Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку. 8 класс. Школьный тур»
Олимпиада по русскому языку
8 класс
Задание 1. Ниже приведены прилагательные с суффиксом -н-: ананасный, арбузный, ароматный, грешный, дефектный, зимний, мерный, санаторный, надрывный, сыновний, чванный. Запишите к каждому однокоренное прилагательное с другим суффиксом. Какие из получившихся у вас пар слов находятся в синонимичных отношениях, а какие являются паронимами? К каким словам вам не удалось подобрать ни синонимов, ни паронимов?
Итого: 10 баллов максимум
Задание 2. Замените заимствованные слова русскими синонимами.
Задание 3. Как образовано слово однажды? Приведите ещё несколько слов, образованных с помощью того же суффикса. Какое значение он имеет?
Итого: 6 баллов максимум
Задание 4. Определите стиль текста. Укажите языковые средства, характерные для данного стиля.
Дождь — разновидность атмосферных осадков, продукт конденсации содержащегося в воздухе водяного пара, выпадающий из облаков в виде жидких капель. Воздух, поднимаясь, расширяется и охлаждается; находящийся в нем водяной пар, достигнув состояния насыщения, конденсируется на огромном количестве гигроскопических ядер конденсации, обычно находящихся в атмосфере, и образует мельчайшие капли воды. Однако, для того чтобы капля могла дойти от уровня конденсации до земной поверхности и не испариться, она должна иметь достаточно большие размеры. Радиус капель дождя колеблется от 0,05 до 7 мм. Под действием сопротивления воздуха падающая крупная капля сначала сплющивается, разделяясь на более мелкие. Капли дождя образуются слиянием мельчайших капелек, возникших в процессе конденсации.
Итого: 3 балла максимум
Задание 5. Укажите тип синтаксической связи в словосочетаниях принять в институт, прием в институт. Какой тип связи свойственен только глаголу?
Итого: 3 балла максимум
Задание 6.В каком из предложений слово пробежала употреблено как метафора?
1) Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестренку. 2) Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё. 3) Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.
Итого: 2 балла максимум
Задание 7. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных.
Задание 8. Какие фразеологизмы и поговорки используют в русской речи в ситуациях, когда англичане говорят:
птицы одинакового оперения держатся вместе – у него еще за ушами не просохло – не стоит пороха и дроби – птичка в руке стоит двух в кустах – просто, как пирог – возить уголь в Ньюкасл – хранить в вате – не стоит и пуговицы – по самые локти – убить двух птиц одним камнем –
Итого: 10 баллов максимум
Всего: 46 баллов максимум
Ответы. Всего: 46 баллов максимум
Задание 1. Ниже приведены прилагательные с суффиксом -н-: ананасный, арбузный, ароматный, грешный, дефектный, зимний, мерный, санаторный, надрывный, сыновний, чванный.
Ответ: В синонимичных отношениях находятся пары слов: ананасный - ананасовый, ароматный - ароматичный, грешный - греховный, мерный - мерильный/мерительный, санаторный - санаторский, надрывный – надрывчатый/надрывистый, сыновний - сыновий, чванный – чванливый. Паронимами являются слова дефектный – дефективный. Слова, к которым нельзя подобрать однокоренные синонимы и паронимы: арбузный, зимний. - За верный подбор однокоренных прилагательных – по 0,5 балла за слово, всего 4,5 балла; - за определение слов, не имеющих однокоренных синонимов и паронимов – по 0,5 балла, всего 1 балл;
- за правильное определение пар синонимов и паронимов – по 0,5 балла за каждую, всего 4,5 балла. Итого: 10 баллов максимум.
Задание 2.Замените заимствованные слова русскими синонимами.
Задание 3. Как образовано слово однажды? Приведите ещё несколько слов, образованных с помощью того же суффикса. Какое значение он имеет? Ответ: - Слово однажды образовано с помощью суффикса -жды от числительного один (одна).
- Другие слова русского языка, образованные с его помощью: единожды, дважды, трижды, четырежды, многажды, а также менее употребимые одиножды и семижды.
- Суффикс наречий -жды (-ажды) обозначает увеличение во столько раз или повторяемость столько раз, сколько названо производящим словом. - за указание на способ образования – 0,5 балла, за указание на числительное – 0,5 балла; всего - 1 балл; - за верно приведённые примеры других слов – по 0,5 балла за каждое; до 3 баллов;
- за верно определенное значение суффикса – 2 балла. Итого: 6 баллов максимум.
Задание 4. Определите стиль текста. Укажите языковые средства, характерные для данного стиля.
Дождь — разновидность атмосферных осадков, продукт конденсации содержащегося в воздухе водяного пара, выпадающий из облаков в виде жидких капель. Воздух, поднимаясь, расширяется и охлаждается; находящийся в нем водяной пар, достигнув состояния насыщения, конденсируется на огромном количестве гигроскопических ядер конденсации, обычно находящихся в атмосфере, и образует мельчайшие капли воды. Однако, для того чтобы капля могла дойти от уровня конденсации до земной поверхности и не испариться, она должна иметь достаточно большие размеры. Радиус капель дождя колеблется от 0,05 до 7 мм. Под действием сопротивления воздуха падающая крупная капля сначала сплющивается, разделяясь на более мелкие. Капли дождя образуются слиянием мельчайших капелек, возникших в процессе конденсации.
Ответ: - Данный текст относится к научному стилю - 1 балл. - Примечание: использование отвлеченных существительных (разновидность, слияние…), использование терминов (конденсация, гигроскопические ядра, радиус…), отсутствие выразительных средств (нет метафор (кроме стертых), эпитетов…). Количество выделенных учащимися конкретных языковых средств, характерных для данного стиля, может быть разным, что следует учитывать при оценке задания - 2 балла. Итого: 3 балла максимум
Задание 5. Укажите тип синтаксической связи в словосочетаниях принять в институт, прием в институт. Какой тип связи свойственен только глаголу? Ответ: принять в институт – глагольное управление (глагол управляет винительным падежом с предлогом) прием в институт - именное управление (существительное управляет винительным падежом с предлогом) - 2 балла. Только глагол может управлять винительным падежом без предлога - 1 балл. Итого: 3 балла максимум
Задание 6.В каком из предложений слово пробежала употреблено как метафора?
1) Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестренку. 2) Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё. 3) Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.
Ответ:
Во 2-м и 3-м предложениях слово пробежала употреблено как метафора.
Итого: 2 балла максимум
Задание 7. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных.
Задание 8. Какие фразеологизмы и поговорки используют в русской речи в ситуациях, когда англичане говорят:
птицы одинакового оперения держатся вместе – у него еще за ушами не просохло – не стоит пороха и дроби – птичка в руке стоит двух в кустах – просто, как пирог – возить уголь в Ньюкасл – хранить в вате – не стоит и пуговицы – по самые локти – убить двух птиц одним камнем –
Ответ:
птицы одинакового оперения держатся вместе – два сапога пара, одного поля ягодки у него еще за ушами не просохло – молоко на губах не обсохло не стоит пороха и дроби – овчинка выделки не стоит птичка в руке стоит двух в кустах – лучше синица в руке, чем журавль в небе просто, как пирог – как дважды два возить уголь в Ньюкасл – ездить в Тулу со своим самоваром хранить в вате – беречь как зеницу ока не стоит и пуговицы – гроша ломаного не стоит по самые локти – сыт по самое горло убить двух птиц одним камнем – убить двух зайцев
(по 1 баллу за правильный ответ, возможны другие подходящие варианты)