kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Единый государственный экзамен – это современная форма государственной аттестации обучающихся, оканчивающих среднюю школу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"»



«Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку».

Единый государственный экзамен – это современная форма государственной аттестации обучающихся, оканчивающих среднюю школу. Тестирование по русскому языку позволяет проверить все виды компетенции и имеет безусловные преимущества по сравнению с другими формами контроля. Назначение экзаменационной работы определяют ее структуру: в нее входят задания различного уровня сложности. Способы предъявления языкового материала не новы для школьников и постоянно используются в практике преподавания русского языка, так же, как и основные умения:

  • анализировать языковые факты;

  • оценивать их с точки зрения информативности;

  • оценивать языковые единицы (правильность, уместность употребления);

  • использовать основные приемы информационной переработки текста;

  • оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • вести речевой самоконтроль.

Анализ результатов выполнения работ позволил выявить

следующие недостатки в подготовке учащихся:

– невысока общая лингвистическая подготовка по русскому языку, что мешает успешному овладению языковой нормой и речевыми умениями;

– низкая практическая грамотность: орфографическая и пунктуационная подготовка формируется на уровне умений, и к концу школьного обучения орфографические умения не переходят в навыки грамотного письма, о чём свидетельствует относительно высокий результат выполнения орфографических заданий и низкая практическая грамотность, проявленная в сочинениях. Часто в небольшом тексте допускаются до 4-х и более орфографических и пунктуационных ошибок;

– значительная часть учащихся не владеют навыками рационального чтения - понимания, затрудняются в интерпретации содержания текста, в проведении языкового анализа текста, не умеют ясно и точно выражать свои мысли в письменной форме. Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:

1. Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям экзамена по русскому языку;

2. Технические ошибки при заполнении бланков экзамена;

3. Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки).

В процессе подготовки к ЕГЭ необходимо последовательно реализовывать - коммуникативный принцип обучения в курсе русского языка, предполагающий опору на лингвистические знания при формировании речевых умений и навыков. Поэтому главная цель изучения русского языка в школе состоит в том, чтобы - помочь ученику усвоить систему родного языка, его грамматику и лексику, - глубже проникнуть в значение форм и категорий, - яснее осознать смыслы слов и фразеологизмов - и на этой основе овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной форме. Работу по подготовке к ЕГЭ надо начинать уже в среднем звене. Уже в 6-7 классах обучающиеся учатся систематизировать материал по основным разделам. Большое внимание уделяю принадлежности слова той или иной части речи, умению видеть не только значение слова, но и морфологические признаки, форму слова и части слова, а также знать его роль в предложении. Большое внимание уделяется и формированию орфографических навыков. С 5 класса ученики ведут собственный словарь-справочник, куда записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в таблицы, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним. Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ. Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет учителю быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Процесс систематизации будет более эффективным, если выпускники постоянно имеют возможность применять уже полученные знания и умения, «прокручивая» их каждый раз в новых ситуациях.

Но следует помнить, что полной информации о состоянии практической грамотности учащихся тесты не дают, так как проверяют орфографические и пунктуационные умения, но не навыки. Настоящая же грамотность – это письмо почти автоматическое, без раздумий о том, как и почему надо писать то или иное слово. В данном случае более эффективным способом проверки являются традиционные измерители - диктант, изложение, сочинение. Два последних вида работы (изложение и сочинение) позволяют, помимо грамотности, проверить ещё и речевое развитие учащихся, их коммуникативную компетенцию, предполагающую способность свободно владеть речью в разных условиях общения. Практика показывает, что с данными видами работ обучающиеся справляются менее успешно, чем с тестами, в том числе и в 9 классе. В учебном плане МБОУ «Черемошенская ООШ» в 9 классе выделено три часа на уроки русского языка. На элективных курсах параллельно с уроками на более углубленном уровне повторяется весь изученный материал. В процессе подготовки я объясняю цели и задачи единого экзамена, обсуждаю с учениками его специфику, разъясняю содержание и структуру экзаменационной работы. Вместе с обучающимися анализируем содержание КИМов. Диагностика результатов производится с помощью инструментария СтатГрад, который даёт наглядный ответ на вопрос: какова успешность класса в целом и каждого ученика в отдельности на разных этапах подготовки к ЕГЭ. На этапе анализа и оценки результатов необходимо включать учащихся в этот процесс. Задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою работу, рефлексировать принятые решения. Учитель должен помочь ученику найти и индивидуальный стиль учебной деятельности, свои специфические, оптимальные приемы приспособления к предлагаемым заданиям и ситуациям, учитывающие его индивидуальные особенности. Повторяя и обобщая изученное ранее, надо и психологически готовить учеников к сдаче ЕГЭ: дать им чёткие инструкции – как выполнить то или иное задание, как контролировать себя, как работать с черновиком. Что же необходимо знать, понимать и уметь выпускнику, чтобы успешно сдать единый государственный экзамен по русскому языку? Задания по лексике предполагают работу со словом, а, следовательно, проверяют знание не только основных понятий, связанных с лексической системой, но и общий уровень развития учащегося, его кругозор, который проявляется, естественно, в активном словарном запасе учащегося. Большое количество ошибок связано с ударением. Это происходит потому, что ударение в русском языке разноместное и подвижное. Поэтому мы стараемся проработать с учащимися ударение в словах, наиболее часто встречающихся в тестах, а также объяснить основные закономерности постановки ударения Синтаксису и пунктуации в тестах уделяется большое внимание. Особое внимание уделяется таким «ошибкоопасным» темам, как «Обособленные члены предложения», отграничение сравнительных оборотов от придаточных сравнительных предложений. Сложными для учащихся считаются задания, которые предполагают проверку речеведческих знаний. Это означает, что обучающиеся должны владеть понятийным и терминологическим аппаратом: хорошо знать стили речи, типы текстов, средства и способы связи предложений в тексте и языковые средства выразительности. Чтение - понимание, умение интерпретировать текст - это ведущие общеучебные умения, необходимые не только школьнику для успешного обучения, но и любому взрослому человеку в его дальнейшей деятельности, поэтому желательно регулярно проводить (во всех классах, начиная с 5-го) многоаспектный (комплексный) анализ текста. Многоаспектный (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике, но содействует речевому развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно как восприятие текста, так и его создание (в устной или письменной форме).

Работа по комплексному анализу текста предполагает развитие следующих умений и навыков:

  • умение проводить многоаспектный анализ текста: определить тему, основные мысли текста;

  • объяснить смысл названия;

  • определить стиль текста, тип речи, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу;

  • находить в тексте языковые средства, производить лексический разбор текста; находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;

  • умение самостоятельно составлять задание к тексту, направленное на осмысление содержания, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней;

  • умение производить сопоставительный анализ текстов;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения текста;

  • создавать свой текст;

  • писать рецензию, отзыв на прочитанный текст с использованием разных типов речи.

При работе над 25 заданием прорабатываются его критерии оценки. Именно там кроется план работы над сочинением. Анализируя текст, учащиеся должны рассматривать его в нескольких аспектах:

1. Одна из проблем, поставленных в исходном тексте.

2. Комментирование проблемы относительно исходного текста (комментарий – рассуждение, пояснительные и критические замечания о чем-либо).

3. Авторская позиция.

4. Собственное мнение, подкрепленное двумя развернутыми аргументами. При выполнении последнего задания учащиеся должны четко помнить составляющие части любого сочинения:

1. Вступление (Обозначение темы, круга проблем, затронутых в исходном тексте; выражение отношения автора сочинения к данным проблемам, их общественной значимости).

2. Основная часть (Отражение и комментирование основных суждений автора исходного текста; приведение аргументов, подкрепляющих эти суждения и связанные с ними собственные соображения автора сочинения; анализ средств выразительности, которые помогли автору исходного текста сделать свою позицию более убедительной. Приведение возможных возражений оппонентов автора и аргументированный ответ на эти возражения, в котором могут быть использованы как аргументы автора исходного текста, так и собственные доводы экзаменуемого. Выражение мнения, не совпадающего с мнением автора (в отношении того или иного конкретного вопроса или нескольких вопросов, затронутых в тексте) или уточняющего, развивающего его мысль).

3. Заключение (Итог рассуждения с выражением личного мнения о тексте и проблеме). Одной из важнейших задач обучения школьников в условиях текстового подхода становится формирование умений сворачивать текст до ключевых слов и разворачивать текст на базе ключевых слов.

Что такое исходный текст и как с ним работать? Исходный текст – это небольшой текст объемом около 300-400 слов, посвященный этическим, нравственным и другим проблемам, которые волнуют наших современников, например:

  • смысл человеческой жизни и предназначение человека,

  • связь поколений, проблема отцов и детей,

  • выбор профессии и реализация в ней,

  • судьба Родины, ее прошлое, настоящее и будущее,

  • проблема сохранения родного языка,

  • проблема сохранения родной природы,

  • проблема сохранения исторических корней,

  • роль искусства, литературы в жизни человека.

Чтобы написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста, очень важно этот текст хорошо понять, выяснить, о чем пишет автор, о каких вопросах размышляет, что его тревожит, какими мыслями, чувствами, переживаниями он хочет поделиться с читателем, в чем хочет убедить его, т.е. правильно прочитать исходный текст.

Как работать с исходным текстом?

1. Внимательно читаем предложенный текст.

2. Определяем его тему (о чем говорится в тексте).

3. Составляем план и определяем микротему каждого микротекста. 4. Выявляем проблемы, вопросы, о которых размышляет автор текста (что его волнует, тревожит).

5. Выясняем позицию автора по тем проблемам, о которых идет речь в тексте: какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми, выражают его точку зрения.

6. Определяем, с помощью каких аргументов автор доказывает свою точку зрения.

7. Выявляем языковые средства и средства художественной выразительности, с помощью которой автор выражает свое отношение к проблеме, поставленной в тексте. Что такое рассуждение и как его построить.

По прочитанному тексту нужно написать собственное сочинение-рассуждение, которое имеет особую композицию.

  • Рассуждение – тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

  • Строение текста-рассуждения: тезис, - доказательства, т.е. аргументы, - вывод.

  • Тезис – это высказанная мысль, т. е. выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: Какая мысль обосновывается?

  • Аргументы и выводы – это исходные или теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Они выполняют роль основания или логического фундамента аргументации и отвечают на вопрос: С помощью чего ведется обоснование тезиса?

  • Аргументы должны быть убедительными. Цифры и факты – самые убедительные аргументы. В качестве аргументов могут быть приведены примеры из художественной литературы, примеры из средств массовой информации, из личного опыта. В заключении хочется сказать о том, что очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к экзамену – это тяжелый труд, и результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену.





ЕГЭ по русскому языку является обязательным, и поэтому передо мной как учителем стоит важная задача: в старших классах целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению и т.д. 
Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ.
Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех обучающихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика.
Особо остановлюсь на обучающем этапе. От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы ЕГЭ по русскому языку. Весь материал, используемый для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, можно разбить на семь блоков.
1. Фонетика. Графика. Орфоэпия.
2. Лексика. Фразеология.
3. Морфемика. Фразеология.
4. Морфология и культура речи.
5. Синтаксис и культура речи.
6. Орфография и пунктуация.
7. Работа с частью С (написание сочинение)


Обязательно изучаю анализ результатов прошлогоднего экзамена. На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников. Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Традиционным стало проведение в начале каждого урока в старших классах орфографических или пунктуационных пятиминуток. Обязательна работа и по орфоэпии. Отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 7-го класса. Как уже сказала, при подготовке к Единому Государственному Экзамену по русскому языку используется разнообразный дидактический материал, демонстрационные тесты Минобразования РФ. По наиболее трудному материалу выдаются домашние задания.
Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися после уроков. Занятия позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с теми, которые им придётся решать во время прохождения экзамена. Таким образом, складывается четкое и ясное представление о том, как им подходить к каждому типу заданий ЕГЭ. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.
Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ, включая и расход времени на каждую часть. Обязательно использование во время работы справочных лингвистических материалов. База кабинета и библиотеки позволяет это сделать.
Особое внимание уделяю части С. Сочинение как творческая работа под силу единицам, сочинению же как связному высказыванию научить можно. 
Начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание С ,
затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения:
- вступление,
- формулирование проблемы,
- комментарий к проблеме,
- позиция автора текста,
- позиция автора сочинения,
- первое доказательство своей позиции (из литературы),
- второе доказательство своей позиции (из литературы или из жизни),
- вывод.


Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха.
Для учеников готовлю папки-памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании.
А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог. 
Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.
Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме. Необходимую информацию ученики также могут получить в кабинете русского языка на специально оформленных стендах, библиотеке. В кабинете русского языка можно самостоятельно поработать с бланками ЕГЭ, образцами сочинений, текстами, тестами разных лет.

Репетиционный этап подразделяется на два: пробный школьный экзамен; если повезет, единый пробный экзамен в пункте проведения экзамена.

Последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ результатов ЕГЭ, выявление недочетов.

Я остановилась на основных моментах своей работы, а результаты говорят, что она эффективна. Не первый год мои выпускники сдают ЕГЭ: в 2004-2005 уч.году 12 уч-ся сдавали ЕГЭ по выбору, качество составило 63%. Медалисты подтвердили свои результаты. В 2006-2007 уч. году все уч-ся сдавали русский язык в форме ЕГЭ. «2» не было. В заключение хочу добавить, что успех сдачи выпускного экзамена во многом зависит от постоянной работы учителя над качеством обучения обучающихся.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Автор: Самойленко Людмила Ивановна

Дата: 10.02.2018

Номер свидетельства: 456175

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по русскому языку 11 класс "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408797262"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса "Подготовка к ЕГЭ. Часть С" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-11-klassa-podghotovka-k-iege-chast-s"
    ["file_id"] => string(6) "142960"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418398414"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка  на тему "Содержательный анализ текста С.Львова" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sodierzhatiel-nyi-analiz-tieksta-s-l-vova"
    ["file_id"] => string(6) "228869"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441539752"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Научная статья "Проблема совершенствования профессиональной компетентности учителя русского языка в школе с полиэтническим контингентом""
    ["seo_title"] => string(156) "nauchnaia-stat-ia-probliema-soviershienstvovaniia-profiessional-noi-kompietientnosti-uchitielia-russkogho-iazyka-v-shkolie-s-polietnichieskim-kontinghientom"
    ["file_id"] => string(6) "178000"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424763163"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства