kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРИМЕНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение учиться, самостоятельно работать с разными источниками знаний и, в первую очередь, с книгой, а также обмениваться полученной информацией, т.е. вступать во взаимодействие не только с учителем, но и с другими участниками учебного процесса посредством  коллективной формы организации обучения.На уроках русского языка организуется работа в парах постоянного, сменного состава, смена заданий в четверках. Данную форму работы можно применять на уроках развивающего контроля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРИМЕНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ »

ПРИМЕНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Новое качество образования сегодня - это удовлетворение потребностей не только общества и государства (как было в недавнем прошлом), но прежде всего удовлетворение потребностей личности обучающихся, родителей, других социальных партнеров школы.

Реализация этих требований связана с обучением учащихся умению учиться, самостоятельно работать с разными источниками знаний и, в первую очередь, с книгой, а также обмениваться полученной информацией, т. е. вступать во взаимодействие не только с учителем, но и с другими участниками учебного процесса. Один из способов решения этой проблемы – коллективные формы организации обучения.

Простейшим случаем коллективных учебных занятий на уроках русского языка могут служить взаимные диктанты учащихся, когда каждый по очереди работает с разными партнерами и выполняет функции то обучающего (диктующего и проверяющего), то обучаемого.

Количество слов во взаимных диктантах постепенно наращиваю, но при этом диктанты не должны быть большими. Чтобы проводить указанную работу, нужно предварительно подготовить достаточное количество текстов, предложений. Получается много карточек со словами, предложениями, текстами на одни и те же правила. Карточка дается каждому ученику, но тексты на них разные. Работа проводится в следующем порядке:

  1. первый ученик из пары читает слово, предложение, другой пишет;

  2. второй ученик (кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет;

  3. затем каждый берет тетрадь своего соседа и, не заглядывая в карточку, проверяет написанный диктант;

  4. после этого ученики открывают карточки и по ним вторично проверяют (но уже вместе) сначала диктант первого ученика, потом второго;

  5. за полями осуществляется самооценка и взаимооценка работы.

  6. ученик, допустивший ошибки, под контролем диктовавшего производит устный разбор своих ошибок.

Совместная работа в парах заканчивается.

Потом начинаю вводить пары сменного состава. Ребята находят себе новых партнеров для продолжения работы и расходятся. Перед уходом к новому товарищу производится обмен карточками. Новенький диктует тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Таким образом, над диктантом каждый ученик работает дважды: первый раз пишет сам, затем под контролем товарища делает разбор допущенных ошибок, второй раз ученик диктует этот текст, требует разбора ошибок.

Внешне класс представляет собой улей: все разговаривают, перемещаются. Если у учеников возникают разногласия по поводу написания орфограммы в слове, они могут обратиться к учителю или воспользоваться конвертом с выполненным заданием, подойдя к столу-помощнику.

А еще карточки с пропущенной орфограммой использую для устной работы в парах как постоянного, так и сменного состава.

Ученики получают две карточки. На обратной стороне карточки первого учащегося выполнено задание второго ученика, а на обратной стороне карточки второго ученика выполнено задание первого учащегося. Итак, один из учеников выполняет задание по своей карточке устно, а другой по своей карточке проверяет правильность выполняемой работы. Затем ученики меняются ролями.

Следующий прием организации коллективной работы, который использую на уроках русского языка – это смена заданий в четверках. Для этого объединяются четверо ребят, сидящие за двумя соседними партами. Схематично это выглядит так:

3 №4

2 №1

По мере завершения работы пар предлагаю детям поменяться карточками друг с другом и пересесть. Теперь будет идти работа по вертикали:

3 №4


№2 №1

Таким образом, соседи по парте снова диктуют один одному слова, предложения или тексты, но не свои, а те, которые им диктовали товарищи и в которых они допустили ошибки. Дети знают, как правильно их писать и учат этому других. Затем меняются карточками и пересаживаются по диагонали:

№3 №4


№2 №1

Обязательно за полями осуществляется самооценка и взаимооценка. Группа дает знак готовности (берутся за руки и образуют домик).

Самый нелюбимый тип урока для детей – урок работы над ошибками. Как сделать такой урок интересным и в то же время продуктивным? Оказывается это возможно, применив коллективный способ обучения.

План таких занятий состоит из двух этапов.

Первый этап – анализ выполнения контрольно-оценочных работ.

  1. Контрольный диктант проверяю, фиксирую результаты в своем рабочем журнале, выписываю допущенные ошибки каждого ученика, но не исправляю их в тетради.

  2. На уроке раздаю работы учащимся, а на доске выписываю слова с ошибками, допущенными ребятами в тексте диктанта, по типу орфограмм.

  3. Ребята находят ошибки в словах, записанных на доске. Исправляю их красным мелом. Затем определяют, на какое правило они были допущены. Прикрепляется надпись (например, «Правописание безударных гласных в корне слова» ). Таким образом прорабатываются все ошибки.

  4. Предлагаю ребятам открыть тетради и, глядя на доску, проверить свои работы, исправить ошибки, оценить свою работу (самооценка).

  5. Затем прошу поменяться тетрадью с соседом и проверить работы друг у друга, оценить их (взаимооценка).

  6. Выясняю, у кого самооценка и взаимооценка совпали.

  7. Далее предлагаю взять конверт со своей фамилией и именем, который лежит по центру парты, достать карточку, на которой выписаны все ошибки, допущенные учеником в диктанте, и сверить, все ли ошибки найдены и исправлены им в тексте.

  8. Ребята определяют, над какими орфограммами им надо сегодня поработать (т. е. где имеются ошибки и пробелы в знаниях ).

  9. З

    ив

    атем фишку со своей фамилией и именем (первые их буквы на фишке, например, , что означает Иванова Валерия) по команде учителя прикрепляют на полоску с названием типа орфограммы. Для этого одну сторону доски делю мелом на полоски. На каждую из них прикрепляю названия тех орфограмм, на которые были в диктанте допущены ошибки. Сюда же и прикрепляют ребята свои фишки.

Если ошибки допущены на разные правила, то по мере отработки орфограммы по разрешению руководителя группы ученик снимает свою фишку и помещает на полоску со следующим типом орфограмм. И так до тех пор, пока не отработает все ошибки.

Второй этап – это коррекция знаний, умений и навыков.

На этом этапе необходимо иметь «Стол-помощник» и «Стол заданий».

«Стол-помощник» содержит карточки с выполненными заданиями, опоры и памятки, всю справочную литературу по теме контрольно-оценочной работы. «Стол заданий» - задания по всем темам (карточки), взаимные диктанты, задания творческого характера.

Учащиеся разбиваются на группы согласно тем проблемам, которые были зафиксированы после проверки контрольно-оценочной работы. Те, у кого не было ошибок при выполнении проверочной работы, становятся руководителями групп или приступают к выполнению заданий творческого характера (по усмотрению учителя и желанию ученика). Если ученик допустил много ошибок, он работает в паре с «учителем» (учеником, не допустившим ошибок). Так он сможет проработать все ошибки за отведенное до конца урока время. Если в группе оказываются четыре ученика, их работа протекает в четверке (парах сменного состава). Работая таким образом, произойдет не менее трех встреч одного ученика с учащимися данной группы и ошибка будет отработана.

После выполнения задания фиксируется самооценка и взаимооценка за полями тетради (пишутся буквы С и В). Для этого используются значки:

+ − хорошо знаю и могу научить другого

+ − знаю

? − сомневаюсь

- − не знаю

Если у ученика есть проблемы по другим темам, свою фишку он снимает с прежней полоски и помещает на другую полоску с соответствующим типом орфограммы, встречается с участниками этой группы, отрабатывает свою ошибку.

В конце занятия ребята обсуждают успехи и проблемы при выполнении работы. Детям предлагается индивидуальное домашнее задание – каждому карточка по решению своей проблемы.

Коллективная форма работы дает более высокий уровень знаний: после взаимной проверки и самопроверки неисправленных ошибок стало в 2-3 раза меньше, ребята высказываются на уроке в 10-15 раз чаще, улучшается навык чтения.

В процессе наблюдений можно сделать вывод, что КСО лучше использовать для отработки нового материала, а также при закреплении и повторении и отводить ему в зависимости от темы и целей урока от 15 до 25 минут. Перед началом таких уроков очень важно создать эмоциональный настрой на успех: стимулировать учащихся словами, улыбкой.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ПРИМЕНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Автор: Мехрякова Светлана Викторовна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 118932

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "105484"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402856023"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Формирование универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(97) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-ramkakh-fgos-noo-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "118050"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413019919"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "доклад "Формирование умений самоконтроля и самооценки у учащихся начальных классов на коллективных учебных занятиях (КУЗ) "
    ["seo_title"] => string(139) "doklad-formirovaniie-umienii-samokontrolia-i-samootsienki-u-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-na-kolliektivnykh-uchiebnykh-zaniatiiakh-kuz"
    ["file_id"] => string(6) "144329"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418698140"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Выступление - обобщение опыта "Технология деятельностного обучения как условие развития УУД младших школьников  на примере УМК «Гармония»" "
    ["seo_title"] => string(157) "vystuplieniie-obobshchieniie-opyta-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-obuchieniia-kak-usloviie-razvitiia-uud-mladshikh-shkol-nikov-na-primierie-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "111305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407336574"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "В.В.Бабайцева "Рабочая программа по русскому языку в 6 классе" (углублённое изучение) "
    ["seo_title"] => string(94) "v-v-babaitsieva-rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-ughlublionnoie-izuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "117366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412778481"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства