kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности мышления и речи учащихся в условиях исследовательской деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВКО Урджарский р/н с.Колденен

КГУ «Колдененская средняя школа и детский сад»

Коржубаева Раушан Тлеугазиновна

учитель русского языка и литературы

Особенности мышления и речи учащихся в условиях

исследовательской деятельности.

Изучение особенностей мышления и речи учащихся - основа решения важнейших проблем методики русского языка как науки. Исследования в этом направлении ведутся постоянно. Однако проблема развития мышления и речи учащихся в условиях исследовательской деятельности до сих пор оставалась вне поля зрения. Именно поэтому ее рассмотрение представляется необходимым.

   Разрешение проблемных ситуаций, осуществляемое без непосредственного участия учителя или при некоторой «подсказке» с его стороны , требует от учащихся активной мыслительной деятельности, стремления и умения осуществлять поиск, владения учебно-научной речью.

    Обучение самостоятельному анализу языковых явлений,решению познавательных задач невозможно без выявления критериев развития мышления и речи в условиях исследовательской деятельности, с помощью которых может быть определен существующий уровень   деятельности.Это критерии, характеризующие логику мышления учащихся, их поисковые умения,языковые средства,специфические для учебно - научной речи учащихся.  

1.Логика мышления учащихся.                                        Структура процесса решения познавательных задач определяется содержанием задачи,но она также зависит и от личности решающего – его знаний, навыков, развития мышления, языкового развития. В ней своеобразно сочетаются черты логического доказательства, включающего тезис, основания (аргументы) и форму доказательства как способ логической связи между тезисом и основаниями.Структура процесса решения познавательных задач отличается своеобразием, обусловленным спецификой поиска.

2.Поисковые умения учащихся.

1.Степень решенности проблемы (полностью, частично, не решена)

2.Процесс разрешения проблемы характеризуется способом решения, т. е. системой операций,осуществление которых приводит к ответу на вопрос задачи. Правильность выполнения этих операций и их количество, достаточное или недостаточное,обусловливают и правильность решения проблемы.

3.Важнейшие показатели решения поисковой задачи – наличие, правильность и степень развернутости доказательств.

4. Со способом решения связаны и критерии, касающиеся выводов – их правильности и достаточности. Этот вопрос особенно сложен,поскольку в решениях учащихся вывод может выступать и не выступать в роли тезиса, а также отсутствовать вовсе.Вывод связан со всем процессом решения.

Языковые средства используемые учащимися.

Осуществление исследовательской деятельности требует определенных языковых средств выражения соответствующего содержания. Речь учащихся в условиях поиска учебно – научная, это разновидность научного стиля. Решая познавательную задачу, учащиеся должны произвести лингвистический анализ языковых явлений, однако они не всегда пользуются научной терминологией, составляющей одну из существенных основ научного стиля.   

Своеобразие учебно – научной речи учащихся в отличие от научной речи ученого – исследователя составляют элементы речи разговорной,некоторые особенности устной речи. Разговорный характер ответа подтверждается и вставкой прямой речи, которая не замечена автором как особая конструкция. В ответах встречаются разговорные сочетания это когда, тогда,когда,характерные для речи учащихся.Влияние разговорной речи проявляется в решениях учащихся и в экономном использовании языковых средств :в условиях диалога многое может быть подсказано ситуацией общения. Если диалог  допускает экономию языковых средств, то в учебно-научной речи  эта экономия далеко не всегда уместна, так  как  она нарушает логику, разрушает содержание высказывания, является причиной ошибочного употребления языковых средств и в конечном итоге приводит к неполноценному решению задачи. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности мышления и речи учащихся в условиях исследовательской деятельности. »


ВКО Урджарский р/н с.Колденен

КГУ «Колдененская средняя школа и детский сад»

Коржубаева Раушан Тлеугазиновна

учитель русского языка и литературы




Особенности мышления и речи учащихся в условиях

исследовательской деятельности.

Изучение особенностей мышления и речи учащихся - основа решения важнейших проблем методики русского языка как науки. Исследования в этом направлении ведутся постоянно. Однако проблема развития мышления и речи учащихся в условиях исследовательской деятельности до сих пор оставалась вне поля зрения. Именно поэтому ее рассмотрение представляется необходимым.

Разрешение проблемных ситуаций, осуществляемое без непосредственного участия учителя или при некоторой «подсказке» с его стороны , требует от учащихся активной мыслительной деятельности , стремления и умения осуществлять поиск , владения учебно-научной речью.

Обучение самостоятельному анализу языковых явлений ,решению познавательных задач невозможно без выявления критериев развития мышления и речи в условиях исследовательской деятельности , с помощью которых может быть определен существующий уровень деятельности .Это критерии, характеризующие логику мышления учащихся , их поисковые умения ,языковые средства ,специфические для учебно - научной речи учащихся.

1.Логика мышления учащихся. Структура процесса решения познавательных задач определяется содержанием задачи ,но она также зависит и от личности решающего – его знаний , навыков , развития мышления , языкового развития. В ней своеобразно сочетаются черты логического доказательства , включающего тезис , основания (аргументы) и форму доказательства как способ логической связи между тезисом и основаниями .Структура процесса решения познавательных задач отличается своеобразием , обусловленным спецификой поиска.

2.Поисковые умения учащихся.

1.Степень решенности проблемы (полностью, частично , не решена)

2.Процесс разрешения проблемы характеризуется способом решения , т. е. системой операций ,осуществление которых приводит к ответу на вопрос задачи. Правильность выполнения этих операций и их количество , достаточное или недостаточное ,обусловливают и правильность решения проблемы.

3.Важнейшие показатели решения поисковой задачи – наличие , правильность и степень развернутости доказательств.

4. Со способом решения связаны и критерии , касающиеся выводов – их правильности и достаточности. Этот вопрос особенно сложен ,поскольку в решениях учащихся вывод может выступать и не выступать в роли тезиса , а также отсутствовать вовсе .Вывод связан со всем процессом решения.

Языковые средства используемые учащимися.

Осуществление исследовательской деятельности требует определенных языковых средств выражения соответствующего содержания. Речь учащихся в условиях поиска учебно – научная, это разновидность научного стиля. Решая познавательную задачу , учащиеся должны произвести лингвистический анализ языковых явлений , однако они не всегда пользуются научной терминологией , составляющей одну из существенных основ научного стиля.

Своеобразие учебно – научной речи учащихся в отличие от научной речи ученого – исследователя составляют элементы речи разговорной ,некоторые особенности устной речи. Разговорный характер ответа подтверждается и вставкой прямой речи , которая не замечена автором как особая конструкция. В ответах встречаются разговорные сочетания это когда , тогда ,когда ,характерные для речи учащихся .Влияние разговорной речи проявляется в решениях учащихся и в экономном использовании языковых средств :в условиях диалога многое может быть подсказано ситуацией общения . Если диалог допускает экономию языковых средств , то в учебно-научной речи эта экономия далеко не всегда уместна , так как она нарушает логику , разрушает содержание высказывания , является причиной ошибочного употребления языковых средств и в конечном итоге приводит к неполноценному решению задачи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Особенности мышления и речи учащихся в условиях исследовательской деятельности.

Автор: Коржубаева Раушан Тлеугазиновна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234644

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Исследовательская деятельность "
    ["seo_title"] => string(35) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "151003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420618976"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Этапы формирование навыков исследовательской работы  обучающихся в образовательном процессе."
    ["seo_title"] => string(104) "etapy-formirovaniie-navykov-issliedovatiel-skoi-raboty-obuchaiushchikhsia-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "248546"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446738878"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Вовлечение учащихся начальных классов в исследовательскую деятельность в рамках ФГОС.docx "
    ["seo_title"] => string(107) "vovliechieniie-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-v-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-v-ramkakh-fgos-docx"
    ["file_id"] => string(6) "123925"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414600379"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Развитие творческих способностей младших школьников при организации проектно- исследовательской деятельности "
    ["seo_title"] => string(123) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-pri-orghanizatsii-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "212986"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431961685"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-uud-chieriez-proiektno-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "222297"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436127370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства