kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье систематизированы принципы организации самостоятельной работы на уроках русского языка на основании  личного опыта.   

В основе нового стандарта образования лежит совершенствование методики преподавания любого предмета школьного курса, так как в процессе его изучения ученики не только овладевают определенным набором знаний и навыков, но и приобретают умение самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью. Поэтому вопросы самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока, при выполнении домашних заданий, подготовке проектов приобретают на современном этапе все более важное значение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной работы на уроках русского языка»

Штыкина О.Ю.

ГБОУ «Багдаринская эвенкийская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

учитель русского языка и литературы

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка

(из опыта работы)

В основе нового стандарта образования лежит совершенствование методики преподавания любого предмета школьного курса, так как в процессе его изучения ученики не только овладевают определенным набором знаний и навыков, но и приобретают умение самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью. Поэтому вопросы самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока, при выполнении домашних заданий, подготовке проектов приобретают на современном этапе все более важное значение.

Основополагающими целями изучения русского языка в школе являются: овладение языковыми и рече­выми умениями и навыками, развитие готовно­сти и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями. Чтобы данные цели были достигнуты в процессе обучения, необходимо формирование таких навыков учебной деятельности, под которой понимается умение учащихся самостоятельно наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, обобщать, рассуждать, выделять главное и второстепенное, делать выводы, т.е. в конечном итоге овладевать познавательными УУД, которые и способствуют осуществлению таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, классификация.

К сожалению, эти умения не заложены от природы, задача учителя как раз и состоит в том, чтобы формировать их на своих уроках. Данный материал – попытка систематизировать принципы организации самостоятельной работы на уроках русского языка, исходя из собственного опыта по данной проблеме.

1. Первый принцип, каким должен руководствоваться учитель, формируя у детей самостоятельный подход в добывании знаний, сводится к тому, что учащиеся овладевают этими навыками постепенно: этот процесс длительный и сложный, начинается под руководством учителя, который дает задание и вначале контролирует его выполнение, помогает в случае затруднений, с помощью вопросов-заданий учит устанавливать причинно-следственные связи между отдельными фактами и явлениями, подтверждать обобщенные положения частными фактами, раскрывать общие положения на конкретных примерах. Все это является непременным условием развития самостоятельности мыслительной деятельности детей на уроке.

2. Вторым принципом организации самостоятельной работы учащихся на уроке является принцип постепенного усиления сложности выполняемых заданий. Особенно важно его соблюдать при проведении упражнений по развитию речи, например, при обучении разным видам изложения.

3. Работая самостоятельно, ученик проявляет определенные волевые усилия, поэтому при организации самостоятельной работы учителю необходимо учитывать необходимость развития у учащихся волевой саморегуляции, необходимой при преодолении трудностей. В конечном итоге идет формирование регулятивных УУД.

4. «От простого к сложному, от знакомого к новому» - таков еще один принцип обучения самостоятельности учащихся: такая работа возможна только на базе уже имеющихся знаний и умений.

5. Самостоятельная работа должна проводиться на всех этапах обучения: в поиске решения проблемы урока, применении знаний, особенно в процессе выполнения проверочных и контрольных работы.

6. В системе самостоятельной работы на уроках русского языка необходимо использование литературных текстов, это один из важных принципов, он помогает осуществлять межпредметную связь, а также является эффективным средством развития речи учащихся.

7. В ходе формирования самостоятельной работы необходимо учитывать принцип дифференцированного подхода, задача учителя – организовать контроль за работой каждого ученика и вовремя помочь ему в случае затруднения, суметь подобрать такое задание, которое соответствует силам и возможностям каждого ученика.

Опыт показал, что учитывая данные принципы, возможно правильно и эффективно организовать самостоятельную работу на уроках, повысить качество усвоения предмета. Изучая диагностические данные успеваемости в классе, где в течение ряда лет шла целенаправленная работа по данной проблеме, можно сделать вывод, что умение самостоятельно работать на уроке, а также готовиться во внеурочное время (наиболее ценный навык, когда ученик стремится сам дойти до сути изучаемого языкового явления: ведь такие знания наиболее прочные) позволили повысить результаты: средний балл, качество обучения. В течение нескольких лет в данном классе по предмету не было неуспевающих, это говорит о том, на уроках был создан благоприятный психологический климат, который позволил сильным учащимся в полной мере использовать свои способности, а слабым усвоить базовые знания.

Результаты мониторинга можно увидеть в предлагаемой ниже таблице:


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Средний показатель

1

2

3

4

Год

1

2

3

4

Год

1

2

3

4

Год

1

2

3

4

Год

1

2

3

4

Год


Света Б.
















3

4

4

3

3

4

3

3

3

3


Эдик В.

3

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

5

4

4

4

4

4

4

4

5

4

5

4


Максим З











3

3

3

3

3


3

3

3

3

3

3

3

3

3


Ира П.

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

5

4

5

5

4

4

5

5

5

5

5

5

5

5


Катя К.

3

3

3

3

3

3

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3


Маша Л.
















3

3

4

4

4

3

4

4

4

4


Дима Х.

3

3

4

3

3

3

3

3

3

3

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3


Паша М.

3

3

3

3

3

4

3

3

3

3

3

3

4

4

4

3

4

4

4

4

4

3

4

4

4


Лена И.











4

4

4

4

4


3

4

4

4

4

4

4

4

4


Таня Ц.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3


Алеша Н.

4

4

5

5

5

4

5

5

4

4

5

5

4

4

4

4

4

5

5

5

4

5

5

5

5


Яна Т.

5

5

4

4

4

5

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

5

5

4

5

4

4

5

5

5


Средний балл

32,5

35

55

45

45

55

55

45

42,5

42,5

50

44

48

48

50

26,6

41,7

58,3

50

51,7

48

48,3

51,6

53

52

46,9

% успев.

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

% качества

3,5

3,6

3,8

3,7

3,7

3,9

3,9

3,8

3,6

3,6

3,7

3,8

3,7

3,8

3,7

3,3

3,5

3,9

3,8

3,9

3,7

3,7

3,8

3,8

3,8

3,7







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Организация самостоятельной работы на уроках русского языка

Автор: Штыкина Ольга Юрьевна

Дата: 02.09.2016

Номер свидетельства: 342035

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) ""Внеклассная работа по русскому языку и чтению в коррекционной школе VIII вида"."
    ["seo_title"] => string(76) "vnieklassnaiarabotaporusskomuiazykuichtieniiuvkorriektsionnoishkolieviiivida"
    ["file_id"] => string(6) "281110"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453470601"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "ПРИМЕНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА  УРОКАХ РУССКОГО  ЯЗЫКА  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(96) "primienieniie-kolliektivnogo-sposoba-obuchieniia-na-urokakh-russkogo-iazyka-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "118932"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413295567"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "план-конспект урока  русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И". "
    ["seo_title"] => string(108) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-s-pomoshch-iu-bukv-ie-io-iu-ia-i"
    ["file_id"] => string(6) "148997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419918060"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-na-tiemu-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "281861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453615308"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства