«Оценка качества образования и функциональной грамотности в современном мире»
«Оценка качества образования и функциональной грамотности в современном мире»
В наш многогранный век современному человеку необходимо вступать в отношения с обществом и внешней средой и максимально быстро адаптироваться в ней. Одной из главных задач системы образования является – формирование функциональной грамотности. Данная статья поможет разобраться в этом вопросе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Оценка качества образования и функциональной грамотности в современном мире»»
Учитель нач. классов О.В. Гребенщикова
МБОУ «СОШ №24» г. Братск
«Оценка качества образования и
функциональной грамотности в современном мире»
В наш многогранный век современному человеку необходимо вступать в отношения с обществом и внешней средой и максимально быстро адаптироваться в ней. Одной из главных задач системы образования является – формирование функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В 1957 году термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО. Тогда это понятие включало в себя умение читать и писать, используемые в повседневной жизни. С тех пор представление о функциональной грамотности изменялось и дополнялось новыми компонентами. Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:
предметные
интегративные
Математическая грамотность
Коммуникативная
Финансовая грамотность
Социальная
Естественнонаучная грамотность
Информационная, в том числе критическое мышление
Языковая
Читательская
Литературная
Глобальные компетенции
Регулярно в мире проходит оценивание функциональной грамотности школьников с помощью таких тестов, как PIRLS, TIMSS, PISA. Оценивается:
Способность использовать знания, умения, опыт для решения задач в социально значимых жизненных ситуациях.
Разработать материалы для международного тестирования непросто, они должны соответствовать ряду критериев. Например, информация должна быть новой для школьников, но не привязанной к содержанию изучаемых предметов. Задания должны проектировать жизненную ситуацию и быть доступными для возрастного восприятия.
Разработана Российский тестовый инструмент оценки учебно-предметных компетенций школьников. SAM – Student Achievement’s Monitoring. Теоретический базис инструмента составляет концепция учебного процесса, разработанная в русле идей Л.С. Выготского.
Конструктивная особенность тестов SAM – встроенный диагностический механизм, дающий информацию о качестве усвоения учебного содержания. Модель SAM может быть реализована на материале разных школьных предметов. На данный момент разработаны тесты по математике и русскому языку для выпускников начальной школы. SAM предназначен для организации, совершенствования и сопровождения образовательного процесса в школах. Адресован учителям, методистам, администрации школ и сотрудникам органов управления образованием.
Сегодня в российской системе образования формируется комплексная система оценки качества знаний, включающая ОГЭ, ЕГЭ, Всероссийские проверочные работы, национальные и международные исследования качества образования, а также исследования компетенций учителей.
В начальной школе оценочные работы проводятся начиная с 1 класса.
Главная особенность ВПР заключается в том, что она комплексно позволяет взглянуть на результаты образования: оцениваются не только достижения планируемых результатов по математике, русскому языку, окружающему миру, но и основные метапредметные результаты, важные для оценки сформированности функциональной грамотности.
Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика?
Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситyаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.
На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы: содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы); формы и методы обучения; система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; программы внешкольного, дополнительного образования; модель управления школой; наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами; активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Каждый педагог должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен в тех материалах, с которыми он пришел на занятие, и тех материалах, с которыми обучающиеся работают дома при подготовке к занятиям. Надо рассмотреть этапы работы с текстом по формированию функциональной грамотности детально.
Этапы работы с текстом в начальной школе
1 класс. Учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
2 класс. Учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
3-4 классы. Учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
Литература:
1. Ковалева Г.С. «Мониторинг формирования функциональной грамотности»//«Вестник образования», август 2019г. https://vestniknews.ru.
2. Осмоловская И.М. «Домашняя учебная работа школьников: пути совершенствования»//Материалы Международной научно-практической конференции, https://www.instrao.ru.
3. SAM. Инструмент мониторинга учебных достижений школьников Редакторы: П. Г. Нежнов, Е. Ю. Карданова https:// sam.edutech.fund›docs/ru/Framework_ru.pdf