kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение литературному анализу на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммуникативная технология направлена в основном на поиск активных методов и форм организации работы учащихся на уроке, воплощение так называемого  «обучения в сотрудничестве», в парах и группах, она активно используется сегодня как ведущая во многих современных  УМК по русскому языку  и литературе.

            Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге. Коммуникативное обучение определяют как «функционально-смысловой подход» или «функциональный подход» к освоению новых знаний и умений.

              Участники коллективной деятельности должны постоянно включаться в диалоги и полилоги, а идущий в это время процесс обучения  нужно понимать «как индивидуальное присвоение форм коллективной деятельности».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«обучение литературному анализу на уроках русского языка и литературы »

Рымжанова Жанна Тауфековна учитель русского языка и литературы

ВКО, Петропавловская средняя школа имени Т.И. Аманова


Тема: обучение литературному анализу на уроках русского языка и литературы

Коммуникативная технология направлена в основном на поиск активных методов и форм организации работы учащихся на уроке, воплощение так называемого  «обучения в сотрудничестве», в парах и группах, она активно используется сегодня как ведущая во многих современных  УМК по русскому языку и литературе.

    Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге. Коммуникативное обучение определяют как «функционально-смысловой подход» или «функциональный подход» к освоению новых знаний и умений.

     Участники коллективной деятельности должны постоянно включаться в диалоги и полилоги, а идущий в это время процесс обучения  нужно понимать «как индивидуальное присвоение форм коллективной деятельности».

     Двумя основными типами таких форм являются: полилоговая и театральная. Именно они могут стать инновационной базой в создании конкретного образовательного инструментария. Все зависит от организации такой деятельности: мощь коллектива либо угнетает личность, либо становится «катализатором» ее развития. Поэтому параметры функциональной изменчивости участника во время коллективного действа  определяются самой личностью, что и является самым значимым фактором для ее научения. И более того, именно активность каждого должна формировать особенность процесса коллективной деятельности.

    Формирование коммуникативной доминанты образования в широком смысле меняет позицию учителя:  он равноправный собеседник, консультант и помощник  учащегося, причем его деятельность в этом случае выходит за пределы чисто преподавательского ремесла. Развивать  коммуникативные  способности  и коммуникативные  компетентности  - значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию.

    Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения.  Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетентности, предусматривают как устную (дискуссии, доклады, презентации), так  и письменную (чтение, понимание и написание разного рода текстов) формы коммуникации.  Коммуникативная компетентность формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность. Коммуникабельность понимается как способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты. В профессиональном плане эта способность оценивается высоко и входит в число обязательных условий при приеме на работу, связанную с активной коммуникативной деятельностью.  Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:

·       аудирование

·       говорение

·       чтение

·       письмо.

    Коммуникативная технология позволяет осознать и использовать на практике механизмы функционирования языка:

- инструментальная функция - использование языка с целью получить что-либо;

- регулятивная функция - использование языка для контроля над поведением окружающих;

- интерактивная функция - использование языка для взаимодействия с другими людьми;

- личностная функция - использование языка для выражения собственных чувств и мыслей;

- эвристическая функция - использование языка для изучения и познания мира;

- образная функция - использование языка для создания мира фантазий;

- репрезентативная функция - использование языка для передачи информации.

    Главным при  коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из осознания речевой ситуации и речевых поступков. Главная цель применения коммуникативных технологий  – развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне.

    Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей на уроках  заключаются в том, чтобы:

·  сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои  и понимать чужие мысли в устной и письменной речи;

·  сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;

·  развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические конструкции;

·  обеспечить усвоение учащимися норм (орфографических, лексических, грамматических) русского литературного языка;

·  развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.

    Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения:

·       ученик спрашивает,

·       подтверждает мысль,

·       побуждает к действию собеседника с помощью вопросов, спорных утверждений и т.д.,

·       высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.

При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:

·       новая речевая задача,

·       новый собеседник,

·       новый предмет обсуждения.

    Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. именно в деятельности возникает:

·       осознание необходимости общения,

·       потребность использования речи,

·       формирование представлений о речевом поведении.

  Самой  важной единицей организации  и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является коммуникативная ситуация. С помощью создания коммуникативной ситуации

·       устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается

·       мотивируется общение

·       презентуется (преподносится) речевой материал

·       приобретаются речевые навыки

·       развивается активность детей и самостоятельность общения

·       закрепляются коммуникативные навыки учащихся.

     Другой  эффективной единицей  обучения с использованием коммуникативных технологий  является совместный анализ  текстов. Тексты создают развивающую и воспитывающую атмосферу на уроке.    Работа с текстом на уроке должна превратиться в полилог, и каждый ученик становится активным его участником. Создание на уроке атмосферы творческой  работы с текстом  помогает учащимся конструировать свои индивидуальные тексты, овладевать инструментарием анализа.

 Виды уроков на основе коммуникативной технологии:

- уроки с измененными способами организации: лекция, семинар, публичная защита знаний, зачет, мастерская, ученическая конференция и т.д.;

- уроки, опирающиеся на фантазию и творчество:  спектакль,  коллективное сочинение,  концерт, дебаты, дискуссия, диспут (с последующей устной или письменной рефлексией);

- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, ярмарка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, интервью, пресс-конференция  и т.д.;

- уроки – игры:  дидактические, ролевые, деловые, состязательные;

- уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям и т.д.;

- уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов.

  Уроки с использованием коммуникативных технологий  позволяют обучать школьников  языку  как средству общения,  познания мира и себя в нём, средство приобщения к культуре; дают возможность развивать в них умение активно, творчески и грамотно владеть всеми видами речевой деятельности.Некоторые формы и приёмы  работы на уроках русского языка:

  • многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к различным   словарям, видам разбора; анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову; создание на его основе изобразительно-выразительных средств; создание контекста для слова  и т.д.;

  • инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, диктанты «с иллюстрациями», свободные диктанты, самодиктанты и т.д.; 

  • воссоздание культурного фона отдельных слов и выражений;

  • этимологические комментарии, рассказы в форме «этимологических этюдов и историй»;

  • анализ смысловых оттенков значений слова в контексте;

  • сопоставление русских слов со словами и их переводными  аналогами в других языках, подбор синонимов, антонимов, сравнение паронимов и омонимов и др.;

  • создание текстов по аналогии «Вечер» - «Утро», «В театре» - «На выставке»

  • и т.д.

  • составление тематических словарей;

  • расширенная работа с фразеологией, с пословицами, поговорками, афоризмами;

  • создание контекста для изобразительно-выразительного средства;

  • соединение в одном предложении далёких по смыслу слов;

  • создание предложений по заданному началу, концу и т.д.;

  • распространение предложений за счёт введения различных второстепенных членов, изобразительно-выразительных средств, обращений, вводных слов и т.д.;

  • все виды аспектного и комплексного анализа текста;

  • метод разворачивания слова в текст и сворачивания  текста до ключевого                                  слова (слово – словосочетание – простое предложение – простое,  осложнённое различными синтаксическими единицами предложение – сложное предложение – микро-текст – текст)

  • "кристаллизация" смысла текста и микротекста путем составления денотантных графов, синквейнов ("смысловых  анаграмм", "смысловых  пирамид"и т.д.).

Некоторые формы и приёмы работы на уроках литературы:

  •  многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений,      словарная работа в связи с наблюдениями за законами создания текстов;

  • речевой портрет героя;

  • пересказ (аналитический, сжатый, комментированный)

  •  создание контекста к образному средству;

  •  изменение текста с помощью использования средств выразительности;

  •  сравнительный анализ художественных текстов на одну тему;

  •  сочинения разных видов  и их качественный анализ (сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине, спектаклю, фильму, по мотивам музыкальных произведений и т.д.), сочинения-стилизации (басня, сказка, фельетон, «Как Гоголь», «Как Маяковский», сочинение собственных рассказов и т.д.);

  •  стихосложение;

  •  ролевые игры и речевые импровизации (пересказ эпизода произведения от лица героя, устная или письменная  презентация книги, отзыв, рецензия,  вступительная статья к литературному сборнику, комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.);

  • подготовка и защита проектов на литературную тему;

  • подготовка и презентация исследовательских работ на литературную тему;

  • соучастие в подготовке лекции учителя

  • создание сценария,  инсценирование отрывков литературных произведений и т.д. 

Результат внедрения коммуникативной технологии – это

- гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия 

  на слух, чтения, письма,аналитической переработки  информации;

- преодоление страха публичного выступления;

- свободное ориентирование в реальных  жизненных ситуациях общения;

- расширение словарного запаса;

- получение и применение новой информации в области коммуникаций.

Коммуникативная технология активно способствует социализации личности. Коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею.

 

Библиография

1. Бабайцева В.В., Бернадская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка // Русская Словесность. № 3; 1997, с.57.

2. Бердникова Л. И. Русский язык в системе развивающего обучения - Оренбург, Изд-во ООИУУ, 1997

3. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. // РЯШ, № 1, 1996.

4. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003.

5. Калшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. - М., 1984.

6. Капинос В.И., Сергеева Н.К., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения в 5-7 классах. - М., 1991.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
обучение литературному анализу на уроках русского языка и литературы

Автор: Рымжанова Жанна Тауфековна

Дата: 05.01.2015

Номер свидетельства: 150240

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-na-tiemu-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "281861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453615308"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Статья "Особенности преподавания литературного  чтения на русском языке в казахской  школе" "
    ["seo_title"] => string(101) "stat-ia-osobiennosti-priepodavaniia-litieraturnogho-chtieniia-na-russkom-iazykie-v-kazakhskoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "139428"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417711788"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(65) "vospitaniie-patriotizma-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454385829"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства