kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Оценка качества образования и функциональной грамотности в современном мире»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наш многогранный век современному человеку необходимо вступать в отношения с обществом и внешней средой и максимально быстро адаптироваться в ней. Одной из главных задач системы образования является – формирование функциональной грамотности. Данная статья поможет разобраться в этом вопросе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Оценка качества образования и функциональной грамотности в современном мире»»

Учитель нач. классов О.В. Гребенщикова

МБОУ «СОШ №24» г. Братск


«Оценка качества образования и

функциональной грамотности в современном мире»

В наш многогранный век современному человеку необходимо вступать в отношения с обществом и внешней средой и максимально быстро адаптироваться в ней. Одной из главных задач системы образования является – формирование функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

В 1957 году термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО. Тогда это понятие включало в себя умение читать и писать, используемые в повседневной жизни. С тех пор представление о функциональной грамотности изменялось и дополнялось новыми компонентами. Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности: 

предметные

интегративные

Математическая грамотность

Коммуникативная

Финансовая грамотность

Социальная

Естественнонаучная грамотность

Информационная, в том числе критическое мышление

Языковая

Читательская

Литературная

Глобальные компетенции


Регулярно в мире проходит оценивание функциональной грамотности школьников с помощью таких тестов, как PIRLS, TIMSS, PISA. Оценивается:

Способность использовать знания, умения, опыт для решения задач в социально значимых жизненных ситуациях.

Разработать материалы для международного тестирования непросто, они должны соответствовать ряду критериев. Например, информация должна быть новой для школьников, но не привязанной к содержанию изучаемых предметов. Задания должны проектировать жизненную ситуацию и быть доступными для возрастного восприятия.

Разработана Российский тестовый инструмент оценки учебно-предметных компетенций школьников. SAM – Student Achievement’s Monitoring. Теоретический базис инструмента составляет концепция учебного процесса, разработанная в русле идей Л.С. Выготского.

Конструктивная особенность тестов SAM – встроенный диагностический механизм, дающий информацию о качестве усвоения учебного содержания. Модель SAM может быть реализована на материале разных школьных предметов. На данный момент разработаны тесты по математике и русскому языку для выпускников начальной школы. SAM предназначен для организации, совершенствования и сопровождения образовательного процесса в школах. Адресован учителям, методистам, администрации школ и сотрудникам органов управления образованием.


Сегодня в российской системе образования формируется комплексная система оценки качества знаний, включающая ОГЭ, ЕГЭ, Всероссийские проверочные работы, национальные и международные исследования качества образования, а также исследования компетенций учителей.

В начальной школе оценочные работы проводятся начиная с 1 класса.

Главная особенность ВПР заключается в том, что она комплексно позволяет взглянуть на результаты образования: оцениваются не только достижения планируемых результатов по математике, русскому языку, окружающему миру, но и основные метапредметные результаты, важные для оценки сформированности функциональной грамотности.

Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика?

Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситyаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.

На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы: содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы); формы и методы обучения; система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; программы внешкольного, дополнительного образования; модель управления школой; наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами; активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Каждый педагог должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен в тех материалах, с которыми он пришел на занятие, и тех материалах, с которыми обучающиеся работают дома при подготовке к занятиям. Надо рассмотреть этапы работы с текстом по формированию функциональной грамотности детально.

Этапы работы с текстом в начальной школе


1 класс. Учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.

2 класс. Учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

3-4 классы. Учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.



Литература:

1. Ковалева Г.С. «Мониторинг формирования функциональной грамотности»//«Вестник образования», август 2019г. https://vestniknews.ru.

2. Осмоловская И.М. «Домашняя учебная работа школьников: пути совершенствования»//Материалы Международной научно-практической конференции, https://www.instrao.ru.

3. SAM. Инструмент мониторинга учебных достижений школьников Редакторы: П. Г. Нежнов, Е. Ю. Карданова https:// sam.edutech.funddocs/ru/Framework_ru.pdf

















вчера



















вчера




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Оценка качества образования и функциональной грамотности в современном мире»

Автор: Гребенщикова Оксана Викторовна

Дата: 30.05.2021

Номер свидетельства: 581982

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Доклад Формирование понятия о функциональной  грамотности И  способах  ее  оценивания"
    ["seo_title"] => string(82) "dokladformirovaniieponiatiiaofunktsionalnoighramotnostiisposobakhieieotsienivaniia"
    ["file_id"] => string(6) "285893"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454255862"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Эффективность использования  развитие функциональной грамотности на пути повышения качества обучения обучающихся "
    ["seo_title"] => string(130) "effiektivnost-ispol-zovaniia-razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-puti-povyshieniia-kachiestva-obuchieniia-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "129096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415635136"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Развитие функциональной грамотности у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(62) "razvitiie_funktsional_noi_ghramotnosti_u_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "391951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487134270"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Формирование функциональной грамотности как составляющей комплексной оценки предметных и метапредметных результатов""
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_kak_sostavliaiushchei_kompleksnoi_otsenk"
    ["file_id"] => string(6) "653553"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1719222128"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. "
    ["seo_title"] => string(111) "razvitiie-funktsional-noi-gramotnosti-chtieniia-mladshikh-shkol-nikov-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "234102"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443350258"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства