Повышение интереса к изучению русского языка в начальной школе через внеурочную деятельность
Повышение интереса к изучению русского языка в начальной школе через внеурочную деятельность
Оглавление
Введение…………………………………………………………….………3
ГЛАВА I. Повышение интереса младших школьников к изучению русского языка во внеурочной деятельности как педагогическая проблема
1.1. Понятие «интерес» в научной литературе…………………………….……7
1.2 Повышение интереса к изучению русского языка младших школьников в теории и практике, педагогики и методики ….…………….………….….10
1.3.ФГОС НОО о внеурочной деятельности……………….…………….……19
Выводы по первой главе……………………………….………………….….27
Глава II. Организация экспериментальной работы по повышению интереса к изучению русского языка во внеурочной деятельности
2.1. Цель, задачи, этапы и результаты экспериментальной работы ….…….28
2.2. Банк внеурочных занятий по повышению интереса к изучению русского языка в начальной школе ………………………….…………….………….…35
Выводы по второй главе……………………….………………………….….43
Заключение………………………………………………………………….….44
Библиографический список ……………………………………………….…49
Приложение
Выводы по первой главе
Таким образом, в процессе исследования теоретических аспектов проблемы повышения интереса младших школьников к изучению русского языка во внеурочной деятельности нам удалось:
1. Под интересом понимается: особая избирательная направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой выражается в той или иной предметной области.
2. Пути повышения интереса учащихся к урокам русского языка:
• Связь с жизнью;
• Пре
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышение интереса к изучению русского языка в начальной школе через внеурочную деятельность »
22
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Факультет подготовки учителей начальных классов
Кафедра русского языка и литературы и методики обучения русскому языку и литературе
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЯ РАБОТА
Повышение интереса к изучению русского языка в начальной
школе через внеурочную деятельность
Выполнила:
студентка ЗФ-382-3-1группы
Орловских В.А.
Научный руководитель:
Кан. пед. наук, доцент
Лукиных Н.В.
Дата сдачи ______
Оценка _________
Челябинск 2014
Оглавление
Введение……………………………………………………………...………3
ГЛАВА I. Повышение интереса младших школьников к изучению русского языка во внеурочной деятельности как педагогическая проблема
1.1. Понятие «интерес» в научной литературе…………………………….……7
1.2 Повышение интереса к изучению русского языка младших школьников в теории и практике, педагогики и методики ….……………...…………......….10
1.3.ФГОС НОО о внеурочной деятельности……………….……………..……19
Выводы по первой главе……………………………….………………….…..27
Глава II. Организация экспериментальной работы по повышению интереса к изучению русского языка во внеурочной деятельности
2.1. Цель, задачи, этапы и результаты экспериментальной работы …..……..28
2.2. Банк внеурочных занятий по повышению интереса к изучению русского языка в начальной школе …………………………..…………….…………..…35
Выводы по второй главе………………………..………………………….….43
Заключение…………………………………………………………………..….44
Библиографический список ……………………………………………….…49
Приложение
Введение
Развитие современного общества происходит стремительно. Это и процесс информатизации, которая ежедневно ставит перед нами сложные задачи, знакомство с новой техникой и ее использованием. Это овладение новыми приемами, методами, умением работать в команде и т.д.
Таким образом, успешным в современном мире может стать только такой человек, который умеет жить по законам современного общества, проявляет активную жизненную позицию, начиная с обучения в школе.
Успешным специалистом, как правило, бывает тот кто не только удовлетворен полученными знаниями на уроках, но и пытается во внеурочное время найти информацию, которая может послужить дополнительному развитию.
Таким образом, перед современными школьниками поставлены новые задачи, содержащиеся в ФГОС где одной из главных задач, является научить ребенка учиться.
Основываясь на положениях новых стандартов мы понимаем что помощь в этом оказать эффективная организация внеурочной деятельности, которая позволит в большей мере замотивировать учащихся не только на изучение учебного предмета, требуемого программой, но и на таких удивительных тайн, которые к сожалению не всегда возможны.
Начало всего лежит на начальной школе, когда ученики впервые осознают себя маленькими открывателями нового.
В программе начального образования ребенок осваивает русский язык, математику, литературное чтение, трудовое обучение и т.д. Но далеко не все предметы являются для него интересными. Проведенное нами исследование показало, что обучающиеся 2 класса в большей степени привлекают такие предметы как:
Физическая культура
Литературное чтение
Изобразительное искусство
И гораздо менее привлекает изучение русский язык, Объяснить не особое желание изучать предмет можно. Но не знание родного языка ставит под сомнение одно из положений: русский язык для учеников, это основа всего процесса обучения.
Из-за этого у учащихся теряется интерес к учебной деятельности. Как повысить интерес к урокам русского языка? Наиболее распространённым является применения игр, упражнений на уроках, но в тоже время существует внеурочная деятельность, в которой недостаточно методов по повышению интереса.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Современные подходы ученых-педагогов к данной проблеме представлены в трудах Л.И.Божович, В.Г.Бондаренко, М.К.Енисеева, В.С.Ильина, А.Г.Ковалева, Н.Г.Морозовой, Г.И.Щукиной.
Ф. И. Янкович выступал за использование в обучении элементов занимательности, игры, оживляющих занятия. Он впервые увидел связь интереса к учению с нравственно
Наиболее тщательному анализу подверглись различные формы внеклассной работы, посвященные младшему школьнику. Различные аспекты формирования познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста рассматриваются в диссертационных исследованиях психологов: А.К. Абдуллаева, А.С. Бахаревой, Е.Г. Кайдаш, Е.Н. Киричук, М.Ф. Морозова, Н.А. Погореловой и др. Работы указанных авторов способствуют успешным теоретическим и практическим разработкам в данной области исследования, содержат много ценных дидактических и методических находок.
Особенности внеклассной работы по русскому языку в целях повышения интереса учащихся также раскрываются в исследованиях Н.И. Виноградовой, Ф.Н. Гусейновой, Т.Е. Демидовой. Одной из целей этих работ является изучение эффективных условий, в которых происходит формирование интереса к познанию у детей младшего школьного возраста.
Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому одной из главных задач является развитие у младших школьников интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Поэтому перед каждым учителем стоит задача: как сделать уроки для ребят интересными. Чтобы уроки проходили на одном дыхании. Чтобы дети не ожидали с тоской звонка на перемену.
Проблема: интерес к изучению русского языка младших школьников не повышается.
Противоречие: между необходимостью повышение интереса к изучению русского языка через внеурочную деятельность и недостаточностью методов по организации этого процесса.
Цель работы: организация процесса повышения интереса к изучению русского языка через реализацию программы во внеурочной деятельности.
Задачи:
Изучить теоретическим путем основы влияющие на повышение интереса к русскому языку.
Изучить влияние внеклассной работы по русскому языку на повышение интересов младших школьников;
Разработать систему кружковых занятий по русскому языку и методику их проведения.
Объектисследования: процесс изучения русского языка в начальной школе
Предметисследования: внеурочная деятельность как средство повышения интереса к изучению русского во внеурочной деятельности.
Практическая значимость: разработанные занятия могут быть использованы в качестве методического пособия для работы с детьми по по повышению интереса к изучению русского языка.
Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ №20 г. Пласт. В эксперименте приняли участие 19 детей в возрасте 8-9 лет.
В данной дипломной работе применялись следующие методы исследования: на теоретическом уровне – анализ психологической и педагогической литературы, сравнение, обобщение, на эмпирическом уровне – эксперимент.
ГЛАВА 1. Повышение интереса младших школьников к изучению русского языка во внеурочной деятельности как педагогическая проблема
1.1. Понятие «интерес» в научной литературе.
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
—избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
—проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
—активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
—активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);
—специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев) [1, с.486].
Но мы будем придерживаться мнения И.З. Гликиной, которая считает, что интерес- форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
Интересы очень разнообразны, что позволяет исследователям данной проблемы разделить их на несколько видов.
В частности, Ковалевым В.И. предложена следующая классификация:
1. По содержанию (направленности):
а) материальный (с подвидами);
б) общественно-политический;
в) профессионально-трудовой;
г) познавательный: учебный, специально научный;
д) эстетический;
е) читательский;
ж) спортивный и другие.
2. Непосредственный, опосредствованный:
а) непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, в том числе – овладению знаниями, процессу труда, творчеству;
б) опосредствованный – интерес к результатам деятельности: образовательному цензу, приобретению профессии, служебному или общественному положению, ученому званию, материальным результатам.
3. По уровню действенности:
а) пассивный – созерцание;
б) активный – действие.
4. По объему (характеризует структуру интересов личности):
а) широкий – многим интересуется, глубоко разбирается;
б) узкий – любознательность, нет постоянного увлечения.
5. По глубине:
а) глубокий – стремление глубоко проникнуть в предмет познания, в совершенстве овладеть профессией;
б) поверхностный – легкомысленность в практике, верхоглядство в познании.
6. По устойчивости:
а) устойчивый – развитые способности и глубокое сознание своего долга и призвания;
б) неустойчивый – антипод первого, характерен взрослым и детям.
В реальной жизни все эти виды переплетены между собой [4, с.4-6].
Классификация Щукиной Г.И. построена по иному принципу. Здесь интерес выступает как:
избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
особое избирательное (не безучастное, не индифферентное, а наполненной активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями) отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам [11, с.6].
Но по нашему мнению наиболее подходящей является классификация Зимней И.А.. С ее точки зрения интерес может быть:
широким;
планируемым;
результативным;
процессуально-содержательным;
учебно-познавательным [2, с.296-297].
По предметной направленности интересов и связанными с ними сферами деятельности выделяют интересы художественные, технические, познавательные и т.д.
Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. [37, с.375].
Таким образом, интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Всё это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения, от учителя.
1.2. Повышение интереса к изучению русского языка младших школьников в теории и практике педагогики и методики
«Под интересом различные его исследователи понимают особую избирательную направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой выражается в той или иной предметной области» - писал С.Л. Рубинштейн.
Интерес с точки зрения Ф.Н. Гоноболин, есть «Стремление человека обращать на что-то внимание, познавать какие-либо предметы и явления».
По мнению Г.И. Щукина, интерес - это особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.
Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
При правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности интерес может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Интерес можно классифицировать по возрасту:
1) С 3 до 7 лет-наиболее активный возраст. Интересы разнообразные, но поверхностные
2) Нач.школа-7-12 лет. Ведущая деятельность-учение. Интересы лежат в области изучаемых предметов.
3) Подростковый возраст-ведущая деятельность-общение. Характерное явление-попробовать себя во всех областях. Учителя оказывают наименьшее влияние.
4) Старший подростковый возраст- человек определяется с интересами. Четкий круг интересов, часто направленный на будущую деятельность.
Во всех возрастных группах сохраняется интерес к другим вещам.
По уровням:
1) Любопытство. Присуще всем. Поверхностный интерес, основанный на внешних факторах.
2) Любознательность. Лежит в основе действий человека (заставляет человека что-либо делать).
3) Интерес. Проявление интереса в конкретной области, сопровождающая активные действия.
(2-3 интереса для обычного человека)
4) Теоретический интерес. Сопровождается творчеством. (изобретения, открытия, инновации, новые методики и т.д.) ; творчество в любом виде.
По природе:
Внутренние интересы. Основаны на способности к той или иной деятельности, на образе жизни.
Внешние интересы. Любопытство, любознательность, основанные на внешних факторах.
Интересы бывают по потребностям ( 90% населения) и по желаниям (т.е, кто постоянно самосовершенствуется)
Уровень познавательных интересов зависит от:
1) Воспитания
2) Опыта (отрицательный опыт блокирует развитие)
3) Возраста/ведущей деятельности
4) Пола
5) Способностей
6) Внешних факторов
И т.д.
По способностям интересы могут лежать в следующих областях :
1)гуманитарные дисциплины;
2) естественно-научные;
3) математическо-технические;
4) спорт;
5) художественно-эстетические;
6)общественные.
По природе- внутренние и внешние уровни- любопытство, любознательность, интерес, творческий интерес.
Делятся еще по потребностям-90 процентов и по желанию.
Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Как заинтересовать ребят изучением этого предмета, сделать урок любимым, увлекательным? Ответы на эти вопросы ищут многие учителя. Особую актуальность эта проблема приобретает в 1-4 классах. Учеба - труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто. При этом учитель должен сделать так, чтобы этот не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
Задача учителя состоит в том, чтобы как можно раньше, с первых шагов обучения, вызвать познавательный интерес к этому предмету.
Пути повышения интереса учащихся к урокам русского языка.
I.Связь с жизнью – необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению грамматики.
а) Эта связь осуществляется через языковой материал, используемый в упражнениях. Основу его составляют произведения великих русских писателей. Как показывает практика, задания, составляемые из не связанных между собой предложений, являются одной из причин равнодушия детей к изучению родного языка.
Через используемый материал на уроках мы можем воспитывать у детей интерес к труду, науке, к людям, к Родине.
б) систематически привлекать ребят к выступлениям перед классом, на классных часах, собраниях- всё это развивает их речь, умение выступать публично.
в) проведение различных литературных конкурсов, при подготовке которых развивается речь учащихся, происходит сближение ученика и учителя.
г) совместная работа учителя литературы, его учеников с библиотекарями школьной, городских библиотек. Так, при изучении раздела «Фонетика» можно продолжить разговор в библиотеке, познакомить учащихся с историей письма, книгопечатанием, с происхождением и развитием азбуки. Особенно большую работу в этом плане можно проводить в старших классах: организовывать вместе с библиотекарем конференции, посвящённые творчеству того или иного писателя.
д) При изучении «Лексики» можно провести классный час «Что я хочу знать?», где они расскажут о вселенной, о растениях, животных, спорте и т. д.
II. Преемственность и перспективность - путь развития интереса у учащихся в работе по русскому языку.
Соблюдение принципов преемственности в преподавании русского языка имеет большое значение для развития речи учащихся и выработке прочных орфографических и пунктуационных правил.
1.Обращение к уже известному материалу (преемственность) позволяет всем школьникам активно участвовать в работе, им интересно трудиться, так как они чувствуют, что их учёба не прошла даром. От учителя ребята узнают, что в дальнейшей работе изучение более сложного будет строиться как раз на основе изученного.
Очень важно, соблюдая преемственность, не нарушить дидактический принцип: от простого к сложному. И обязательно перед ребятами ставить перспективу развития. Это поможет расположить грамматический материал в порядке возрастающих трудностей, например, постепенное усложнение конструкций с союзом «и», что в свою очередь обеспечит усвоение данной темы учащимися и создаст нормальные условия для прочного овладения большим по объёму материалом, для воспитания пунктуационных навыков и обогащения речи школьников разнообразными синтаксическими конструкциями. Интересна работа по этой теме с различными схемами.
Например, изучения союза «и», происходит преемственность:
1) союз «и» при однородных членах – одиночный союз;
2)повторяющийся союз и при однородных членах;
3)простые предложения, имеющие два деепричастных оборота, соединённых союзом;
4)сложносочинённые предложения, распространённые одним деепричастным оборотом;
5) простое предложение с деепричастным оборотом, которое является словами автора в конструкции с прямой речью.
Следующий этап – предложение с союзом и при изучении односоставных предложений. Нахождение их в составе сложносочинённых предложений – большая трудность для учащихся.
Необходима большая тренировка. Таким образом, связь между предыдущим и новым обеспечивает прочное усвоение материала.
III. Мыслительные задачи, выдвигаемые перед учащимися, - один из приёмов развития интереса к занятиям по русскому языку.
Всякая мыслительная работа начинается с того, что перед человеком выдвигается какая – то задача, необходимость решения которой становится для него очевидной.
Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ.
Поэтому, когда учитель начинает урок, приступая к новому материалу, недостаточно только объявить тему, но необходимо чётко сформулировать вопрос, на который дети должны получить ответ.
Когда ученик видит, для чего он вместе с учителем производит сложную работу, требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес к учебным занятиям.
Например, на доске запись: Ученик написал сочинение. Ученик писал сочинение.
Сравнить: чем отличаются эти предложения, отличаются ли глаголы временем, лицом, числом.
Иногда такую мыслительную задачу можно поставить не в начале, а в середине урока
Например, при объяснении суффиксов, существительных такую задачу можно поставить в ходе нового материала, а для названия темы оставить в тетради место и записать тему после.
Постановка мыслительной задачи в процессе изучения нового материала отчётливо проявляется при применении наглядных пособий. (Тема «Приставки «пре», «при») - вывешивается плакат:
придел - предел
приступать – преступать –
и учащимся интересно узнать, в каких случаях пишется е, когда и.
Иногда можно построить работу таким образом, чтобы вопросы, определяющие мыслительную задачу, исходили от учащихся. «Пришёл ко мне товарищ, поседел (посидел) у меня». Меняется смысл от одной только буквы.
Ясное определение вопроса, на который необходимо ответить, отчётливое определение задачи изучения, выдвинутой в начале урока или в ходе объяснения нового материала, возбуждают интерес учащихся к уроку.
IV Наглядность как средство развития интереса к урокам русского языка.
В 4 классе, учащиеся изучают «Фонетику». Для того чтобы тема не казалась скучной, можно спросить ребят:
«Кто из вас может доказать, что вы фонетику изучали уже в 1 классе?»
Учитель подводит их к мысли о том, что если бы в 1 классе не научились различать звуки и буквы, гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, не научились бы читать. Значит, с фонетикой познакомились уже в 1 классе.
И на уроках по данной теме учащиеся тренируются в произношении звуков, проговаривают слова по слогам, произносят скороговорки, читают наизусть стихи и басни.
Можно организовать наблюдения по схемам: ребята учатся «дышать» и определяют, какие звуки проходят свободно, какие с затруднением. Делают вывод о гласных и согласных.
Далее учащиеся наблюдают сами, произносятся звонкие, глухие и носовые согласные – всё это примеры самонаблюдения.
В основе обучения многим правилам лежит анализ состава слова. От умения выделить морфемы зависит успешность занятий по орфографии. Полезной будет игра: «Одень корень» - берётся короткое слово, затем учащиеся постепенно присоединяют приставки, суффиксы – это вызывает живой интерес.
Усвоение облегчается при наличии на уроках таблицы, или учащиеся сами составляют таблицы по изучаемому материалу.
Например: I спряжение глагола – суффикс ущ, ющ у причастия;
II спр. – суффикс ащ, ящ у причастия.
Можно использовать приём мыслительной «экранизации» правил. Например, изучая приставки на «З», учитель говорит:
«Представьте слово «бить» в виде живого существа, передвигающегося по экрану (как в детских мультиках). Вдруг к этому слову подбегает приставка «рас». Слово в испуге убегает от приставки, подбегает приставка «раз» – и слово соединяется.
Почему?»
И другие различные игры, графические дидактические работы по схемам.
V. Использование игр – упражнений для развития интереса к урокам русского языка.
Это должны быть не словесные игры, которые лучше использовать во внеклассной работе (шарады, кроссворды, анаграммы и т. д.), т. к. это уводит учителя от задач, поставленных программой, и толкает его на проведение развлекательных уроков.
Грамматические игры – упражнения – один из методов обучения русскому языку.
Упражнения выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми. Учитель выступает в роли руководителя.
Перед учащимися ставится задача показать в ходе выполнения упражнений свои знания, умения, навыки.
Игры, упражнения близки к обычным упражнениям. Их материалом могут служить упражнения в учебнике. Разумнее всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность падает, внимание начинает рассеиваться и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности учащихся. Хорошо использовать такие игры при закреплении материала. Большой эффект дают игры – упражнения на уроках работы над ошибками.
Можно предложить следующие игры:
1.«Молчанка» (1- 4 кл)
Интерес вызывает условие игры: после объяснения учителем записанного на уроке задания упражнение выполняется молча. Никто не имеет права говорить, ни учитель, ни ученики. Дети выходят к доске, выполняют нужную грамматическую операцию (выписывают безударные гласные + проверочное слово). Если ученик написал всё правильно, класс рук не поднимает. Ученик передаёт мел, кому хочет (только не одним и тем же). Если допущена ошибка, учитель молча передаёт мел по своему усмотрению.
2.Игра: «Кто дольше продержит мелок?»
Соревнуются 2 группы: кто меньше сделает ошибок.
К доске выходят выполнять задание учащиеся первой группы (по жребию) до тех пор, пока кто-нибудь не допустит ошибку. Ученики 2 группы зорко следят, поднимают руки – и учитель передаёт мелок второй команде. В конце игры учитель объявляет, кто меньше сделал ошибок и дольше держал в своих руках мел.
3. Игра: «Кто лучше знает правила?»
Например, на доске в две колонки записаны слова. Соревнуются две команды. Слова одной колонки объясняет 1 группа, слова другой – 2 группа. К доске попеременно выходят те и другие в том порядке, как сидят в классе. Если не смог правильно подчеркнуть орфограмму и сказать правило, то это делают из другой команды. Победитель определяется простым подсчётом слов.
4. Игра: «Отвечаем без слов».
Например, при изучении Н и НН в прилагательных, причастиях – поднять 1 или 2 пальца.
5. Игра: «В две колонки»
Класс делится на две соревнующиеся группы слева и справа. Учитель диктует все слова. Нужно распределить их в 2 столбика: приставка «пре» и «при»
6.Игра: «Найди схему предложения».
На доске начерчены разные схемы. Учитель по очереди вызывает учеников из 2 соревнующихся групп. Учащийся берёт на столе карточку с написанным на ней предложением и указывает схему предложения. Если ошибка не допущена, команде записывается одно очко. Если ученик не разобрался в структуре предложения, то отвечает кто – то из другой команды и при правильном ответе очки присуждаются другой команде.
Творческий диктант на основе наблюдения как одно из средств развития интереса учащихся к слову.
В данном случае учащиеся осознают значение каждого слова в описании предметов, явлений, событий, которые они сами наблюдали.
Например, можно просто попросить учащихся вставить в данных текст вводные слова – и они увидят, как изменился смысл предложений.
б) работая над диктантом, опираясь на свой опыт и наблюдения, вставить определения (описание пришкольного участка).
Или, например, сочинение «Из окна моего дома» (вначале составляется диктант, а затем, дополняя его, пишется сочинение с использованием своих прилагательных). Тематика может быть разнообразной: «Родная школа», «В мастерской», «Мои друзья» и т. д. Таковы некоторые пути повышения интереса учащихся к урокам русского языка
Таким образом, познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием интереса, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
1.3. ФГОС НОО о внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. ( письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального стандарта общего образования» ).
Организация внеурочной деятельности. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени. Она ориентирована на создание условий для:
-творческой самореализации ребёнка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
-социального становления личности ребёнка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
-профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.
Задачи, решаемые внеурочной деятельностью:
1. Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы начального общего образования;
2. Снизить учебную нагрузку обучающихся;
3. Обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
4. Улучшить условия для развития ребёнка;
5. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре. В качестве показателей успешной внеурочной деятельности педагога может быть рассмотрено физическое здоровье ребёнка, его психическое равновесие, адекватная самооценка, осознание выпускником школьных лет как события в жизни. Высшим результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребёнка, его стремление к свободе и способность сочувствовать как людям вообще, так и конкретным людям, среди которых он живёт.
Опираясь на базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:
модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня»;
модель оптимизационная (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
инновационно-образовательная модель. ( письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального стандарта общего образования»).
Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС (базовая организационная модель):
1. Учебный план образовательного учреждения. Часть, формируемая участниками образовательного процесса (секции, школьные научные общества, научные исследования и т.д.)
2.Дополнительное образование образовательного учреждения. Организация кружков, спортивно- оздоровительных секций, поисковых и научных исследований и т.д.)
3.Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД. Организация деятельности как на базе общеобразовательных учреждений, так и на базе самих учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры Инновационная (экспериментальная, пилотная, внедренческая) площадка Инновационная (экспериментальная) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
4. Классное руководство. Деятельность классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.)
5.Группы продлённого дня Деятельность воспитателей ГПД, например, в рамках «школы полного дня» Иные педагогические работники.
Модель дополнительного образования предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Преимущество этой модели:
ребёнку предоставляется широкий выбор для реализации своих интересов, возможности самореализации и самоопределения;
во внеурочную деятельность включаются квалифицированные специалисты учреждений культуры, спорта, дополнительного образования;
создаётся широкое поле для реализации культурных практик, приобретения учащимися социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Реализация такой модели возможна при тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования детей и школы на основе договорных партнёрских отношений. Учреждение дополнительного образования может предоставить школе (нескольким школам) свою материально-техническую базу для занятий, или направит в школу своих педагогов.
Модель «школы полного дня». реализация внеурочной деятельности осуществляется преимущественно воспитателями групп продлённого дня. Преимущество данной модели:
создаются благоприятные условия для полноценного пребывания ребёнка в школе в течение дня;
обеспечивается содержательное единство учебной, внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы школы;
создаётся здоровьесберегающая среда, обеспечивающая соблюдение санитарно-эпидимиологических правил и нормативов.
В совместной деятельности ребёнка и педагога обеспечивается реализация индивидуальной траектории развития ребёнка. Воспитатель имеет возможность для индивидуальной беседы ребёнком в неформальной обстановке. Данная модель позволяет создать систему воспитательной деятельности, в которую включается всё образовательное пространство школы: спортивный и актовый зал, школьный музей, библиотека и другие центры.
Оптимизационная модель в реализации данной модели принимают участие все педагогические работники данного образовательного учреждения: учителя, вожатые, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи, воспитатели.
Преимущество данной модели:
создаётся единое образовательной пространство в школе, в котором объединяются все структурные подразделения;
координирующая роль принадлежит, классному руководителю, который в соответствии со своими функциональными обязанностями;
взаимодействует с педагогическими работниками, с учебно-воспитательным персоналом школы;
организует в классе образовательный процесс, способствующий развитию личности учащихся;
создаёт для этого благоприятный микроклимат;
включает учащихся в разнообразные виды деятельности для развития их интересов, склонностей, способностей, разумного проведения свободного времени;
взаимодействует с родителями учащихся.
Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в рамках образовательного учреждения. В рамках данной модели проходит разработка, апробация, внедрение образовательных программ, в которых учитываются региональные особенности.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Школа вправе сама определять виды внеурочной деятельности.
Методический конструктор внеурочной деятельности. Новый стандарт предлагает педагогам конструировать программы внеурочной воспитывающей деятельности:
Комплексные образовательные программы;
Тематические образовательные программы;
Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня;
Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;
Индивидуальные образовательные программы для учащихся:
социальное творчество (социально- преобразовательная деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Уровни воспитательных результатов:
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия;
Организация внеурочной деятельности. Разработка программы внеурочной деятельности должна начинаться с глубокого изучения интересов, запросов детей и родителей, возможностей образовательного учреждения, а также возможностей учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры, спорта.
На родительских собраниях необходимо подробно объяснить, проиллюстрировать, какие формы будут использованы в работе с детьми, как внеурочные занятия отличаются от урочных, как изменится среда проведения этих занятий и т.д.
Одним из требований к Программам является интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, поэтому при их разработке педагогу следует проанализировать воспитательный потенциал предметных программ.
Занятия внеурочной деятельностью значительно отличаются от классно-урочных и требуют от педагогов владения современными технологиями воспитания: технологией диалога, педагогических ситуаций, игровыми технологиями. Педагог, включая детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к учёбе, творчеству, занятиям физической культурой и т.д. Помогает им планировать свои достижения, добиваться их осуществления.
Рекомендации при разработке программ:
ориентироваться на школьников определённой возрастной группы; в определении содержания ОУ руководствоваться педагогической целесообразностью и ориентироваться на запросы учащихся и родителей;
программа должна состоять из введения (назначение, структура, объем часов, возраст); перечня разделов;
описания разбитого по разделам содержания занятий; характеристики результатов;
из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены занятия;
программы реализуются в рамках класса и в рамках свободных объединений школьников одного возраста. В первом случае школа разрабатывает программы (340 часов) для каждого класса. Во втором – модульные программы (более 340 часов) для каждой возрастной группы и предлагает школьникам выбирать, какие из модулей им осваивать.
Типы программ внеурочной деятельности :
образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (туристско-краеведческой деятельности, деятельности школьного театра и т.п.);
комплексные образовательные программы, предполагающие переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам второго и третьего уровней в различных видах деятельности;
тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие возможности различных видов деятельности (патриотического воспитания, воспитания толерантности) и т.п.
В федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки от 22 сентября 2011 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 373») Организационный раздел включает:
учебный план начального общего образования;
план внеурочной деятельности;
систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Таким образом, разработка программы внеурочной деятельности должна начинаться с глубокого изучения интересов, запросов детей и родителей, возможностей образовательного учреждения, а также возможностей учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры, спорта.
Выводы по первой главе
Таким образом, в процессе исследования теоретических аспектов проблемы повышения интереса младших школьников к изучению русского языка во внеурочной деятельности нам удалось:
Под интересом понимается: особая избирательная направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой выражается в той или иной предметной области.
Пути повышения интереса учащихся к урокам русского языка:
Связь с жизнью;
Преемственность и перспективность;
Мыслительные задачи;
Наглядность;
Использование игр.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени.
Модели внеурочной деятельности:
«Школа полного дня»;
Оптимизационная;
Иновационно-образовательная.
Типы программ внеурочной деятельности:
Образовательные программы по конкретным видам деятельности;
Комплексные образовательные программы;
Тематические образовательные программы.
Глава II. Организация экспериментальной работы по повышению интереса младших школьников к изучению русского языка во внеурочной деятельности
2.1. Цель, задачи, этапы и результаты экспериментальной работы
Анализ психолого-педагогической теории позволил нам обосновать значимость проблемы повышения интереса учащихся младшего школьного возраста к изучению русского языка.
Нами определена цель экспериментальной работы: опробование использования определенных методик по повышению интереса младших школьников к изучению русского языка.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
1) Спроектировать и опробовать занятия по повышению интереса младших школьников к изучению русского языка.
2) Проанализировать и обобщить результаты опытно-экспериментальной работы.
Экспериментальная работа была проведена с учащимися второго класса (2«в» класс) МКОУ «Школа №20». Участвовало 9 учащихся младшего школьного возраста. Состав учащихся идентичен по возрасту, уровню развития. Уровень развития учащихся данного класса можно оценить как низкий, потому что у большинства не сформирован познавательный интерес к учебной деятельности, отсутствует самостоятельность при выполнении сложных заданий, на уроках большая часть учеников отвечает на вопросы учителя односложно или неполными предложениями. Это можно объяснить социальным положением семьи, в которой проживают ученики этого класса.
В проведении экспериментальной работы нами выделено 3 этапа:
• На первом этапе был осуществлен констатирующий эксперимент с целью выявления уровня интереса к изучению русского языка у учащихся младшего школьного возраста.
• На втором этапе экспериментальной работы был осуществлен формирующий эксперимент, в течение которого была разработана и опробована совокупность внеурочных занятий, содержащая методики по повышению интереса младших школьников к изучению русского языка у учащихся младшего школьного возраста.
• На третьем этапе был проведен контрольный эксперимент. Результат данного эксперимента служит основанием для оценки уровня по повышению интереса младших школьников к изучению русского языка у учащихся младшего школьного возраста.
Длительность эксперимента составляла 2 года.
Итак, нами выделены цель, задачи и этапы экспериментальной работы.
На первом этапе для определения интереса младших школьников к изучению русского языка у учащихся младшего школьного возраста был проведен констатирующий эксперимент в виде наблюдения.
При разработке критериев определения уровня интереса младших школьников к изучению русского языка у учащихся младшего школьного возраста, мы взяли за основу критерии выдвигаемые О. Р. Ноговицыным. В результате мы сформулировали следующие критерии:
Для высокого уровня характерно: 10 – 12 баллов.
Для среднего уровня характерно: 5 – 9 баллов.
Для низкого уровня характерно: менее 5 баллов.
Результаты заданий констатирующего эксперимента мы представляем в таблице 1 (см. таблицу 1).
Таблица 1
№
п/п
И.Ф. учащихся
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Всего баллов
1
А.А.
1
2
4
5
12
2
В. Е.
2
2
3
4
11
3
Г. А.
2
1
4
5
12
4
Ж. В.
1
2
2
3
8
5
Л. Г.
2
2
3
5
12
6
И. М.
1
1
1
1
4
7
К. Е.
2
2
3
4
11
8
Н. Д.
1
2
3
3
9
9
Ф.У.
2
2
3
5
12
Уровневые характеристики констатирующего эксперимента мы представляем в таблице 2 и гистограмме на рисунке 1.
Результаты констатирующего эксперимента
во 1 «в» классе в процентном соотношении
Таблица 2
Эксперимент
Высокий
уровень
%
Средний
уровень
%
Низкий
уровень
%
Констатирующий
10
30
60
Таким образом, результаты данного эксперимента показали следующее: проявления интереса к изучению русского языка у учащихся находится на низком уровне.
Полученные результаты констатирующего эксперимента были отражены в рисунке (см. рис. 1)
Рис. 1.Распределение испытуемых по уровням интереса к изучению русского языка у учащихся 2 класса на констатирующем этапе эксперимента.
Данный рисунок показывает следующее:
• на высоком уровне показали 10% учащихся, что соответствует 1 человеку из 9;
• на среднем уровне, проявлено у 30% учащихся, что составляет 2 человека из 9;
• на низком уровне, проявилась у 60%, это 6 обучающимся из 9.
Таким образом, мы поставили цель экспериментальной работы, выделили 3 этапа в проведении экспериментальной работы, был осуществлен первый этап, т.е. констатирующий эксперимент с целью выявления уровня интереса к изучению русского языка у учащихся младшего школьного возраста.