kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы и приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

ХХІ век – век инновационных технологий,  передовых направлений в сфере экономики, образования, медицины, науки и  промышленности. Этот век оснащен различными технологиями. Новшества, которые происходят в современном мире, так или иначе затрагивают все сферы.  Яркое доказательство этому – признание всего мира, будущее участие нашей республики на выставке ЕХРО-2017. В начале  нового 2014 года 17 января  Президент Республики Казахстан  Н.А.Назарбаев в своем Послании отметил главные стратегии до 2050 года, цитирую «Будущее свободной страны –в фундаментальном образовании и передовой науке»   Среди них особое место занимает и стратегия образования, создание новых возможностей для раскрытия  потенциала  казахстанцев. Для достижения этой цели необходимо создать  качественную  систему образования. Внедрять инновационные идеи, разрабатывать авторские методики и развивать дистанционное обучение, дистанционные олимпиады  - все эти задачи перед педагогами поставил Президент  в своей стратегии «Казахстан-2050». В помощь учителям  - мультимедийные классы, электронные учебники и интерактивные доски. Тысячи учителей проходят обучение по Кембриджской программе.  Согласно  новой стратегии, к 2050 году  казахстанцы  должны стать одной из самых образованных наций.Новый век  в сфере образования принес с собой  течение новых мышлений, модель  современной школы и образ нового учителя.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Методы и приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы



ХХІ век – век инновационных технологий,  передовых направлений в сфере экономики, образования, медицины, науки и  промышленности. Этот век оснащен различными технологиями. Новшества, которые происходят в современном мире, так или иначе затрагивают все сферы.  Яркое доказательство этому – признание всего мира, будущее участие нашей республики на выставке ЕХРО-2017. В начале  нового 2014 года 17 января  Президент Республики Казахстан  Н.А.Назарбаев в своем Послании отметил главные стратегии до 2050 года, цитирую «Будущее свободной страны –в фундаментальном образовании и передовой науке» Среди них особое место занимает и стратегия образования, создание новых возможностей для раскрытия  потенциала  казахстанцев. Для достижения этой цели необходимо создать  качественную  систему образования. Внедрять инновационные идеи, разрабатывать авторские методики и развивать дистанционное обучение, дистанционные олимпиады  - все эти задачи перед педагогами поставил Президент  в своей стратегии «Казахстан-2050». В помощь учителям  - мультимедийные классы, электронные учебники и интерактивные доски. Тысячи учителей проходят обучение по Кембриджской программе. Согласно  новой стратегии, к 2050 году казахстанцы  должны стать одной из самых образованных наций .Новый век  в сфере образования принес с собой  течение новых мышлений, модель  современной школы и образ нового учителя.  Если должна измениться система образования, то отсюда следует, что должен измениться и мышление  современного учителя, тип урока, учителю-новатору  необходимо знание языков. Программа  триязычия  дает новые возможности не только для учеников,  но и для родителей.  Каждый учащийся, каждый родитель понимает важность изучения всех языков в равной мере. Для этого сам учитель должен  идти в ногу со временем,  знать, искать, пробовать себя, падать и, исправляя свои ошибки, снова идти вперед. Недаром  Президент Н. А. Назарбаев в своих посланиях  делает упор на то,  что «будущее свободной страны – в фундаментальном образовании и  передовой науке».   В новом мире  с каждой  долей секунды появляются новые идеи,  новые технологии. Это и критическое мышление, и модульная технология, и проектное  обучение.   В современной школе используется много различных методов обучения детей, но стала популярной методика критического мышления, элементы которого я применяю на своих уроках. Тема моей творческой работы « Использование методов и приемов развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» . Актуальность выбранной темы я вижу в том, что технология позволяет мне , используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Лично для себя привлекательность данной технологии я вижу в возможности развивать критическое мышление через развитие культуры работы с текстом, так как в современной педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников. Но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом .Цель данной работы состоит в том, чтобы обобщить и проанализировать имеющиеся наработки по этой теме, а также поделиться небольшим опытом работы в применении методов и приемов данной технологии на уроках русского языка и литературы. В настоящее время чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети частенько испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам и по языку, прежде всего. Конечно, всех интересует, в чём причина этого. На мой взгляд, я думаю недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Технология критического мышлнеия – это «изобретение» американской педагогики ХХ века, у ее истоков стоят учениые – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Меридит. Технология основана на идеях. Джона Дьюи, Жана Пиаже и Льва Выготского. В ней систезированы технологии коллективных и групповых способов обучения, сотрудничества, развивающего обучения. Критическое мышление-это

  • способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуации, вопросам, проблемам;

  • способность ставит новые, полные смысла вопросы,

  • вырабатывать разнообразные аргументы,

  • принимать независимые продуманные решения.

Критическое мышления начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

На сегодняшнии день важно научить школьников самостоятельно добывать знания, учитель должен идти не со знаниями к ученикам, а с учениками к знаниям, т.е необходима педагогика сотрудничества. Возможность создать условия, при которых ученики могут самостоятельно овладеть знаниями, формировать собственное мнение, умение его отстоять и аргументировать дает технология «Развитие критического мышления».

  • Цель проекта – способствовать развитию критического мышления, воспитывать людей, стремящихся учиться в течение всей жизни.

  • Цели учеников:

  • мыслить критически.

  • брать на себя ответственность за собственное обучение,

  • работать сообща.

  • Цели учителей:

  • мыслить критически.

  • устанавливать в классе отношения, подразумевающие и поощряющие открытое и ответственное взаимообогащение,

  • строить обучение на основе методов критического мышления,

  • активно использовать методики, стимулирующие критическое мышление учащихся и их самостоятельность,

  • стать размышляющими практиками,

  • делиться опытом с коллегами.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех.

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.

Критическое мышление - это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.

В чём же инновационность методов критического мышления?

Эта технология представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов.

Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.

В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель: 

1.Стадия вызова; 2.Осмысление; 3.Рефлексия. 

1.Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности. 

 Вызов  Цели:  а) вызов активного интереса к теме; б) активизация каждого ученика;  в) актуализация знаний; г) создание условий, при которых учащиеся сами определяют свои личные цели изучения определенной темы. 

 Значение стадии вызова. Происходит осуществление нескольких познавательных видов деятельности: 1) Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным. 2) Активизация обучаемого. Учение становится активной деятельностью. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами. 3) Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.

 

2.Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию;  осмыслить ее;  соотнести с уже имеющимися знаниями.  

Чтение и осмысление текста

Цели:  а) организация активного восприятия текста;  б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста;  в) создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте. 

Значение смысловой стадии. 1) Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова; 2) Поддерживаются усилия учащихся по отслеживанию собственного понимания (пример с хорошим и плохим читателем). В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным; 3) На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализы.

3.Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

 Рефлексия Цели:  а) обеспечить закрепление полученных знаний;  б) вернуть учащихся к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и дополнения;  в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала; г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации; д) способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по поводу нового знания;  е) организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся с использованием новой информации.

 Значение стадии размышления (рефлексии): 1) Выведение знания на уровень понимания и применения. 2) Рефлексия своего процесса учения. 3) Живой обмен идеями. 4) Выражение новой информации своими словами.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия - «рефлексия» - есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения. 

Что принципиально новое несет технология критического мышления? 

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся  должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

   Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие   приемы «Толстые и тонкие вопросы», « Дневник двойной записи», «Знаю, хочу узнать, узнал », «Гроздья кластера», «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно и другие

  Метод  «Шесть шляп мышления». Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума,   креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями. -

Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.

- Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.

- Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.

- Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.

- Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.

- Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности , о том, с чем связано

  Не только на предметных уроках можно использовать инновационные технологии, но и на воспитательных уроках, и внеклассных мероприятиях. Со своими учениками я провела воспитательные уроки. Например, ко дню Первого Президента в нашем классе прошла познавательная игра «Елбасы туралы 1000 сұрақ». Ученики принимали активное участие в игре «Что? Где? Когда?» ( «Не? Қайда? Қашан?»), связанное с жизненной и общественной деятельностью президента; затем, работая над поставленными проблемными вопросами, аргументировали свои факты, составляли и защищали постеры.  Особенно ребятам нравится применять технологию «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. При использовании этого метода ребята делятся на шесть групп, и каждая группа, в соответствии с цветом своей шляпы, приводят аргументы по определенному проблемному вопросу. Такой метод работы развивает у детей критическое мышление, обогащает словарный запас учащихся, расширяет кругозор, заставляет детей искать новые и новые аргументы, исторические факты. Есть и ученики, которые защищали свою групповую работу в стихотворной форме .Бесспорно одно: для того, чтобы идти в ногу со временем, надо стараться успеть понять, осмыслить и применить на практике все то новое, что приносит ХХІ век.



   Прием «Фишбоун».    «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава в 1960 году как метод структурного анализа. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренные связи между разными частями проблемы.

    Прием "Толстые и   тонкие вопросы" может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

  Прием  «Дневник двойной записи».  Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.

Прием «Написание эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на  заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Прием «Кластер - определяется ключевое слово, к которому подбираются слова одной тематической группы. Слово «кластер» в переводе означает «пучок» или «созвездие». Составление кластеров развивает орфографическую грамотность, расширяет словарный запас учеников. Следует отметить, что этот приём используется на всех этапах урока .

 





 

 

Прием «Знаю, хочу узнать, узнал». Еще одним интересным табличным приемом является  таблица, который получил название «Знаю, хочу узнать, узнал». Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

Прием «Написание синквейна» В переводе с французского слово «синквейн»означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу Составление "Синквейн" способствует развитию творческой мыслительной деятельности учащихся, способности рефлексировать. Этот приём я использую при изучении раздела "Лексика", "Морфология", "Синтаксис" . Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:

Ученики должны подобрать 1 - одно существительное

2 - два прилагательных

3 - три глагола

4 - составить предложение из 4 слов

5 - подобрать синоним

Применение этого приема формирует активное, самостоятельное, творческое мышление учащихся.

Пример: 1. Доктор.

2.Добрый, отзывчивый.

3. Лечит, помогает, советует.

4. Добрый доктор лечит людей.

5. Врач, лекарь,




Приём «Верно – не верно»

1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме;

2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где по, их мнению, оно не верно.

Тема «Местоимение»

  • Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.

  • В предложении  местоимения бывают только подлежащим.

  • В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим.

  • Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

  • Местоимения изменяются по падежам и числам.

  • В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

Приём «Перепутанные логические цепочки»

1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками;

2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.

По теме «Имя прилагательное » дается следующая перепутанная логическая цепочка

Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число

В качестве  примера  хочу  привести  один  урок  с применением  методов и приемов критического мышления  -  урок  по русскому  литературе  в  6  классе  на тему  «М.Е. Салтыков-Щедрин. «На барском дворе».  Цель этого урока  -  расширить  знания,  аналитические  умения,   развить  критическое мышление учащихся.  В начале урока  провела  двухминутный  психологический тренинг  «С добрым  днем!», который  настроил учеников на хорошее настроение. Создание  атмосферы сотрудничества должно иметь постоянный характер на занятиях, так как именно оно определяет основу работы в группах. Деление на группы  при помощи фишек  рисунков   «счастье», «солнышко»  позволило создать необходимую  среду, основанную на взаимопомощи и сотрудничестве.  В начале  урока  на  стадии вызова   ребята просмотрели  видеоролик  «Детство».  После просмотра видеоролика  на вопрос  «Счастливые ли они дети?» ребята  высказывали свои робкие  мнения о своем понятии  слов  «счастье» ,  «детство»,  приводили свои примеры  из небольшого жизненного опыта.   Завершая  обьяснение новой темы о  детстве крестьянских детей ХVІІІ века, о русских писателях, освещавших вопрос  тяжелого детства,  прочитали рассказ  русского писателя М.Е.Салтыкова- Щедрина «На барском дворе».  Во время  чтения небольшого отрывка   заметила, что дети  с огромным  интересом   вникают  в рассказ, пытаясь воссоздать  про себя  образы  прошлого времени,  задают  дополнительные вопросы  по тексту.   Следующий  этап  -  словарная  работа,  где учащиеся выполняли  устное задание и записали следующие слова:  боярский двор,  жалость,  загорожен забором. Задаю ребятам вопросы, какие слова сейчас в наше время можно употребить и в каких случаях; прошу привести примеры  или  составить предложения.  Бесспорно, не сразу удается ребятам  ответить на поставленные вопросы,  так как чувствуется  недостаток  активного запаса слов. 

 Самым приемлемым  методом  на уроках русской литературы является  применение метода  Джигсо. На этом уроке  каждая группа  готовила  краткий пересказ текста с употреблением новых слов,  стараясь  передать точное содержание рассказа.  Я заметила, что некоторые ученики  с интересом прислушиваются  к пересказам своих товарищей, дополняют пересказ  более подробнее и точнее, делая упор на  определенный художественный  элемент  в  рассказе. 

  Для  закрепления текста  на этом  уроке  я  применила  прием «Толстые и тонкие вопросы».Этот  прием из технологии  развития критического мышления используется для организации  взаимоопроса.  Стратегия позволяет  ученикам умение формулировать вопросы,  умение соотносить понятия.  «Тонкий вопрос» предполагает однозначный краткий ответ.  Соответственно,  «толстый  вопрос» предполагает ответ развернутый, полный.   Если  раньше ученики  на предыдущих  уроках  предпочитали  больше  работать с «тонкими  вопросами» на  занятиях,  то на этом уроке они  стремятся больше всего отвечать на «толстые вопросы». 

    После изучения темы учащимся предлагается  самостоятельно сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса»,  связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга,  используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  Думаю, что таким приемом  можно научить детей отвечать кратко или дать полный ответ на поставленный вопрос.  Ученик,  у  которого  минимальный  словарный запас слов,  старается давать полноценные  и содержательные  ответы на «толстые вопросы».  Таким образом у ученика развивается устная речь, обогащается словарный объем. 

   Если при  применении   приема  «Толстые и тонкие  вопросы»  ребята  отвечали устно,  то  следующий прием - «Дневник двойной записи»  -  является  одним из видов письменной работы на уроке русской литературы.   В левой части  дневника учащиеся записывают те  моменты  из  рассказа, которые произвели  на них самое наибольшее впечатление из текста,  вызвали восторг,  удивление,   протест, какие то ассоциации,  эпизоды из личной жизни.  Справа  они должны  дать комментарий: что заставило их  записать и  почему  именно эту цитату.  Учащиеся больше  всего предпочитают сравнивать тот или иной эпизод из  своего небольшого жизненного опыта.

.  Уроки с применением вышесказанных методов и приемов технологии «Критического мышления» помогают:

  • привлекать пассивных учеников.

  • Делать занятия более наглядными и интересными.

  • Приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом.

  • Развивать у детей интерес к учебе, повышать самооценку, веру в себя, в свои силы и возможности.

  • Снимать психологическии барьер, сохранять и повышать мотивацию в течении урока.

Таким образом «технология критического мышления» соответсвует всем параметрам инновационного обучения. Данная технология осознанно отказывается от традиционного подхода к процессу обучения. Место этого осуществляется личностно –ориентированное обучения, при котором каждый ученик вовлекается в процесс конструирования знании на основе равноправных партнерских отношении. Преподаватель становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Критически мыслящие ученики способны принимать многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеских ценности.

Таким образом уроки с использованием приемов технологии «Развитие критического мышление » дают следующие образовательные результаты.

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

  • умение решать проблемы;

  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  • умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

  • способность самостоятельно заниматься своим обучением ;

  • способность брать на себя ответственность;

  • способность участвовать в совместном принятии решения;

  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения

  • с другими людьми;

  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

Свой доклад я хочу закончить словами великого педагога Я.А.Коменского «Учителя должны быть убеждены, что занимают самый достойный пост, и что им доверено величественное учреждение, самое ценное и дорогое, выше которого ничего нет под солнцем». Наши дети, наши ученики- это наше прошлое, настоящее и будущее. Ведь сегодняшние дети- это будущий мир. Это будущее Казахстана. И это в наших руках.

.



 

 

 

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методы и приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Автор: Тасжанова Галима Алтынбековна

Дата: 05.02.2017

Номер свидетельства: 388133

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Игра на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(33) "ighra-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427139448"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(73) "doklad_innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575213397"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Оптимизация учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы при использовании технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(153) "optimizatsiia-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-ispol-zovanii-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "238038"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444470263"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "«Развитие критического мышления  через чтение и письмо  на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-1"
    ["file_id"] => string(6) "229502"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441743137"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Планирование и рефлексивный отчет о коучинг-занятии для учителей "Использование приемов критического мышления в процессе обучения""
    ["seo_title"] => string(138) "planirovaniieirieflieksivnyiotchietokouchinghzaniatiidliauchitielieiispolzovaniiepriiemovkritichieskoghomyshlieniiavprotsiessieobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "278023"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453030615"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства