно словосочетания.
Увидеть вдали огонёк, виднелся в дали моря, вначале не умел плавать, в начале учебного года, двигаться навстречу ветру, пойти на встречу с другом.
Что вас удивило? Можете ли объяснить написание выделенных слов? Определите часть речи выделенных слов. Сделайте вывод о написании слов-омонимов. Вы уже знаете, как писать эти слова-омонимы. Какая проблема возникнет перед вами? Сформулируйте тему и цель урока.
Тема: Степени сравнения наречий. (2-ой урок)
Задание: Прочитайте предложения. Определите часть речи выделенных слов.
Дерево выше кустарника.
Я прыгнул выше одноклассников.
Смогли ли определить часть речи? Докажите, что в одном из предложений наречие, а в другом – прилагательное. В какой форме даны слова? Какие затруднения у вас возникли? Почему? Сформулируйте проблему?