Вепренсова Светлана Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №4
Методика проведения зрительных и слуховых диктантов.
Проведение слуховых и зрительных диктантов необходимо для поэтапного увеличения объёма запоминаемого материала и развития точности памяти.
Методика проведения зрительных диктантов.
Цель: развивать точность зрительного восприятия, тренировка внимания, активизация мышления, осознанно правильное запоминание.
Текст для диктанта пишется на доске заранее. По усмотрению учителя берутся 1-3 предложения. Для лучшего восприятия текста учащимися каждое предложение пишется с новой строки. Походу работы запись закрывается, но не стирается, так как она потребуется учащимся для анализа и самоконтроля.
Алгоритм проведения зрительного диктанта
- Даётся установка на зрительное запоминание первого предложения (запись предлагается из расчёта 1 секунда на одно слово).
- Учащиеся закрывают глаза и представляют предложение зрительно (этот момент очень важен, так как в первые секунды увиденное воспроизводится в памяти максимально точно).
- Предложение записываются в тетрадь по памяти.
- То же со вторым предложением и т.д.
- Проверка под руководством учителя.
Зрительные диктанты проводятся ежедневно и параллельно со слуховыми диктантами. Зрительный диктант предшествует слуховому. Зрительные и слуховые диктанты должны быть разработаны поурочно, их содержание тесно связано с проходимыми программными темами и словарной работой.
С целью прочного запоминания материала из зрительных диктантов и достижения высокого качества орфографических навыков можно проводить следующую работу:
- предложить учащимся «урчать» трудную орфограмму;
- по окончании диктанта они делают устный разбор записанного: анализ семантический, звукобуквенный, морфологический, словообразовательный и т.д. в зависимости от орфографической ситуации;
- включить изучаемую орфограмму из зрительного диктанта не только в слуховой диктант, но и в другие виды работ на этом и последующих
уроках, и обязательно в итоговое повторение в конце года;
4. поручить учащимся записать эти слова в собственный словарик
Предложения для зрительных диктантов в 3 классе
Сентябрь
- Мама испекла пироги с черникой.
- Повар готовит щи из щавеля.
- Школьники делают флажки из бумаги.
- На полях идёт уборка урожая.
- Около школы много ребят.
- Школьники в перемену отдыхают.
- Дождь льёт как из ведра.
- У Миши новые калоши.
- На лыжах ходят по снегу.
- На коньках катаются по льду.
- На самолёте летают по воздуху.
- На лодке плавают по воде.
- Поезд идёт по рельсам.
- Белка скачет по дереву.
- Красивая птичка села на ветку.
- У снегиря грудка красная.
Октябрь
- Школьники делали игрушки на ёлку.
- Коля и Зина рисовали животных.
- Миша, Лена и Сима были во дворе.
- Первый зимний снег летит белым пухом.
- Медведь залез в берлогу и спит.
- Ветер качал голые дубки и берёзки.
- Зайчик жил у Шуры всю зиму.
- Саша Сырин решил задачу у доски.
- Зина Орлова и Коля Ёлкин – дежурные.
- Наша корова Рыжуха даёт много молока.
- Учительница Нина Семёновна дала ребятам задание.
- За мельницей большой пруд. Игорь и Вася удили там рыбу.
- Моя комната маленькая, но светлая. Широкое окно выходит во двор.
- Посмотрел кругом щенок. По земле жуки бегают.
- Саша и Юра пошли гулять в рощу. На ветку липы сели сороки.
- Ветерок ласкает стволы берёз. Трава покрыта росой.
- Мороз запушил деревья снежком. Ребята размели каток.
- Ловко и легко скользят ребята по льду. У бегунов блестят от счастья глаза.
- Малыши катаются цепью. Весело и радостно звучат детские голоса.
- Стояла тёплая погода. Солнце сильно грело.
- На заборе весело чирикали воробьи. Вдруг прилетел ястреб.
- Школьники шли в поход. Они остановились на ночлег.
- Исправь ошибку. Поставь точку в конце предложения.
- Школьный коллектив готовит спектакль. Дали заявки на костюмы.
- Люба идёт в магазин. Нужно купить морковь и лук.
- Девочка взяла сумку и кувшин. Надо купить молока на ужин.
- Мальчик рассёк бровь. На лице у Вити кровь.
- Книга - наш лучший друг. Много книг читают ученики.
- Гриша ел пирог. Гриша дал Шарику кусок пирога.
- Я люблю свою лошадку. Причешу ей шёрстку гладко.
- У крыльца стоит повозка. Шуру везут в больницу.
- На пруду скользкий лёд. Салазки быстро летят по льду.
- Коля катит сестрёнку Зою. Ребята рады зиме.
Декабрь
- День был солнечный. Ребята играли на пруду. Радостно звучали их голоса.
- Но вот солнце скрылось за тучами. Блеснула молния. Загремел гром.
- Наступил весёлый праздник. Погода ясная. Солнце льёт свои горячие лучи.
- На улицах народ. Счастливые люди поют весёлые песни. Радостно встречают праздник школьники.
- Грустный стоит лиственный лес. Листочки облетели. Резкий осенний ветер качает голые ветки.
- Погода ненастная. Ненастье тянется уже много дней. Гулять нельзя.
- Солнечные дни редки. Солнце выглянет и снова уйдёт за тучи. Часто шумят метели и вьюги.
- Ребята получили радостное известие. В школу приехал известный писатель.
- Школьники рано собрались на праздник. Они радостно приветствовали гостя.
- Лестница-чудесница бежит сама собой. Поздно вечером мы возвращались домой.
- Широкий пруд зарос густым тростником. Осенью часто бывают ненастные дни.
- Молния осветила окрестность. Камыш и тростник растут в болотах. Сердце бьётся в груди.
- Здравствуй, праздник, праздник мая, праздник солнца и весны. По волчьим следам идут на лыжах охотники.
- Зимой у клестов появились детки. Мягкое гнездо было в ветках ельника. Вьюги и метели пели им песни.
- Пушистый снег хлопьями падает на землю. Везде лежит белый ковёр. Реки, озёра, пруды покрылись льдом.
- Воробьи, снегири и синички жмутся к жилью. Они ищут себе пищу. Вася бежит с коньками на каток, а Люда с лыжами на горку.
- Красива наша местность. Весёлые клёны и стройные берёзки стоят рядами. Их посадили поздней осенью ребята нашей школы.
- Вот большой цветник. Там белые розы. Быстро летит от цветка к цветку пчёлка.
- Настали тёплые весенние дни. Вытащила барсучиха из норы малышей. Они рады зелёной траве и солнцу.
- Кот схватил в когти рыбу и съел. На полу лежали объедки пирога. Яркое солнце съело тонкий ледок.
- Ржавчина разъедает железо. Насекомые вредители портят кору и объедают листья. Брёвна на мосту разъехались, и машины ехали в объезд.
- Пешеходы спрятались от дождя в подъезде дома. Заревом заката даль небес объята. Листья цветов съёжились от холода.
- Мальчик взъерошил волосы копной. Разъярённый медведь бросился на добычу. Рабочий предъявил свой пропуск и въехал во двор.
- Умей отличить съедобные грибы и ягоды от ядовитых. Труд людей объединяет. Кот жил во дворе и его кормили объедками.
- Ребята часто прибегали в избушку лесника поиграть с зайчиком. Они приносили ему съестное. Кто тащит репку, кто морковку, кто капусту.
- Отец объявил нам об отъезде. Машина подкатила к подъезду. Мы отъехали от города и подъехали к реке.
- За рекой виднелось необъятное село. Нас встретила тётя Катя. Мы бросились в её объятия.
- На берегу горели костры. Это съезжались рыболовы. Ночь тёплая, кричат перепела.
- На воскресенье был объявлен массовый пробег на лыжах. Утром у подъезда школы собрались ребята. Старший вожатый Миша объяснил правила пробега.
- Все отъехали гурьбой. Скоро въехали в лес и разъехались в разные стороны. Я и Сеня объехали часть леса и подъехали к горе.
- Подъём в гору был крутой. Мы поехали в объезд и увидели въезд в деревню. В деревне нас ждали товарищи.
- Наступило лето. Ребята уезжают в лагерь. У подъезда школы висит объявление о дне поездки.
- Хорошо в лагере. У костра ребята будут петь песни и читать стихи. Они часто будут ходить в лес.
- В лесу много ягод. Школьники помогут взрослым прополоть свеклу, морковь. После работы их ждёт река.
- Товары нагрузили на пароход и доставили до месту назначения. Отец написал адрес на конверте. Доводи начатое дело до конца.
- Лодка отчалила от берега и завернула за лес. Ребята сбежали с горы и свернули с дороги в поле. Там они задержались за работой и поздно вернулись в лагерь.
- Мы внесли вещи в вагон, положили их на полки и удобно разместились. При входе на завод рабочий предъявлял пропуск. Лыжники вбежали на горку.
- Самолёт поднялся ввысь. В клетку влетел чиж. Сын обрадовал мать отличными успехами.
- Сторож сделал обход поля. Семь раз отмерь, один раз отрежь. На всякую загадку сумей дать отгадку.
- После мороза наступила оттепель. Когда хватают ящерицу за хвост, она отбрасывает хвост, а сама убегает. Не подглядывай и не подсказывай.
- Зубы у белки то стираются, то вновь прорастают. Перед отлётом иволга воркует, щебечет и подсвистывает. Дерево сначала подрубают, потом подпиливают и валят.
- Пастух пас овец. Вдруг сзади зашуршала трава. Пастух схватил ружьё и вскочил с места.
- В нескольких шагах от него стоял леопард с двумя детёнышами. Зверь готовился к прыжку. Молодых леопардов пастух отправил в зоологический сад.
- Вдруг от леса, как передовой вестник, пронесся ветерок. Всё лето листья подставляли к солнцу свои ладошки. Во все стороны брызнули листья.
- Из родников и ключей вода течёт в ручьи. Вода из моря поднимается туманом. Из тумана рождаются тучи.
- Илья катался на лыжах. Он углубился в лес. У кошки были зелёные глаза и кисточки на ушах.
- Водные капли висят на листьях и цветах. В каждой капле росы яркий заблестел фонарик. В лесной глуши прокуковала кукушка.
- Вот другая ветка освободилась от снега и подпрыгнула. Весна пошла по полям как молодая хозяйка. Хорошо после обеда есть землянику с молоком.
- Из Москвы идут поезда, летят самолёты, плывут теплоходы. В Москве много фабрик, музеев, театров, заводов, школ, больниц, магазинов.
- Вокруг Москвы живописные окрестности. Блеснул мороз, и рады мы проказам матушки-зимы. Весной много работы и трактору, и лошади, и даже лопате.
- В густой зелени сирени и чаще леса щебетали пичужки. Тяжёлый дождь крупными каплями с треском падал на крышу.
- Ноги разъезжались в скользкой грязи. Ветер с воем резко ударил в старые окна и сорвал с крыши листы железа.
- Голые берёзы, ольхи, ивы и рябины покрылись инеем. Жар-птицей выплывает на востоке солнце. Земля была покрыта белоснежным ковром.
- Могучие сучья дуба широко раскинулись во все стороны. Над столицей летели клочья облаков. На тумбочке, возле кровати больной Оли, стояли белоснежные цветы.
- Хорошо весной и в поле, и в роще, и у речки. На сучьях и в дуплах деревьев птицы вьют свои гнёзда, кладут яйца и выводят птенцов.
- Кислая и очень полезная для здоровья ягода-клюква. Ласточка свила гнездо под крышей сарая. Дома белочку держали в клетке и поили молоком.
- Потом белку выпустили из клетки, и Миша стал давать ей кедровые орехи. Но белочка скоро и сама научилась лущить орехи и сосновые шишки.
- Захватит белка шишку резцами и прыгнет в укромный уголок. Там она держит шишку в передних лапах, обгрызает зелёные чешуйки и выталкивает семена.
- А орех расколет резцами и жуёт мягкий плод зубами. На реке раскрылись белые лилии и жёлтые кувшинки. Буйно цветёт над водой водяная кашка.
- Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки-челночки.
- Летают над водой белые и синие стрекозы, плавают в воде пузатые караси. Хорошо бегать по лугу и полежать под берёзами.
- А в заморской стороне круглый год светит солнце. Но не станут вить гнёзда наши птицы на чужбине. Через моря и высокие горы летят весной стаи птиц домой, на родину.
- Далёкий и прекрасный уголок нашей Родины - Алтай. По сухому дереву клювом колотил остроносый дятел. Трава и кусты издавали резкий освежительный запах.
- Тонкий комариный зуд приводил нас в трепет. По рядам школьников прошёл легкий шёпот восторга. Маленький Петя и старший брат Лёня пошли на ближний луг.
- Там они нарвали маме красивый букет цветов. В нём был лиловый мышиный горошек, жёлтый львиный зев, белый и красный клевер.
- На краю овражка они нашли синий василёк и голубой колокольчик. Петя принёс большой букет домой, а Лёня поставил его в большой кувшин.
- Ранняя птичка носок прочищает, поздняя – глаза продирает. Луна была круглая и красная как арбуз. Тёплая летняя ночь спустилась на землю.
- Последний луч солнца освещал верхушки деревьев. На школьном огороде началась дружная, коллективная работа. Мы вскопали её, и твёрдая земля стала мягкой.
- В корзине у нас лежала оранжевая сочная морковь, жёлтая круглая репа, большая красная свекла и душистая длинная петрушка.
- Ближнее поле, синяя река и дальняя деревня оделись туманом. Берёзки роняют на землю своё последнее золото. Катя шьёт своей кукле летнее платье и осеннее пальто.