Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Правописание наречий"»
Тема: Обобщение по теме «Наречие» 7 класс
Цели урока:
- обобщение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия;
- развитие речи, обогащение словарного запаса;
- воспитание интереса к истории родного края.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Введение в тему урока
- Запишите тему урока: “ Обобщение по теме “ Наречие”. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Вспомните, что такое наречие?
1.Назовите наречия по памяти
Как приятно и отрадно,
Что мне все сегодня рады!
Признаюсь великодушно,
Думал я у вас здесь скучно.
А теперь увидел точно:
Собрались вы не нарочно.
Все ведут себя прилично,
Учатся здесь все отлично!
Вот сейчас проверю вас,
Помните ли вы мой сказ!?
2. Кто лучше и правильнее распределит следующие наречия в два столбика:
(не) лепо, (не)искренне; (не)хорошо, а плохо; вовсе(не)интересно(не)по – товарищески, (не)аккуратно, (не)далеко; (не)громко, а тихо; (не)высоко, далеко(не)ласково.
3. Каквы понимаете эту пословицу: “ Кто грамоте горазд, тому не пропасть?” Когда в наречиях пишется приставка “не-” , “ни-”? Составьте предложения со следующими словами:
1 ряд – некогда, никогда 3 ряд –некуда, никуда
2 ряд - негде, нигде
4.Сделать занов... — сделать за окно - сделать заново прочитать снов.,. — прочитать с окна — прочитать снова переписать нанов... — переписать на окно — переписать наново
Задание: Попробуйте проверить этим способом пропущенные орфограммы :
солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер______усилился. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться_______заметались птицы
Проверка
Был полдень, беспощадно палило
солнце. На горизонте появилась черная туча, которая медленно двигалась с запада на восток. Внезапно подул ветер. Молодая березка испуганно затрепетала. Порывистый ветер резко усилился. Вдали сверкнула молния, глухо раздался первый удар грома. Спеша укрыться, беспорядочно заметались птицы
Физкультминутка
Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, повернитесь влево, развернитесь направо, тихо сядьте за парту.
Сколько наречий встретилось в тексте физкультминутки?
7.Замените фразеологизм наречием
1. Положа руку на сердце честно
У черта на куличках далеко
Рукой подать близко
2. Как в аптеке точно
Черным по белому ясно
Битый час долго
3. Бок о бок рядом
На вес золота дорого
Душа в душу дружно
8.Замените словосочетания синонимичными наречиями
на шипящую, вставьте пропущенные буквы
Лошади мчались быстро-
Распахнуть до конца-
Уйти в сторону-
Засеять густо-
Ударить размахнувшись-
Нет терпения-
Невмоготу-
Вверх лицом-
Слова для справок: навзнич..., проч...,
вскач..., уж..., настеж...,
сплош..., наотмаш..., замуж...,
невтерпеж..., невмоч...
9.Е или И ?
Н...где, н...откуда, н...сколько, н...откуда,
н...где, н...чуть, н...сколько, н...куда,
н...мало, н...куда.
10.О или Е ?
Певуч..., свеж..., крепч..., горяч..., хорош...,
общ..., неуклюж..., блестящ..., ещ
11.Н или НН?
Работали напряжё…о, внимание напряже…о, говорил взволнова…о, море взволнова…о, шел медле…о, походка медле…а, остановился неожида…о, встреча неожида…а
12.Слитно или раздельно?
Сделать (не)умело; пришить (не)крепко; выполнить (не)брежно; взлететь (не)высоко; сделать (не)опрятно; взглянуть (не)доверчиво, а с подозрением; говорить ничуть (не)весело; совсем (не)громко; далеко (не)ласково; произнести (не)громко, а тихо
Какое наречие »предлагает» кусок ткани на пальто? наотрез
Какое наречие пишется с двумя дефисами? точь-в точь
Какая змея бывает наречием? Уж
Как перечислить по порядку дни недели, не называя при этом ни числа, ни названий дней недели? Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра
15. Игра “Одним словом”
- Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис, запишите их:
на русском языке - … (по-русски)
в первую очередь – … (во-первых)
небрежно, плохо – … (кое-как)
в какое – нибудь время – … (когда-нибудь)
совсем немного – … (чуть-чуть)
неожиданно – нежданно – … (негаданно)
очень давно – … (давно-давно)
в точности так – … (точь-в-точь)
16. Помните, ребята, есть такая профессия – корректор. Корректор работает там, где создается печатный текст газеты, журналы, книги. Его задача - всюду вылавливать ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуйте поработать корректорами. Но сначала вспомните, когда на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак.
Найдите ошибки в следующем тексте:
“Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскач понесся по саду. Ему было невтерпежь сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмаш рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзнич”.