Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Приёмы работы с текстом"»
Методические рекомендации
Приёмы работы по анализу и созданию текста на уроках русского языка и литературы.
Вступление.
Тема моей методической работы – «Приёмы работы по анализу и созданию текста на уроках русского языка и литературы». По данной методической теме работаю в течение двух лет. За это время собран методический материал, проанализированы творческие работы учащихся, сделаны выводы и обобщения. Считаю эту тему актуальной, так как проблема развития связной речи является одной из самых важных в современной школе*. Об этом свидетельствуют результаты ГИА в 2009 году. По данным Федерального института педагогических измерений, у многих выпускников 9-ых классов недостаточно сформировано умение адекватно воспринимать текст на слух, письменно передавать обработанную информацию, а также приводить аргументы из прочитанного текста (56,4% выполнения)**
В необходимости серьёзно заниматься развитием связной речи на уроках русского языка убеждает структура и содержание экзаменационной работы. Она состоит из трёх частей, каждая из которых позволяет оценить уровень сформированности определённой компетентности. Первая часть (сжатое изложение прослушанного текста) проверяет коммуникативную компетентность девятиклассников: умение обрабатывать информацию, находить в ней главное и второстепенное, сжато передавать содержание текста. Вторая часть (тестовые задания на основе прочитанного текста) помогают оценить как коммуникативную компетентность (задания А1-А3 проверяют умение адекватно понимать текст), так и лингвистическую и языковую (задания В1-В14 проверяют умение находить языковые явлении в тексте). Третья часть (сочинение-рассуждение) также имеет ярко выраженную коммуникативную направленность. Таким образом, формирование речевых умений у учащихся является первостепенной задачей в обучении русскому языку.
Основная часть
1. Обучение сжатому изложению.
Как показывает опыт, наиболее сложным видом работы по развитию речи является сжатое изложение. По мнению психологов, краткий пересказ – приём неорганичный для детской природы. Дети тяготеют к излишним подробностям. И если их специально не учить этому, то для многих задача кратко пересказать текст останется абсолютно невыполнимой. Это подтверждают и данные экспериментов: лишь 14% учащихся 8-9 классов могут кратко пересказать текст***. Это объясняется тем, что сжатое изложение требует специальной логической работы.
Прежде всего подробно знакомлю учащихся с основными логическими способами сжатия (компрессии ) текста: исключением, обобщением, упрощением.
Далее работа над сжатием продолжается на примерах прочитанных текстов. Её провожу по следующему плану:
1. Чтение текста (вслух учителем или про себя).
2. Определение темы текста, типа речи, идеи.
Следующие вопросы являются традиционными для данного этапа урока:
- О чём ?
- Как автор об этом пишет?
- Что автор хотел этим сказать?
- В каком предложении находится главная мысль автора?
Нацеливаю ребят на то, что самая важная информация содержится в начале текста или в конце.
3. Составление плана.
4. Выделение ключевых слов.
5. Поабзацное сжатие текста.
При этом ребята читают свои варианты, называют приём сжатия, который использовали, определяют лучший вариант получившегося нового текста.
6. Чтение сжатого изложения.
Необходимо заметить, что подобная работа должна начинаться не в 9-ом классе, а с 5-ого класса.
Далее работа усложняется, и ребятам предлагается написать изложение по прослушанному тексту. Первоначально текст читаю 3 раза.
Цель первого чтения: эмоциональное восприятие текста. Также ребята определяют тему, идею, тип речи.
Во время второго чтения определяют количество микротем, абзацев, ключевые слова, составляют план текста.
Цель третьего чтения : дополнить уже имеющиеся записи.
Хочется отметить, что умение кратко и точно передавать информацию относится к числу обязательных общепредметных умений.
2. Обучение сочинению-рассуждению по тексту в 9-ом классе.
2.1. Сочинение- рассуждение на морально-этическую тему.
Выполнение третьей части экзаменационной работы по русскому языку также требует серьёзной подготовки. Девятиклассники должны в течение 55 минут написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем: лингвистическую или морально-этическую. Это задание выполняется на основе прочитанного. Оно требует от учащихся умения понимать текст, излагать свои мысли в письменной форме, комментировать позицию автора по проблеме и убедительно аргументировать свою точку зрения , приводя не менее двух доказательств, уместно употребляя цитирование.
Сочинение-рассуждение строим по схеме:
Тезис (утверждение, положение) выражает основную мысль текста, которую требуется доказать.
Аргументы (факты, доказательства)
Вывод
От тезиса к аргументам можно задать вопрос: «Почему?», а аргументы отвечают : «Потому что…» В работе над композицией сочинения-рассуждения использую речевые клише, которые помогают учащимся точно и последовательно изложить свои мысли.
Работу над сочинением-рассуждением строю по следующему плану:
1. Чтение текста (первоначально учителем, затем самостоятельно).
2. Знакомство с темой сочинения (Тему обязательно записываем на доске и в тетрадях, чтобы ребята неоднократно могли прочитать и подумать над содержанием сочинения)
3.Выполнение заданий А1-А3 (Эти задания помогают определить основную мысль текста)
4. Содержательный (литературоведческий) анализ текста.
5. Совместное написание сочинения.
Литературоведческий анализ текста начинается с выразительного чтения текста. Далее действуем по алгоритму. ( Предупреждаю ребят, что при работе с текстом необходимо использовать карандаш. Вся найденная информация должна быть подчёркнута. )
Определяем тему текста.
Находим предложение, передающее основную мысль. (Напоминаю, что вся важная информация находится в начале или в конце текста )
Определяем композицию текста или составляем план.
Даём характеристику героям на основании их поступков.
Раскрываем роль средств выразительности.
6. Обращаемся к теме сочинения, осмысливаем, о чём должны написать.
Аналитическая работа по тексту Ю. Яковлева
(Сочинение-рассуждение на тему: «Почему ребята вернулись за письмом солдата? »)
1. Тема: письмо солдата
2. Основная мысль: стояли твёрдо и погибали в бою и те, кто не писал: «Умрём, но не сдадимся!»
3. План:
1) Приход ребят к к бабе Настасье
2) Письмо солдата.
3) Не реликвия.
4) Воспоминания бабы Настасьи.
5) Ребята вернулись.
-Что такое реликвия? ( Вещь, свято хранимая как память о прошлом. )
- Скажите, какие из этих частей могут нам дать ответ на вопрос: «Почему ребята вернулись?» (2 и 3 части. Действительно, только содержание самого письма и их разговор с бабой Настасьей могли перевернуть их представление о реликвиях и о героях Великой Отечественной войны. Воспоминания вдовы ребятам были неизвестны. Они не могли даже представить себе, чем было письмо Петра Васильевича для жены, односельчан и жителей других деревень.)
4. –Рассмотрим, как ведут себя бабка Настасья и ребята во время встречи.
Ребята
Баба Настасья
- Фотографии, награды есть?
- Есть письмо с фронта.
- Не реликвия – клятвы нет.
- Сказала неуверенно, наугад.
Как по-писанному сказал
- глухо спросила
Тихо сказала конопатенькая
- изумленно посмотрела
Вывод: во время встречи у ребят уверенность в определении реликвии падает, а у бабы Настасьи уверенность в значимости, ценности письма только возрастает.
5. Так использованные автором наречия помогли читателям точнее представить состояние героев.
6. – Как вы думаете, какие слова из письма убедили ребят в том, что оно является реликвией? Почему они вернулись за ним?
«Копаешь, а от окопа пашней пахнет. И от этого запаха щемит сердце.» (21, 22) В этих словах мы читаем о горячей любви к своей родине.
«А сколько ещё провоюем, не знаю». (23)
Герой, простой солдат, не говорит громких слов: «Умрём, но не сдадимся!» Но в них мы слышим клятву верности родине. Не знает он сколько придётся воевать, но сражаться будет до последнего своего вздоха.
Присовместном написании сочинения ещё раз прочитываем тему сочинения, напоминаем о трех его частях, вспоминаем опорные слова и выражения каждой части, обговариваем общее содержание сочинения. Далее работаем над каждой частью в отдельности.
- О чём можно написать во вступлении?
(здесь нацеливаю ребят найти ключевое слово в теме сочинения и его заявить в первой части. О войне, о дружбе, о милосердии… Тезис можно построить на основе ключевого слова или на основе темы сочинения. )
Учащиеся устно проговаривают свои варианты вступления, обсуждаем их, даём оценку. Затем первая часть сочинения записывается на черновиках, прочитывается, комментируется, оценивается учащимися и учителем. Аналогичная работа проводится с остальными частями сочинения.
Такой подход в обучении связной речи помогает ребятам, которые испытывают трудности в написании сочинения, самим на основе услышанных образцов построить связный текст и подкорректировать его.
Совместное написание сочинений необходимо на начальном этапе обучения. Далее доля самостоятельной работы по созданию собственного текста на основе прочитанного должна увеличиваться.
Сочинение-рассуждение по тексту Ю. Яковлева (ГИА, 2011 г., текст №3)
«Почему ребята вернулись за письмом солдата»
Великая Отечественная война ни для одной семьи не прошла бесследно. В каждом доме есть какие-то памятные вещи тех времён: фотографии, письма.
Можно ли считать письмо Петра Васильевича своей жене реликвией войны? Я думаю, что можно. Ведь реликвии _ это не только боевые ордена, но и простые письма с фронта, в которых писалось о безграничной любви к Родине. (21, 22). Хоть в письме и нет клятвы: «Умрём, но не отступим», но видно, что муж бабы Настасьи готов сражаться за Родину до конца. Такие письма помогали людям жить. (50)
Ребята, выйдя из дома, поняли это и вернулись, чтобы забрать письмо в музей.
Архипова Лида.
Сочинение-рассуждение по тексту Железникова (ГИА, 2011г., текст№)
«Хорошо, когда у человека ясная цель в жизни и всё впереди»
Не у всех людей есть чёткая цель в жизни. Те, кто её имеют, наверное, сами не замечают, ка они сильны и целеустремлённы, и какие они становятся несчастными, когда теряют свою мечту.
Всё вышесказанное ярко выражено в главном герое текста Железникова Княжине. Имея заветную мечту стать космонавтом, Княжин предстаёт пред нами как целеустремлённый.(26,34), упорный(26,28), с чувством собственного достоинства человек. Но однажды он узнаёт, что с близорукостью не берут в космонавты. Его поведение резко меняется. Он перестал ходить на кружки, вид у него был несчастный, глаза печальные и рассеянные (48). Но когда учитель возрождает у мальчика надежду, глаза его загораются, и он вновь обретает цель.
«Хорошо, когда у человека есть ясная цель в жизни и всё впереди». Я согласна с этим выражением, ведь это действительно замечательно, когда чётко знаешь, что ты хочешь от жизни, когда в юных глазах горит огонёк, который делает человека счастливым.
Дубовицкая Анна.
3. Обучение сочинению-рассуждению в 11-ом классе.
При написании сочинения-рассуждения в 11 классе учащиеся испытывают большие трудности. Как правило, ребята не могут выделить проблему текста, не всегда чётко формулируют позицию автора, нет чёткости и краткости в собственных рассуждениях, Не умеют приводить примеры из художественной литературы, делать выводы.
При подготовке к сочинению использую следующие приёмы:
Знакомство со структурой сочинения-рассуждения.
Нахождение структурных элементов в образцовом сочинении.
Знакомство с ключевыми фразами сочинения. ( Дидактический материал см. в приложении. Каждый ученик использует его в качестве раздаточного материала при самостоятельном создании текста. )
Чтение образцов сочинений.
Публичное чтение собственных сочинений, оценка учеников, комментарий учителя.
Подбор цитат из произведений художественной литературы по той или иной проблеме.
Подбор аргументов из художественной литературы. (Подобное задание предлагала ребятам на уроках литературы.
- Какие проблемы затрагиваются в творчестве А.А.Ахматовой?
Проблема взаимоотношения человека и власти
Проблема внутренней свободы
Проблема патриотизма, любви к Родине
(«Не с теми я ,кто бросил землю
На растерзание врагам…»
«Я тогда была с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью был…» )
Проблема родного слова
(«И мы сохраним тебя, русская речь
Великое, русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём.
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки…»)
- Напишите 1 аргумент на любую заявленную проблему.
Русские писатели и поэты 20 века в своих произведениях показали бесчеловечность тоталитарного государства. Так у Замятина в романе «Мы» человек превращён в деталь государственного механизма. А. Ахматова много лет создавала поэму «Реквием» и держала её в памяти, не записывая на бумаге. Это произведение о горе матерей, чьи близкие находились в сталинских застенках. Об этом времени она скажет:
Это было, когда…
Ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
Болдинова Анастасия
Вывод.
Таким образом, актуальной проблемой для современной методики преподавания русского языка является проблема развития всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Важные стороны этой проблемы – обучение восприятию текста и обучение связной письменной речи в курсе русского языка.
При обучении пониманию прослушанного или прочитанного текста необходимо опираться на приёмы и методы медленного чтения, а также содержательного и текстоведческого анализа.
Итоговую аттестацию нельзя рассматривать как кратковременный (годовой или полугодовой) процесс. Подготовку к ней необходимо проводить в течение всего периода обучения с 5-ого по 9-ый класс. Систематическая же работа по развитию связной речи у учащихся является залогом успешной сдачи Единого государственного экзамена.
Литература.
*Степанова Л. С. ГИА-9: основные итоги и предстоящие изменения.// Русский язык в школе. -2010.-№3, с.3-8.
** Там же.
***Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. – М., 1995., с. 215.
Долинина Т. А. Готовимся к единому государственному экзамену: русский язык: учимся аргументировать собственное мнение по проблеме: пособие для учащихся / Т. А. Долинина. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2010.
Егораева Г. Т. ГИА 2011. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Егораева Г. Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С), - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Курошина Л. Н. Рекомендации по подготовке к ГИА по русскому языку. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009.
Сенина Н. А., Гармаш С. В., Диденко С. А., Кобякова Г. Н. Русский язык. 9-ый класс. Подготовка к итоговой аттестации – 2009: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации. – Ростов н/Дону: Легион, 2008.