kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Новые образовательные технологии на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа предназначена учителям русского языка и представляет собой обобщение моего опыта работы с теоретическим обоснованием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Новые образовательные технологии на уроках русского языка»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Ульяновский государственный

педагогический университет имени И.Н. Ульянова

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова»)



Факультет дополнительного образования



Кафедра методики гуманитарного и поликультурного образования



Курсовая работа

по теме

Новые образовательные технологии на уроках

русского языка





Работу выполнила:

Асманкина Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Приволжская ООШ

МО «Город Новоульяновск», п. Липки







Ульяновск 2016 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………1

Глава Ι. Научно – теоретические основы педагогических технологий.

1 Понятие педагогической технологии ……………………………… 3

2. История развития педагогической технологии …………………… 5

3. Классификация новых педагогических технологий ……………… 9

Глава ΙΙ. Из опыта работы по внедрению новых образовательных

технологий в обучении русскому языку в школе ……………………. 11

  1. Информационно-коммуникационные технологии …………… 12



2. Проектно-исследовательская работа на уроке русского языка … 18



  1. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного



процесса на уроке русского языка ……………………………… 25



    1. 3.1.Пути, позволяющие воспитывать у учащихся любовь к русскому языку



как предмету ……………………………………………………… 26

3.2. Технология деловой игры ………………………………… 33



Заключение ………………………………………………………… 36

Библиографический список ……………………………………… 38



Приложения ………………………………………………………… 41





Введение

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам русского языка и литературы.

Поиск  ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим

процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности.

Исходя из вышеизложенного, считаю, что тема выпускной работы – «Новые образовательные технологии на уроках русского языка» - актуальна.

Практическая значимость состоит в актуализации проблемы изучения активных форм в процессе обучения школьников русскому языку с целью определения основных путей и способов, стимулирующих процесс обучения.

Гипотеза исследования: использование новых педагогических технологий на уроках русского языка создаст необходимые условия для обеспечения современного качества образования, будет способствовать формированию у учащихся ключевых образовательных компетенций.

Цель работы: выявление преимущества проведения современного урока с использованием новых образовательных технологий ( информационно-коммуникативной, проектно-исследовательской и игровых), как из способов повышения качества знаний и познавательного интереса учащихся.

Задачи: изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, разработать и апробировать уроки с учетом использования новых образовательных технологий, проанализировать результаты.

Объект исследования: процесс внедрения новых образовательных технологий в урок русского языка.

В ходе выполнения выпускной работы были применены следующие методы исследования:

  • изучение передового опыта по проблеме исследования;


  • анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

  • сравнение;

  • моделирование уроков;

  • описательный метод.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Во введении выдвинуты актуальность выбора темы, гипотеза, цель и задачи, объект и методы исследования. Первая глава посвящена научно – теоретическим основам педагогических технологий: понятие педагогической технологии, история развития педагогической технологии, классификация современных образовательных технологий. Вторая глава об опыте работы по внедрению новых образовательных технологий в учебный процесс, об использовании информационно-коммуникативных технологий на уроке русского языка, о проектно-исследовательской работе на уроке литературы. Заключение отражает актуальность выбранной темы, в библиографическом списке даётся информация об используемой литературе, в приложении – конспекты уроков и результаты деятельности учащихся.



Глава Ι. Научно – теоретические основы педагогических технологий.

§1. Понятие педагогической технологии.

Педагогические технологии – качественно новая ступень в развитии «производственного аппарата» педагогики. Понятие технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет множество трактовок. Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. Остановимся на некоторых из них.

В энциклопедическом словаре дается следующее определение: технология – это «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции» [слова на Т, с.22].

В «Толковом словаре» С.И.Ожегова технология рассматривается как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

«Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких – либо проблем» [слова на Т, с.8].

В словаре иностранных слов технология трактуется как «совокупность методов и процессов, применяемых в каком-нибудь деле» [слова на Т, с.6].

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических

средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин 1 )


Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом

технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Передовыми учителями разработано множество результативных методик. Но скопированная методика не может давать одинаковые результаты в различных случаях ее использования.

Технология же – это процесс, который может освоить каждый. Единственное, что необходимо помнить, - все стадии, предусмотренные технологией, должны быть пройдены, в противном случае результат не будет достигнут. Ясно одно: образовательные технологии должны научить детей самостоятельно добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности, сформировать у учащихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства.

________

1 Кларин, М. В. Технологии обучения: идеал и реальность – Рига: 1999

§2. История развития педагогической технологии.


Впервые в двадцатые годы термин «педагогическая технология» упомянут в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский).

В это же время распространилось и другое понятие – «педагогическая техника», которая в Педагогической энциклопедии тридцатых годов была определена как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий.
К педагогической технологии было отнесено также умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия.
В сороковые - пятидесятые годы, когда началось внедрение в учебный процесс обучения технических средств, появился термин «технология образования», который в последующие годы под влиянием работ по методике применения различных ТСО модифицировался в «педагогические технологии». Именно к середине пятидесятых годов XX века исследователи относят массовую разработку и внедрение педагогических технологий и связывают это с возникновением технологического подхода к обучению в американской, а затем и в европейской школе.

В середине шестидесятых годов возникло два направления: «технические средства в обучении», «технология учебного процесса». Первоначально под педагогической технологией понималась технизация учебного процесса. Первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение.

К концу семидесятых годов – началу восьмидесятых вследствие развития техники и начавшейся затем за рубежом компьютеризации обучения понятия «технология обучения» и «педагогическая технология» все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом.
При этом были выделены две стороны педагогической технологии: применение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств. Под давлением технологического опыта других отраслей педагогические технологии обретают новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и влиять на его эффективность. В связи с этим педагогическая технология рассматривалась как область знания, включающая методы, средства обучения и теорию их использования для достижения целей обучения.
Технология обучения – понятие близкое, но не тождественное педагогической технологии, поскольку оно отражает путь освоения конкретного учебного материала в рамках определенного предмета, темы, вопроса и в пределах избранной технологии.
Дальнейшее развитие исследователей в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в многочисленных различных определениях этого понятия.

Так, по мнению, многих отечественных педагогов (Беспалько В.П.2, Журавлева В.И., Кларина М.В.3) технология обучения – это составная часть системы обучения, связанная с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения.
В психолого-педагогической литературе можно встретить три основных подхода к определению технологии обучения. При первом подходе под технологией часто подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной цели. Приравнивая технологию к частной методике, авторы данного подхода опираются на одну из важнейших характеристик технологии – они подчеркивают, что это способ достижения любой конкретной цели. ______________________________

2 Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии – М. : 1989.

3 Кларин, М. В. Технологии обучения: идеал и реальность – Рига : 1999.

Сторонники второго подхода под технологией подразумевают педагогическую систему в целом.

В русле третьего подхода технологию рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, а как оптимальную для достижения заданной цели методику или систему, как некий алгоритм.

Технология обучения - это определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функций обучения выполняет средство обучения под управлением человека.

Создание высокоэффективных технологий обучения позволяет, с одной стороны, повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста учащихся, направлять их творческое развитие.
Таким образом, технология обучения:
- повышает производительность труда учителя;
- способствует тому, что контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера;
- освобождает время учителя посредством перекладывания основных функций обучения на средства обучения, в результате он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся;
- так как для любой технологии цель определяется очень точно, то использование объективных методов контроля дает возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля;
- создание технологий обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации учителя, что открывает возможности для выравнивания уровней освоения учебной дисциплины учащимися во всех образовательных учреждениях;
- технологизация создает предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьного и профессионального образования.
С термином «педагогическая технология» связано и понятие «технологический подход к обучению», которое, как подчеркивает М.В.Кларин, ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).


В технологическом подходе к обучению выделяют следующие этапы:
- постановка целей и их максимальное уточнение с ориентацией на достижение результатов;
- подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;
- оценка текущих результатов;
- коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
- заключительная оценка результатов .
Источниками развития педагогической технологии, как утверждает

О. Епишева, являются:
1. Психология, психологические концепции усвоения и научения – бихевиоризм, теория поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности.
2. Производственные процессы и конструкторские дисциплины, связывающие тем или иным способом технику и человека, составляющие систему «человек – техника - цель».
В этом смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала в процессе производства продукции.
3. Педагогика
Понятие «педагогическая технология» в последнее время получает все более широкое распространение в теории обучения. Именно в этом смысле термин «технология» и его вариации «технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании» стали использоваться в педагогической литературе и получили множество формулировок в зависимости от того как авторы представляют структуру и составляющие образовательно-технологического процесса.

§ 3. Классификация новых педагогических технологий.

В настоящее время существует большое количество педагогических (дидактических) технологий, способствующих повышению качества обучения русскому языку, с использованием нетрадиционных форм организации учебной деятельности учащихся:

- личностно-ориентированные технологии обучения (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили и др.)4

- технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровой урок, система обучения на основе схемы и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова5, опорные конспекты Ю.С.Меженко6);

- технологии, ориентированные на эффективность управления и организации учебного процесса (перспективно-опережающее обучение с использованием технологии, ориентированные на эффективность управления и организации

______________________

4 Амонашвили, Ш.А. Размышление о гуманной педагогике – М. : 2001.

5 Шаталов, В.Ф. Эксперимент продолжается – М.: 1998.

6 Меженко, Ю.С., Ситникова, Т.Н. Пособие Школьный курс русского языка в опорных конспектах Житомир.: 2012.

учебного процесса (перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н.Лысенковой, технологии уровневой дифференциации, технология программированного обучения, система КСО - коллективного способа обучения, групповые технологии разных видов - групповой опрос, смотр заданий, учебная встреча, диспут, урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок и т.д.);

- технологии, основанные на дидактическом усовершенствовании и реконструировании учебного материала («школа диалога культур» В.С.Библера и С.Ю.Курчанова, технология укрупнения дидактических единиц - методика УДЕ - П.М.Эрдниева, система М.Б.Воловича);

- частно-предметные педагогические технологии (эффективные уроки А.А.Окунева);

- технологии развивающего обучения (классно-урочные система Л.В.Занкова, технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, технология саморазвивающего обучения Г.К.Селевко);

-авторские школы (школа адаптирующей педагогики Е.А.Ямбурга - Б.А.Бройде, школа самоопределения А.Н.Тубельского, «Русская школа»).

Главной целью современного образования является развитие социально значимых качеств учащихся в процессе воспитания и обучения:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений;

  • воспитание ответственности учащегося за успех учебной деятельности;

  • формирование способности к объективной самооценке – рефлексии.




Достижению этих целей способствует построение учебного процесса, ориентированного на личность учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. В центре учебного процесса – ученик, его познавательная и творческая деятельность.

Основным способом реализации социально-личностного типа образования является использование педагогических технологий проблемного, развивающего, дифференцированного, рефлексивного, диалогового

обучения и воспитания, технологии коллективной творческой

деятельности, групповые, игровые технологии, получивший широкое

распространение метод проектов, интерактивные технологии и др.

Каждая из этих технологий вносит свой вклад в развитие личности учащегося, в его социализацию.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель

совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию,

организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением

комфортных условий для учащихся и учителя.



Глава ΙΙ. Из опыта работы по внедрению новых образовательных технологий в обучении русскому языку в школе.

Новые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы помогают учителю в достижении образовательных и воспитательных целей.

Они призваны:

- сделать эффективным педагогический процесс обучения и воспитания школьников,

- вывести процесс управления качеством образования на новый уровень.



§1. Информационно-коммуникационные технологии

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.

Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения; авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно – ориентированную.

Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного события. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Опыт работы над проблемой использования ИКТ на уроках русского языка и литературы свидетельствует о преимуществах их применения: это и дополнительный материал к учебникам, позволяющий расширить кругозор учащихся, и быстрый контроль их знаний, и новая занимательная информация, повышающая познавательные интересы учащихся, и более эффективные условия для проведения индивидуальной, фронтальной и групповой форм деятельности.

Информационно-коммуникативные технологии применяю на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении,

контроле. В основном использую такие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью информационных технологий, как информационно-обучающие программы, тесты, проекты, наглядные пособия, слайдовые презентации, видеоуроки. Возможности мультимедиа делают уроки русского языка и литературы яркими, интересными, эффектными. Конкретно-наглядная основа урока позволяет сделать обычные учебные занятия зрелищными и поэтому легко запоминающимися.

Чаще всего на уроках я использую презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным. Использование разных видов презентаций позволяет решать следующие задачи:

1.Лекционная презентация – это визуальные материалы, которые иллюстрируют содержание лекций, докладов, выступлений учителя или обучающихся.

2. Презентация «Интерактивный плакат» - это демонстрация иллюстраций, фотографий, схем с минимумом подписей. Они допускают активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее.

3. Презентации "Тройное действие». На слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его. Таким образом, задействуются три механизма восприятия: зрительно-образный, связанный с фотографиями, слуховой, связанный с пониманием того, о чём говорит учитель; дополнительный зрительный, связанный с одновременным чтением предлагаемого материала.

4. «Интерактивные презентации» наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке во время семинарских занятий и практикумов. Гиперссылки на иные источники информации, в том числе и ИНТЕРНЕТ, позволяют ребенку использовать самостоятельно необходимую информацию для изучения, закрепления нового или самоконтроля результатов усвоения.

5.Анимации и иллюстрации я чаще всего использую при объяснении нового материала. Эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы ( например, для уроков развития речи ).

С помощью электронных таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего

периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу (например, «Правописание НЕ с разными частями речи» или «Разряды местоимений»).

На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты ( созданные мной в программе Power Point и My Test и тесты ИНТЕРНЕТ-ресурсов, чаще всего с сайтов учителей русского языка и литера-туры Захарьиной Елены Алексеевны и Гвоздиковой Елены Ивановны ).

Использование интерактивных тестов не только экономит время учителя, но и

помогает учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Задачи, стоящие перед учителем – словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей – предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Электронные образовательные ресурсы становятся для учителя бесспорным помощником.

По большому счету, главное для нас, учителей русского языка и литературы, – гуманитарное образование личности ребенка, которое является основой человеческой нравственности и культуры. Использование ЭОР делает процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным. ЭОР на уроках русского языка позволяют разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышают творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций экономит время, более эстетично оформляет материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывает интерес к уроку.

Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал могут находить сами учащиеся в Интернете и на дисках. Так урок становится ярким, образным, деятельностным. Использование интерактивных тестов не только экономит время учителя, но и помогает учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Такие уроки приносят большое удовлетворение учителю и пользу ученикам.

Правильно подобранный к уроку ЭОР пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение. Это начало другого, «нешкольного» знания. Знания, в основе которого – ощущения и образы . Создано множество различных коллекций цифровых образовательных ресурсов, включающих тематические коллекции, инструменты, программные средства . Они повышают наглядность, интерактивность урока русского языка.

Анимированные рисунки и иллюстрации, интерактивные определения, правила, таблицы, учебные тексты, электронные задания, тесты, словари и справочники – вот тот клад, который необходимо использовать любому учителю.

Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего используются мною на уроках.

При подготовке к урокам я использую такие Интернет – ресурсы, как:

1. Издательский дом «Первое сентября», Русский язык – http://rus.1september.ru. Издательский дом «Первое сентября» поддерживает в Интернете два ресурса: электронную версию одноименной газеты и сайт для учителей «Я иду на урок русского языка» – http://www.rus.1september.ru/urok.

2. Справочно-информационный портал «Русский язык»http://www.gramota.ru. Портал содержит много полезной информации, касающейся русского языка: рубрики «Язык и закон», «Наука о языке», «Язык и образование», «Язык и творчество», научные и методические статьи, бесплатная справочная служба русского языка.

3. Уроки Кирилла и Мефодия по русскому языку и литературе (серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».

Репетиторы по русскому языку и литературе Кирилла и Мефодия .

4. Интерактивный курс подготовки к ГИА Русский язык.

5. Грамотей-клуб http://www.gramotey.ur.ru– клуб пользователей обучающей программы «Грамотей».

6. Культура письменной речи по адресу http://www.gramma.ru. Ресурс «Культура письменной речи» в составе портала «Русское слово» содержит разделы Колокол, Русский язык, Стиль документа, Литература, Учителю, Библиотека, Экзамены, Справка, Комната отдыха. В помощь учителю предлагаются «Обязательный минимум содержания образования», «Критерии оценки сочинения», требования к рефератам, а также подраздел «Методика: русский язык».

7. 1C: Репетитор http://repetitor.1c.ru– сайт отдела обучающих программ фирмы 1C.



Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). Домашнее задание заключалось, в основном, в запоминании информации. Практическая часть была ограничена списыванием или составлением текстов . Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать домашнее задание полноценным. С ЭОР изменяется компонент получения информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Нельзя рассматривать ЭОР только как новые образовательные возможности. У учеников появляется возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных) ученика. Прежде всего, происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЭОРов.

Что дают электронные образовательные ресурсы учителю?

- использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности;

.-построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал;

-использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывает интерес к уроку, делает его интереснее.

Использование мультипликации и анимации разнообразит уроки, активизирует учащихся. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку не должно заменять традиционные методы и приемы обучения, а работать в комплексе.

В ФГОС 2 поколения особая роль отводится личностным образовательным результатам выпускника. ЭОР на уроках русского языка помогают формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, активность, самостоятельность, духовность и нравственные ориентиры.

Подводя итог выше сказанному, анализируя свой опыт, прихожу к выводу, что активное использование информационно-коммуникативных технологий приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Вывод один – нужно совершенствовать свои приемы и методы, и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности. 

§ 2. Проектно-исследовательская работа на уроке русского языка

Также одним из важных видов новых образовательных технологий, на мой взгляд, является проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы. Она всё чаще становится объектом интереса широкой педагогической общественности. Вызвано это прежде всего «заинтересованностью общества в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацелённых на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения».7 Хорошо известно, что данная педагогическая технология, основанная на вовлечении учащихся в проектную деятельность, получила распространение в 1920-е гг.

в США, её связывают с идеями гуманистического направления в философии

образования педагога - мыслителя Френсис Паркера, американского философа

и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.К.Килпатрика. Для него важнейшим

образовательным ресурсом любого учебного заведения является сам ребенок.


Метод проектов привлек русских педагогов еще в начале 20 в. Под

руководством  русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников,  пытавшаяся активно использовать

проектные методы в практике преподавания.


В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века

(В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев).

 

Внедрение проектной деятельности на уроках и во внеурочное время

приводит к развитию  творческого потенциала и природных способностей

учащихся, созданию условий для обретения каждым учеником универсальных

умений и навыков деятельности, созданию на уроке ситуации «успеха»,

подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

Работа над проектом — это самостоятельная деятельность обучающихся: индивидуальная, парная, групповая.

__________________________

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.,2011.

Что же такое проект? Есть много суждений на эту тему.

«Проект» — (от лат. projectus — брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения

или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.»8

Проектная деятельность должна отвечать следующим требованиям:


1.   Наличие значимой в исследовательском, творческом плане пробле­мы или задачи, требующей поиска для ее решения.

2.   Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, ориги­нальной (если проблема не оригинальна, то должно быть ориги­нальным ее решение).

3.   В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

4.   Использование исследовательских методов.

5.   Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания ав­тором (авторами) избранной области исследования.

6.   Работа должна соответствовать установленным формальным кри­териям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

В школе реализуются учебные проекты. Учебный проект — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные для достижения общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участника проекта.

Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка он даёт возможность использовать _____________

8.      Большой энциклопедический словарь.

самые неожиданные формы презентаций: от буклета и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда.

В чем положительные особенности проектного обучения?

  • Это – конструктивистский подход к обучению.

  • Вовлекает учащихся в совместное дело – они работают над проектами или проблемами с неизвестным заранее решением.

  • Они глубоко изучают тему, используют критическое мышление, видят связь обучения с жизнью и показывают то, что поняли в своих продуктах и выступлениях.

  • В центре обучения – ученик, учитель – фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis — «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию.9

  • Ученики обычно работают в группах сотрудничества в течение длительного времени, находят множество источников информации и создают аутентичные продукты.

  • Проекты дают возможность учащимся быть экспертами, сотрудничать

  • с ровесниками, взаимодействовать со взрослыми. Развивают умения, необходимые в жизни.

  • Проекты дают возможность учащимся быть экспертами, сотрудничать ровесниками, взаимодействовать со взрослыми. Развивают умения, необходимые в жизни.

  • Защита проектов предусматривает коллективное обсуждение, экспертизу, оппонирование, результаты внешней оценки, выводы.

  • Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся

самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной

_____________________

  1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С., Социологический словарь. Экономика, 2004.


деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки

ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.


Метод проектов вызывает интерес у преподавателей русского языка, однако опыт создания проектов по русскому языку пока невелик. Тем большее внимание учителей, методистов привлекают попытки создать учебный проект, выдержанный в рамках технологических требований.

Учителя начинают всегда с выбора темы проекта, его типа, определения количества участников. Далее учителю необходимо продумать проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики, и помочь учащимся их осознать, сформулировать (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд и т. д.). Учитель нацеливает учащихся на обсуждение возможных методов исследования, самостоятельный поиск информации, творческие решения.

Очень важно организовать промежуточные обсуждения полученных данных в группах на уроках или на занятиях в научном обществе. Раз в четверть участник проекта докладывает о промежуточных результатах. Это позволяет организовать планомерную работу учащихся над проектом. Обычно проводится предзащита проекта, где высказываются замечания, даются советы по окончательному оформлению результатов.

Какие же интеллектуальные умения можно развить в учебной деятельности, организованной по методу проектов?

Во-первых, аналитическое мышление в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, сравнения, сопоставления фактов, явлений. Во-вторых, ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и пр. В-третьих, логическое мышление, когда формируется умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы.

Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, включая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки в первую очередь.

Разновидности учебных проектов.

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов10, которые возможно использовать на уроках русского языка:

  • информационный,

  • ролевой,

  • практико-ориентированный,

  • творческий

  • исследовательский проекты.

В зависимости от предметно-содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.
Организуя проектную деятельность, я предлагаю учащимся «Правила успешной проектной деятельности» , которые должны выполняться участниками проекта.

________________________________

  1. 10 Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 – 2000



Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

  2. Команды не соревнуются.

  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

6. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.

  1. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий учащихся в проекте» .

План действий учащихся в проекте

  1. Выбор темы проекта (исследования).

  2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

  3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).

  4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

  5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

  6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

  7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

  1. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.



Мною опробованы разные виды проектов по русскому языку : практико-ориентированные («История одного слова », «Деловые бумаги»), творческие (сочинения, сказки), исследовательские ( «Обращения в баснях И.А. Крылова»), лингвистические (таблицы,схемы , «Vip-персона- суффикс –А-); по количеству участников проекта- личностные, групповые.

Проектное обучение – это полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не вытесняет ее. Специалисты , имеющих большой опыт проектного обучения, считают, что проект следует использовать как дополнение к другим видам обучения. И в этом случае учитель только разнообразит учебную работу, превратив образовательный процесс в результативную творческую работу

§ 3. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке русского языка

Одна из основных причин того, что учащиеся средней школы теряют интерес к русскому языку, предпочитая емудругие предметы, заключается , на мой взгляд, в том, что мы, учителя русского языка, не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, не все делаем для того, чтобы ученики дивились «драгоценности нашего языка».

3.1 Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся любовь к русскому языку как к предмету?

Таких путей много, но одним из них, является применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков. Особенно это важно в начале изучения курса в 5-9 классах. Если учащиеся поймут всю важность задачи, поставленной перед ними, и полюбят предмет, то успех почти обеспечен.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.

Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.

Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью стоит кропотливая подготовительная работа учителя.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсифи-кацию учебного процесса, широкое применение находит такой метод обучения, как игра. Игра считается необходимым ключевым условием воздействия на

ребенка. Она освобождает подсознание, делает процесс воспитания и обучения свободным, притягательным и ненавязчивым.

«Человеческая культура возникла и развивается в игре» ( И.Хейзинг).

Чему учат языковые игры? Это и языковое чутье, и умение логически мыслить, слушать и слышать слова, раскрепощенность в обращении с понятиями, увлеченность игрой.

Значение игры невозможно исчерпать развлекательно-реактивным ее приложением. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, воспитание, в творчество.

Через игру ребенок познает окружающий мир, как в тематическом отно­шении, так и в социальном. В игре он находит пути реализации своих способ­ностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптималь­ный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Игра - своеобразный "доктор", который лечит апатию и низкую мотивацию, обособ­ленность и педагогическую запущенность. Игра позволяет ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при тради­ционной системе обучения "дремлют": воображение, символьное мышление, коммуникабельность. Учащиеся в процессе игры уходят от статичности в обу­чении.

Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся на уроках русского языка, по­зволяют:

- проводить уроки в нетрадиционной форме;

- раскрывать креативные способности учащихся;

- дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- обеспечивать свободный обмен мнениями;

- учитывать возрастные психологические особенности школьников;

- организовывать процесс обучения в форме состязания;

- облегчать решение учебной задачи;

- вовлекать всех учащихся в учебный процесс;

- ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельно­сти;

- практически закреплять полученные знания;

- формировать мотивационную сферу учащихся;

- расширять кругозор детей; формировать навык совместной деятельности.


В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде с четко выраженной учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.



По характеру педагогического процесса можно выделить следующие группы игр:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные,психотехнические.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве игрового средства;

  • В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.



Игра—основной вид деятельности младших школьников, но её можно успешно использовать при обучении школьников средних и старших классов, важно только ,исходя из цели урока, найти форму игры, органично вплести её в ткань урока, чтобы способствовать усвоению материала и развивать творческие возможности детей.

В своей работе я часто использую разнообразные дидактические игры. Приведу примеры некоторых из них.

1. При изучении безударных гласных в корне использую игру «Соколиный глаз». Цель игры—найти все ошибки / кто больше?/ Полевой, тропинка, полевной, пожилой, освищать , освистать.

2. При изучении безударных гласных в корне использую игру «Семафор».

Учащиеся записывают под диктовку слова. При проверке учащиеся поднимают карточку с нужной буквой. Если весь класс ответил правильно, я поднимаю

карточку с зелёным кружком. Семафор открыт. В случае ошибки

показываю карточку с красным кружком. Допустившие ошибку объясняют орфограмму, и работа продолжается.

Много дидактических игр-упражнений можно использовать при изучении темы «Лексика».

  1. Игра «Переводчик».

А) Кто быстрее найдёт иноязычные слова и заменит их русскими ?

При проверке было выявлено много дефектов. Он пишет мемуары. Ваши аргументы убедительны. Все работали с энтузиазмом. Мы гордимся нашим голкипером.

Б) Кто быстрее найдёт старославянизмы и заменит их русскими словами ?

Горят румянцем свежие ланиты. Старец нахмурил чело. Построен град великий над Невой.

  1. Игра «Перевёртыши».

А) Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое стало употребляться в переносном значении.

Железный гвоздь, румяная девочка, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, глухая собака, стальная балка, золотые часы, колючий ёж.

Б) Замени в каждой паре слов синоним антонимом, а антоним синонимом.

Грусть, тоска, радость; мрак, темнота, свет; близко,далеко,рядом;

храбрец, трус, смельчак; похвала, порицание,одобрение; жара, холод,зной;

ложь, правда, вымысел.

Благодатный материал для развития речи даёт тема «Фразеологизмы». Сколько увлекательных игр можно предложить ребятам!

А) Замени фразеологизмом.

Метко—не в бровь, а в глаз; неожиданно—как снег на голову;

молчать—держать язык за зубами.

Б) Закончи фразеологизм.

Дрожит… ( как осиновый лист );

катается….( как сыр в масле );

выводить… ( на чистую воду );

вариться… ( в собственном соку ).

В) Угадай профессию.

Стричь под одну гребёнку; на живую нитку; сложить оружие; закидывать удочку; играть первую скрипку; открывать Америку; ждать у моря погоды; сгущать краски.

  1. Для закрепления знаний правописания суффиксов -чик и -щик использую игру—эстафету «ЧИК И ЩИК ».

Класс делится на команды, которые соответствуют вариантам (первому и второму) . Одна из команд условно называется ЧИК, а вторая—ЩИК . Командам даётся листок, где через запятую записаны слова спропущенными буквами в суффиксах -чик- и –щик-. По команде учителяначинается эстафета.

Каждый ученик на место пропуска вписывает букву «Ч» или «Щ» в зависимости от своего варианта. Та команда, чей лист окажется на столе учителя быстрее, получает 20 баллов, вторая 10. Каждая допущенная ошибка-минус 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Эстафету удобнее начинать с последней парты дальнего от учителя ряда.

4. При изучении «Морфемики» и « Словообразования» детям нравится игра

« Ромашка»

Образуйте и запишите однокоренные слова , прибавляя к ним приставки.

4. «Найди нужную схему». Всем ученикам раздаю карточки, на которых записаны предложения. Ученик читает своё предложение вслух и находит среди заранее начерченных на доске схем ту, которая соответствует его предложению. Читаю три предложения, из которых два одинаковой

структуры, а третье—другой (лишнее). Ученики должны начертить схему

предложений одинаковой структуры, а затем записать «лишнее» предложение, указать, какое оно, объяснить знаки препинания.

5. При изучении темы «Назывные предложения» в 8 классе провожу игру

«Свои предложения». За 10 минут учащиеся должны записать как можно

больше назывных предложений. Например, Утро. Зимний день. Мой дом. Школа.

После записи один ученик читает свои предложения, а другие вычёркивают однотипные. Выигрывает тот, у кого осталось больше «своих» предложений.

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм.

Это может быть минутка-разминка под общим названием «Говорите по-русски правильно».

  • «Пригласи на обед».

Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого»). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д.( другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

  • «В эфире – новости»

Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире ( стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, но и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.

В преподавании русского языка огромную роль играет словарная работа,

которую можно провести в игровой форме. Провожу различные виды

словарных диктантов: «Упрямцы», «Дубль-диктант», орфографическая

дуэль (словарный диктант в паре с взаимопроверкой), «Третий лишний».

Так, например, при изучении темы « Правописание приставок пре- и при- » в

6 классе провожу диктант «Упрямцы». Учитель диктует слова с приставкой

при-, а ученики сами подбирают и записывают с приставкой пре-, ведь они –

упрямцы.

Результатом каждой игры должно стать либо приобретение новых знаний, либо улучшение качества уже существующих. Игра может быть как самостоятельной дидактической единицей, так и элементом при использовании любой другой технологии обучения. Игра универсальна, т. к. возможна на любом этапе урока, при любой его форме.

Задачей учителя русского языка является совместить значимое для ребенка и значимое с точки зрения процесса обучения, науки.



3.2 Технологии деловой игры.

Особенностями игры подростков является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмориститческая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Поэтому в данном возрасте детям интересны деловые игры.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала и его закрепления, развития творческих способностей,

формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов, входящих в данную технологическую схему.


I . Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Далее идет ввод в игру, ориентация на деятельность участников и экспертов. Определяется режим работы, формируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуацию Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращают к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

II. Этап проведения –процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться в ее развитие и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников:

  • Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

  • Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.

  • Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

  • Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

  • Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемые.

III. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.

Здесь осуществляются выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально –

координированная, подчиненная известным правилам система:


2) игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой

деятельности, приготовлением к будущей жизни;


3) игра позволяет не заставлять ребенка учиться, а вовлекать в

совместную деятельность с учителем;


4) игра помогает ребенку по-новому взглянуть на привычный урок,


способствует возникновению интереса, а, следовательно, делает


процесс обучения более эффективным;


5) неся в себе огромный эмоциональный разряд, игра позволяет


решать не только общеучебные задачи, но и воспитывать в ребенке


инициативу, настойчивость, умение находить правильное решение в


нестандартной ситуации;


6) коллективный командный дух, желание одержать победу


позволяет каждому ребенку раскрыть себя, а иногда показать себя с


неожиданной стороны.



Заключение

Изученные мною в данной выпускной работе новые педагогические технологии - и с помощью изучения учебной литературы, и путем исследования передового педагогического опыта через специальные издания периодической печати – помогут мне организовать полноценное обучение русскому языку. Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по русскому языку, что, в итоге, ведет к

интенсификации процесса обучения.

Диагностика результатов обучения русскому языку с использованием новых образовательных технологий показала, что учащиеся лучше усвоивают тему, у них выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения основных понятий. Повысилось качество учебно-познавательной деятельности.

Основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут решаться с помощью различных педагогических инноваций.

В моей выпускной работе проанализированы не все образовательные технологии. Значит, исследования теоретичесиких и практических аспектов инноваций будут продолжены.





















Библиографический список



1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.,2011.

2. Александрова ,Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9 классах. Пособие для учителя. -М: Баласс, 2010.

3. Амонашвили, Ш.А. Размышление о гуманной педагогике – М. : 2001.

4. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка. – М., 1989.

5. Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // -Школьные технологии. 2010. № 2.

6. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии – М. : 1989.

7. Большой энциклопедический словарь.

8. Власова, Н.В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных образовательных стандартов. - Спб, 2012.

9. Кирилина ,Л.И. Современные технологии обучения русскому языку как средство повышения качества образования в условиях модернизации и профессиональная компетентность учителя. Современные наукоемкие технологии. №6,-М., 2005 .

10. Кларин, М. В. Технологии обучения: идеал и реальность – Рига: 1999.

11. Кулагина,Л.А. Организация проектной деятельности на уроках в школе- Ульяновск: 2010.

12. Меженко, Ю.С., Ситникова, Т.Н. Пособие Школьный курс русского языка в опорных конспектах -Житомир.: 2012.

13. Ожегов, С.И . Толковый словарь

14. Полат, Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ.высш.уч. заведений. -М.: Изд. центр «Академия», 2007.

15.Селевко, Г.В. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т.- М.: НИИ школьных технологий, 2006.

16. Шаталов, В.Ф. Эксперимент продолжается – М.: 1998

17. Ягудина, Р. И. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы [Текст] / Р. И. Ягудина // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012



Интернет - ресурсы

1. http://uroki.net/index.htm

2. http://uchitelu.info/

3. http://rus.1september.ru/2004/11/1.htm

4. http://nsportal.ru/



Интернет порталы

  1. http://fcior.edu.ru – Федеральный центр информационных образовательных ресурсов

  2. http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  3. http://edu.of.ru/zaoch/ - Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками

  4. http://profil.3dn.ru/ - Сайт сетевых семинаров и конференций РГПУ им. А.И.Герцена

  5. http://edu.of.ru/profil/default.asp - Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения

  6. http://www.openclass.ru/ - Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс















Приложение 1



ЭОР для учителя русского языка и литературы

http://eor.it.ru/eor/ - учебный портал по использованию ЭОР

Справочные, научные материалы:

http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме

http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка

www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

http://philology.ru/default.htm– Русский филологический портал

http://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание»

http://mlis.ru/- Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы



Электронные библиотеки, архивы, пособия:

www.feb-web.ru/– Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы

http://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической литературы

http://magazines.russ.ru/ – Журнальный зал – литературно-художественные и

гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом

http://lib.prosv.ru/– «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайте

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник



Издательский дом «Первое сентября»:

http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»

http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»

Федеральный портал «Российское образование»:

http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279/Каталог образовательных ресурсов по русскому языку

http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269/- Каталог образовательных ресурсов по литературе

http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы

Методические материалы:

www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе

www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru)

«Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)

www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу

www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»

http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)

www.uroki.net/docrus.htm/Сайт «Uroki.net».

http://www.proshkolu.ru/

, http://www.openclass.ru/

http://www.russkyiaz.ru

Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации

http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/– Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе

www.a4format.ru/– Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ)

www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/– Проект «Методкабинет». Учителю русского языка и литературы (www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.html)

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

http://school.iot.ru/– Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей

http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465/ – Учительские находки: конкурс методических разработок для школы

http://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/–Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение»

http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/- Сообщество учителей-словесников

http://school-collection.edu.ru/

Интернет порталы

1 http://fcior.edu.ru – Федеральный центр информационных образовательных ресурсов

2 http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

3. http://edu.of.ru/zaoch/ - Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками

4.http://profil.3dn.ru/ - Сайт сетевых семинаров и конференций РГПУ им. А.И.Герцена

5. http://edu.of.ru/profil/default.asp - Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения

6 http://www.openclass.ru/ - Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс

ЭОР для учащихся:

Словари. ру. - http://slovari.ru/dictsearch

Учебник грамоты http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota

Справочная служба http://www.gramota.ru/

Русские поэты. Краткий портретный тест.

http://gramma.ru/LIT/?id=8.201

Экзамены. Нормативные документы - http://gramma.ru/EXM

Приложение 2

Адреса полезных сайтов:

http://school-collection.edu.ru

- Единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процессе.

http://www.shpl.ru

– полезную информация учитель - словесник может получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки,

огромный каталог информационных ресурсов по русскому языку расположен на сайте «Словесник» (http://slovtsnik-oka.narod.ru)

http://gramota.ru

/ - часто обращаюсь к материалам Грамота.ру, при этом на занятиях помимо словарей активно использую предлагаемые интерактивные диктанты,

набор готовых учебных презентаций к урокам русского языка и литературы предложен на сайте сетевого объединения методистов Федерации Интернет-образования (http://center.fio.ru),

http://www.it-n.r

u/ - коллекция учебных проектов с применением ИКТ – на сайте «Сеть творческих учителей»,

http://www.1september.ru

- сценарии уроков, олимпиад, разработки тестов, контрольных работ - на методическом сайте,

http://www.openclass.ru

/ - сетевое образовательное сообщество учителей,

http://www.biblioclub.ru/audio_books.php

- университетская библиотека (полнотекстовая электронная мобильная библиотека),

http://prosv.ru

сайт издательства «Просвещение», здесь Вы найдёте каталог учебников и учебно-методической литературы издательства «Просвещение»; полезную информацию для учителей, методистов, администраторов; информацию о новых учебниках и учебно-методических пособиях; методическую помощь; новости образования и учебного книгоиздания; информационно-публицистический бюллетень «Просвещение»,

http://uchitelu.net/?q=materialy_uchitelu/results/taxonomy%3A559.18%2C75

– проект «Учителю.net» - это социальная сеть для педагогов. В разделе собраны методические материалы, разработки учителей. Здесь вы можете найти или разместить презентации к урокам, планы уроков, тематические планирования, контрольные работы и тесты;

http://pedsovet.su/load/27-2-2 - «Pedsovet.su»

- педагогическое сообщество учителя информатики Екатерины Хорьковой. Он представляет собой образовательный сайт, интернет-сообщество (социальную сеть) учителей, педагогов и других работников сферы образования.







48






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Новые образовательные технологии на уроках русского языка

Автор: Асманкина Татьяна Анатольевна

Дата: 20.12.2016

Номер свидетельства: 371898

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Современный урок русского языка в свете ФГОС: особенности,  проблемы, пути решения. "
    ["seo_title"] => string(90) "sovriemiennyi-urok-russkogho-iazyka-v-svietie-fgos-osobiennosti-probliemy-puti-rieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "153435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421004131"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Использование новых информационных технологий на уроках  русского языка "
    ["seo_title"] => string(80) "ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "221363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435228905"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении  школьников основной школы  по ФГОС второго поколения  на  уроках  русского  языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "248973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446809724"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Доклад «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ispolzovanie_novykh_informatsionnykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazy"
    ["file_id"] => string(6) "529662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575212396"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства