kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение педагогического опыта по теме "Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас. Использование грамматических упражнений способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми гласными, с которыми обучающиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме "Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка"»

Обобщение опыта по теме "Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка" учителя начальных классов Сайнасаровой А.И.


План  работы:

1. Обоснование выбранной темы.

2. Что такое «словарная работа» и требования к ее проведению.

3. Методы и приемы работы над словами с непроверяемыми написаниями.

4. Применение инноваций, педагогическая обоснованность.

5. Изучение и анализ опыта.

6. Результаты работы по данной теме.


  1. Обоснование выбранной темы.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса.

Первоначальные сведения о них дети получают уже в I классе. Работая по «Прописи», первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как, воробей, ворона, сорока, и др., запоминают правописание слов собака, корова, воробей. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой - изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников. Использование лексико-орфографических упражнений на этапе закрепления, обобщения и систематизации знаний учащихся о словах с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями  является средством обогащения, уточнения и активизации словаря учащихся, а также средством развития культуры речи и воспитания любви к родному слову. Работа над каждым словом из «Словаря» непосредственно связана с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом. Учитель всегда может найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-отрывки из художественных произведений.

 К сожалению, обучающиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин такого положения – недостаточность разработки методики обучения непроверяемым написаниям данного типа, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу, и мало научных, обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.

        Словарной работе в школе уделяется недостаточно внимания, нередко носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

        Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее письменной формой.


II. Что такое «словарная работа» и требования к ее проведению.


Слово – важнейшая единица языка. Любое речевое высказывание складывается из слов, выстроенных в определённой последовательности. Чем богаче словарь человека, тем  точнее и оригинальнее он может высказать свои мысли. Поэтому работа со словарными словами является одним из главных  направлений при изучении русского языка, а также для развития речи.  Методика проведения словарной работы предполагает четыре основных направления:

Обогащение словаря – усвоение новых, ранее неизвестных слов. Для успешного овладения богатством родного языка учащийся должен ежедневно прибавлять к своему словарю примерно 8-10 словарных единиц и значений.

Обогащению словаря  способствуют задания на ссылку учеников к различным словарям в процессе обучения. Очень важно научить детей пользоваться словарями.

Уточнение словаря – развитие гибкости словаря, его точности и выразительности через усвоение иносказательности значений слов, их многозначности, оттенков смысловых значений слов.

Активизация словаря – перенос слов из пассивного словаря в активный через применение приёмов, способствующих развитию грамотной устной речи.

Устранение нелитературных слов (диалектных, жаргонных, просторечных)

В государственной программе начального образования обозначен список обязательных слов, написание которых должны запомнить ученики.


3. Методы и приемы работы над словами с непроверяемыми написаниями.

Работа над словами с непроверяемым написанием проводится в несколько этапов:

  1. Введение  нового слова.

Языковой материал по каждой лексической единице включает несколько моментов.

  1. Ребус: при разгадывании ребусов дети самостоятельно или с помощью учителя производят звуковой анализ, а затем и синтез слова, что способству­ет более прочному

  1. Толкование лексемы помогает лучше понять лексическое запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами.значение слова.

  1. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание.

  2. Однокоренные слова позволяют провести наблюдение над единооб­разным написанием в них корня.

  3. Синонимические и фразеологические отношения: работа предполага­ет образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, фор­мирование понятий, а также усвоение слов и оборотов речи.

  4. Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложе­ния и тексты позволяют наблюдать за функционированием слов в речи.

Творческая деятельность учащихся состоит в следующем:

  • исследовательская деятельность;

  • моделирование лексических отношений и структур;

  • конструирование;

  • критический анализ;

  • творческие работы;

  • составление собственных словариков.

Данный материал рекомендуется использовать в виде планируемого в структуре урока фрагмента развития речи учащихся (словарной работы) дли­тельностью от 7- 8 до 15 мин.

В процессе работы у школьников формируется внимание к слову, к его значению и оттенкам значения, к его уместности в предложении и в тексте; вырабатываются быстрота и точность выбора слова.

Систематическое использование данного материала на уроках не только повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов ребёнка, но и постепенно формирует понятие о языке как функциони­рующей системе.

Такой подход к работе над словарными словами повышает интерес к род­ному языку, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию учения, снимает тормозящие факторы.


Введение новых слов для запоминания рекомендуется проводить через использование частичных проблемно-поисковых ситуаций на уроках. Это даёт возможность ученикам самим добывать знания и совершать открытия, а не принимать готовые знания от учителя.

Таким образом, осуществляется деятельностный  подход к обучению:

  • Составь и запиши новое словарное слово из «рассыпанных» букв. Проверь  правильность полученного слова по орфографическому словарю. Например, О,А,Б,К,С,О  (собака)


  • Проверь по орфографическому словарю, какое из  слов записано верно. Например, мидведь, медветь, медведь.


  • Отгадать кроссворд, в котором отгадкой будет новое словарное слово.


  • Из данных слов нужно взять по одному слогу и получить новое слово. Например:  депо, Дюймовочка, калина. (новое слово – девочка)


  • Записать новое слово под диктовку учителя с пропуском орфограммы. Проверить написание по словарю и заполнить пропуск в слове.

  • Узнай новое словарное слово: воспальточосмрмедведьвтим


2. Применение заданий для успешного запоминания нового слова.

Найти асоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.


ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:
а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- месту расположения;
- форме;
- звучанию;
- действию;
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству
и т.д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например:
Словарное слово
* береза - по цвету _бЕлая
* береза - кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)
Результат:
б_Е.реза - б_Е.лая,
 гр_Е.бень (_Е.)
5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
б
 б _Е реза
   л
    а
    я
6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:
г_А.зета - бум_А.га,
к_А.рман - дыр_А.,
д_И.рект_О.р - кр_И.к, р_О.т,
к_О.нцерт - н_О.та, д_О., х_О.р,
з_А.вод - труб_А.,
к_О.рабль - в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,
ин_Е.й - б_Е.лый, сн_Е.г,
л_А.донь - л_А.па,
к_А.пуста - з_А.яц
к_А.рандаш - гр_А.нь, бум_А.га,
с_О.бака - хв_О.ст

Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не дает нужных результатов.
Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.
Приведу примеры упражнений для формирования фонетических понятий.
1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.окзал, з.мл.ника, ж.лез., г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, с.пог, к.пуста,...рех.
2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес,билет,язык.
3. Запишите слова, начинающиеся на букву р (т,м,о ит.д.)
4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда, б.лот..
5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.
6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
7. Игра «Угадай слово»
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова, начинающиеся на слог «го-».
(город, горох, гореть, горизонт)
И наоборот можно дать конец слова, а учащиеся придумывают начало.

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начало откусили,
Из книжек в норку утащили.
..суда,..реза,..сква
.
8.Чайнворд.
В клетки квадрата, круга и т.д. по направлении., указанному стрелкой, впишите словарные слова. Последняя буква предыдущего слова является началом следующего.
9. Игра «Собери слово»

пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак;
10. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.
11. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.
12. Игра «Расшифруй слово»
Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.

2, 10 ,13, 6 ,20 (билет)

26,16,22,7,18(Шофер)
33,2,13,16,12,16(яблоко)

13. Игра «Ступеньки»
В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.
берег
гореть
медведь
И т.д.
14. Выборочный диктант:
Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.

По шоссе едет автомобиль.
Ребята развели у реки костер
.
Дежурный следит за порядком в классе.

Также на уроках для работы над словарным словом я использую ребусы, кроссворды.
Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм, находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо с «дырками», т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребенок учится обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем не допускать их появления.
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. Это следующее направление нашей классификации. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение, распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений. Приведу примеры таких упражнений.
1. От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова.
Укажите, при помощи чего они образовались.
2. Подбери слова к данным схемам.

а) корень, окончание; б) корень, суффикс, окончание; в) приставка, корень, окончание.

3. От слов газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к-.
4. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Береза, березовый, березняк, подберезовик, березка, березонька, березки.
Праздник, праздничный, праздники, праздновать.
Заяц, зайчик, зайчишка, зайчиха, зайцы, заячья
.
5. Составьте словосочетание вставляя в имена прилагательные нужные окончания.
Ребята радостн…………………………………
Береза кудряв…………………………………….
Улица многолюдн………………………………
Календарь перекидн
…………………………
6. Шарада. Узнайте слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нем такая же, как в слове превращаться, суффикс, как в слове цветной, окончание, как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным.
7. Составьте словосочетания. Запишите их.
Укажите, как в связи с изменением окончания, меняются падеж имени существительного.

Подарил ..........................................................
Дружил …………………………………………
Говорил
………………………………………

8. При изучении словарных слов использую загадки:
На высоком косогоре Стоит девица в уборе Белоствольная краса, Зеленеет чуть коса. (Береза)
Задания.
Определите склонение существительного береза. Образуйте от существительного береза новые слова с помощью суффиксов –к,-ов-.
Вставьте пропущенные буквы в слова: на высок..м, к..с..горе, ст..ит, кр..са, к..са.
9. Работа над деформированным предложением.
Восстановите предложение, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому?
Мой папа дал объявление в (газета).
Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным.
На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы
.
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.
При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.
2. Выпишите из словаря по пять слов первого, второго, третьего склонения.
3. Составьте словосочетание. Определите падеж прилагательных.

Воробей(какой)
Газета(какая)
Молоко (какое
)

4. Выпишите в три столбика слова из словаря:
В первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.

5. Спишите предложения вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающий на вопрос кто?

..........на ухо наступил.
Слово – не ……, вылетит – не поймаешь
.

6. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.

Машина остановилась………..(дом).
Дети читали книги……………(космонавт).
Заяц быстро несся……………(лес).

7. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например:

адрес (адресный, адресок, адресовать)
ветер (ветерок, ветреный, обветрить)

8. Составьте предложение с данным словосочетанием. Определите склонение существительных.

Интересный случай. Аккуратный ученик.
Березовая аллея.

9. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.

Кто живет в лесу? (З . . ц)
В чем хранятся ручки и карандаши?(П . . . л)
Какой овощ растет на огороде? (О . . . . ц)

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили посинтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре не сложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений, помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов.
1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.

Береза в небе
Огурец в доме
Воробей в школе
Комната в лесу
Ученик в огороде


2. Составьте предложения с данными словами.

Ветер, осина, капуста, тетрадь
3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
4. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница .
5. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение.

Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником.
Край земли у водной поверхности.
Комната для занятий в школе.

6. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.

Рисунок в книге - … . (картинка)
Килограмм – это тысяча … . (грамм)
Мать родимая - … любимая. (Родина
)
7. Из слов составьте предложение.

Огород, растет, в, картофель.
8. Выделите из предложений словосо-четания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

Диана вынула из кармана носовой платок.
Весной Тимур снова перебрал отобранные семена и посадил их на свое маленькое поле.

9. Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился текст.

В гости иду к моему другу петуху. Встретил её лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка-сестричка!
10. Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.

На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в центре площади бьет фонтан в городе есть библиотеки музеи театры на берегу построена прекрасная пристань.

Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает прежде всего слов для этого. Перед учителем стоит задача - активизировать словарь детей.
В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значение слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.
На практике можно использовать следующие виды упражнений:
1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» и т.д.
2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому признаку отобраны слова?
автомобиль, урожай, трамвай, самолет;
капуста, помидор, солома, морковь;
пенал, тетрадь, телефон, карандаш
.
3. Сгруппируйте слова по темам.
Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш

3. Одним из важных условий, обеспечивающих усвоение знаний, является  их систематическая проверка и оценка. Контроль и проверка усвоения новых слов может проходить в различных видах. Это повышает интерес учеников к предмету.

  • Диктанты могут носить как обучающий, так и контролирующий вид работы над трудными словами.

  • Списывание с определённым заданием.

  • Картинный диктант (найти на картинке и записать слова из словаря)

  • Предупредительный диктант (ученики объясняют, как напишут слово и почему)

  • Объяснительный диктант (коллективная проверка написанного. Ученики подчёркивают орфограммы, а после записи контролируют правильность выполненной работы)

  • Выборочный диктант включает картинный, слуховой и зрительный. (требует выписать определённые слова, в данном случае словарные).

4. Применение инноваций, педагогическая обоснованность. Изучение и анализ опыта.

Работа со словами, объединёнными в группы

Передовой опыт педагогов и специально прове­дённые эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Как часто ученикам приходится сталкиваться с такими словами, как ромашка, лопа­та, каток и др., которых нет в списке словарных, а они употребляются в речи довольно часто. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение со­циальной адаптации выпускника.

        Для себя я сделала вывод: повторение не бесполезно и имеет решающее значение при написании слова. Вначале слово надо произнести по слогам, потом слоги произнести все вместе, особенно выделяя непроверяемый звук. В трудных местах обязательным выделением звука в слове подчеркивается его трудность. Встречаются слова, которые надо произносить многократно. Зато это прочный фундамент для правописания. С. Н. Лысенкова предлагает словарную работу ежеурочно и в начале недели записывать группу слов в индивидуальный словарик и работать над ней неделю с ежедневной их записью под детское комментирование. Сюда включены слова не только из словаря, но и по изучаемым темам. Эту инновацию я уже включила в свою работу, используя готовые подборки слов из учебников «Русский язык». Наиболее трудным, в понимании, словам дается объяснение из толкового словаря. Новые термины включены в упражнения, в задания к упражнениям, очень богатый занимательный материал. Детям легче усваивать такие группы слов, т. к. они в течение недели работают над ними в разных вариантах.

Слова включаются в любой этап урока по любой теме. Примерные виды работы со словами:

• орфографическое чтение;

• постановка ударения;

• деление на слоги и для переноса;

• определение частей речи;

• звуко-буквенный разбор;

• разбор по составу;

• подбор однокоренных слов

• вставить пропущенные буквы;

• исправить ошибку (если вы уверены в возмож­ностях класса);

• отгадать загадку (слово из группы — отгадка), загадку предлагает учитель;

• зашифровать слово, т.е. составить загадку, что­бы одноклассники отгадали;

• составить предложение со словом из группы / используя как можно больше слов данной группы / используя все слова данной группы;

• подбор синонимов, антонимов;

• работа с пословицами, поговорками, фразеоло­гизмами, в состав которых входят эти слова.

• работа с отрывками из художественных произ­ведений;

• выборочный, зрительный и другие виды дик­тантов;

• ребусы;

• написание сочинений-миниатюр и т.д.

После изучения набора проводится проверочная работа. Например, диктант, включающий как можно больше слов.

Тема «Словарь» и «Словарная работа» включены в работы известных педагогов – новаторов. Учитель русского языка П. С. Тоцкий выпустил книгу «Орфография без правил», где рекомендует начинать работу с начальной школы. Его главная мысль заключена в том, что если слово повторять многократно в одном варианте, потом в другом, то движения органов речи останутся в памяти, они – то и решат на практике правописание слова. Грамотно пишущий человек так себе и диктует, внутренней речью. Если не привыкнуть к орфографическому чтению, то очень трудно правильно написать слово. Орфографическому чтению надо обучать с первого класса. Решающее значение имеет повторение вслух за учителем, т. к. ребенок учится преодолевать артикуляционные препятствия, хотя дети преодолевают их легко, свободно.

Самодиктант, или письмо по памяти (ученики записывают по памяти несколько слов из словаря)

  • Проверочный, или контрольный диктант (ставит целью выяснить уровень владения  изученными словами)

  • Зрительный диктант (слова записаны на доске, затем они закрываются, но не стираются, т.к. они понадобятся ученикам для самопроверки и анализа)

  • Диктант по памяти. Записать по памяти слова с безударной гласной Е.

  • Творческий диктант. Заменить развёрнутое определение одним словом. Часто применяется в кроссвордах.


Диктант и использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают её, записывают отгадку.


6. Результаты работы по данной теме.

Работая над темой я заметила положительные результаты в работе по итогам проверок знаний словаря детей. Эффективность очевидна: дети усваивают орфографию не только «программных» слов, но и многих других, значительно быстрее и их знания прочнее.

         Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память. Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас. Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Сайнасарова Айжан Икзяковна

Дата: 05.02.2019

Номер свидетельства: 498594

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Формирование творческих компетентностей младших школьников на уроках и во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(106) "formirovaniie-tvorchieskikh-kompietientnostiei-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "148291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419626219"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме: "Синонимы, антонимы, омонимы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sinonimy-antonimy-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "144503"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418739107"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Использование  технологии развития критического мышления на уроках литературы. "
    ["seo_title"] => string(89) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "203866"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429551404"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства