kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Олимпиада по русскому языку для 7-8 классов (школьный этап).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по русскому языку предназначена для учащихся 7-8 классов. Задания олимпиады отражают основные разделы русского языка (фонетику, лексику, синтаксис и др.).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку для 7-8 классов (школьный этап).»

Школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников

2015 – 2016 учебный год

Русский язык

7-8 класс


Задание 1. Выпишите номера предложений, в которых встречаются случаи неправильной постановки ударения в словах (ударный гласный выделен прописной буквой). Исправьте ошибки.

1. Всех удивИл обЫчный сОгнутый прут из метАлла, котОрый испОльзовали в Этой конструУкции.

2. В отдЕле радиотовАров предстАвлены разнообрАзные пультЫ для домАшней аппаратУры.

3. Дел у моЕй бАбушки обЫчно непочАтый край.

4.Вся водА былА разлИта по Ёмкостям в счИтанные мгновЕнья.

5. Он мне позвОнит сегОдня вЕчером.

6 баллов

Задание 2. Какие из предложенных ниже вариантов произнесения согласных звуков перед Е являются правильными?

1. му[зэ]й 2. компью[тэ]р 3. [ре]йс 4.[ре]тро

Почему в русском языке в некоторых случаях правильным считается твердое произношение согласных звуков перед Е?

6 баллов

Задание 3. Запиши, функцию какого члена предложения выполняет инфинитив в данных примерах:

1. Учиться полезно.

2. Мы договорились встретиться.

3. Охота странствовать напала на него.

4. Мы пришли в библиотеку заниматься

4 балла

Задание 4. Установите соответствие между предложением с прилагательным мутный и значением, в котором это слово употреблено в предложении. Ответ оформите в следующем виде: А – ?, Б – ? и т.д. (вместо знака вопроса вставьте нужные цифры).


Предложение со словом мутный


Значение слова мутный

А

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась.

1

Непрозрачный, нечистый от засорения, смешения с чем-либо (о жидкости)

Б

В маленькие квадратные оконца, мутные от дождя, проникало утро.


2

Извлекать выгоду для себя, пользуясь неясностью обстановки, чьими-либо затруднениями (неодобрительное)

В

Пруд был еще не велик и мутен: прибывая, вода смывала с берегов разворошенную недавней копкой, неокрепшую землю.

3

Потускневший, затуманенный (о блестящей поверхности, прозрачном стекле и т. п.)


Г

Абсолютно мутная статейка, я так и не понял что происходит. А есть какие-нибудь ссылки на официальные документы? (из блогов)


4

Помраченный (о сознании, разуме)

Д

Бывали и прежде хитроумные дамы, умевшие ловить рыбу в мутной воде, но никогда они не занимали такого высокого положения.

5

Окутанный мглой, туманом.

Е

В мутном мозгу быстро проносились какие-то мысли.

6

Сомнительный, не вызывающий доверия (жаргонное)

12 баллов

Задание 5. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, эпилог, имитация, пролог


4 балла

Задание 6. Прочитайте шуточный текст, выделите фразеологизмы, объясните их значение.

Инструкция Ивану-царевичу «Как выбрать себе жену»

1. Взять лук, натянуть тетиву и пустить стрелу по направлению к болоту.

2. Найти лягушку, поймавшую стрелу.

3. Не смотреть на нее словно баран на новые ворота, а завернуть животное в платок и принести домой.

4. Обвенчаться с лягушкой, держа ее при этом на блюдечке.

5. Когда лягушонка в коробчонке прибудет на бал и превратится в Василису Прекрасную, сжечь ее кожу.

6. Когда Василиса Премудрая обернется серой кукушкой, не смотреть на нее, как в пункте 3 (см. выше), а когда она вылетит в окно, поклониться на все четыре стороны и идти куда глаза глядят – искать по свету жену.

8 баллов

Задание 7. Сравните две группы слов:

А) лес – лесá, город – городá, стена – стéны;

Б) солома – соломина, горох – горошина, виноград – виноградина.

Объясните, какова разница в значении грамматических форм числа у слов этих двух групп.

6 баллов

Задание 8. В русском языке есть лексико-грамматические разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Могут ли, по вашему мнению, прилагательные переходить из одного разряда в другой? Докажите свое мнение, используя приведенные ниже примеры. У выделенных прилагательных определите разряд.

1. Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную

Вынесет всё, что господь ни пошлет!

  1. Мы во всю мочь спорили, очень сильно напирая на то, что у немцев железная воля, а у нас ее нет – и что потому нам, слабовольным людям, с немцами опасно спорить.

3. Приоткрываю один глаз: дыра – вход в лисью нору. Открываю второй глаз – и вдруг в норе, недалеко от входа, вижу живую птицу!

4. Лисья шапка – это всегда тепло, комфортно и красиво.

5. С каждым словом его голос становился всё более медовым, а повадки — всё более лисьими.

8 баллов

Задание 9. Прочитайте стихотворение В.Набокова. Выполните задания:

  1. В тексте наряду с обычными прилагательными (тучи грозовые, лучи косые) используются эпитеты. Выпишите их, подчеркните эпитеты в составе словосочетаний. Объясните, как вы понимаете смысл этих эпитетов.

  2. В тексте используются олицетворения. Выпишите нужный фрагмент. Объясните значение этого приема в данном стихотворении.

  3. Найдите метафору, объясните значение этого приема в данном стихотворении.

ПОСЛЕ ГРОЗЫ

Все реже, реже влажный звон;

кой-где светлеет небосклон;

отходят тучи грозовые,

жемчужным краем бороздя

просветы пышно-голубые,

и падают лучи косые

сквозь золотую сеть дождя.

4 июля 1918

8 баллов

Задание 10. Напишите небольшое сочинение на тему «Изображение природы в стихотворении В.Набокова «После грозы»». Обратите внимание на название стихотворения. Проанализируйте, с помощью каких языковых средств автор создает картины природы, какие чувства вызывают созданные художественные образы.

15 баллов

Общее количество: 77 баллов












































Школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников

2015 – 2016 учебный год

Русский язык


7-8 класс


КЛЮЧИ

Задание 1. 2. пУльты 4. разлитА 5. позвонИт

Оценка: 6 баллов. За каждый верный ответ по 2 балла.

Задание 2. компью[тэ]р 3. [ре]йс

В русском языке твердое произношение согласного звука перед Е сохраняется в некоторых заимствованных словах.

Оценка: 6 баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ, 2 балла за объяснение).


Задание 3.

  1. подлежащее

  2. дополнение

  3. определение

  4. обстоятельство


Оценка: 4 балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ)


Задание 4. А – 5, Б – 3, В – 1, Г – 6, Д – 2, Е – 4.

Оценка: по 2 балла за каждый правильный вариант. Итого – 12 баллов.


Задание 5.

Актуальный – важный; антракт – перерыв; ситуация – обстановка; лозунг – призыв; финал – завершение, конец; эпилог – заключительная часть; имитация – подражание, подделка; пролог – вступительная часть.

Оценка: 4 балла (по 0,5 балла за каждое слово)

Задание 6.

Как баран на новые ворота – с недоумением, ничего не понимая, в растерянности, глуповато смотреть на кого-то; куда глаза глядят – не выбирая пути, без определенной цели, в неопределенном направлении.

Оценка: 8 баллов (по 2 балла за выявление каждого фразеологизма, по 2 балла – за формулировку значения).


Задание 7. В группе А) представлены слова в форме ед.ч. и мн.ч., когда форма ед. числа называет один предмет, а форма множественного – более одного. В группе (б) представлены существительные собирательные, которые в словах типа «солома», внешне похожих на формы ед. числа, называют собирательное множество, а форма типа «соломина» называет единичного представителя этого множества.

Оценка: 6 баллов (2 балла – за анализ слов первой группы, 4 балла – за анализ слов второй группы).


Задание 8. Железная дорога – относительное.; железная воля (метаф., переносное значение) – качественное; лисья нора – притяжательное, лисья шапка – относительное, лисьи повадки – качественное.

Оценка: 8 баллов (по 1 баллу за каждое верно проанализированное прилагательное, 3 балла – за рассуждение о возможности перехода прилагательных из одного разряда в другой, за указание на переносные значения).



Задание 9. 1) Эпитеты: влажный звон (громовые раскаты во время дождя), просветы пышно-голубые (чистая, голубая часть небес, которая становится видна, пышно – можно понимать и как яркий оттенок голубого, и как значительный объем очистившегося неба), жемчужный край туч (граница между тучами и небом – в свете солнца – белая, блестящая, что усиливает общий смысл чистоты, очищения).

2) Олицетворения отходят тучибороздя просветы, падают лучи передают активное действие, быстрое изменение состояния природы, наглядность изменений картины небес.

3) Метафора золотая сеть дождя передает, с одной стороны, точную картину природного явления – частые дождевые струи напоминают сеть, солнечные лучи создают световой эффект, с другой стороны, создается художественный образ яркого, звонкого, почти волшебного природного явления.

Оценка: 8 баллов (3 балла за каждый эпитет, 2 балла за описание олицетворений, 3 балла за описание метафоры).


Задание 10. Текст оценивается по критериальной модели.

Оценка: 15 баллов



Модель оценивания творческого задания

1. Оценивание содержания сочинения: 10 баллов

Качество выполнения указанных формулировкой заданий:

- понимается и комментируется смысл названия стихотворения (2 балла);

- указаны языковые средства создания картины природы (2 балла);

- содержится эмоциональное или рациональное описание чувств, возникающих при восприятии текста (2 балла);

Качество текста сочинения:

- текст отличается композиционной стройностью (вступление, основная часть, заключение) (2 балла);

- текст отличается последовательностью изложения (2 балла);

2. Оценивание уровня грамотности: 5 баллов

- отсутствуют орфографические ошибки (1 балл);

- отсутствуют пунктуационные ошибки (1 балл);

- отсутствуют речевые и грамматические ошибки (1 балл);

- речь отличается ясностью, точностью (1 балл);

- речь богата и выразительна (1 балл).

Итого: 77 баллов



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Олимпиада по русскому языку для 7-8 классов (школьный этап).

Автор: Маракова Ольга Николаевна

Дата: 25.10.2016

Номер свидетельства: 352171

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Бланк для учащегося "Школьная олимпиада по русскому языку 4 класс""
    ["seo_title"] => string(75) "blank-dlia-uchashchieghosia-shkol-naia-olimpiada-po-russkomu-iazyku-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "254646"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447782926"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 4 класса.( Всероссийская Олимпиада.Школьный этап)."
    ["seo_title"] => string(80) "olimpiada_po_russkomu_iazyku_dlia_4_klassa_vserossiiskaia_olimpiada_shkolnyi_eta"
    ["file_id"] => string(6) "505815"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1554237618"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Олимпиада по русскому языку   для 7-8 классов "
    ["seo_title"] => string(45) "olimpiada-po-russkomu-iazyku-dlia-7-8-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "234636"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443474564"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Бланк олимпиады по русскому языку для 4 класса"
    ["seo_title"] => string(48) "blank_olimpiady_po_russkomu_iazyku_dlia_4_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "489304"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1544118560"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Олимпиада по русскому языку 4 класс"
    ["seo_title"] => string(38) "olimpiada_po_russkomu_iazyku_4_klass_6"
    ["file_id"] => string(6) "637881"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1697092614"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства