kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические материалы для изучения метафоры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует очень тонкая грань между метафорой, метонимией и синекдохой. Именно поэтому распознать их на практике достаточно проблематично. Данная таблица показывает явные отличия тропов друг от друга. Изучив таблицу, можно с легкостью указывать способы переноса значений в словах, словосочетаниях и предложениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические материалы для изучения метафоры»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕТАФОРЫ.


Существует очень тонкая грань между метафорой, метонимией и синекдохой. Именно поэтому распознать их на практике достаточно проблематично. Данная таблица показывает явные отличия тропов друг от друга. Изучив таблицу, можно с легкостью указывать способы переноса значений в словах, словосочетаниях и предложениях.


СПОСОБЫ ПЕРЕНОСА ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ


Метафора

Метонимия

Синекдоха

Перенос осуществляется на основе

Сходства (скрытое сравнение, можно заменить конструкцией с союзом как)

Смежности (смещение названия с одного предмета/ явления на другой /другое)

Смещения названия с части на целое и наоборот

  1. Внешнее сходство:

– формы (лента дороги, целый день за баранкой);

- цвета (золотые волосы, изумрудные глаза);

- размера, количества (море слов, океан слез);

- плотности (железные мускулы, стальные нервы, стена дождя);

- степени подвижности (поезд ползет, юла (о ребенке), мчатся облака);

2) Расположения (нос корабля, подошва горы);

3) функции (паутина лжи, ключ проблемы, погасить ссору);

4)ценности (жемчужина поэзии, гвоздь программы);

5)впечатлений (горячая любовь, теплая встреча, ледяной взгляд, сладкие речи)

Смещение названия:

  1. Материала на изделие из него (в соболях купается, завоевал бронзу);

  2. содержащего на содержимое (съел две тарелки, выпил стаканчик);

  3. действие на орудие этого действия (кисть Врубеля);

  4. произведения на автора (люблю Достоевского, перечитывать Бунина);

  5. места на людей, находящихся в нем (школа бастует, класс пишет);

  6. действия на место, где оно происходит (остановка, переход, выход)


- одна голова хорошо, а две лучше;

- в семье семь ртов;

- посторонним лицам вход запрещен;

- я стою за синей рубашкой;

- студент нынче не тот.


Метафора

Метонимия

Синекдоха

Изобразительно-выразительные средства

- метафора (дождь цветов, буря аплодисментов);

- олицетворение (дождь барабанит, ветер завыл, шепчут травы, запах цветов плывет в воздухе);

- эпитеты (кислое выражение, сладкий поцелуй, быстрый ум, бархатные глаза)

- метонимия (Летят алмазные фонтаны с веселым шумом к облакам);

- эпитеты (коварная улыбка, умный совет, смелый поступок, прозрачный холод, синий вечер)

- синекдоха (валить с больной головы на здоровую; сарафан за кафтаном не бегает).


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕТАФОРЫ.


ЗАДАНИЕ 1. Найдите в приведенных ниже поэтических отрывках примеры метафоры.


Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

(А.А.Фет)


Она поет — и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит — и небеса играют
В ее божественных глазах;

(М.Ю.Лермонтов)


Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым

(С.А. Есенин)


Горят электричеством луны

На выгнутых длинных стеблях;

Звенят телеграфные струны

В незримых и нежных руках;

Круги циферблатов янтарных

Волшебно зажглись над толпой,

И жаждущих плит тротуарных

Коснулся прохладный покой.

(В.Я.Брюсов)


Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой, легка...

И вздохнули духи, задремали ресницы,

Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала,

И бросая, кричала: "Лови!

(А.Блок)


ЗАДАНИЕ 2. Заполните таблицу, разделив перечисленные слова на две группы:


Головокружительный прыжок, пытливый ум, выдвиженец, бронзовый век, эпоха великих географических открытий, голодные годы, нефтяные реки, компьютерная эра, газовые берега, мистика рынка, волшебные выборы, путинское поколение, рука Москвы, беспредельничать, происки Пентагона, кремлежители, дальновидность, планы Поднебесной, у автора бойкое перо, колесо фортуны, театр рукоплескал, беспочвенные обвинения, золотое сердце, сердцеед, блистательный, головокружительный, трибуны замерли, шипенье бокалов, весь дом собрался, голова прошла, карман пуст, придержи язык, злободневный вопрос, дорогие миллионы, у него верный глаз, баснословный доход, ходили в Станиславского, кредит доверия, познакомились в опере, дружественная атмосфера.


Метафора

Метонимия



ЗАДАНИЕ 3. Определите метафору, назовите ее отличие от метонимии и синекдохи.


Большая волна // волна гнева;

въезд в город // а город подумал ;

потолок скорости // побелить потолок;

сочинение рекламного текста // ученическое сочинение;

старинное серебро // серебро на висках;

выставка серебра // добыча серебра;

сердечный клапан // клапан первого котла;

съел всю тарелку // перебить все тарелки;

проверить изложения // подробное изложение текста;

вход в магазин // бесплатный вход;

пожар в душе // пожар разгорается;

экранизация Чехова // повесть Чехова;

сливки общества;

техника письма пером;

фабрика выдвинула представителей;

отряд в сто штыков;

англичанину не понять;

вообразил себя Шекспиром;

полифонический роман;

прямой ответ;

каталог античного стекла;

хвост поезда;

холодный приём;

нестись стрелой;

окно в расписании;

время торопиться.


ЗАДАНИЕ 4. Укажите способы переноса названий в приведенных предложениях:


  1. Кольцо блокады. 2. Луч надежды. 3. Класс готовится к контрольной работе. 4. Копна волос. 5. Обращаться ко Льву Толстому. 6. Израсходовать мешок. 7. Солнце спряталось за ситцевой занавескою небес, Черно-бурою лисицею под горой улегся лес. 8. Мы перешли на нос парохода и увидели впереди быки моста. 9. Он у меня совсем клоп, ничего не понимает. 10. Советские спортсмены выиграли золото.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Методические материалы для изучения метафоры

Автор: Овчарова Ирина Александровна

Дата: 21.08.2016

Номер свидетельства: 340250

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка открытого внеурочного занятия по программе "Развитие речи" на тему "Словесное рисование". "
    ["seo_title"] => string(127) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-vnieurochnogho-zaniatiia-po-proghrammie-razvitiie-riechi-na-tiemu-sloviesnoie-risovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "104442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402698156"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Использование изобразительно-выразительных средств языка в системе работы над связной речью в третьем классе."
    ["seo_title"] => string(123) "ispol-zovaniie-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nykh-sriedstv-iazyka-v-sistiemie-raboty-nad-sviaznoi-riech-iu-v-triet-iem-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "317936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460465261"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства