Просмотр содержимого документа
«Подготовка учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку»
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
К ЭКЗАМЕНУ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни. Знание как ценность перестало быть «символическим капиталом», оно превратилось в «средство преобразования ситуации», так как сегодня остро стоит вопрос о быстром приспособлении человека к слишком часто меняющимся условиям.
С 2006 года в регионах Российской Федерации в рамках создания Общероссийской системы оценки качества образования проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля с учетом принципа вариативности. Новая версия контрольно-измерительных материалов для выпускников 9 класса отвечает важным целям: во-первых, приблизить экзамен к практике языка; во-вторых, сделать его ступенью к ЕГЭ, который по окончании 11 класса будут сдавать те же самые дети; наконец, через требования этого экзамена обозначить определенные ориентиры и тем самым наметить приоритеты в обучении русскому языку в основной школе.
В контрольные измерительные материалы включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:
- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;
- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также умением обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на ее основе.
В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, а телевидение и компьютер, заменившие общение с книгой, не способствуют улучшению устной и письменной речи, особенно остро стоит задача мотивации обучения русскому языку. Поэтому первое, с чего начинается подготовка учащихся к выпускным экзаменам, - это постановка и осознание ими цели предстоящей работы, установка на деятельность, создание ситуации успеха на уроке, как один из путей активизации познавательной деятельности.
Подготовкой к выпускному экзамену является весь процесс обучения русскому языку с 5 по 9 класс. Но конкретно к экзамену в данной форме я начинаю готовить детей со II полугодия 8 класса. Учащиеся знакомятся с формой проведения экзамена, требованиями, предъявляемыми на итоговой аттестации, выполняют задания, аналогичные экзаменационным.
В 9 классе тематическое планирование составляю так, чтобы к апрелю весь программный материал был изучен и всю IV четверть можно было заниматься повторением пройденного материала и подготовкой к экзамену.
В начале учебного года, поставив перед собой вопросы не только чему и как учить, но и как учить результативно, провожу диагностику и выявляю «пробелы» в знаниях учащихся. Результаты диагностики довожу до сведения детей и их родителей с тем, чтобы они могли самостоятельно работать над решением данной проблемы. В то же время при планировании уроков дидактический материал подбираю так, чтобы с его помощью можно было не только изучить новый материал, но и повторить пройденное в 5-8 классах. Малая наполняемость класса (7 человек) позволяет работать с каждым учеником индивидуально, каждому предлагается свое задание, которое учитывает именно его уровень подготовленности. Так в течение учебного года повторяются и систематизируются разделы «Орфография» и «Пунктуация». При необходимости наиболее сложный материал оформляется в виде карточек-таблиц, которыми дети могут пользоваться при выполнении домашних заданий и самостоятельных работ.
Работа по формированию речевых умений и навыков также ведется с 5 класса. Дети учатся не только грамотно оформлять текст с орфографической и пунктуационной стороны, но и использовать в речи различные языковые средства, соответствующие стилю, теме и задаче высказывания.
В 9 классе часто даю задание составить текст по определенным параметрам (например, текст публицистического стиля на экологическую тематику, состоящий из 5-6 предложений, одно из которых сложносочиненное, одно – сложноподчиненное, одно – осложнено причастным оборотом, одно – сравнением). Или предлагаю сконструировать предложение, используя принцип постепенного наращивания трудностей: придумайте простое предложение (на заданную тематику), распространите его однородными членами, причастным (деепричастным) оборотом, введите в предложение вводное слово, на основе сконструированного предложения составьте сложноподчиненное, в полученном предложении найдите основы, составьте схему, определите вид придаточного предложения. Подобные упражнения помогают детям лучше разобраться в строении предложения и избежать грамматических и речевых ошибок.
При подготовке к сжатому изложению, работая с текстом, в первую очередь дети определяют его основную мысль и грамотно формулируют ее. Затем главная информация отделяется от второстепенной. Особое внимание уделяется синтаксическим и грамматическим конструкциям текста. Способами тренировки также являются мини-изложения, свободные диктанты, фрагменты сочинения по проблеме, поднятой в тексте, т.е. экономные по времени виды речевой деятельности.
Начиная готовить детей к экзамену, прежде всего нужно обдумать, что я хочу. Каковы мои цели, каков должен быть результат? Я хочу, чтобы учащиеся, справедливо не уверенные в своей грамотности, обрели уверенность и спокойствие во время экзамена. Следовательно, я должна научить их не только основам науки о языке, владению нормами письменной и устной речи, орфографической и пунктуационной грамотности. Прежде всего я должна научить их работать самостоятельно, без посторонней помощи, быть уверенными в себе.
Под самостоятельной работой при изучении русского языка мной понимается такая познавательная мыслительная деятельность учащихся, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков и в процессе которой дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.
Эти умения не заложены от природы, их надо развивать у учащихся.
Психологами установлено, что упражнения или задания, выполняемые без чьей-либо поддержки, совершенствуют и укрепляют волевую сферу ребенка, тренируют учащегося в принятии решений, формируют умение защищать свои решения и мнения, воспитывают внимание, целеустремленность и стремление довести дело до конца. Поэтому при подготовке к экзамену в 9 классе большое внимание уделяется различным видам самостоятельной работы. Самостоятельная работа с учебником, анализ текста, членение его на части, формулирование заголовков частей, составление простых и сложных планов, подготовка устных и письменных сообщений, конспектирование статей – все эти виды работ направлены на развитие самостоятельности мысли учащихся. Следовательно, самостоятельная работа является прекрасным средством воспитания у учащихся самостоятельного мышления, готовности к принятию самостоятельных решений, что и потребуется от них на экзамене и в дальнейшей жизни.