Олимпиада по русскому языку для 7-8 классов (школьный этап).
Олимпиада по русскому языку для 7-8 классов (школьный этап).
Олимпиада по русскому языку предназначена для учащихся 7-8 классов. Задания олимпиады отражают основные разделы русского языка (фонетику, лексику, синтаксис и др.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку для 7-8 классов (школьный этап).»
Школьный этап
Всероссийской олимпиады школьников
2015 – 2016 учебный год
Русский язык
7-8 класс
Задание 1. Выпишите номера предложений, в которых встречаются случаи неправильной постановки ударения в словах (ударный гласный выделен прописной буквой). Исправьте ошибки.
1. Всех удивИл обЫчный сОгнутый прут из метАлла, котОрый испОльзовали в Этой конструУкции.
2. В отдЕле радиотовАров предстАвлены разнообрАзные пультЫ для домАшней аппаратУры.
3. Дел у моЕй бАбушки обЫчно непочАтый край.
4.Вся водА былА разлИта по Ёмкостям в счИтанные мгновЕнья.
5. Он мне позвОнит сегОдня вЕчером.
6 баллов
Задание 2. Какие из предложенных ниже вариантов произнесения согласных звуков перед Е являются правильными?
1. му[зэ]й 2. компью[тэ]р 3. [ре]йс 4.[ре]тро
Почему в русском языке в некоторых случаях правильным считается твердое произношение согласных звуков перед Е?
6 баллов
Задание 3. Запиши, функцию какого члена предложения выполняет инфинитив в данных примерах:
1. Учиться полезно.
2. Мы договорились встретиться.
3. Охота странствовать напала на него.
4. Мы пришли в библиотеку заниматься
4 балла
Задание 4. Установите соответствие между предложением с прилагательным мутный и значением, в котором это слово употреблено в предложении. Ответ оформите в следующем виде: А – ?, Б – ? и т.д. (вместо знака вопроса вставьте нужные цифры).
Предложение со словом мутный
Значение слова мутный
А
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась.
1
Непрозрачный, нечистый от засорения, смешения с чем-либо (о жидкости)
Б
В маленькие квадратные оконца, мутные от дождя, проникало утро.
2
Извлекать выгоду для себя, пользуясь неясностью обстановки, чьими-либо затруднениями (неодобрительное)
В
Пруд был еще не велик и мутен: прибывая, вода смывала с берегов разворошенную недавней копкой, неокрепшую землю.
3
Потускневший, затуманенный (о блестящей поверхности, прозрачном стекле и т. п.)
Г
Абсолютно мутная статейка, я так и не понял что происходит. А есть какие-нибудь ссылки на официальные документы? (из блогов)
4
Помраченный (о сознании, разуме)
Д
Бывали и прежде хитроумные дамы, умевшие ловить рыбу в мутной воде, но никогда они не занимали такого высокого положения.
5
Окутанный мглой, туманом.
Е
В мутном мозгу быстро проносились какие-то мысли.
6
Сомнительный, не вызывающий доверия (жаргонное)
12 баллов
Задание 5. Замените заимствованные слова русскими синонимами.
Задание 6. Прочитайте шуточный текст, выделите фразеологизмы, объясните их значение.
Инструкция Ивану-царевичу «Как выбрать себе жену»
1. Взять лук, натянуть тетиву и пустить стрелу по направлению к болоту.
2. Найти лягушку, поймавшую стрелу.
3. Не смотреть на нее словно баран на новые ворота, а завернуть животное в платок и принести домой.
4. Обвенчаться с лягушкой, держа ее при этом на блюдечке.
5. Когда лягушонка в коробчонке прибудет на бал и превратится в Василису Прекрасную, сжечь ее кожу.
6. Когда Василиса Премудрая обернется серой кукушкой, не смотреть на нее, как в пункте 3 (см. выше), а когда она вылетит в окно, поклониться на все четыре стороны и идти куда глаза глядят – искать по свету жену.
Объясните, какова разница в значении грамматических форм числа у слов этих двух групп.
6 баллов
Задание 8. В русском языке есть лексико-грамматические разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Могут ли, по вашему мнению, прилагательные переходить из одного разряда в другой? Докажите свое мнение, используя приведенные ниже примеры. У выделенных прилагательных определите разряд.
1. Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет всё, что господь ни пошлет!
Мы во всю мочь спорили, очень сильно напирая на то, что у немцев железная воля, а у нас ее нет – и что потому нам, слабовольным людям, с немцами опасно спорить.
3. Приоткрываю один глаз: дыра – вход в лисью нору. Открываю второй глаз – и вдруг в норе, недалеко от входа, вижу живую птицу!
4. Лисья шапка – это всегда тепло, комфортно и красиво.
5. С каждым словом его голос становился всё более медовым, а повадки — всё более лисьими.
В тексте наряду с обычными прилагательными (тучи грозовые, лучи косые) используются эпитеты. Выпишите их, подчеркните эпитеты в составе словосочетаний. Объясните, как вы понимаете смысл этих эпитетов.
В тексте используются олицетворения. Выпишите нужный фрагмент. Объясните значение этого приема в данном стихотворении.
Найдите метафору, объясните значение этого приема в данном стихотворении.
ПОСЛЕ ГРОЗЫ
Все реже, реже влажный звон;
кой-где светлеет небосклон;
отходят тучи грозовые,
жемчужным краем бороздя
просветы пышно-голубые,
и падают лучи косые
сквозь золотую сеть дождя.
4 июля 1918
8 баллов
Задание 10. Напишите небольшое сочинение на тему «Изображение природы в стихотворении В.Набокова «После грозы»». Обратите внимание на название стихотворения. Проанализируйте, с помощью каких языковых средств автор создает картины природы, какие чувства вызывают созданные художественные образы.
15 баллов
Общее количество: 77 баллов
Школьный этап
Всероссийской олимпиады школьников
2015 – 2016 учебный год
Русский язык
7-8 класс
КЛЮЧИ
Задание 1.2. пУльты 4. разлитА 5. позвонИт
Оценка: 6 баллов. За каждый верный ответ по 2 балла.
Задание 2. компью[тэ]р 3. [ре]йс
В русском языке твердое произношение согласного звука перед Е сохраняется в некоторых заимствованных словах.
Оценка: 6 баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ, 2 балла за объяснение).
Задание 3.
подлежащее
дополнение
определение
обстоятельство
Оценка: 4 балла(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Задание 4. А – 5, Б – 3, В – 1, Г – 6, Д – 2, Е – 4.
Оценка: по 2 балла за каждый правильный вариант. Итого – 12 баллов.
Как баран на новые ворота – с недоумением, ничего не понимая, в растерянности, глуповато смотреть на кого-то; куда глаза глядят – не выбирая пути, без определенной цели, в неопределенном направлении.
Оценка: 8 баллов (по 2 балла за выявление каждого фразеологизма, по 2 балла – за формулировку значения).
Задание 7. В группе А) представлены слова в форме ед.ч. и мн.ч., когда форма ед. числа называет один предмет, а форма множественного – более одного. В группе (б) представлены существительные собирательные, которые в словах типа «солома», внешне похожих на формы ед. числа, называют собирательное множество, а форма типа «соломина» называет единичного представителя этого множества.
Оценка: 6 баллов (2 балла – за анализ слов первой группы, 4 балла – за анализ слов второй группы).
Задание 8. Железная дорога – относительное.; железная воля (метаф., переносное значение) – качественное; лисья нора – притяжательное, лисья шапка – относительное, лисьи повадки – качественное.
Оценка: 8 баллов (по 1 баллу за каждое верно проанализированное прилагательное, 3 балла – за рассуждение о возможности перехода прилагательных из одного разряда в другой, за указание на переносные значения).
Задание 9. 1) Эпитеты: влажный звон (громовые раскаты во время дождя), просветы пышно-голубые (чистая, голубая часть небес, которая становится видна, пышно – можно понимать и как яркий оттенок голубого, и как значительный объем очистившегося неба), жемчужный край туч (граница между тучами и небом – в свете солнца – белая, блестящая, что усиливает общий смысл чистоты, очищения).
2) Олицетворения отходяттучи … бороздя просветы, падают лучи передают активное действие, быстрое изменение состояния природы, наглядность изменений картины небес.
3) Метафора золотая сеть дождя передает, с одной стороны, точную картину природного явления – частые дождевые струи напоминают сеть, солнечные лучи создают световой эффект, с другой стороны, создается художественный образ яркого, звонкого, почти волшебного природного явления.
Оценка: 8 баллов (3 балла за каждый эпитет, 2 балла за описание олицетворений, 3 балла за описание метафоры).
Задание 10. Текст оценивается по критериальной модели.
Оценка: 15 баллов
Модель оценивания творческого задания
1. Оценивание содержания сочинения:10 баллов
Качество выполнения указанных формулировкой заданий:
- понимается и комментируется смысл названия стихотворения (2 балла);
- указаны языковые средства создания картины природы (2 балла);
- содержится эмоциональное или рациональное описание чувств, возникающих при восприятии текста (2 балла);
Качество текста сочинения:
- текст отличается композиционной стройностью (вступление, основная часть, заключение) (2 балла);
- текст отличается последовательностью изложения (2 балла);
2. Оценивание уровня грамотности: 5 баллов
- отсутствуют орфографические ошибки (1 балл);
- отсутствуют пунктуационные ошибки (1 балл);
- отсутствуют речевые и грамматические ошибки (1 балл);