kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация научно – исследовательской деятельности школьников на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческих исследовательских задач. Чтобы повысить интерес школьников к учебному процессу, необходимы обновление содержания учебного материала, его занимательность, организация учебного процесса так, чтобы он давал  удовлетворение от творческой и самостоятельной  учебной деятельности, вызывал радостные переживания от овладения знаниями. Анализ мнений школьников об уроках убеждает, что особенно привлекательно для них все то, что они увидели, услышали, узнали в самостоятельных поисках, в самостоятельных работах - в заранее подготовленных комментариях к тексту, сообщениях, докладах, в беседе, в коллективном размышлении, индивидуальной деятельности и т. д. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация научно – исследовательской деятельности школьников на уроках русского языка и литературы»

Организация научно – исследовательской деятельности школьников на уроках русского языка и литературы

Лысенко Н.Г., учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№13»


Новое время диктует новые подходы как к процессу преподавания, так и к процессу усвоения знаний. Отстаиванию собственного мнения, развитию эстетического вкуса, расширению кругозора помогают уроки-концерты, уроки-семинары, уроки-викторины, вечера-сценарии, литературные кафе, гостиные, различные конкурсные программы, выходящие за рамки урока. Такие занятия неизменно вызывают интерес учащихся, так как дают возможность окунуться в другую эпоху, сыграть ту или иную роль, побыть хоть какое-то время актерами, режиссерами, постановщиками. Здесь учитель имеет возможность предложить учащимся сложные проблемы и вопросы, в процессе решения которых больше проявляется их активность, ярче выявляется личность. Расширение кругозора учащихся, овладение навыками анализа, выполнение творческих заданий исследовательского характера способствуют приобщению учащихся к самостоятельной работе, умению находить, предполагать, доказывать, сравнивать, проявлять свою творческую активность. Кроме того, подобные занятия предполагают более глубокое знание материала. Во время подготовки к таким мероприятиям и начинается исследовательская деятельность ученика.

Научно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческих исследовательских задач. Чтобы повысить интерес школьников к учебному процессу, необходимы обновление содержания учебного материала, его занимательность, организация учебного процесса так, чтобы он давал удовлетворение от творческой и самостоятельной учебной деятельности, вызывал радостные переживания от овладения знаниями.

По моему мнению, учебное исследование вносит в процесс преподавания русского языка следующее: помощь в формировании самосознания школьника, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательно-творческой работе на уроке.

Анализ мнений школьников об уроках убеждает, что особенно привлекательно для них все то, что они увидели, услышали, узнали в самостоятельных поисках, в самостоятельных работах - в заранее подготовленных комментариях к тексту, сообщениях, докладах, в беседе, в коллективном размышлении, индивидуальной деятельности и т. д.

Учебное исследование способно "освежить" атмосферу уроков, воздействовать на все стороны, все приемы преподавания.

В идеале любая квалифицированная учительская работа сегодня немыслима без исследования. Оно необходимо, чтобы видеть реальный педагогический процесс, его проблемы, конфликты, перспективы, чтобы искать эффективные способы обучения и воспитания, объективно оценивать результаты своей работы.

Считаю, что исследование может применяться на всех этапах обучения языку: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следовало бы осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Я расскажу лишь о некоторых видах организации исследовательской деятельности на уроках русского языка.

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

В современной школе необходимо использование технологий и методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной активности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Педагогическая общественность осознаёт проектную и исследовательскую деятельность обучающихся неотъемлемой частью образования, отдельной системой в образовании, одним из направлений модернизации современного образования.

Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель, будь то химик, физик или филолог превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Выполненные учениками учебные проекты - это возможность максимального раскрытия их творческого потенциала. Это деятельность, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Для меня учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;

  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Процесс обучения самостоятельной проектной и исследовательской деятельности обучающихся стремлюсь выстраивать в виде целенаправленной систематической работы с учётом возрастной специфики, т.к. на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Поэтому проектную или исследовательскую деятельность организую преимущественно в групповых формах, при этом не лишаю ученика возможности выбора индивидуальной формы работы.

Темы детских работ выбираем из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. КНИЖКА. Выполнен учениками - мальчиками 7 класса, представлен на НПК Сибирского Федерального округа в г. Красноярске.

Работа по совершенствованию навыков исследовательской деятельности проводится на отдельных уроках русского языка и литературы (мини-исследования, мини-проекты), а также при изучении целой темы. НАПРИМЕР, проект «ДОБРОЕ СЕРДЦЕ – ДОБРОЕ ДЕЛО» ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ «АЛЫЕ ПАРУСА» И «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА». Результат – создание социальных проектов для нашего ОУ.

В течение ПОЛУГОДА учащиеся работали над долгосрочным проектом «Языковой портрет старшеклассников МБОУ «СОШ№13»», работа ПРЕДСТАВЛЕНА НА НПК 15.02.2013. ИсследовательскИЙ ПРОЕКТ «Писательская организация Иркутской области» в прошедшем учебном году был представлен на городской научно-практической конференции «Серебряный росток»


Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты, раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по темам курса, подготовленные вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся участвуют в создании проектов и исследовательских работ, представляя на разного уровня НПК.

На уроках учащиеся работают над мини-проектами «Служебные части речи», «Писатели Восточной Сибири» и др.


Таким образом, познавательно-побуждающая мотивация появляется в процессе продуктивной познавательной деятельности и, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения и воспитания. Познавательная мотивация побуждает ребенка к развитию позитивных склонностей и возможностей, оказывает определяющее влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала.


Результаты проделанной работы эффективно дополняют учебный процесс, пополняют дидактическую копилку учителя, затрагивают новые темы для обсуждения на уроках и открывают новые возможности самореализации учащихся.

Коллективные формы познавательной деятельности, являясь своеобразным средством продуктивной деятельности учащегося, порождают взаимоотношения ответственной зависимости, когда успех и неудачи одного выступают как условия или неудачи всех. Воспитывая у обучаемых потребность в согласованной, совместной деятельности, мы включаемся в процесс непрерывного становления коллектива. В результате, в поведении каждого реализуются нормы и правила поведения коллектива.

Проектная деятельность учащихся получила широкое развитие, поскольку использование метода проектов в учебном процессе создает условия для удовлетворения потребностей детей в исследовании, созидании, общении и творчестве и позволяет построить обучение в соответствии с интересами и способностями учащихся. Метод позволяет добиться высоких результатов в развитии когнитивной сферы личности и изменении социальной позиции учащихся благодаря тому, что проектное обучение:

– носит проблемный характер, что является обязательным условием развития самостоятельного и критического мышления;

– проводится с правом самостоятельного выбора тем, что повышает познавательную активность учащихся;

– личностно ориентировано и самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере их выполнения;

– позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

– приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

Включению в проектную деятельность способствует и муниципальный эксперимент нашего ОУ «Развитие критического мышления через проектную деятельность на уроках и во внеурочной деятельности с использованием ИКТ».

И как результат – интеллектуальный марафон, в рамках которого проводится НПК ШНОУУ «Радуга».

Организация школьной конференции – дело довольно знакомое и широко распространенное. Особенностью данной конференции является то, что ребята защищают не рефераты, а представляют презентации своих проектов, подготовленных на уроках и вне уроков. Поскольку в течение года мы работали над предметными проектами, то и конференция проходила по предметным секциям. Поскольку защита большинства проектов – дело достаточно зрелищное и интересное, то в работе секций приняли участие не только старшеклассники, но и ученики 5-7 и даже 3-4 классов. Защита может быть представлена в самой разной форме, это придает конференции не всегда внешне очень серьезный, но наполненный интересным содержанием вид. У конференции, помимо традиционного завершения, имеется еще один нетрадиционный выход – лучшие проекты представляются учителям на педсовете, потому что в ходе конференции все послушать и посмотреть педагоги не могут– всего ребятами представлено около восемнадцати проектов по разным предметам, в том числе 5 – по русскому языку и литературе.

Проектная деятельность, а вслед за ней и исследовательская позволяют решить ряд актуальных для современного педагогического процесса задач, в частности, способствуют структуризации и интеграции знаний, полученных при изучении различных школьных предметов, позволяют на практике применить полученные знания и умения, а значит, решаются многие учебные компетенции, и, как следствие, повышается качество обученности.



































Литература

        1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000

        2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

        3. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – стр. 503.

        4. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М.: Академия Управления Проектами, 2004. – с. 1.





В начале XXI века общество (как в нашей стране, так и во всём мире) претерпевает существенные изменения. Поэтому и перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых - всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности учащихся на уроке русского языка, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека. Формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.

Развивают поисковую активность разные формы деятельности. Для развития поисковой позиции ребят открывает большие возможности самостоятельная работа. Дидактическая ценность ее заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся от простого к сложному, от подражания к творчеству. А выполнение реконструктивных самостоятельных работ заставляет школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи.

Важным для будущих ребят–исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. От класса к классу у школьников развивается вербальное мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов (селективные, смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться разными видами чтения. Развитие речевых способностей учащихся (как устных, так и письменных) остается одной из главных задач.

Родной язык – средство общения и форма передачи информации, средство хранения и усвоения знаний, часть духовной культуры русского народа, средство приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных дисциплин. Цели обучения подрастающего поколения показывают, что именно филологические дисциплины играют ключевую роль в процессе воспитания и образования личности, формировании духовно-нравственных качеств человека, его мировоззрения, гражданского и этнического сознания, развития творческих способностей, готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, формировании коммуникативной культуры, культуры речевого общения.

Исходя из актуальности данной темы, работая над внедрением информационных технологий в преподавание русского языка и литературы, я ставлю перед собой цель – организовать учебный процесс так, чтобы вовлечь каждого учащегося в активную познавательную деятельность. В свою очередь, внедрение информационных технологий способствует такому важному направлению работы, как проектная деятельность.

Вашему вниманию я предлагаю проект по созданию творческой группы для разработки и выпуска школьной газеты. Проект предназначен для широкого круга обучающихся, так как проблемы, в нем поднимаемые, выбираются самими учащимися, а материал характеризуется большой доступностью для аудитории. Проект способствует формированию и развитию надпредметных компетенций: образовательной, ценностно-ориентационной, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой.

Статистика говорит о значимости чтения, привлечение же учеников к чтению – это, в первую очередь, интересная подача материала. К чему мы и будем стремиться с помощью данной творческой группы, так как именно сами ученики попробуют подать материал, с их точки зрения, с самой интересной стороны. Очередной номер газеты – это то, над чем можно поразмыслить, что можно исправить, обсудить.

Проектная работа необходима и важна для осознания учащимися того, что современный человек должен быть гармонично развитой личностью и стремиться к дальнейшему образованию и самосовершенствованию. Использование проектов увеличивает эффективность процесса образования и развития школьников, а также даёт возможность:

– включить учащихся в исследовательскую, поисковую и реальную практическую деятельность в школе и за её пределами, что способствует их социализации;

– варьировать степень автономии учащихся в соответствии с их потребностями и возможностями и распределять ответственность между участниками группы;

– организовать гибкий контроль за деятельностью учащихся и стимулировать у них развитие рефлексии;

– совершенствовать коммуникативную компетенцию;

– использовать современные технологии для сбора, обработки и представления информации;

– интегрировать знания из различных областей, развивая способность к осознанию целостной картины мира;

– развивать общеучебные умения и навыки на всех этапах подготовки проекта.

Работая над созданием очередного номера газеты, учащиеся из всего многообразия поисковой информации отбирают те явления, события и факты, которые связаны с определенной темой и наиболее им интересны. Выявляются наиболее актуальные проблемы обсуждения, представляющие взаимный интерес. Важным в усвоении информации является сочетание вербального канала получения учащимися информации с визуальным, т.к. широко используются средства зрительной наглядности: фотографии, рисунки, почтовые открытки, письма, выдержки и т. д.

В процессе создания подобного проекта удаётся сформировать сплочённый разновозрастный коллектив единомышленников, объединённый едиными целями, одной сферой деятельности, единым положительным эмоциональным настроем; специалистов в определенной области; повысить эффективность и качество обучения русскому языку и литературе; пробудить новые мотивы для познавательной деятельности учащихся; помочь социальной адаптации учащихся в современном обществе.

В нашей школе действует творческая группа, выпускающая газету «На школьной волне». Каждый ее номер готовится тщательно. Материал проходит несколько этапов обработки. Ребята работают увлеченно, творчески. Таким образом, реализацию этого проекта можно считать успешной.























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лысенко Надежда Георгиевна

Дата: 23.04.2015

Номер свидетельства: 205100

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад «Проектная деятельность на уроках русского языка в условиях ФГОС ОО»"
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_proektnaia_deiatelnost_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_usloviiakh_fgos_oo"
    ["file_id"] => string(6) "529691"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575215476"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Методическая рекомендация "Организация проектной деятельности учащихся по русскому языку как одна из активных форм обучения" "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskaia-riekomiendatsiia-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-po-russkomu-iazyku-kak-odna-iz-aktivnykh-form-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426515067"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Развитие интеллектуальных способностей учащихся  на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(100) "razvitiie-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414164376"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Выступление Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(102) "vystuplieniie-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "219427"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434173866"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства