Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме "Односоставные предложения" »
Односоставные предложения.
Система уроков русского языка
для 8 класса
(по учебнику «Русский язык: учеб. Для 8 кл. общеобразовательных учреждений / [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. Ред. Н.М.Шанский. – 3-е изд., М.: Просвещение – ОАО «Московские учебники», 2006. – 237 с.»).
Учитель
МБОУ «СОШ имени А.М. Горького»
Щёлокова Т.Г.
Урок 1. Главный член односоставного предложения. § 30.
Цель урока:
дать понятие об односоставных предложениях;
закрепить знания о признаках и функции главных членов предложения;
воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка, к творчеству Н.В.Гоголя.
Задачи:
учить детей отличать односоставные предложения от двусоставных и понимать их роль в тексте;
учить детей находить в предложении подлежащее и определять способы его выражения;
развивать навык отличать подлежащее от омонимичных с ним форм;
закреплять ранее изученные правила русской орфографии;
повышать орфографическую грамотность учащихся.
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Тема высказывания: «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя».
Интеграция (межпредметные связи): связь с литературой, историей, информатикой.
Оборудование:
карточки с индивидуальными заданиями;
материалы презентации, выполненные с помощью программы PowerPoint;
интерактивная таблица (материалы «Единой коллекции ЦОРов» в интернете – http://school-collection.edu.ru).
Ход урока.
I. Сообщение темы, цели урока.
1. Слово учителя:
- Мы с вами, ребята продолжаем изучать ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Вспомните, что мы называем ПРЕДЛОЖЕНИЕМ?
(ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слова, выражающие законченную мысль).
- Было бы не интересно рассказывать просто о предложениях, поэтому поговорим о необычных предложениях, у которых есть изюминка, отличающая их от множества других.
Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь (самое кроткое предложение). Один сказал: «Eo rus» (Еду в деревню), второй ответил - «I» (Езжай).
- Давайте, ребята, посмотрим, в чём изюминка этих предложений?
(Они не просто самые короткие, но у них нет одного главного члена предложения).
- Значит, мы сегодня поговорим об односоставных предложениях, у которых есть только один главный член предложения.
2. Работа с 1, 2 и 3 слайдами презентации «Тема урока», «Цели урока», «Проблема урока».
– Постановка проблемного вопроса урока: «Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?».
3. Работа с эпиграфом урока.
Гоголь – огромный талант, прекрасное сердце и небольшой, несмелый, робкий ум. (Л.Н.Толстой).
4. Литературно-орфографическая разминка.
ЗАДАНИЕ: Прочитайте текст, вспомните, из какого изученного вами художественного произведения взят отрывок? (Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»).
- А п…в…р…тись(ка) сын! Экой ты см…шной к…кой! Что это на вас за п…повские подрясники? И эдак все ход…т в ак…дем…и? – Такими сл…вами встрет…л старый Бульба двух сыновей св…их учившихся в киевской бурсе и пр…ехавших д…мой к отцу.
(ОТВЕТ: - А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии? – Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу).
СЛОВО УЧИТЕЛЯ о 200-летии со дня рождения Н.В.Гоголя: 01.04.1809 г. в селе Большие Сорочинцы на границе Полтавского и Миргородского уездов родился Николай Васильевич Гоголь. В 2009 году мы будем отмечать 200-летие со дня рождения этого великого русского писателя, создателя комедии «Ревизор», поэмы «Мёртвые души», повести «Тарас Бульба» и др.).
Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят…
(Николай Некрасов. 21 февраля 1852 г, в день смерти Гоголя).
СЛОВАРНАЯ РАЗМИНКА: какие орфограммы и пунктограммы вы увидели в этом тексте?
- правописание приставок;
- правописание проверяемой (непроверяемой) безударной гласной в корне слова;
- правописание личных окончаний глагола;
- правописание суффиксов глагола;
- запятая в предложении с обращением;
- запятые в предложении с причастным оборотом.
II. Объяснение нового материала.
1. Работа с учебником..
- Ребята, прочитаем теоретический материал (учебник, § 30, стр.84). Понаблюдаем за предложенными предложениями и сделаем вывод о структуре односоставных предложений.
ВЫВОД: односоставные предложения – предложения, состоящие из одного главного члена предложения; если в предложении есть только подлежащее, то оно является назывным; если в предложении есть только сказуемое, то оно может быть определённо-личным, неопределённо-личным, безличным.
2. Работа с таблицей.
Односоставные предложения
ГЛАГОЛЬНЫЕ
(главный член предложения – сказуемое)
НАЗЫВНЫЕ
(главный член предложения – подлежащее)
1. Определённо-личные
назывные
2. Неопределённо-личные
Обобщённо-личные
Безличные
III. Закрепление нового материала.
1. Работа с учебником.
Выполнение упражнения 171, чтение теоретического материала, стр.85.
2. Анализ предложений. Дифференцированные задания.
1) ЗАДАНИЕ: прочитать текст (отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»), выписать только односоставные предложения.
И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери всё!» - его ли душе не любить её?Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное?.... Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. …
….Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади. Остановился поражённый божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!..
(ОТВЕТ: Односоставные предложения подчёркнуты).
2) ЗАДАНИЕ: найти в каждом предложении грамматическую основу, подчеркнуть её.
3) ЗАДАНИЕ: сделать полный синтаксический разбор первого предложения.
4) Задание: дома найти полный текст поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души», выписать конец данного отрывка, состоящий из односоставных предложений.
(ОТВЕТ: Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа.)
3. Работа с интерактивной таблицей «Типы односоставных предложений».
ЗАДАНИЕ: находясь в режиме он-лайн (в интернете), обсуждаем с классом примеры односоставных предложений, приведённых в таблице.
IV. Тренировочные упражнения.
1. Работа с учебником.
Выполнение упражнения 173, стр.85.
ЗАДАНИЕ: распространите второстепенными членами односоставные предложения из упр.172.
ОТВЕТ:
Зима. – Наступила долгожданная зима.
Вечерний час. – Наступил вечерний час.
Стемнело. – На улице быстро стемнело.
Ветер. – Подул сильный ветер.
Осенний скучный день. – Наступил осенний скучный день.
2. Выборочный диктант. Вспоминаем произведения Н.В.Гоголя.
ЗАДАНИЕ: прочитайте текст, из какого произведения данный отрывок? Выпишите только односоставные предложения.
Ужасно как хочется есть!Так немножко прошёлся, думал, не пройдёт ли аппетит, - нет, чёрт возьми, не проходит. Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой. Пехотный капитан сильно поддел меня: штосы удивительно, бестия, срезывает. Всего каких-нибудь четверть часа посидел – и всё обобрал.А при всём том страх хотелось бы с ним ещё раз сразиться. Случай только не привёл. Какой скверный городишко! В овощенных лавках ничего не дают в долг. Это уж просто подло.
(ОТВЕТ: монолог Хлестакова из комедии Н.В.Гоголя «Реыизор», действие 2, явление 3; односоставные предложения подчёркнуты).
3. Орфографическая разминка. Вспоминаем произведения Н.В.Гоголя.
ЗАДАНИЕ: прочитайте текст, из какого произведения данный отрывок? Вставьте пропущённые буквы, расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните грамматические основы в предложениях, определите, какие из них односоставные, а какие - двусоставные, нарисуйте схему последнего предложения.
П…следний день перед Р…ждеством прош…л. Зимн…я, ясная ноч… наступила. Гл…нули звёзды. Месс…ц в…личаво поднялся на небо посв…тить добрым людям и вс…му миру что(бы) всем было весело к…ляд…вать и славить Христа. М…розило с…льнее, чем с утра; но за(то) так было тихо что скрып м…роза под с…погом слыш…лся за (пол)версты. Ещё ни одна толпа п…рубков не показ…валась под окнами хат; мес…ц один только загляд…вал в них укра…кою как(бы) вызывая пр…наряживавшихся девушек выб…жать ск…рее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами пов…лился дым и пош…л туч…ю по небу и (в)месте с дымом подн…лась ведьма в…рхом на м…тле.
ОТВЕТ:
Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.
(Отрывок из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством; односоставные предложения подчёркнуты; схема последнего предложения - [ = - и = ], и [ = - ].
V. Подведение итогов урока.
1. Решение проблемы урока.
- В начале урока прозвучал проблемный вопрос: «Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?». Вы читали отрывки из произведений Н.В.Гоголя, разбирали эти тексты, обратили внимание на то, что в художественных текстах очень часто встречаются односоставные предложения. Как меняют односоставные предложения произведение?
(ОТВЕТ: при помощи односоставных предложений художественные произведения становятся ярче, действие описывается динамичней).
2. Беседа с классом по вопросам:
Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
Какие односоставные предложения бывают?
V. Домашнее задание.
Выучить теоретический материал учебника - §30, стр.84-85; письменно выполнить упр.172.
Творческое задание: дома найти полный текст поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души», выписать конец отрывка, обсуждаемого в классе (конец 1 тома поэмы); предложения состоят из односоставных предложений.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ.
1. Творческие задания.
1. Вспоминаем пословицы. Дифференцированные задания по группам.
ЗАДАНИЕ: перед вами пословицы и поговорки о книгах, подчеркните только те пословицы, которые состоят из односоставных предложений (ОТВЕТ: односоставные предложения подчёркнуты).
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Книга книгой, да и своим умом двигай.
Книга мала, а ума придала.
Книга хороша, да нечетчики плохи.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Книги читай, а дела не забывай.
Книги читать – не в ладушки играть.
Книга – друг человека.
Кто много читает – тот много знает.
ЗАДАНИЕ: перед вами начало пословиц и поговорок о книгах, состоящие из односоставных предложений, допишите их (ОТВЕТ: в скобках правильные концовки пословиц).
Учёному и книги …(В РУКИ).
Читай, книгочей, не жалей … (ОЧЕЙ).
Всю жизнь живи, всю жизнь … (УЧИСЬ).
Ему и книги … (В РУКИ).
Много читает, а дела …(НЕ ЗНАЕТ).
Смотрит в книгу, а видит … (ФИГУ).
2. Задание повышенной трудности.
Из истории слов.
ЗАДАНИЕ: Какое из данных слов – ПРЕДЛОЖЕНИЕ и СЛОВО – является исконно русским, а какое – заимствованным?
(ОТВЕТ: Большинство наименований, которые употребляются в русской грамматике, позаимствованы нами со стороны. В этом нет ничего удивительного, особенно если вспомнить, что и сама грамота, письмо пришли к нам через южных славян, от греков-византийцев, то есть письмо было построено на основе греческой азбуки.
Слово ПРЕДЛОЖЕНИЕ – (трудно даже поверить!) это нерусское слово. Слово это имеет множество значений: 1) в XI веке – жертва, 2) поручение, 3) вступление, начало, 4) требование, нужда (словарь И.Срезневского). Всё это совсем не похоже на наше грамматическое ПРЕДЛОЖЕНИЕ. По-видимому, слово это появилось в нашей грамматике поздно, под влиянием латинской грамматики, где существовал термин «пропозицио».
Другой термин – СЛОВО – очень древнее слово, существовавшее в языке предков русского и других родственных народов).
3. Занимательный материал.
1. Ох уж эти загадки!
ЗАДАНИЕ: Отгадайте загадки. Найдите в них односоставные предложения.
1) Скоро ест, мелко жуёт,
Сама не глотает, другим не даёт. (ПИЛА)
2) Стоят вместе, ходят врозь. (НОГИ)
3) Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. (БАРАБАН)
4) Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (ДОЖДЬ)
(ОТВЕТ: односоставные предложения подчёркнуты).
2. Весёлые рифмы.
Главные члены предложения.
Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружится этот глагол
Между другими словами,
То подчеркните его поскорей
Сразу двумя чертами.
Потом от него мы вопросы КТО? ЧТО?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Тут мы его одною чертой
Вмиг подчеркнём без сомненья,
И полюбуйся – перед тобой
Главные члены предложения.
3. Игра «Бред профессора».
ЗАДАНИЕ: идея игры в том, что все слова в известной фразе заменяются своими «научными», а точнее наукообразными, определениями и полученный псевдонаучный бред профессора предлагается для разгадывания, например: Кошка выпила молоко – Плотоядное пальцеходящее домашнее животное проглотило белую жидкость с мягким вкусом, выделяемую самками млекопитающих.
Расшифруйте предложения профессора, которые он записал в результате преображения известных русских пословиц и поговорок, состоящих из односоставных предложений.
Условием успешного выживания биологической особи является её способность постоянно перемещаться по криволинейной замкнутой траектории.
Пернатые сельскохозяйственные вредители, ранее поражённые огнестрельным оружием, способны без труда декодировать зрительные образы отдельных видов отходов мукомольного производства.
Некоторые последствия остеохондроза успешно компенсируются в процессе ритуального погребения пациента.
Во избежание негативных последствий биологическим особям не следует осуществлять моментальные выбросы выделений желез наружной секреции с вектором скорости, противоположным вектору воздушных потоков.
Нельзя сделать русскую национальную еду несъедобной при помощи продукта переработки суспензии жира в воде.
ОТВЕТ:
Хочешь жить – умей вертеться.
Стреляного воробья на мякине не поведёшь.
Горбатого могила исправит.
Не плюй против ветра.
Кашу маслом не испортишь.
Урок 2. Назывные предложения. § 31.
Цель урока:
познакомить учащихся с назывными предложениями;
показать отличие назывных предложений от других односоставных предложений;
воспитывать у учащихся интерес к творчеству русских поэтов, творчеству Н.В.Гоголя, любовь к русскому языку.
Задачи:
показать учащимся способы выражения главного члена в назывных предложениях;
научить детей использовать назывные предложения в речи;
определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, статьях;
Тема высказывания: «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя».
Интеграция (межпредметные связи): связь с литературой, историей, информатикой.
Оборудование:
карточки с индивидуальными заданиями;
материалы презентации, выполненные с помощью программы PowerPoint;
интерактивная таблица (материалы «Единой коллекции ЦОРов» в интернете – http://school-collection.edu.ru).
Ход урока.
I. Сообщение темы, цели урока.
1. Слово учителя:
- Мы продолжаем работу по изучению односоставных предложений. И сегодня познакомимся с интересными односоставными предложениями. Какими? Вы сами мне ответите, когда разгадаете вопросы викторины.
2. Литературная викторина.
Сюжеты каких двух крупнейших произведений Н.В.Гоголя были подсказаны ему А.С.Пушкиным? (ОТВЕТ: «Ревизор», «Мёртвые души»).
Какие повести Н.В.Гоголя озаглавлены словами из трёх букв? (ОТВЕТ: «Вий», «Нос»).
3. Постановка проблемного вопроса.
- Так о каких односоставных предложениях пойдёт сегодня речь на уроке? (О назывных).
- Изучая односоставные предложения сегодня, понаблюдаем и над назывными предложениями, ответим на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?»
4. Работа со слайдом презентации «Эпиграф урока».
Эпиграф урока: Родник поэзии есть красота. (Н.В.Гоголь).
II. Проверка знаний, умений, навыков учащихся.
1. Проверка творческого домашнего задания.
1) ЗАДАНИЕ: прочитать конец 1 тома поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души», назвать предложения, которые являются односоставными.
Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа.
2) ЗАДАНИЕ: сделайте полный синтаксический разбор 1 предложения Русь, куда ж несёшься ты?
2. Разноуровневые индивидуальные задания.
ЗАДАНИЕ: полный синтаксический разбор предложения, являющегося эпиграфом урока: Родник поэзии есть красота. (Н.В.Гоголь).
ЗАДАНИЕ: из сборников стихотворений С.Есенина, А.А.Блока, А.Ахматовой и т.д. выписать предложения, у которых есть только один главный член предложения – подлежащее.
3. Работа со слайдами презентации «Поэтическая пятиминутка».
ЗАДАНИЕ к стихотворениям:
Внимательно прочитайте стихотворения, определите идейный замысел и позицию автора.
Найдите односоставные предложения. Определите их роль в поэтическом тексте.
Чем односоставные предложения помогают в выявлении авторского замысла и понимании идейного смысла стихотворения?
Попробуйте в стихотворной форме передать свои чувства и настроения, которые вы испытываете при работе над проектом, используя односоставные предложения.
III. Объяснение нового материала.
1. Работа с учебником.
Задание: чтение теоретического материала - § 31, стр.86; разбор предложений для наблюдения.
2. Выполнение упражнения.
Задания по упражнению 174:
- прочитать стихотворения, устно указать назывные предложения, определив в них, чем выражено подлежащее;
- выписать слова с пропущенными буквами;
- вспомнить орфографические правила: правописание О и Ё после шипящих и Ч в корне слова, Н и НН в причастиях, буквы И и Ы после Ц, правописание корней -ЛАГ-/-ЛОЖ-, правописание окончаний прилагательных.
3. Работа с интерактивной пунктограммой «Знаки препинания в назывных предложениях».
ЗАДАНИЕ: находясь в режиме он-лайн (в интернете), разбираем примеры назывных предложений, приведённых в таблице.
IV. Закрепление нового материала.
1. Разноуровневые задания.
ЗАДАНИЕ: выполнение упражнения 175.
ЗАДАНИЕ: словарная работа - ЗАЖЕЧЬ, ЗАЖЖЁННЫЙ, ЗАЖЖЕНА. Составление с данными словами предложений.
ЗАДАНИЕ: выполнение упражнения 176.
ЗАДАНИЕ: выполнение упражнения 177.
2. Работа по развитию речи.
ЗАДАНИЕ: выполнение упражнения 179 (по басням Крылова).
ЗАДАНИЕ: выполнение упражнения 182 (составление односоставных предложений на тему «Первые впечатления»).
3. Поэтическая минутка.
ЗАДАНИЕ: спишите, вставляя пропущенные буквы; укажите односоставные назывные предложения; подумайте и скажите, почему каждый отрывок заканчивается двусоставным предложением.
1) Веет…р. Ночь. Пут…вые огни.
В…д…качка. Тень сем…фора.
Песня! Ты их в пути д..г…ни
И скажи, что встретимся скоро. (А.Сурков).
2) Ни огня, ни ч…рной хаты –
Глушь и снег… (На)встречу мне
Только вёрсты п…л…саты
Поп…даю…ся одне. (А.С.Пушкин)
4. Выборочный диктант.
ЗАДАНИЕ: прочитайте отрывок из художественного произведения; кто автор, какое это произведение? Выпишите только назывные предложения.
- Что за лестница! – шептал про себя кузнец, - жаль ногами топтать. Экие украшения! Вот, говорят, лгут сказки! кой чёрт лгут! боже ты мой, что за перила!какая работа! тут одного железа рублей на пятьдесят пошло!
… «Что за картина! Что за чудная живопись! – рассуждал он, - вот, кажется, говорит! кажется, живая! а дитя святое! и ручки прижало! и усмехается, бедное! а краски! боже ты мой, какие краски! тут вохры, я думаю, и на копейку не пошло, все ярь да бакан; а голубая так и горит! важная работа! должно быть, грунт наведён был блейвасом…»
(ОТВЕТ: назывные предложения подчёркнуты).
V. Тренировочные упражнения.
1. Работа с электронным заданием, проверяющим умение распознавать назывные предложения.
ЗАДАНИЕ: находясь в режиме он-лайн (в интернете), выполните тест «Найдите и отметьте назывные предложения».
2. Работа с художественным текстом.
ЗАДАНИЕ: выполнение упражнения 178.
(ОТВЕТ: односоставные назывные предложения подчёркнуты:
Маленькая комната в гостинице. Постель, стол, чемодан, пустая бутылка, сапоги, платяная щётка и прочее.
Осип и Хлестаков.
Хлестаков один.
Хлестаков, Осип и трактирный слуга.
Хлестаков, городничий и Добчинский. Городничий, вошед, останавливается. Оба в испуге смотрят несколько минут один на другого, выпучив глаза.
3. Литературное задание.
ЗАДАНИЕ: вспомните героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» и по предложенной характеристике угадайте, определите, о ком идёт речь, впишите имена действующих лиц.
…, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек.
…, провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей.
…, молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.
…, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет.
…, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен.
…, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут.
Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да).
Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да).
Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).
Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да).
2. Решение проблемного вопроса.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?»
(ОТВЕТ: назывные предложения делают стихотворения мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта).
VII. Домашнее задание.
Выучить теоретический материал параграфа 31, письменно выполнить упражнение 180.
Дополнительное задание: из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» выписать 10 назывных предложений (из реплик героев).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ.
1. Задания повышенной трудности.
1. Работа с интерактивным заданием по теме «Назывные предложения».
ЗАДАНИЕ: находясь в режиме он-лайн (в интернете), проанализируйте данное стихотворение В.Жуковского (найдите строчку, объясняющую, почему писатели и поэты используют назывные предложения).
2. Проблемный вопрос.
ЗАДАНИЕ: можно ли, не меняя смысла назывного предложения (т.е. утверждения о наличии, существовании предмета, явления), превратить предложения Ночь. Дождь. и др. в обычные двусоставные? (ОТВЕТ: можно, добавив сказуемые БЫЛА, БУДЕТ: Была ночь. Будет дождь.).
3. Определяем члены предложения.
ЗАДАНИЕ: определите члены предложения в следующих назывных предложениях:
Глухая окраина сибирского города.
Кривые улочки.
Узкие переулки.
Ветхие деревянные домишки.
Дворы, заросшие травой и бурьяном.
Рытвины, пустыри, огороды.
(ОТВЕТ: все прилагательные и причастия – согласованные определения; гóрода – несогласованное определение; травой и бурьяном – дополнение в рамках причастного оборота).
2. Творческие задания.
1. Работа с интерактивной репродукцией картины Ю.И.Пименова «Ожидание» с заданиями по теме «Назывные предложения».
ЗАДАНИЕ: находясь в режиме он-лайн (в интернете), словесно описать картину, используя односоставные назывные предложения.
2. Работа с интерактивными иллюстрациями М.В.Добужинского с заданием по теме «Назывные предложения».
3. Придумываем предложения.
ЗАДАНИЕ: запишите как можно больше назывных предложений, выраженных:
Только именем существительным: Зима.
Существительным с прилагательным: Поздний вечер.
Существительным с причастием: Смеющиеся лица.
Существительным с числительным: Девять часов.
Существительным с частицами ВОТ, ВОН: Вот мельница.
Существительным с другим существительным: Начало января.
Существительным с наречием: Спуск вниз.
Фразеологизмом: Буря в стакане воды.
4. Пишем рассказ.
ЗАДАНИЕ: напишите на одну из предложенных тем рассказ, состоящий из возможно большего числа назывных (в том числе и распространённых) предложений.
В театре.
В библиотеке.
Весна в деревне.
Зимний лес.
Весенний город.
3. Занимательный материал.
1. О значении слов.
ЗАДАНИЕ: каково объяснение лингвистических терминов – ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ?
(ОТВЕТ: эти термины по отношению к главным членам предложения были введены М.В.Ломоносовым. ПОДЛЕЖАЩЕЕ – значит «лежащее в основе предложения», СКАЗУЕМОЕ называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что «сказано о подлежащем».
2. Вспоминаем книги.
ЗАДАНИЕ: напишите названия книг, состоящие из назывных предложений, в которых встречаются числительные. (ОТВЕТ: «Пятнадцатилетний капитан» Ж.Верна, «Первые радости» К.Федина, «Два капитана» В.Каверина, «Три сестры» А.Чехова, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина).