Организация современного урока русского языка в условиях реализации ФГОС ООО
Организация современного урока русского языка в условиях реализации ФГОС ООО
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация современного урока русского языка в условиях реализации ФГОС ООО»
Организация современного урока русского языка в условиях перехода к ФГОС
Выступление на ШМО
Учитель русского языка и литературы
Гришина Л.Н.
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» (Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ,
востоковед, профессор Лондонского университета)
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации, высокого уровня правовой культуры, готовности к сотрудничеству, умение вести диалог. Наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике позволяет групповая форма работы.
Опыт показывает, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. При групповом обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого.
Я использую межгрупповую работу (т.е. каждая группа получает задание, намечает пути её решения, реализует на практике и представляет найденный совместно результат). Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и способности каждого учащегося, открывает большие возможности для объединения в группы, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Каждый ученик может поверить в свои силы, почувствовать интерес к предмету.
Групповая деятельность учащихся предполагает повышение роли педагога в учебно - воспитательном процессе. Объём работы, конечно, увеличивается, она качественно изменяется. Важна специальная подготовка материала и разработка оригинальных методик проведения урока. Нельзя забывать, что важна также и психологическая сторона проблемы, т.е. взаимодействие учащихся в группе. Учитель выполняет разнообразные функции:
1. Контролирует ход работы в группе.
2. Отвечает на вопросы.
3. Регулирует споры, порядок работы.
4. В крайнем случае оказывает помощь отдельным учащимся или всей группе.
Как я подбираю группы. Учитываю реальные знания школьников и их успеваемость, зафиксированную в сознании одноклассников. Но этого для успешной работы мало. Надо учитывать и характер взаимоотношений учащихся друг с другом (симпатии, антипатии, готовность к сотрудничеству).
Выбор консультанта: Довольно распространённое мнение, что с этой ролью хорошо справляются хорошисты и отличники. Психологи утверждают, что высокая успеваемость ученика никоим образом не влияет на взаимоотношения в группе. Члены группы (4-5 человек) должны быть близки в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Очень важно, чтобы ученики умели слышать друг друга, делать выводы, прийти к общему решению. Хорошо, если ученики придерживаются определённых правил, которые мы повторяем перед таким занятием: - уметь слушать каждого члена группы; - высказывать свои мысли, даже если они кажутся неверными; - не приписывать себе успех; - не ссылаться на «объективные» обстоятельства.
Мы выделяем следующие элементы работы группы:
1. Подготовка к выполнению группового задания: а/постановка задачи; б/инструктаж о последовательности работы; в/раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа: а/знакомство с материалом, планирование работы в группе; б/распределение заданий внутри группы; в/индивидуальное выполнение задания; г/обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; д/подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть: а/сообщение о результатах работы в группах; б/анализ познавательной задачи, рефлексия; в/общий вывод о работе групп и достижениях при выполнении поставленной задачи.
Какие виды работ можно решать в группах? Многие. Главное: определить оптимальность и эффективность. Есть уроки, где групповая форма присутствует только при проверке домашней работы, есть уроки полностью идущие в группе, а иногда я за целый урок ни разу не скажу: «Сейчас мы работаем по группам». Все зависит от темы урока, цели, которая стоит перед учителем и его учениками, места урока в системе изучения проблемы, типа урока, формы обучения. Приведу несколько примеров групповой формы работы на уроках русского языка из моей «методической копилки».
На уроке ввожу элементы групповой работы (например, при изучении темы «Обособленные определения, выраженные причастными оборотами», раздаю группе карточки, на которых они должны отметить определения, которые обособляются и которые не обособляются; в 5 классе хорошо провести игру «Кто больше и быстрее»- назвать однокоренные слова к какому-то слову; вспомнить фразеологизмы, в которых встречаются слова «ГОЛОВА», «ГЛАЗА» и др. Ученики, чья фамилия начинается на одну букву, должны построиться по алфавиту; игра «Вежливые слова», «В библиотеке», «В магазине» - составить диалог. Очень часто в конце урока включаю игровые моменты по группам. Это орфографическое лото, «Четвертое лишнее», орфографическая эстафета, «Подбери пару», «Из двух - третье», «Вырасти дерево» и т.д. Например, при изучении темы «Словообразование» группы получили карточки со словами «пол», «банк», «яр», «вол», «марка», «оса» и т.д. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает та группа, которая сделает это быстрее ( «пол» «оса», «яр» «марка» ). Можно усложнить это задание: из двух слов, переставляя буквы каждой пары, попробуйте образовать новое. ( «боб» + «уста» = суббота, «ива» + «карп» = крапива).
Нравится учащимся 5-6 классов орфографическая эстафета. Ее обычно провожу во время комплексного повторения. Например, повторяем тему: «Ь после шипящих в различных частях речи». Первой группе досталась : ь в существительных, второй группе – ь в глаголах, третьей группе – ь в наречиях и т.д. Листочек эстафеты, который берет консультант у учителя, уже задает тему или алгоритм правила, а учащиеся по очереди записывают слова-примеры к своей теме. Нужно и написать правильно, и в части речи не ошибиться, и за определенное время побольше привести примеров. Ошибка – минус команде. Здесь, как в эстафете: передавай эстафетную палочку, не урони, не упади сам. Благодатный материал для групповых игр дает «Лексика» и «Фразеология». Это и шарады, анаграммы, «Спрятанные слова» («Звездный час»), кроссворды, чайнворды.
Ученики дома готовят вопросы для другой группы и задают их на уроке. Если ответа нет, то отвечает та группа, которая задала вопрос.
Очень часто провожу по группам развитие речи. Это и небольшие сочинения-миниатюры по картинам. В 7 классе преобладает сочинение-описание. Поэтому над картинами с различными костюмами (тема «Описание одежды»), спортивные сюжеты (тема «описание спортивных действий»), учащиеся работают сообща, выбирая наиболее удачный вариант описания.
На уроке контроля ввожу тестовые задания по группам и работу по контролирующим программам разной степени трудности. Предварительно прорабатываю эти программы с консультантами, т.к. именно на них ляжет контроль за знаниями учащихся на уроке.
В 7 классе при закреплении темы «Служебные части речи» на доске был записан текст с пропуском союзов, частиц, предлогов. Каждая группа представляла свою служебную часть речи, а одна приводила примеры на повторение правила.
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть (не)скудеющая сила,
Есть и (не)тленная краса.
И увядание земное
Цветов не тронет (не)земных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.
частица союз предлог
И во время внеклассной работы невозможно так же обойтись без групповых форм работы.
1. Викторина по русскому языку. Класс делится на две команды. Им задаются самые различные вопросы по пройденным темам, определяется время на обсуждение, учащиеся отвечают.
2. Команды заранее готовят вопросы для другой команды. Здесь очень важно умение слушать товарищей, обсуждать варианты ответов, прийти к единому мнению.
3. Брейн - ринг. Класс делится на группы. По типу игры «Что? Где? Когда?». Если группа не отвечает на вопрос, её место занимает другая команда.
Хочу отметить видимые достоинства групповой учебной работы:
1. Ответственность каждого члена группы перед своим коллективом за учёбу, за труд.
3. Интенсивность и продуктивность совместной деятельности.
4. Достижение высокого уровня усвоения содержания.
5. Обмен способами действия.
6. Взаимопонимание.
Конечно, при организации такого рода занятий возникают определённые трудности организационного, педагогического и социального плана. Но дополнительные затраты времени учителя на подготовку к групповой работе компенсируются большим педагогическим выигрышем.
Особую роль играют личностно-развивающие технологии. К личностно развивающим, субъект-субъектным технологиям, относятся проблемное, развивающее, интерактивное обучение, основанные на полилоговых формах взаимодействия участников учебной деятельности, сочетающие варианты индивидуальной и групповой работы, призванные одновременно решать учебно-познавательные, коммуникативно-развивающие, социально-ориентационные задачи.
Внедрение развивающих педтехнологий связано с условиями, организуемыми педагогом, в которых учащийся имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, освоить различные формы (индивидуальную и совместные) учебной деятельности, сделать познание привычной и осознаваемой потребностью, необходимой для самоактуализации, саморазвития, оптимальной адаптации в обществе.
Основу личностно развивающих педагогических технологий составляют изменение самого хода образовательного процесса (т.е. условия деятельности) и, как закономерный результат, — активизация позиции учащегося. При этом образовательный процесс должен быть осмыслен как осознанная сонаправленность усилий всех субъектов учебного процесса. Поэтому внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога.
Важно развивать творческое, креативное, критическое мышление учащихся. Иногда у учителей вызывает беспокойство тот факт, что творчество в обучении «уменьшает формальные знания», на изучение которых остается мало времени.
В моей работе наиболее эффективным оказывается путь частичного включения отдельных элементов эвристического познания в традиционный образовательный процесс. Тогда технология продуктивного обучения применяется при изучении только главных объектов и проблем, остальные темы в целях экономии времени изучаются традиционно.
Приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные, необходимо сопровождать его позитивную самореализацию. Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие наклонности, то именно они будут расти в нем и развиваться. Просчеты и недостатки, на которых внимание учителя явно не концентрируется, будут уходить, не получая внешней энергетической подпитки.
Интерактивная доска является незаменимым помощником современного учителя. На уроке интерактивная доска является композиционным центром, что создает предпосылки для организации коллективной деятельности, и в этом ее преимущество перед учебной работой с персональным компьютером, которая строится обычно исключительно по индивидуальному принципу: каждый в одиночку просматривает теоретический материал, выполняет собственный вари-ант тестового или практического задания; учитель доверяет компьютеру и контроль. Интерактивная же доска возвращает нас к классике дидактики: все большее значение приобретают ответы у доски, коллективные обсуждения изучаемых проблем.
Учитель, работая с интерактивной доской, может объяснить новую тему всему классу, организовать фронтальный опрос, может вызвать к доске одного-двух учеников, для того чтобы они показали знание теоретического матери-ала, который целесообразно потом про-комментировать, а в случае неправильного ответа организовать дискуссию, после чего продемонстрировать правильное решение грамматической или речевой задачи, открыв весь текст слайда. Благодаря интерактивной доске мы соединяем возможности компьютера с достоинствами традиционных средств обучения.
Интерактивные плакаты «Русский язык. Части речи» можно использовать практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (анализ примеров, подбор их по аналогии, конструирование предложений, включающих, например, местоимения- прилагательные или другой разряд местоимений, поиск в афоризмах и определение разряда данной части речи), на этапе контроля за усвоением знаний.
Исходя из вышесказанного отметим, что каждая форма работы на уроке предполагает развитие определенной группы навыков обучающихся.
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это, конечно, проблемно – диалогический урок. Рассмотрим более подробно особенности проведения проблемно-диалогического урока. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.
1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..
2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.
4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.
5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями.Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Урок русского языка может быть организован в форме исследовательской работы. Например, урок – исследование «Формирование грамматических навыков»
Урок реализует междисциплинарные учебные программы — «Формирование универсальных учебных действий», «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Личностные, метапредметные и предметные результаты урока достигаются посредством предъявления учащимся учебно-познавательных и учебно-практических задач, направленных на формирование и оценку умений и навыков самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования и развития логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации, на формирование и оценку умений и навыков сотрудничества, коммуникации. Учащиеся получат возможность развития способности к пониманию и созданию культурных текстов, способности к взаимодействию с другими людьми. Все перечисленные навыки являются обязательными в условиях введения ФГОС ООО.
Использование инновационных технологий на уроке помогает решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся, введение новизны в учебный процесс, повышение интереса к уроку, увеличение возможности непроизвольного запоминания материала, выделение главного в материале и его систематизация.
object(ArrayObject)#884 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении школьников основной школы по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"
["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "248973"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1446809724"
}
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(220) "Применение современных педагогических технологии на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"
["seo_title"] => string(80) "primenenie_sovremennykh_pedagogicheskikh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_"
["file_id"] => string(6) "642906"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1703136883"
}
}