Преемственность обучения 1 и 2 ступени образования
Преемственность обучения 1 и 2 ступени образования
Преемственность обучения 1 и 2 ступени образования.Дается сравнительный анализ программ 4-5 классов по русскому языку и рекомендации по работе с учащимеся в 5 классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преемственность обучения 1 и 2 ступени образования»
Преемственность обучения 1 и 2 ступени образования.
Уважаемые коллеги! Качество образования в основной школе, по сравнению с начальной школой, снижается. В чём причина? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи.
Актуальность проблемы преемственности особо ощущается при переходе учащихся в 5 класс. В этот период из-за смены структуры и содержания обучения у детей происходят изменения психологического и деятельностного характера.
Работая одновременно в начальной школе и в 5 классе, я сразу обратила внимание на то, что увеличился объём учебного материала и изменилась форма подачи его в учебнике и это закономерно. Шрифт стал более мелким, иллюстраций меньше, а если они и есть, то менее красочные.
В V кл. в течение первого полугодия сохраняется объём текстов контрольных работ, рекомендованных для предыдущего класса.
Объём контрольного диктанта в IV классе (2 полугодие) – 75-80 слов;
В первом полугодии в V классе по русскому языку проводятся только обучающие изложения, которые оцениваются в соответствии с нормами оценки учебной деятельности учащихся для IV класса.
По программе в 4 классе учащиеся пишут 5 обучающих изложений (текст-описание, по плану), 2 сочинения ( по серии сюжетных картинок, по картине).
Цель обучения русскому языку во 2-4 классах – формирование и развитие у учащихся умений и навыков эффективного владения языком (в устной и письменной форме) в различных ситуациях общения.
Некоторые темы почти параллельно изучаются в 3 классе и в 5 классе, только уже в соответствии с имеющимися знаниями и возрастными особенностями. Я 5 классникам могу напомнить - в каком классе они уже знакомились с данной темой и это придаёт им уверенности в воспоминаниях…
определять склонение имен существительных (с опорой на памятку, таблицу);
использовать (с опорой на памятку, таблицу) способы проверки напи сания безударных падежных описаний имён существительных1,2,3-го склонения единственного и множественного числа, кроме существительных на –мя, -ий, - ие, -ия;
использовать (с опорой на памятку, таблицу) способы проверки написания безударных падежных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа, кроме имёнприлагательных с основой на шипящие и ц;
правильно употреблять падежные формы местоимений 1, 2,3-го лица единственного и множественного числа в предложениях и текстах;
изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени;
определять спряжение глаголов (6 ч. отводится на тему в конце апреля) (с опорой на таблицу);
использовать (с опорой на памятку, таблицу) способы проверки написания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени;
НО ЭТО – С ОПОРОЙ НА ПАМЯТКУ, ТАБЛИЦУ.
использовать правило написания Ь в окончаниях глаголов 2-го лица ед.числа настоящего и будущего времени;
правильно употреблять мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глагола (беречь, печь);
использовать правило написания глаголов на –тся, - ться;
находить наречия в тексте;
употреблять наиболее распространённые наречия в речи.
Поэтому рекомендую учителям 5 классов ознакомиться с программой 4 класса, чтобы ваши ожидания не превзошли умения выпускников начальной школы.
Со 2 полугодия нормы оценивания учащихся меняются:
Словарный диктант
«7» ставится в 3-4 кл. за 2 ошибки,
5-11 кл. за 1 ошибку или 3 исправления на месте орфограммы.
Контрольный диктант
«8» ставится 3-4 кл. за 1-1
«7» 5-11 кл. за 1-1
Разница оценивания между 1 и 2 ступенями - в 1 балл…
Проблема перехода из начальной школы в среднее звено существует давно. В нашей школе пытаются найти индивидуальный подход по преемственности начального и среднего звена. Учителями - предметниками среднего звена посещаются уроки в 4 классах, проводится совместное заседания в августе, на котором учитель выпускного 4 класса даёт характеристику каждому своему ученику, указывает его сильные и слабые стороны, рассказывает об обстановке в семье. Учителя 5 классов и учителя начальных собираются в конце 1 четверти, где прослеживается адаптация пятиклассников в среднем звене. Рассматриваются вопросы преподавания в начальном звене и в среднем. Учителями - предметниками даются рекомендации по осиновым требованиям к обучению в среднем звене. Изучая поведение и результаты обучения нынешних 5 кл. прихожу к мнению, что адаптация у многих детей проходит безболезненно, и подтверждают свои результаты. А ложка дёгтя найдётся везде… Но, адаптация проходит безболезненно, благодаря тесному сотрудничеству учителей - предметников, учителей начальных классов и классного руководителя.