kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический проект "Развитие исследовательской компетенции учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект предполагает развитие исследовательской компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе в рамках прехода на ФГОС ООО. По своему типу проект является практико-ориентированным методическим пособием. 

При реализации проекта большую помощь оказывает информационно-коммуникативная технология, что позволяет использовать компьютер как источник учебной информации (расширенный доступ к сети Интернет), наглядное пособие (возможность мультимедиа), индивидуальное информационное пространство, инструмент учащихся для создания презентаций, флэш-роликов, текстовый редактор, интерактивный тренажёр по русскому языку, средство диагностики и контроля (электронные таблицы), средство коммуникации и связи между учителем и учеником, между учащимися.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Развитие исследовательской компетенции учащихся" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан















Педагогический проект

«Развитие

исследовательской компетенции

обучающихся на уроках

русского языка и литературы»


















Автор:

Миронова Наталия Петровна, учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории (бронзовый сертификат качества соответствия №.14582 от 30.07.2014г "Образовательные услуги для детей" СТП.ССИТ.16.12.)


  1. Аннотация проекта


Название проекта « Развитие исследовательской компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы»


Предметная область: русский язык и литература.


Участники проекта: учащиеся 5-11 классов


Срок реализации: до выпуска учащего из школы


Цель проекта: создание условий для развития исследовательской компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе


Задачи проекта:

- организация учебного процесса на основе коммуникативно-деятельностного подхода и проектно-исследовательского метода;

- подбор методико-педагогического инструментария, способствующего развитию исследовательской компетенции учащихся;

- вооружение учащихся интеллектуальным инструментарием, необходимым для самостоятельной учебной и исследовательской деятельности;

- формирование у учащихся функциональных навыков исследования как универсальных общеучебных умений и навыков учащихся при работе с текстом, информацией;

- подготовка учащихся к успешному участию в олимпиадах, конкурса, играх, конференциях;

- проверка эффективности данного педагогического проекта в плане развития исследовательской компетенции учащихся.


Описание проекта

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы (А.В.Леонтович, кандидат психологических наук).

Отличие учебно-исследовательской деятельности от научно-исследовательской.

Учебно-исследовательская работа

       Исследование – один из способов познания окружающего нас мира. Это открытие, выяснение неизвестного специальными научными методами. Можно попробовать использовать научный способ познания природы – пройти путь, ранее пройденный другими исследователями, открыть неизвестное для себя и приобрести опыт, который, быть может, пригодиться в будущем. Такая работа называется учебно-исследовательской и, помимо литературного обзора по избранной теме, должна содержать результаты собственных исследований. Выполняя такую работу, можно открыть для себя что-то новое, получить практический опыт.

Научно- исследовательская работа

       Настоящая наука занимается открытием, получением новых знаний для всего человечества. Работы, которые решает современная наука, очень сложны и требуют для своего решения серьезных знаний и применения специальных методов анализа. Поэтому школьнику одному не под силу выполнить такую работу. Опытные учителя, помогают школьникам формулировать цели и задачи работы, составить план, выбрать доступные методы исследования. В результате написания научно-исследовательской работы школьники не только знакомятся с методикой исследования, но и получают результат, в той или иной мере важный для науки.

Данный проект предполагает развитие исследовательской компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе. По своему типу проект является практико-ориентированным методическим пособием. Реализация проекта – до выхода обучающегося из школы, первоначально проект реализовывался в МБОУ «Черемшанская СОШ №1», где начало работы проекта – 2010-2011 учебный год, окончание – 2013-2014 учебный год, но в связи с переменой места жительства и работы реализую данный проект второй раз в МБОУ «СОШ №21» г. Альметьевска.

Возрастные особенности учащихся 5-11 классов уже способствуют их участию в исследовательской деятельности (и учебно-, и проектно-), что позволяет им сформировать аналитические умения, расширить общий кругозор, совершенствовать самостоятельность, успешно подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, к участию в различных предметных конкурсах, играх, олимпиадах, развивать креативные способности, целеустремленность, поэтому работать над развитием исследовательской компетенции учащихся я начинаю уже с 5 класса, о чём поподробнее расскажу позже, тем более что в этом году к нам в 5-й класс приходят дети, уже имеющие опыт работы по проектной деятельности, а значит владеют навыками исследования.

Таким образом, дети, вовлечённые в исследовательскую работу, овладевают не только специальными знаниями по предмету «Русский язык» или «Литература», но и приобретают надпредметные и метапредметные компетенции, а это уже требования нового федерального государственного образовательного стандарта, который вводится в основной школе в 2015-2016 учебном году в обязательном порядке.

Ещё в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» происходит изменение оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура» на понятие «компетенция». В Концепции прописано, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования». Таким образом, я считаю: развитие исследовательской компетенции учащихся – одна из основных ключевых компетенций, определяющих качество образования, и предлагаемое учителем, и получаемое детьми.


Информационные технологии

При реализации проекта большую помощь оказывает информационно-коммуникативная технология, что позволяет использовать компьютер как источник учебной информации (расширенный доступ к сети Интернет), наглядное пособие (возможность мультимедиа), индивидуальное информационное пространство, инструмент учащихся для создания презентаций, флэш-роликов, текстовый редактор, интерактивный тренажёр по русскому языку, средство диагностики и контроля (электронные таблицы), средство коммуникации и связи между учителем и учеником, между учащимися.


Девиз проекта: Умение исследовать – умение познавать и учиться.


II. Планирование проекта.


Актуальность и оригинальность проекта

Лингвистические исследования школьников ещё совсем недавно не пользовались большой популярностью. В настоящее же время участие школьников в учебно- или проектно-исследовательской деятельности рассматривают в качестве перехода от репродуктивного способа обучения к творческому. Исследовательская деятельность учащихся - это творческая самостоятельная поисковая деятельность школьников, направленная на решение исследовательских задач, в процессе которой происходит развитие личности учащегося, открытие им субъективно нового научного знания, развитие умений работать с информацией, добывать нужную информацию. Поэтому наблюдается существенная разница между традиционной системой обучения и обучения, направленного на развитие исследовательских умений учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода – в этом и заключается новизна педагогического проекта.


Ожидаемые результаты исследовательской деятельности:

  •  Повышение интереса к получению знаний (понимание престижности знаний);

  •  Развитие представлений о межпредметных связях, о способах сбора информации;

  •  Развитие коммуникативной направленности, социальной активности и осознания собственной значимости;

  •  Развитие научного мышления и творческого подхода к собственной деятельности;

  •  Освоение новых информационных технологий, рациональных путей решения поставленных задач (умение рационально проектировать (планировать) свою деятельность);

  • Формирование умений собирать нужную информацию, необходимые факты, анализировать их, делая выводы;

  • Умения самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике.

 

 Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт – творческий проект, грамотно оформленная исследовательская работа ученика.


III. Реализация проекта

Внедрение в педагогическую практику упражнений, заданий поискового, исследовательского характера – это титанический труд учителя. Это всегда работа за рамками программы, а иногда и предмета, но всё же…


Развитие исследовательской компетенции учащихся в процессе преподавания русскому языку и литературе осуществляется в моей педагогической деятельности по трём направлениям, действующим в течение реализации всего проекта:


1) Ежеурочная исследовательская деятельность: создание проблемных ситуаций, постановка интригующих задач, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решение сложных вопросов, требующих активизации знаний, построение гипотез, анализ фразеологического и этимологического пластов.

Важной составляющей ежеурочного поиска знаний, учебных исследований учащихся является мотивация - создание условий для повышения внутренних убеждений к деятельности. Этот компонент отражает потребность в овладении информацией (знаниями) и способами ее получения; потребность в реализации творческих способностей; потребность в достижении успеха и повышении статуса личности; потребность в общении со сверстниками, педагогами, консультантами-предметниками.

В моей педагогической деятельности я использую следующие способы мотивации:

- создание благоприятной и доброжелательной атмосферы;

- создание условий для творчества (- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Нам предстоит сегодня сделать много интересных дел!);

- создание учебной интриги;

- недоговаривание интересного факта (Что было дальше, вы узнаете выполнив ряд заданий…);

- шуточные вопросы и ситуации («Шёл дождь и два студента…» Кто куда шёл?)

- этимологический рассказ о каком-либо теоретическом понятии.

Например, тема «Однозначные и многозначные слова» привожу отрывок из известного советского мультфильма:

- Черепаха, идём, есть дело!

- Я не хочу есть дело, я хочу есть крем-брюле…

Конечно, заниматься исследованиями на каждом уроке дело очень трудное, т.к. исследование будет довольно узким и ограниченным по объему. А в лингвистике, как в археологии, чем глубже копаешь, тем интереснее. Часто дети получают перспективное домашнее задание и работают по группам. В качестве примера приведу ряд интересных заданий, стимулирующих детей на исследовательскую деятельность:

- слово о словах (этимологическая работа): богатый материал представлен темой «Лексика и фразеология», «Фонетика», «Морфемика», «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация».

«Фонетика»: история отдельных букв – Ф, Ё (непростая история буквы Ё, памятники буквы, факты-казусы, связанные с отсутствием точек над буквой); здесь же работа с литературными терминами ассонансом и аллитерацией (вопросы олимпиады):

Задание №1. Найдите в отрывках из стихов К. Д. Бальмонта повторяющиеся согласные и гласные, опишите звуковые образы, которые вызывают у вас эти повторения.
                  1) Я вольный ветер, я вечно вею,
                  Волную волны, ласкаю ивы,
                  В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
                  Лелею травы, лелею нивы.

ОТВЕТ: Повторение открытых гласных звуков [а],[о],[у] создают впечатление вольности, свободы, огромного открытого пространства, высоты полёта - ассонанс.

Повторение согласных звуков [в],[л] создают впечатление шума ветра как на высоте, так и по самой земле, в траве, звук набега волны на берег, шелест листьев деревьев, травы - аллитерация.
                  2) Безмятежные, свободные,
                  Миру чуждые, холодные
                  Звезды призрачных небес.
ОТВЕТ: Повторение открытых гласных звуков [а],[о],[у] создают впечатление свободы, космоса, огромного открытого пространства - ассонанс.

Повторение согласных звуков [ж],[д], [жд],[зд], создают впечатление космического холода, звенящей высоты - аллитерация.
                  3) В углу шуршали мыши,
                  Весь дом застыл во сне.
                  Шел дождь — и капли с крыши
                  Стекали по стене.
ОТВЕТ: Повторение согласных звуков [ш],[с], [л] передают звуки: шуршание мышей, звук тишины с-с-сссс, стук капель дождя по крыше, по стенам – аллитерация.

                  4) Полночной порой камыши шелестят,
                  В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
ОТВЕТ: Повторение согласных звуков [ш],[с], [з] передают звуки: шелест камышей, движение змей в траве, их свист-шипение – аллитерация.
      Задание №2. Прочитайте. Какие звуки создают звукопись в стихотворении? Какова их роль?
                  Бузина цельный сад залила!
                  Бузина зелена, зелена!
                  Зеленее, чем плесень на чане,
                  Зелена — значит, лето в начале!
                  Синева — до скончания дней!
                  Бузина моих глаз зеленей! (М. И. Цветаева)
ОТВЕТ: Повторение открытых гласных звуков [у],[а],[э] создают впечатление открытости, свободы, таинственности и загадочности - ассонанс.

      Задание №3. Какие звуки создают звуковую наглядность, звуковую живопись в следующих строках?
                  1) ...Бежит и слышит за собой —
                  Как будто грома грохотанье —
                  Тяжело-звонкое скаканье
                  По потрясенной мостовой. (А. С. Пушкин)
ОТВЕТ: [ш],[с],[т], [гр],[х],[тр] создают впечатление звуков от движения по мостовой - аллитерация.
                   2) Русалка плыла по реке голубой,
                  Озаряема полной луной;
                  И старалась она доплеснуть до луны
                  Серебристую пену волны. (М. Ю. Лермонтов).

ОТВЕТ: Повторение открытых гласных звуков [у],[а],[о] ,[э] создают впечатление ночного таинственного мира, космоса, загадочности, реальности и нереальности происходящего - ассонанс.

«Лексика и фразеология»: например, придумать историю возникновения какого-либо слова, учитывая этимологическое значение: исконно русских «самолёт», «кольцо» или заимствованных «телефон», «телевизор», «телетайп», «карандаш»…

Ребята узнают, что неологизм 20 века «самолёт» существовал ещё во времена древней языческой Руси, когда самолётами называли плоты, спускавшиеся по течению реки самоходом. Слово «телефон» состоит из двух частей: «теле» - что значит издалека и «фон» - звук и т.д.

Ответьте на вопросы «Вуй или стрый? Кто роднее?» или «Правда ли, что в наши дни можно встретить ТОЛМАЧА?»

Также использую задания «Откуда реки получают имена?», «Как появилась твоя фамилия?», «Какую историю нам расскажет название города, села?», не забывая делать акцент на двуязычии населения нашей республики. Последние задания заставляют детей рассмотреть языковой материал в нескольких аспектах: этимология и лексикология, морфология (имена собственные), морфемика и словообразование (определение производящей основы и словообразовательных элементов).

При изучении тем «Однозначные и многозначные слова», «Синонимы» прошу выполнить задание дважды на русском и своём родном языках: учащиеся делают вывод о возможностях каждого языка, о богатстве, точности и выразительности.

С большим удовольствием дети выполняют задание «Перевод с русского на русский», когда данную фразу «На парте лежала книга» нужно оформить, используя значения данных слов, но не повторяя самих слов – «На одном из видов школьной мебели находилась коллективная работа творчески думающих людей, оформленная на бумажных листах, собранных в переплёт».

С не меньшим интересом учащиеся составляют тематические кроссворды в свободном виде или уже в заданном формате.

Раздел «Морфология» предусматривает объяснение терминов названий части речи с точки зрения этимологии, тогда суть языковых явлений полнее постигается учащимися: со-чин –ительные со-юз-ы, на-реч-ие – вопросы истории языка.

При изучении темы «Числительное» ребята рассказывают об истории некоторых названий числительных (одиннадцать – двадцать, сорок, тысяча). После знакомства с порядковыми числительными создают мини-энциклопедию по истории родного города, района «Самое первое».

«Синтаксис и пунктуация»: история возникновения знаков препинания (олимпиадные вопросы и занимательных игр по языкознанию). При работе по теме «Однородные члены предложения» учащимся предлагается подготовить материал краеведческого характера, ответив на следующие вопросы: какие породы деревьев растут в нашей местности? Какие природные богатства добываются в нашей республике? Какие животные обитают?..

На уроках литературы происходит, во-первых, исследование текста с различных позиций: М.Пришвин сказка-быль «Кладовая солнца» работают группы знатоков-психологов, знатоков леса, природных богатств; составление «Краткой энциклопедии юного рыболова» по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник»; написание творческой работы «Дневник Базарова» по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»; отображение графически, в цвете, в звуках, словах зеркальной композиции рассказа Л.Толстого «После бала», написание по этому же рассказу монолога солдата татарина», сообщение об Арском поле; графический анализ-зарисовка стихотворения М.Цветаевой «Август – астры…»; нахождение метафор со с часто повторяющимся словом «шёлк» в лирике С.Есенина; нахождение художественных деталей, символов – определение их роли в произведении …

Во-вторых, много произведений дают творческий простор учителю для постановки гипотезы и выполнения учащимися ряда заданий, чтобы подтвердить или опровергнуть её:

Л.Андреев «Кусака», Ю. Яковлев «Урс и Кет», «Багульник», «Он убил мою собаку», «У человека должна быть собака» - гипотеза-тезис «Собака – друг человека, или человек – друг собаки».

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» - «Кто я? Тварь дрожащая или право имеющий?».

А.С.Пушкин. Лирика - «Древнегреческие боги – герои лирических произведений великого поэта».

«Повести Белкина» «Метель» - «Метель – судьбоносное погодное явление»

М.Ю.Лермонтов «Мцыри» - «Мцыри – вольный послушник монастыря».

Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» - «Лафа бабёнкам… Ну, Климке и лафа» - выпавшее счастье».

Общие темы «Речь героя – показатель его культуры», «Язык человека – показатель его личностных качеств», «Интерьер – средство характеристики персонажа» (Гоголь «Шинель», «Мёртвые души», Чехов «Вишнёвый сад», Достоевский «Преступление и наказание», Горький «На дне»…


Отдельные поисково-исследовательские задания уроков выливаются в обобщающие уроки-исследования


2) Кружковая и факультативная работа: мной составлена авторская программа для обучающихся 8 класса «Русский язык играючи! Занимательная лексикология» (приложение №1), где дети решают лексические задачи, исследую слово с разных заданных позиций, учатся добывать нужную информацию. Работа элективных курсов для учащихся 9 класса по теме «Изучаем тайны художественного слова» (приложение №2 - составление проектов мини-исследований уже на примере конкретных художественных произведений); для учащихся 10 класса - «Основы лингвистического исследования» (приложение №3 - знакомство с научно организацией исследовательской работы учащихся); для учащихся 11 класса – авторский факультативный курс исследований «Библейские мотивы в русской литературе» (приложение №4).

В настоящее время я работаю ещё над тремя проектами по развитию исследовательской компетенции учащихся.
3) Практический выход: участие в научно-исследовательских конференциях, творческих конкурсах различного уровня.




III. Учебно-методические материалы

Учебные материалы - компоненты педагогической деятельности в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся:

  • входящий и текущий контроль: диагностика уровня обученности, сформированности общеучебных умений и навыков (первичное анкетирование «Выявление интереса учащихся к познавательной деятельности» и диагностический тест К.Гуревича, М.Акимовой) - выбор перспектив развития;

  • планирование учебно-исследовательской деятельности на основе «зоны ближайшего развития»;

  • создание условий для исследования через систему уроков:

- положительная мотивация учащихся;

- представление учебных тем в виде гипотез, которые учащиеся должны либо подтвердить, либо опровергнуть в течение урока на примере анализа учебного материала;

- создание учебной ситуации-интриги (недоговаривание какого-либо факта);

- предложение шуточных вопросов и ситуаций («Шёл дождь и два студента…», «Я пью чай с удовольствием и с лимоном…»)

- решение этимологических и лексикологических задач;

- решение заданий по типу ОГЭ, ЕГЭ;

- сочинения-рассуждения по типу ОГЭ и ЕГЭ;

- лингвоанализ текстов;

- поэтический анализ текста;

- сопоставительно-сравнительный анализ языковых явлений, фактов, художественных образов;

- решение и составление кроссвордов;

- уроки-исследования (примеры – приложения №5,6);

- дифференциация и индивидуализация домашних заданий;

  • внеурочная индивидуальная работа с учащимися по написанию творческих и исследовательских работ, подготовка к олимпиадам, конкурсам, фестивалям и научно-практическим конференциям;

  • кружковые занятия по предмету, элективные и факультативные курсы;

  • самооценка (рефлексия) и анализ эффективности работы, перспективное планирование на основе данных о результативности.


Дополнительная информация

Используемые методы:

Методы деятельностного подхода в обучении:

- проблемно-поисковый;

- метод «учимся вместе»: впервые реализован педагогическим коллективом университета штата Минессота США, метод направлен на формирование у обучающихся коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, продуктивно реализуется в ходе уроков – творческих лабораторий, уроков – практикумов, уроков-семинаров, когда учащиеся работают по группам, готовя одно задание для общей темы для всего класса. Внутри группы школьники самостоятельно определяют роли каждого, обеспечивая, таким образом, мотивацию обучения и рефлексию деятельности.

- метод («дерево решений»): учащиеся подбирают всевозможные решения ситуаций, когда однозначный ответ на поставленный вопрос дать нельзя.

- метод формулы «ПОПС»:

П – позиция (в чем заключается точка зрения) – я считаю, что…

О – обоснование (доводы в поддержку позиции) - … потому, что…

П – пример (факты, иллюстрирующие довод) - …например…

С – следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - …поэтому…

Это простая, но эффективная форма работы на уроке, когда нужно выработать аргументы, позволяющая сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме, например, при подготовке к написанию сочинения-рассуждения ГИА и ЕГЭ, при проверке гипотезы урока (изучение нового материала).


IV. Оценка и стандарты

Критерии:

1. Повышение качества обучения (до 75% и выше), успеваемости (100%);

2. Качественные показатели сдачи государственной итоговой аттестации по русскому языку;

3. Повышение количества участников предметных конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня (участники);

4. Качественные показатели участия учащихся в предметных конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня (победители и призёры).


В ходе реализации данного педагогического проекта заметна качественная результативность процесса развития исследовательской компетентности учащихся в условиях коммуникативно-деятельностного подхода в обучении:

Полученные в ходе работы результаты, в основном, свидетельствуют об эффективности данного педагогического проекта, направленного на развитие исследовательской компетентности учащихся.


Подводя итоги, хочется сказать, что современный учитель – разносторонний человек: имеющий широкий кругозор, интересные хобби и увлечения, устойчивую жизненную позицию, истинные человеческие ценности. И то, что он умеет, он может передать своим ученикам. И какую бы технологию обучения ни выбрал педагог, всё начинается с личности самого педагога, о чём говорил ещё известный педагог дидактики А.Дистерверг: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является учитель».


Литература:

  1. Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход - М.: ГУ ВШЭ, 2002.

  2. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // «Завуч», № 1, 2001.

  3. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с.

  4. Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003. №2. С.76-86.

  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.

  6. Интернет-ресурсы:

www. resefhcher. ru – Открытый образовательный ресурс поддержки исследовательской деятельности учащихся.

www . oodi.ru – Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», поддерживающих учителей, готовых развивать образовательные программы и проекты на основе исследовательской деятельности учащихся.

http://www.ir.redu.ru/ - «Исследователь/Researcher» - научно-методический журнал, адресованный учителям, по практике и методике организации исследовательской работы учащихся в естественно-научных и гуманитарных областях.

http://future4you.ru/ - Национальная образовательная программа "Интеллектуально –творческий потенциал России».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогический проект "Развитие исследовательской компетенции учащихся"

Автор: Миронова Наталия Петровна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 198839

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Педагогический проект «Развитие коммуникативной компетентности посредством проблемных методов обучения обучающихся 5 класса» "
    ["seo_title"] => string(145) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-kommunikativnoi-kompietientnosti-posriedstvom-probliemnykh-mietodov-obuchieniia-obuchaiushchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "107614"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403351237"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Развитие читательской компетенции учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiiechitatielskoikompietientsiiuchashchikhsiavusloviiakhintieghratsiiurochnoiivnieurochnoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "274356"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452363483"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(103) "mietod-proiektov-kak-tiekhnologhiia-formirovaniia-kliuchievykh-kompietientnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "249461"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446903644"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Индивидуальный план самообразования по теме: «Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся »"
    ["seo_title"] => string(80) "individualnyi_plan_samoobrazovaniia_po_teme_razvitie_tvorcheskoi_aktivnosti_i_na"
    ["file_id"] => string(6) "565540"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1607178291"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства