Урок русского языка в 5 классе.Синтаксис и пунктуация. Обобщение знаний по теме.
Урок русского языка в 5 классе.Синтаксис и пунктуация. Обобщение знаний по теме.
В системе уроков по данной теме этот урок последний. В соответствии с требованиями ФГОС основная функция русского языка – коммуникативная, постаралась отразить это не только в триединой цели урока, но и на каждом его этапе. Этапы урока ненавязчиво связала темой «зима», интегрируя художественные тексты в ткань урока. В уроке использованы элементы методики Тоцкого по проведению зрительных диктантов, элементы технологии укрупнения дидактических единиц (Эрдниев), обучение по аналогии и контрасту. Особое внимание уделено выстраиванию отношений на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе.Синтаксис и пунктуация. Обобщение знаний по теме. »
Тема урока: Синтаксис и пунктуация. Обобщение знаний по теме.
Цель урока:
Продолжить формирование умений определять синтаксические единицы по опознавательным признакам.
Развивать логическое мышление и монологическую речь
Выстраивать отношения в классном коллективе на основе взаимопомощи и взаимопонимания.
Ход урока.
1.Организация класса. Мотивационная установка на успешную совместную деятельность(от лексического значения приставки СО-вместе)
2Графический диктант.
Учитель читает предложения, дети их не записывают, чертят схемы. Два ученика работают за закрытыми крыльями доски для последующей проверки.
Вот пришли морозы, и зима настала. [ ], и [ ].
Текла, извивалась, блестела река меж крутых берегов.[ O, O, O].
Что ты нам расскажешь , ветер? [ ,O]?
Шаги уходящего года все тише, а музыка Нового Года все ближе.[ ], a [ ].
Дети радостно пели: «В лесу родилась елочка!». А: «П!»
3. Проверка светофорами. Затем характеристика предложений по схемам. Например: первое предложение сложное, союзное, сложносочиненное.
4Лингвистическая рыбалка.
Да, ребята, пришли морозы, зима настала, « нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз», и мы идем на зимнюю рыбалку, подходим к проруби, где «зыбко играет и дышит вода, и в ней красноперая рыбка блеснет чешуей иногда» Рыбки в этой проруби с секретом-заданием.
Под первой рыбкой задание: пунктуационный разбор предложения Что, дремучий лес, призадумался, грустью темною затуманился? «Рыбак» делает полный пунктуационный разбор.
Под второй рыбкой задание: знаки разделения при однородных членах. «Рыбак» при ответе чертит схемы: [О, О, О] [и О, и О,и О]. [O, a O].
[O иО]. [ O,но О]
Под третьей рыбкой задание :Объяснить постановку знаков препинания перед союзом И. Снежные шапки надели стройные сосны и важные ели. Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метель, и падают снежинки на тихую задумчивую ель. Первое предложение – с однородными членами, запятая перед союзом И не нужна; второе предложение -сложносочиненное, запятая нужна.
5.Проверка светофорами.
6.Зрительный диктант
У леса на опушк..
Ж..ла з..ма в избушк..,
Она сн..жки с..лила
В б..резовой к..душк…
а)орфоэпическое чтение учителя
б)Показ планшетами с гласными буквами вставленных орфограмм.
в) Орфографическое чтение хором
г)Проговор с закрытыми глазами
д)Письмо по памяти.
е) Проверка цепочкой
7.Синтаксический разбор записанного предложения по цепочке
По цели высказывания -повествовательное
По интонации -невосклицательное
По количеству грамматических основ – сложное
Из сложных – бессоюзное, части связаны только интонацией.[ ], [ ].
Все члены предложения должны быть подчеркнуты, наверху указаны части речи.
8.Физминутка-упражнения на корректировку зрения.
9.Диктовка с заданием: обозначить орфограммы, объяснить знаки препинания.
Скрипит мороз. Сердит мороз, снег сухой и колкий. Вяз озяб, и дуб замерз, насквозь промерзли елки.
10.Орфограммы проверяем планшетами, знаки объясняем.
11. Работа в группах. Синтаксический разбор предложений
1группа
Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится.
2 группа.
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
3 группа
Снег на крыше, на крылечке, солнце в небе голубом , в нашем доме топят печки, в небо дым идет столбом.
12Проверка с подробным объяснением.
13Итог урока.
Какие основные единицы синтаксиса мы повторили?
Чем простое предложение отличается от сложного?
Чем предложение отличается от словосочетания?
Знаки препинания при однородных членах.
Если мы видим в предложении союз И?
14.Продолжите устно предложение таким образом, чтобы получилось простое предложение с однородными сказуемыми.