Просмотр содержимого документа
«Отчет о работе по теме самообразования "Современные технологии обучения как средство повышения качества образования"»
Заседание ШМО учителей русского языка и литературы
Отчет о работе по теме самообразования
«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Подготовил: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Яйцова И.Л.
Отчет о работе по теме самообразования
«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
С 2014 – 2015 учебного года я работаю по теме «Современные технологии обучения как средство повышения качества образования». Был составлен план работы, определены цели и задачи работы по данному направлению. 2018 – 2019 учебный год – является обобщающим этапом работы по программе самообразования, поэтому сегодня я предлагаю вашему вниманию отчет о работе по теме самообразования.
Мною была изучена следующая литература:
Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3.
Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение. – 2010.
Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. дис. Хабаровск, 2000.
Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. – 2002, 2003.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997.
Ученые, академики, доценты, опытные педагоги схожи в одном: глубинные процессы, происходящие в системе образования, ведут к формированию новой модели образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.
Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:
- научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
- проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
- образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).
Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
Применяя данныетехнологии в инновационном обучении,учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. Ученик становится полноценным субъектом образования.
Таким образом, целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой.
Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.
Традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
В ходе реализации плана работы по теме самообразования я приняла участие в следующих мероприятиях.
На уровне школы:
Дата
Название мероприятия
Форма участия
Тема
Результат
23.03.2016
Декада КТД «Спешите делать добрые дела!»
Открытое внеклассное мероприятие. Час общения детей и родителей (10-11 классы)
«На мир смотрите добрыми делами»
Сертификат
20.01.2016
Педагогический совет «Продуктивные технологии»
Выступление
«Проблемное обучение как средство повышения качества образования»
Сертификат
24.04.2018
Методический день «Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса»
Открытый урок в 8 классе
«Чужая речь. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть»
Сертификат
Доклад
«Современные педагогические технологии и качество образования»
Сертификат
Апрель 2018
Школьный конкурс профессионального мастерства «Педагогические технологии на основе личностно – ориентированного подхода. Мой лучший урок»
Методическая разработка урока литературы в 9 классе
Предметный месячник «Открытый урок – пространство творчества и территория профессионального партнерства»
Открытый интегрированный урок литературы и истории в 5 классе
«И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве»
Сертификат
Март 2015
Школьная методическая выставка «Мой лучший урок»
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе
«Что такое обращение? Как оно работает?»
Сертификат
2015-2016 уч.г.
Заседание ШМО учителей гуманитарного цикла
Доклад
«Организация современного урока на основе технологии проблемного обучения»
Сертификат
На уровне района:
Дата
Название мероприятия
Форма участия
Тема
Результат
31.10.2018
Заседание РМО учителей русского языка и литературы «Повышение эффективности урока через применение современных образовательных технологий»
Методическая консультация
«Образовательные веб – квесты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся»
Сертификат
29.03.2018
Заседание РМО учителей русского языка и литературы
Методическая консультация
«Готовимся к устному экзамену по русскому языку. Работа с фотографией»
Сертификат
На Всероссийском уровне:
Дата
Название мероприятия
Форма участия
Тема
Результат
20.09.2018
Интернет – проект «Копилка уроков – сайт для учителей»
Авторский материал
Веб – квест по русскому языку «Возникновение письменности» (5 класс)
Свидетельство
05.10.2018
Всероссийский конкурс для педагогов «Росконкурс»
Участник
Мастер – класс «ЭОР в образовательном процессе»
Свидетельство участника
15.11.2017
Всероссийский педагогический конкурс «ФГОСобразование»
Участник
Профессиональное тестирование в номинации «Современные образовательные технологии по ФГОС»
Диплом, 1 место
Изучение опыта работы других учителей города и района:
Дата
Название мероприятия
Форма участия
16.11.2017
Районный семинар «Интеллектуально – познавательные игры как способ получения информации» (МКОУ СОШ №2 г. Тайшета)
Участник
20.04.2015
Районный семинар «Использование современных педагогических технологий как средства саморазвития учащихся» (МКОУ СОШ №24 р.п. Юрты)
Участник
10.04.2015
Районный семинар «Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО» (Квитокская СОШ № 1)
Участник
Курсовая подготовка, малые формы повышения квалификации:
Дата
Тема
Место обучения
Количество часов
Результат
22.10.2018
Программа повышения квалификации «Информационно – коммуникационные технологии в работе педагога»
АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»
108
Удостоверение о повышении квалификации
22.10.2018
Видеолекция «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС»
Проект «Инфоурок»
2
Свидетельство
03.12.2017
Вебинар «Системно – деятельностный подход в условиях ФГОС»
Росконкурс
Свидетельство
В рамках внеклассной работы также стараюсь использовать нестандартные подходы и технологии. Принимаю активное участие в разработке и проведении мероприятий во время проведения предметной декады, в 2017 – 2018 учебном году организовала и провела школьную НПК. Сотрудничаю с различными организациями по развитию одаренности школьников.
2014 - 2015 г. – сертификат организатора Всероссийского конкурса по литературе «Пегас».
2015 – 2016 г. – Благодарственное письмо директора МКУ «Библиотечное объединение» ТГП за плодотворное сотрудничество; Диплом Центра развития одаренности (г.Пермь) за активную работу по организации «Молодежных предметных чемпионатов»
2018 – 2019 г. – сертификат участника творческой группы по составлению заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, удается решить следующие взаимообусловленные проблемы:
1. способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы;
2. изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”;
3. повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности;
4. уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.