kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Почему необходимо меняться?

Нажмите, чтобы узнать подробности

        «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Почему необходимо меняться?»

Почему необходимо меняться?


«Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого?

Во-первых, все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования.

  В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации», - так президент Н.А. Назарбаев расставил приоритеты образования в своем послании «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» [1]

Наш мир постоянно меняется, заставляя меняться и нас. Совершенствуются технологии, идёт бурное развитие, демографические изменения в обществе, безопасность в мире – все эти факторы имеют глобальный характер. Прогресс всего человечества определил перемены и в образовании всего мира. Coвpeмeннaя наука является базой расцвета научно-технологического прогресса, который достиг высокого уровня и темпы ускорения которого нарастают с каждым годом. Сейчас миру нужны люди, способные приобретать, вырабатывать умения и навыки, которые могут использоваться или меняться в соответствии с жизненными ситуациями.
Учителя должны быть первыми в курсе этих изменений. Как школа может повлиять на то, чтобы Казахстан вошёл в число развитых стран мира? Что актуально и важно для ученика в 21 веке? Как школа подготовит ученика к трудностям жизни в современном мире? На эти вопросы необходимо ответить всем казахстанским педагогам.

Сегодня признaна равная знaчимость процесса формирования знаний и соответствующих практических навыков. Самое главное в образовании, является гoтовнoсть учащихся к практическому использованию имеющихся знаний.

Моделью навыков 21 века является Проект «Определение и отбор ключевых компетенций», разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Согласно проекту, ученик должен уметь критически мыслить, и это не ново. Навыки критического мышления являются составляющими на протяжении многих столетий и они были общепризнаны в области прикладных, сельскохозяйственных, медицинских и других исследований. Навыки приобретения широкого диапазона знаний тоже не новы. Новым является то, что эти навыки значимы за пределами общепедагогического контекста. От уровня развития конкретных субъектов и группы субъектов зависит динамика развития мировой экономики. Вот почему так необходимы преобразования в преподавании и обучении. Кто будет осуществлять эти преобразования? Мировая практика показывает, что движущей силой является не только административное руководство школ и органов управления образования. «Наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников имеет не столько деятельность администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневная работа самого учителя в классе, направленная на воспитание и развитие учащихся (Barber & Moushad, 2007). Главной фигурой в деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель (Stronq, Ward & Grant, 2011). Учителя, движимые нравственными убеждениями, не механически получают знания, а сами их формируют, действуют в данных условиях с лидерской позиции, оказывая воздействие на своих коллег и их окружение и сохраняя неустанное внимание на аутентичном обучении (Frost, 2011) [2]

Педагогическая наука постоянно развивается и обогащается новыми представлениями, взглядами, подходами. Мне хочется рассмотреть систему образования Сингапура, которая считается одной из лучших в мире – по функциональной грамотности населения, по подготовке учителей. Согласно тесту 2009 года, самые высокие результаты по читательской грамотности продемонстрировали учащиеся двух стран-членов ОЭСР — Южной Кореи (539 баллов) и Финляндии (536 баллов). Однако учащиеся Шанхая (города центрального подчинения Китая), которые впервые приняли участие в исследовании PISA в 2009 году, показали еще более высокие результаты — 556 баллов. В пятерку лучших стран и территорий вошли Гонконг (Китай) — 533 балла и Сингапур — 526 баллов. Сингапурские школьники стабильно показывают лучшие результаты в международных тестах знаний. Когда Сингапур приобрел независимость не имел ни единой нации, ни единой системы образования, ни армии, ни флота. Не  было и  природных ресурсов для ускоренной индустриализации. Тогда «правительство сделало ставку на человеческий капитал как локомотив экономического и социального развития. Предстояло создать такую общенациональную систему образования, которая объединила бы нацию, создала единое представление о гражданственности, обеспечила консенсус относительно базовых ценностей. И была бы способна готовить конкурентоспособных профессионалов, приспособленных к требованиям глобальной экономики» [3]

Надо отметить, что образовательный процесс в Сингапуре направлен на воспитание открытых миру лидеров, способных работать в команде. Формально средняя наполняемость класса в сингапурской школе – 40 человек, но они разбиты на 8 групп по 5 человек. Во время урока учитель взаимодействует с группами. Каждый ученик в группе отвечает за свою часть работы и вместе они выдают готовый результат. Правительство целенаправленно создавало среду, которая мотивировала бы каждого человека учиться на протяжении всей жизни, получать новые знания и навыки, осваивать технологии, развивать дух инноваций и предпринимательства, уметь рисковать и брать на себя ответственность и обязательства. Вместе с целью «быть успешным», которая ставится массовой культурой перед каждым сингапурцем, разработаны понятные критерии успешности, прозрачные и ясные способы ее достижения.

Если рассмотреть опыт Японии в области образования, то образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Сегодня в японской педагогической печати подчеркивается наличие "острой потребности в творческой личности" и необходимости заниматься выявлением одаренных детей в раннем возрасте. Для японского учителя все дети равны. Среди них нет слабых и сильных, а есть ленивые и прилежные. Нет специальных программ, как для одаренных, так и для отстающих детей. Детей учат избегать прямого соперничества. Победа одного неминуемо может означать "потерю лица" другого. Пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом. Также для этой цели применяют коллективные спортивные игры. Акцент в воспитании делается на уважении к человеку и животным, симпатии и великодушии к другим людям, поиске истины, способности чувствовать прекрасное и возвышенное, обладать самоконтролем, сохранять природу, вносить вклад в развитие общества. [4]

Особенно хотелось бы отметить подход «Lesson Study», предназначенный для исследования класса, возник в 1870-х годах, в Японии, в целях усовершенствования школьной практики. Подход «Lesson Study», в последнее время получил популярность за пределами Японии как подход к педагогической практике. Это достаточно сложный подход, требующий от преподавателя очень серьёзной подготовки.

В любой стране система образования пытается решить проблему обучения и воспитания развитой и гармоничной личности – человека, которому было бы комфортно в быстро меняющихся условиях. В каждой стране есть свои особенности видения решения этой проблемы. Но, если рассмотреть, в общем, то можно раскрыть одно общее направление: это приоритетность в готовности учащихся практически использовать, имеющиеся знания. Дети должны уметь быстро принимать решения на основе отбора информации. Говоря, словами Шлейдена, у детей нужно формировать навыки метасознания, т.е. навыков обучения тому, как надо учиться.[5] И эти навыки приемлемы в школах Казахстана. Рассмотрев мировую практику образования, я хотела понять, что было бы приемлемым у нас в Казахстане и конкретно, в моей школе. Зарубежное образование, конечно, имеет немалое количество положительных моментов. Казахстану необходимо в короткие сроки войти в число развитых стран мира и для этого наше подрастающее поколение должно соответствовать мировым стандартам образования. Но при этом мы должны сохранить свою самобытность, сохранить и преумножить свою культуру. Как сделать, чтобы наши дети, чувствовали себя комфортно не только у себя в стране, но и в мировом пространстве.

В моей школе учителя (кроме определенной группы, но это малая часть) продолжают следовать такому методу обучения, при котором роль учителя заключается в прямом руководстве, когда учитель является источником информации. Его цель – хорошо изложить содержание учебных материалов, показать определенные алгоритмы деятельности и оценить образовательные результаты учащихся по принципу «Что он знает?». А у учеников свою цель – изложить материал учебника и получить хорошую оценку. При таком обучении мы видим формальное освоение знаний учениками, низкий уровень умения задавать вопросы, рассуждать, доказывать, работать над проблемными вопросами. Учителя прекрасно знают, ЧТО преподавать, но, к сожалению, не всегда знают, КАК преподавать.

Современный этап развития общества характеризуется огромными потоками информации, предъявляя новые требования к образованию, предполагающие ориентацию не только на усвоение учениками определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и творческих способностей. Образование сегодня не там, где мир воспринимается по схеме знаю – не знаю, умею – не умею, владею – не владею, а там где используется обучение действием: ищу – и нахожу, думаю – и решаю, исследую – и узнаю. На первый план выходит личность ученика, который готов к самостоятельной деятельности, умеет рассуждать, доказывать, принимать решения и исполнять их. Направленность на развитие, конечно, не отвергает значение фактических знаний, необходимых каждому образованному человеку; оно только расставляет несколько иначе приоритеты, выдвигая на первый план усвоение прочных знаний и умений посредством продвижения ребенка в общем развитии. Вот простой пример, приходит молодой специалист устраиваться на работу, ему надо написать заявление или автобиографию, он в затруднений. В чем же дело? Ведь в программе казахского и русского языков предусмотрена тема «Официально-деловой стиль»? Или, к примеру, ученик знает химические элементы на «отлично», но когда дело заходит до мытья посуды, он не задумывается, какие химические элементы добавлены в моющие средства.

Для изменения обучения учащихся в контексте развития необходимо поменять стиль преподавания и подходы к обучению. Как советует нам древняя притча, не дать рыбу голодному человеку, а научить его ловить рыбу самостоятельно.

В настоящее время в Казахстане для повышения педагогического мастерства учителей на уровне международных стандартов реализуется программа, основанная на новом подходе к повышению квалификации учителей общеобразовательных школ. Программа создана совместно с Кембриджским университетом и включает в себя обучение по семи модулям: критическое мышление, оценивание для обучения, обучение тому, как учиться, использование ИКТ в образовании, обучение в соотвествии с возрастными особенностями учеников, диалогическое обучение, обучение талантливых и одаренных учеников.

Если в моей школе развивать все эти направления в процессе обучения, то учителя сделали бы свою работу в классе более современной, помогли бы большему числу своих учеников добиваться успехов на Олимпиадах и поступать в престижные вузы.

Бахтин М.М. в своей книге «Эстетика словесного творчества» отмечает, что жизнь по природе своей диалогична. Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово» [6]. Действительно, человек проживает жизнь в постоянном диалоге, как с окружаюшим его миром, так и с самим с собой. Но диалог как процесс, нельзя понимать, как умение просто общаться. Говорить мы умеем все, но вопрос в том, как мы это делаем. Говоря же о диалоге, мы можем сказать, что говорим о науке, которую человек постигает и использует на протяжении всей жизни. Диалогическое взаимодействие строится на принципах равенства и взаимного уважения позиций. Вступая в диалог, участники не должны подавлять друг друга. Следовательно, для того чтобы диалог состоялся, необходимо соблюдение ряда условий, которые нужно знать, а чтобы знать, нужно учиться.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что развитие умений вести диалог – это одна из главных задач на уроке.

Небольшой процент учеников владеет навыками мышления на высоком уровне, позволяющем свободно выражать свои мысли. С этой точки зрения является ценным применение  стратегий критического мышления, основанного на диалоге и конструктивной  аргументированной речи. Обучение критическому мышлению осуществляется в диалоговой части уроков, когда ученики по-своему осмысливают эпизоды прочитанного, обмениваются  мнениями, в рефлективной части, когда защищают маршрутные карты, выполняют творческие задания. На уровне мышления реализуются процессы анализа и синтеза информации, её воспроизведение в различных формах.  Стратегии критического мышления обеспечивают быструю включаемость в работу, повышение интереса к обучению, развитие творческих способностей.  Небольшой объём заданий, четкое их объяснение  позволяют решать дидактические задачи в короткий период времени и не перегружать учащихся, вызывая интерес. Очень  важен аспект рефлексии, креативности  в педагогической практике.

Считаю, что растить нужно не людей, владеющих набором разных знаний, а людей позитивных, психологически здоровых, уверенных в своих силах, уважающих себя и окружающих, постоянно стремящихся к познанию и имеющих глубокие знания в тех областях, которые их действительно интересуют и с которыми они планируют связывать свою дальнейшую деятельность.

Для обеспечения качественного процесса образования учитель должен стать в большей степени консультантом, чья задача – помочь учащемуся овладеть навыками, самостоятельно ставить цели и самостоятельно их достигать. При этом меняется и система методов обучения, и система оценки знаний, и принципы отношения к учащимся. У учащихся будут развиваться мотивация и интерес к получению знаний, оценка собственных результатов и формирование умения учиться.

Мне думается, что когда учителя постигнут новые идеи и поймут, в чем преимущества изменений, то многое изменится.

В заключение хочу привести цитату из высказывания величайшей гуманистки XX века Матери Терезы: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью» [7]. Эта «великая Любовь» должна стать путеводной звездой каждого учителя в решении вопросов воспитания интереса и любви к получению знаний, в активизации мыслительной деятельности учащихся, развитии их творческой способности.


Использованная литература


  1. Казахстанский путь – 2050:Единая цель, единые интересы, единое будущее. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г.

  2. Руководство для учителя Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2014

  3. Алишев Т.Б., Гильмутдинов А.Х. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня.

  4. www.psychologos.ru/articles/view/yaponskaya_sistema_obrazovaniya

  5. Руководство для учителя Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2014

  6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979.

  7. Selfire — блог с историями. selfire.com/2008/07/1175/









2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Почему необходимо меняться?

Автор: Куанышбаева Жанар Ибайдуллаевна

Дата: 07.03.2017

Номер свидетельства: 398292

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "« Как влияют времена года на животных»"
    ["seo_title"] => string(42) "kak_vliiaiut_vriemiena_ghoda_na_zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "458032"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518879992"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Игра - путешествие: «Здоровые дети – наше будущее»"
    ["seo_title"] => string(52) "ighraputieshiestviiezdorovyiedietinashiebudushchieie"
    ["file_id"] => string(6) "301773"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456990740"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Статья: Почему учителю нужно меняться? "
    ["seo_title"] => string(46) "stat-ia-pochiemu-uchitieliu-nuzhno-mieniat-sia"
    ["file_id"] => string(6) "162890"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422425885"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Сценарий Дня здоровья для 1-4 классов "Здоровье - это здорово!" "
    ["seo_title"] => string(64) "stsienarii-dnia-zdorov-ia-dlia-1-4-klassov-zdorov-ie-eto-zdorovo"
    ["file_id"] => string(6) "233295"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443038851"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "сборник задач по физике "
    ["seo_title"] => string(25) "sbornik-zadach-po-fizikie"
    ["file_id"] => string(6) "124346"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414687394"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства