kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации для учителя "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческие способности (креативность) – природная способность человека создавать что-то новое, оригинальное, отказываться от стереотипных способов мышления, ставить гипотезы, рождать новые комбинации, находить не одно, а несколько решений, испытывая при этом радость и удовлетворение. Использование различного рода индукторов создаёт на уроке русского языка творческую атмосферу, то есть благоприятные условия для развития креативности обучающихся. Одним из самых сильных стимулов-индукторов, влияющих на эмоциональное состояние человека и пробуждающих творческую активность, является прослушивание музыки. Выразительное (эмоциональное!) чтение на уроке литературного текста-образца играет ту же роль. Однако не следует использовать музыкальные произведения как фон для работы над сочинением. Для развития интеллектуальной составляющей креативности возможно использование задач словесного субтеста методики Г.Ю. Айзенка, а также составление «перевёртышей». Полезно проведение игр, развивающих образное мышление. На традиционном уроке, посвящённом работе над сочинением по картине известного художника, возможна замена репродукции подлинной работой самого ребёнка, который выступает как художник, а его рисунок – как средство, стимулирующее собственную творческую активность. Принципиальный вопрос обучения – восприятие информации. Каналов восприятия, как известно, три: зрительный, слуховой и эмоционально-чувственный. Творчество – деятельность прежде всего эмоциональная, поэтому кинестетический канал нужно задействовать. «Включить» его поможет использование на уроке нетрадиционных индукторов, к примеру, запахов. Следует особо отметить,что учитель, стремящийся создавать на уроке творческую атмосферу, должен занять позицию безоценочного принятия другой точки зрения, от него потребуется умение нестандартно реагировать, проявлять искренность, эмоциональность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для учителя "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка" »

Управление образования г. Березовского

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

















Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка


Методические рекомендации




Составитель: Романенко Инна Михайловна, учитель русского языка и литературы

Адрес учреждения образования:652427 Кемеровская область, г. Берёзовский,ул.Школьная 1А

Телефон учреждения образования 8(38445)55876

Адрес автора:652427Кетеровская область, г.Берёзовский,ул.Ленина,дом8, квартира14

Домашний телефон:8(38445)55561









Берёзовский, 2010

И.М. Романенко







Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка:

Методические рекомендации/ Сост. И.М. Романенко. – Березовский: Ред.-изд. центр «Первая школа», 2010. – 28 с.




Данные методические рекомендации будут полезны учителям русского языка и литературы, работающим в среднем звене, проявляющим интерес к проблеме творческой активности учащихся и в целом к проблеме творчества. В работе систематизирован опыт учителей РФ и составителя рекомендаций.

















© И.М. Романенко,

Ред.-изд. центр «Первая школа»

Содержание


Введение…………………………………………………………………………. 4


Глава I. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка. (Из опыта работы учителей РФ)………………………………….. 6

    1. Работа с литературным текстом – образцом…………………………. 6

    2. Игра на уроке русского языка………………………………………… 7

    3. Эпиграф к уроку………………………………………………………… 8

    4. Детский рисунок на уроке русского языка…………………………. 9

    5. Самодостаточные филологические задачи…………………………… 10

    6. Сюжетные уроки русского языка…………………………………….. 11

    7. Технология «Мастерская» на уроке русского языка………………. 11

    8. Творческая работа малой формы…………………………………….. 11

    9. Обучающая творческая работа……………………………………….. 13


Глава II. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка. (Из опыта работы составителя рекомендаций) )……………………... 17

    1. Урок – мастерская. Французская методика на уроке русского язы-ка…………………………………………………………………………. 15

    2. Использование музыки на уроке русского языка………………….. 17

    3. Использование игр на уроке………………………………………….. 18

    4. Использование собственного рисунка ребёнка на уроке русского языка……………………………………………………………………… 19

    5. Использование текста литературного произведения на уроке рус-ского языка …………………………………………………………….. 20

    6. Использование нетрадиционных индукторов на уроке…………… 20

    7. Интегрированный урок как средство развития творческих способ-ностей учащихся………………………………………………………… 21


Заключение……………………………………………………………………… 25


Список литературы ……………………………………………………………. 26












Введение


Необходимо сделать несколько предварительных замечаний.

Установлено, что существует особый вид одарённости – творческая одарённость, предполагающая создание чего – то нового, уникального. Измерить её сложно. Для того чтобы развить творческую одарённость, необходимо развивать творческий потенциал – нереализованные возмож-ности, имеющиеся у каждого человека.

Огромное количество изменений, происходящих в жизни современ-ного общества, настоятельно требует от человека качеств, позволяющих ему творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Человек вынужден реагировать на происходящие всё время в обществе измене-ния, но часто он бывает не готов к ним. Для того, чтобы соответство-вать всем изменениям, человек должен уметь меняться в изменяющемся мире, сохраняя, однако, свою неповторимость, уникальность независимо от обстоятельств.

Для этого необходимо активизировать творческий потенциал; ведь проявление своей собственной уникальности – это и есть проявление “творческости”.

Таким образом, договоримся под творческими способностями по-нимать природную одарённость человека создавать что – либо новое, оригинальное, отказываться от стереотипных способов мышления, ста-вить гипотезы, рождать новые комбинации и т.д., назовём (вслед за психологом Е. Л. Яковлевой) эту способность творческостью или креа-тивностью.

Взгляды на природу креативности менялись с течением времени. В современных исследованиях она признаётся многомерным явлением, включающим как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные (личност-ные, социальные) факторы.

Нами креативность (творческость) понимается как личностная ха-рактеристика, но не как тот или иной набор личностных черт, а как реализация человеком собственной индивидуальности. Человеческая ин-дивидуальность неповторима и уникальна, поэтому реализация индиви-дуальности – это и есть творческий акт (внесение в мир нового, ранее не существовавшего).

Творческость рассматривается как процесс выявления собственной индивидуальности.

Основными процессуальными характеристиками творческости явля-ются следующие:

  • творческость развёртывается в процессе субъект – субъектного взаимодействия (т.е. имеет межличностный характер);

  • творческость в той или иной форме адресована другому человеку.



С точки зрения психологов К. Роджерса и А. Маслоу, потребность в самовыражении является основной потребностью человека. Она являет-ся сутью человеческого способа существования в мире.

Важнейшим условием реализации собственной индивидуальности, а следовательно, и развитием творческости мы считаем взаимодействие детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психо-логии:

  • безоценочность;

  • принятие других;

  • психологическая безопасность и поддержка.

Другим, столь же важным условием развития творческости являет-ся содержание программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой индивидуальности, с которыми работает учитель. Это и обучение по принципам развивающего, предложенное А. М. Ма-тюшкиным: проблемность, диалогичность, индивидуализация.

Самому человеку его уникальность дана главным образом в его эмоциональных переживаниях, именно эмоция безошибочно указывает на индивидуальное отношение человека к происходящему.

Одни и те же события вызывают у разных людей разные чувства. Поэтому, когда человек старается понимать свои эмоции (т.е. свою ис-тинную реакцию на то или иное событие), он начинает выражать свою неповторимость и обретать свою целостность. Отсюда следует вывод: для того чтобы развивать творческий потенциал, необходимо создать такие условия, в которых человек проживает, осознаёт и выражает раз-личные эмоциональные состояния. Необходимо создавать детям условия и возможности для эмоционального самовыражения, когда дети исполь-зуют такие способы, которыми они никогда не пользовались до сих пор и которые не могли им предложить ранее ни родители, ни учителя: ра-бота с запахами, вкусом, цветом, тактильными, звуковыми, зрительными ощущениями.

Для оснащения детей средствами эмоционального самовыражения используется различный материал:

  • литературные произведения;

  • проблемные ситуации;

  • драматизация ситуаций, придуманных детьми;

  • конфликтные ситуации из жизни или литературы;

  • различные игры.









Глава I. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка.

(Из опыта работы учителей РФ).



    1. Работа с литературным текстом – образцом

на уроке русского языка.


Учителя Пахнова Т. М. (г. Москва) и Скрябина О. А. (г. Рязань) считают, что работа с литературным текстом является одним из средств создания на уроке речевой среды, направленной на развитие (в том числе и творческое) учащихся.

Эта развивающая среда может быть средой духовной, если обра-щаться при изучении родного языка к тому бесценному богатству, ка-ким являются произведения русской классики.

Совместная творческая работа учителя и учеников с такими текс-тами – образцами повышает развивающий потенциал учащихся, приводит к формированию языковой личности, обладающей индивидуально – ав-торским стилем, личности, способный выразить свои мысли, чувства в слове – и выражать по – своему, отражая неповторимость своего характе-ра, внутреннего мира.

Особенно способствует этому работа с поэтическим текстом.

Что это за работа?

  • Выразительное чтение художественного произведения.

  • Лингвостилистический анализ, помогающий приблизиться к разгадке авторского замысла, глубже понять содержание и сильнее почувствовать “созвучье слов живых”, испытать от этого подлинное эстетическое наслаждение.

Мотивированный, целенаправленный отбор текстов, и заданий к ним, анализ текстов с учётом того, что “истинно творческий текст” ин-дивидуален, неповторим, так как он “всегда есть в какой – то мере сво-бодное откровение личности”, опора при работе с текстом на языковую интуицию ученика, его чувства языка – всё это способствует развитию творческого потенциала учеников. (18, с. 10)

Коллеги советуют подбирать тексты:

  • о языке, слове, о необходимости бережного отношения к слову, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности;

  • тексты, направленные на духовно – нравственное развитие личности.

Особенно важны тексты, вызывающие добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогаю-

щие сформировать оптимистическое мироощущение. (18, с. 11)

Всё выше перечисленное и создаёт на уроке речевую среду, кото-рая становится естественной для воспитанников, если анализ художест-венного текста входит в систему работы и учителя.


    1. Игра на уроке русского языка


Учитель Р. И. Альбеткова на страницах журнала “Русская словесность” делится своим опытом использования на уроке игр.

Игры (как известно) развивают ум и творческие способности уча-щихся, потому что учат выбирать из различных вариантов наилучший.

Игры формируют волю, активность, самостоятельность, обогащают чувства, дают возможность испытывать радость от сознания собственных сил, помогают социальной адаптации, повышению самооценки и преодо-лению возрастных кризисов.

Игра – весёлое занятие, противопоставляющее скуке и бессмыслен-ному разрушению конструктивную деятельность. Это торжество свободы, выявление творческих сил человека, источник психического здоровья. (1, с. 68).

Игру можно использовать при решении практически любой проб-лемы, стоит только внести в него элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую – то роль.

Если сложный теоретический вопрос решается путём диалога сто-ронников различных точек зрения, если ребята выступают в качестве журналистов, актёров, писателей, исследователей, если стоит вопрос: кто быстрее, лучше, интереснее и т.п. выполнит задание – это уже игра.

Важно:

  • как подобрать игры;

  • каким образом их проводить;

  • как оценивать результаты работы учащихся.

Чтобы не допустить деления учеников на талантливых и “серых”, учитель подберёт игры, требующие разных способностей: быстроты реакции, широты эрудиции, памяти, эмоциональной чуткости, точности слова и т.д.

Тогда одни ученики окажутся победителями в одном соревнова-нии, другие – в другом, и не будет полностью проигравших.

Игра в команде уравновешивает неодинаковые возможности уча-щихся, которые при индивидуальном соперничестве могут оказаться очень заметными. Важно, чтобы команды были поставлены в равное по-ложение.

Игра требует чёткой слаженности, дисциплины, здесь недопустимы крик, споры, беготня и пр. Слово организатора – закон, иначе игра прек-

ращается.

Результаты игры пусть (как прелагает Р. И. Альбеткова) оценива-ет беспристрастное жюри, состав которого от игры к игре меняется, и многие ребята могут поучиться оценивать работу других.

Оценка должна даваться в баллах, как в спортивных соревновани-ях или в телевизионном КВН, только пусть их будет не пять, а десять или двенадцать. Можно придумать и другие способы оценки: фишки – выигрывает тот, кто наберёт их больше за установленное время (к при-меру, за 30 сек.)

Игра на уроке русского языка – не цель, а средство развития спо-собностей, творчества учащихся.

Вот примеры некоторых игровых заданий, предлагаемых Р. И. Аль-бетковой:

  • ребусы;

  • “третий лишний”;

  • загадки;

  • ролевая игра “исследователи загадок”, проводимая по группам, где учащимся даются листы с пронумерованными загадками, а они должны их проанализировать, заполнить таблицу:


Языковые средства

№№ загадок, в которых это средство использовано

Эпитет


Сравнение


Метафора


Парадокс


Включение


  • викторины;

  • игра “Отгадай пословицу” и т.д.



    1. Эпиграф к уроку русского языка.


Учитель О. И. Шевчук из г. Москвы считает, что путь к словесно-му творчеству учеников может открыть эпиграф к уроку.

Эпиграф афористичен, лаконичен, служит эмоциональной зарядкой, организует учащихся, привлекает.

В роли эпиграфа к уроку могут быть использованы яркие выска-зывания писателей, учёных о русском языке, народные пословицы и по-говорки, цитаты из произведений мастеров слова.

Примерная работа с эпиграфами:

  • выразительное прочтение;

  • как связана тема урока с эпиграфом, почему эти слова – глав-ные?

Вот, к примеру, эпиграф к уроку по теме “Заимствованные сло-ва”

Все народы меняются словами

и занимают их друг у друга.

В. Белинский


(Шевчук О. И. Эпиграф к уроку // Русский язык: Еженедельное приложение к газете “1 сентября”. – 1998. - № 45. – С. 13


    1. Детский рисунок на уроке русского языка.


Известный методист К. Б. Бахтин считал, что вопрос о детском ри-сунке – один из важнейших вопросов, которым должен теперь серьёзно заняться педагог. Графический язык в некоторых отношениях более дос-тупен детям, чем язык слов: ребёнок (по времени своего развития) рань-ше живописец и график, чем писатель, и нас, преподавателей родного языка, не могут не интересовать методы поддержки в школе словесного искусства искусствами изобразительными.

Необходимо научить ребёнка “видеть” предметы, их форму и цвет. Занятие рисованием – необходимая подготовка к словесному творчеству.

Л. С. Выготский считал собственный рисунок ребёнка графическим рассказом. Пока ребёнок рисует, он думает о предмете своего изображе-ния так, как если бы он о нём рассказывал. Отсюда вытекает важный методический вывод: текст создаётся ребёнком ещё в процессе рисова-ния, что положительно влияет на процесс планирования высказывания во внутренней речи, а значит, обеспечивает процесс реализации этого плана при словесном оформлении. (29, с. 14)

Собственный рисунок вносит в учебный процесс разнообразие и занимательность, повышает интерес учащихся, создаёт на уроке эффект новизны, организует новую речевую ситуацию, способствует развитию наблюдательности, развивает творческие способности учащихся. (29, с. 15)

Рисунок помогает сосредоточить внимание детей на рассматривае-мом предмете или проблеме.

С помощью рисунка ребёнку легче воссоздать для себя облик живой действительности.

Создавая иллюстрацию, ученик осмысливает прочитанное, вместе с тем он получает зрительную опору для того, что осмыслил, следователь-но, рисунок стимулирует запоминание, положительно влияет на долго-


временную память.

Учитель русского языка Л. А. Ходякова предлагает использовать на уроке русского языка детский рисунок по следующей схеме:


восприятие и анализ текста – образца определённого типа речи





словесное иллюстрирование текста – образца





создание учеником рисунка к тексту – образцу






анализ созданного рисунка





высказывание определённого типа речи.



1.5. Самодостаточные филологические задачи на уроке русского языка


Чтобы развивать интеллектуальную составляющую креативности, учитель С. Шаповал предлагает использовать на уроке лингвистические задачи. Они должны быть самодостаточными (то есть вся информация, необходимая для решения, содержится в самом условии задачи).

Задачная форма бросает вызов интеллекту. Попытка решения, даже самая неудачная, включает мотивацию. Становится интересно. Усваива-ется материал лучше, потому что информация стала нужна.

Самодостаточные лингвистические задачи не требуют преваритель-ного знакомства с какими – нибудь лингвистическими явлениями – в ходе решения задачи ученик самостоятельно их “открывает”. (30, с. 42)



1.6. Сюжетные уроки русского языка в дидактике творческого взаимодействия.


Уроки с игровым сюжетом требуют от педагога исключительной творческой сосредоточенности, готовности работать вместе с классом, внимания к возможным “внештатным” ситуациям урока, который пред-стоит провести.

Опыт проведения таких уроков учителем А. А. Мурашовым свиде-тельствует о том, что проблемные ситуации, на которых неизменно строится урок творческого взаимодействия, способствует развитию твор-ческого потенциала личности, реализации “открытий”, которые не пре-поднесены ведущим педагогом, но постигнуты самостоятельно.

Сюжетные уроки русского языка – это синтез игровых форм и проблемных ситуаций, объединённых одним содержанием. (14, с. 13)



    1. Технология “мастерская” на уроке русского языка.


Технология Нового образования, называемая “мастерской”, реали-зуется в школе в совместном общение Мастера (учителя) и ученика, служит организации самостоятельной – индивидуальной или групповой – исследовательской деятельности детей, в результате которой они, откры-вая новую истину, не стремятся “дать ей место в себе”, а стараются “ занять ” своё место в ней.

В системе заданий Мастер обнаруживает свой круг интересов, эру-дицию, выражает свою позицию педагога, своё нравственное и эстети-ческое кредо и даже свой характер.

Ученик, восприимчивый к посланию Мастера, тоже выражает себя как личность. Происходит совместное творчество Мастера и ученика. Пример урока – мастерской описан А. А. Окуневым. (16, с. 6)




    1. Творческая работа малой формы

на уроке русского языка.


Отношение к сочинению – миниатюре в школе особое, поскольку подготовка к такой работе связана для учителя с поиском материала, который побудил бы ребят на желание откликнуться. Существенную по-мощь в этом поиске (как предлагает учитель русского языка из г. На-бережные Челны Л. Н. Рослякова) может оказаться периодика последних лет, особенно новые газеты и журналы. Обзор этих журналов убеждает, что многие материалы и игровые ситуации с успехом могут быть ис-пользованы на уроках русского языка.


Для 5 класса:

        • Сочинение – объявление (написанное от имени сказочного персонажа, где главное – отразить вкусы и пристрастия любимых героев). Вот пример такого объявления из газеты “ Жили - были ”:

Когда я ел бабушку, то потерял свои новые вставные челюсти.

Кто нашёл, прошу вернуть.

Серый Волк”


        • Проведение конкурса вралей (по образцу из журнала “Ми-ша”). Читать образцы вслух! Очень важно продлить радость творчества.



        • Сочинение с сюрпризом (5 - 6 класс) (газета “Москвичка”).

Начнём урок с небольшой викторины. Откуда отрывок:

Жила – была девочка Женя. Однажды мама послала её в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: два баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для брата Павлика”.

(Из сказки В. Катаева “Цветик - семицветик”).

А хотите сами приготовить такие баранки? Слушайте рецепт.

“Берём 2,5 стакана муки, 2 яйца, 2 чайные ложки сливочного мас-ла, ½ стакана води немного соли. Замешиваем тесто, затем раскатываем его в жгут толщиной с мизинец и нарезаем на равные дольки, из кото-рых делаем крендельки. Опускаем их в кипящую воду и варим, пока не всплывут. Потом вытаскиваем шумовкой, раскладываем на противне и выпекаем в духовке 10 – 15 минут.

А чтобы получились баранки как в сказке, обваляйте один в тми-не, другой в сахаре, маке. А если в сырое тесто добавить немного си-ропа – вот вам розовая бараночка”.

Задание: напишите дома сочинение, основой которого станет ре-цепт вашего любимого блюда. Только не забудьте о сказочном вступ-лении или заключении.

На следующем уроке читаем получившиеся сочинения вслух, важны при этом реакции ребят, их настроение.


  • Сочинение – рассказ (по методике Дж. Родари)

см. его книгу “Грамматика фантазии”.

С точки зрения писателя, пробуждению творческого потенциала способствуют особые подготовительные ритуалы, создающие атмосферу напряжённого ожидания, сюрприза.

Два ученика стоят у доски. Они пишут слова: пёс и шкаф.


Соединяем слова вместе – получаем несколько ситуаций, к приме-ру, “пёс в шкафу” – основа для сочинения.

Процесс составления маленьких рассказиков на основе двух произ-вольно взятых слов является увлекательным упражнением.

Можно провести игру “Загнутые уголочки” (для 5 – 6 классов).

На каждой парте лежит лист бумаги. Один ученик пишет в углу листа своё слово и закрывает его, загибая уголок, другой ученик пишет слово в другом углу.

Работают же над парой слов вместе.


  • Сказка с продолжением.

У Родари есть целая серия историй под названием “Сказки, у ко-торых три конца”.

Можно предложить учащимся сказочную историю с просьбой её закончить.


  • О чём могли бы рассказать старые вещи?

Можно попросить детей написать сочинение – ответ на этот вопрос.

Самый короткий ответ дал словацкий поэт Д. Гевиер:


Стол пожаловался: “Ах!

Целый день я на ногах.

Все сидят. А ты держи

Чашки, ложки, да ножи.

Мне же, бедняжке не присесть,

Не попить и не поесть.

Нет покоя у стола,

Всё дела, дела, дела.”

(Журнал “Маша”, 1993, № 6, с. 3).


  • Сочинение – анекдот (для 7 – 8 классов).

В основе такого сочинения могут быть не только жизненные наб-людения, но и отношения к ним, размышления над ситуацией.

Одна из тем, к примеру, случай в общественном транспорте.

Сочинение – миниатюра способствует раскрепощению ученика, вы-явлению его творческой индивидуальности. (20, с. 9 – 12)



    1. Обучающая творческая работа

на уроке русского языка


Учитель Н. И. Косьяненко из г. Крымска предлагает несколько ва-риантов творческих работ для учащихся 8 класса.


  • Тема первой творческой работы в 8 классе “Летний день на даче пахнет…”

Получиться должно четверостишие (можно больше). Рифма не обязательна, но размер (хорей) соблюсти нужно.


  • Пейзажные зарисовки с обыгрыванием слов.

Задание: составить маленький текст, включив в него слово и одно-коренные ему слова разных частей речи.

Затем выписываем однокоренные слова из полученных работ, про-водим лексический, словообразовательный, морфологический разбор.


  • Работа с текстом – образцом (при изучении типов сказуемых).

Классу предлагается написать такую работу, чтобы сохранить син-таксическую структуру каждого предложения этого текста, а тему мож-но сформулировать по своему усмотрению.


  • При изучении темы “Тире между подлежащим и сказуе-мым”.

Напишите работу, в которой анафорой будут слова “Осень – это…”


  • Берём сознательно деформированный текст. Предлагаем вос-становить последовательность предложений, опираясь на за-писанные на доске схемы.


  • Сочинение – миниатюры по данным учителем схемам.


  • Построение синтаксически антонимичного текста.


  • Использование репродукций картин на научно – фантастичес-кую тему.

Задание: создать миниатюру с обязательным описанием того, что изображено.


  • Составление миниатюры – шутки, использовав, например, только односложные слова или использовать слова, начи-нающиеся с одинаковой буквы.


  • Сочинение – миниатюра на пейзажную тему – цитату.


  • Работа с заданным началом, где выбор жанра – свободен. Например, “Как плохо, когда…” или “Как хорошо, когда…”


  • Работа с заданным финалом.



  • Работа в форме диалога, но обязателен пуант (Тема форми-руется самим пишущим, но желательно обсуждение – серьёз-ное или ироничное – тех проблем, которые актуальны в на-шей жизни.) (20, с. 2 – 3, 4, 13)



Глава II. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка.

(Из опыта работы составителя рекомендаций).


    1. Урок – мастерская.

Французская методика GF на уроке русского языка.


Методика известна в России с начала 90-х годов, ленинградские коллеги познакомились с ней первыми, затем опыт французских коллег стал передаваться у нас в России “из уст в уста”.

Методика проста и эффективна, направлена на развитие творчес-ких способностей учащихся. Она основана на обычном наблюдении: очень не многие учащиеся наделены от природы высокой степенью креативности, большинству же детей, для того чтобы творить, создавать что – то новое, оригинальное, своё, необходим толчок, или индуктор (от лат. inductor – возбудитель).

Методика рассчитана на работу над сочинениями в 5 – 9 классах.

Каждый ребёнок – участник мастерской – выступает в 3-х ипостасях творческой личности:

- как писатель;

- как читатель;

- как критик (позитивный).

Дети работают по группам по 4 – 5 человек (участники каждой группы должны быть разного уровня подготовленности).

Алгоритм работы.

I этап (эмоциональный уровень)

  1. Индуктор.

  2. Словарная работа.

  3. Составление предложений.

  4. Сочинение – миниатюра (на любую тему).

II этап. Чтение получившихся работ и активное слушание.

III этап. Выбор общей темы и выполнение ещё одной работы (это уровень уже эмоциональный и рациональный).

Что может быть индуктором? Буква, слово, сочетание.

Вот несколько примеров такого рода работы.

1.

  • Записываем своё имя, разрисовываем его, разукрашиваем, выбираем одну понравившуюся букву;

  • составляем 3 – 4 слова с этой буквой, передаём тетради друг другу в группе по часовой стрелке, в каждой тетради допи-сываются ещё слова, теперь словарики в каждой тетради по-полнились;


  • каждый ребёнок составляет 2 – 3 предложения с любыми словами;

  • предложения читаем вслух, записываем в свою тетрадь всё, что понравилось (слова или словосочетания, предожения);

  • из всего, что записано, выбираем слово или словосочетание как заголовок и пишем сочинение – миниатюру.

Далее – работа по алгоритму.


2.

  • Можно взять любое словарное слово, к примеру, “температу-ра”, добавляем к нему 3 – 4 слова по ассоциации (чем длин-нее слово, тем больше ассоциацией оно вызывает).

Далее – работаем по алгоритму.


3.

  • Можно попросить детей положить ладонь на лист бумаги и обвести её;

  • дадим название каждому пальцу (названием может быть лю-бое слово любой части речи);

  • добавляем ещё какие – то слова, то есть, образуем словосоче-тание;

  • заполняем пространство между пальцами словосочетание или предложениями;

  • используя всё записанное, создаём сочинение – миниатюру.

Далее – работаем по алгоритму.

4. Индуктором может быть рисунок. Начинаем работу с выполне-ния рисунка “Я и моё окружение”,

  • учитель предлагает начала сочинения – сказки:

Однажды…

Жили – были…

Как – то раз…

В некотором царстве…;

  • дети сочиняют в группе сказку, которую впоследствии ин-сценируют;

  • далее они пишут (индивидуально) в тетрадях сказку, какую хотят;

  • работы читают в группах, самую интересную вслух.

Знакомство с французской методикой послужило своеобразным индуктором профессиональной рефлексии составителя рекомендаций, толчком для маленьких, но своих творческих открытий.

Использование различного рода индукторов создаёт на уроке твор-ческую атмосферу, то есть благоприятные условия для развития креатив-

ности учащихся. Обязательно при этом для педагога установление рап-порта с классом.

Вот примеры различных индукторов, используемых нами на уроках.



    1. Использование музыки на уроке русского языка



Традиционным для составителя рекомендаций является сочинение на тему “О чём поведала мне музыка” (тема является сквозной для уча-щихся 5-х – 9-х классов).

Возможно использование следующих музыкальных произведений на уроке:

Бетховен “Лунная соната”.

Бах Кантата № 2.

Штраус. Вальсы.

Рубинштейн. Мелодии.

Де Бюсси “Соната для скрипки и фортепиано”.

Хачатурян. Сюита “Маскарад”.

Гершвин “Американец в Париже”.

Шопен Прелюдия № 3.

Лист “ Венгерская рапсодия ”.

Моцарт “Маленькая ночная серенада”.

Брамс “Колыбельная”.

Шуберт “Аве Мария”.

Шопен “Ноктюрны”.

Де Бюсси “Свет луны”.

А также музыки русских композиторов, особенно Чайковского, Свиридова и популярной сейчас релаксационной музыки(звуки природы).

Следует отметить, что музыка очень сильный индуктор, влияющий на эмоциональное состояние человека, поэтому не следует использовать её как фон для работы над тематическим сочинением, вольно или не-вольно, но учащиеся будут “писать музыку”, которую слышат.




Алгоритм работы.


1. Прослушивание музыки (для учащихся это бывает сложно, мож-но разрешить им занять удобную позу, лечь на парту, встать па-рами, прислониться спинами друг к другу и т.д.)

2. Вторичное прослушивание и запись своих ассоциаций.

3. Работа с ассоциациями – составление предложений и связного целостного текста.


    1. Использование игр на уроке русского языка


Для развития интеллектуальной составляющей креативности воз-можно использование задач словесного субтеста ( тест Г. Ю. Айзенка) , выявляющего уровень развития лингвистического мышления; отдельные задачи можно использовать на уроке как развивающие лингвистическое чутьё игры.

Вот примеры некоторых задач:

  • Вставьте вместо точек слово, состоящее из трёх букв, кото-рое означало бы то же самое, что и слова, стоящие вне скобок:

ткань (…) состояние вещества


  • Найдите общее окончание для всех перечисленных наборов букв так, чтобы в результате прибавления букв везде полу-чились осмысленные слова:


Др


М (…)


Тр

Ц

Щ Яг




Особый интерес у учащихся вызывает составление “перевёртышей”. (Это классические фразы, в которых все слова заменены на противопо-ложные или на слова из одного логического ряда – исходную фразу не-обходимо восстановить).

Вот пример перевёртыша:

“Хочу я грызть гранит науки, мечтаю развестись с женой” (Не хочу учиться, а хочу жениться).

Для развития образного мышления полезны игры “Ассоциации” (все варианты этой игры) и “ Динозаврики ” (это командная игра, каж-дая команда загадывает слово, а представитель противоположной ко-манды должен слово изобразить жестами и мимикой так, чтобы своя команда его угадала).

Игра “Слепой художник”. Это парная игра. Один в паре – худож-

ник, который к концу жизни ослеп, у него есть гениальный замысел, который он очень хочет, но не может осуществить. Второй в паре – лю-бимый ученик художника, воплощающий замысел учителя.

Учащиеся по очереди рисуют картины, стремясь воплотить замысел партнёра.



    1. Использование собственного рисунка ребёнка

на уроке русского языка


Традиционная работа на уроке русского языка – описание картины (чаще всего репродукций) известного художника или составление по ней рассказа.

С нашей точки зрения, возможна замена репродукций подлинной работой самого ребёнка, который выступает как художник, а его рису-нок - как средство стимуляции творческой активности.

Сквозная тема для такого рода работы, точнее, рубрика – “Если бы я был художником…”

Рисовать дети могут индивидуально, в паре или в группе.

Если работа групповая, то помимо создания рисунка и самой письменной работы есть ещё и промежуточный этап коллективного об-суждения.

Вот некоторые примеры возможных тем и заданий для рисования:

  • нарисуй своё имя;

  • нарисуй свой внутренний мир;

  • рисование по кругу;

  • создание коллажа (дети вырезают из журналов фигуры лю-дей, животных, всё что хотят, а затем оформляют их в композицию, можно подписать, о чём эти люди думают или что они делают);

  • создание групповых фресок:

- участники рисуют всё, что хотят на общей картине;

- дорисовывают на ней что – то, согласно выбранной всей

группой теме;

  • выполнение рисунка на стимульное слово:

- любовь;

- красота;

- искусство и т.д.;

  • тематическое заседания по группам:

- четыре стихии (требуется создать один или несколько ри-

сунков, связанных с различными природными стихиями

* земля (дом, двор, поле, пещера, …)

* вода (река, озеро, …)

* огонь (камин, факел, …)

* воздух (ветер, шторм, облака, …)

  • рисунок в паре:

- опасное путешествие (один рисует путь с препятствиями,

другой – способы их преодоления).


Алгоритм работы:


  1. Создание рисунка.

  2. Коллективное обсуждение.

  3. Индивидуальная работа.



    1. Использование текста литературного произведения на уроке русского языка


Использование литературного текста – образца, особенно поэтичес-кого (а всякий художественный текст есть проявление человеческой ин-дивидуальности) создаёт на уроке развивающую среду, направленную на развитие креативности у учащихся.

Его выразительное (эмоциональное!) чтение служит своеобразным индуктором, толчком к творчеству учащихся.

Использовать же можно великое множество текстов, отрывков, просто предложений, созданных Мастерами слова.



    1. Использование нетрадиционных индукторов

на уроке русского языка


Принципиальный вопрос обучения – проблема восприятия информа-ции. Каналов восприятия три: зрительный, слуховой и эмоционально – чувственный. На уроке обычно задействованы 2: зрительный и слухо-вой. Творчество же – деятельность прежде всего эмоциональная, необхо-димо “заставить работать” кинестетический канал.

Вот пример включения кинестетического канала на уроке, где идёт работа с живописным полотном.

Возможная схема проведения урока и дидактический материал:

  1. Зрительное восприятие слайда с картины французского художника к. 19 – н. 20 вв. Клода Моне “Женщина в саду”.

  2. Звуковое восприятие картины (кассета с записями голосов утренних птиц).

- О чём, по – вашему , поют птицы?

Первое обобщение: у каждого своё впечатление о картине,

(впечатление – след, оставленный в душе).

  1. Чувственное восприятие картины – аромат французской туалетной воды “Ода жизни”.

Работа с ассоциациями:

- какого цвета запах?

- с какими явлениями природы ассоциируется?

- с какими звуками?

- с каким человеческим чувством?

- с каким человеческим характером?

- как называется этот аромат?

“Ода” (восхищение) жизни, праздник жизни.

  1. Какова главная мысль картины? Праздник жизни, жизнь прекрасна, восхищение мигом жизни.

- Какими средствами художник передал праздник жизни?

(Свет и краски).

  1. Знакомство с текстом Ю. Куранова “Свет”.

- Как бы вы описали свет?

- Вспомните о таких моментах в своей жизни, когда вы

увидели и почувствовали силу и красоту света?

- На какой свет вам больше нравится смотреть: на свет

солнца, луны, лампы, костра? Нарисуйте свои ощущения

от этого света.

Дополнительное задание: сочините свою сказку о том,

как человек подружился со светом.

  1. Какие цвета в основном использует художник? Какие ассо-циации эти цвета у вас вызывают?

Знакомство с легендой о белом цвете (из повести Н. Дум-бадзе “Белые флаги”) и стихотворением Н. Бараташвили (в переводе Б. Пастернака) “Синий цвет”.

Как бы вы описали цвет?

  1. На какие составные части можно условно разделить живо-писное полотно?

Знакомство с текстом М. Пришвина “Среди друзей” (о деревьях). Как бы вы описали дерево?

  1. Фигура женщины в белом. Работа с ассоциациями. Куда она идёт. Какая она?

  2. Сочинение – описание слайда с картины, ваше впечатление (след оставленный в вашей душе этим живописным полот-ном). История о женщине в белом.


    1. Интегрированный урок как средство развития творческих способностей учащихся


Вот пример интегрированного урока, который проводится одним учителем, на таком уроке проблемы, имеющие к воспитанникам прямое и непосредственное отношение, рассматриваются с точки зрения литера-туры, философии, этики, психологии, современной музыки. Это урок подготовки к сочинению по теме “Я и моё поколение”, проводимого в 8 – 9 классах.

Принципиальна для такого урока позиция учителя – безоценочная принятие другой точки зрения, обеспечение психологической безопаснос-ти каждому ученику.

Обучение на таком уроке строится по принципам развивающего: проблемность и диалогичность.

Особенно следует отметить важность эмоциональной составляющей урока. Используемый на уроке материал:

  • плакаты, принесённые учениками (создающие необходимый зрительно – эмоциональный фон);

  • диски с записями песен Виктора Цоя;

  • драматизация библейской ситуации (Евангелие от Матфея, гл. 27 (1 – 26) – Суд Пилата);

  • проблемные ситуации из литературы;

  • игры.

От учителя на таком уроке требуется умение нестандартно реаги-ровать, искренность, эмоциональность.

Возможная схема проведения урока и дидактический материал:

  1. “Легко ли быть молодым?” Обсуждение проблем, с которыми воспитанники, не прямо, а опосредованно, косвенно, через материалы, опубликованные в молодёжных журналах ; через прослушивание песен группы “Кино”, через анализ текстов песен, работу с мотивами художественного текста. Тексты у учеников перед глазами.


Песня без слов ночь без сна

Всё в своё время зима и весна

Каждой звезде свой неба кусок

Каждому морю дождя глоток

Каждому яблоку место упасть

Каждому вору возможность украсть

Каждой собаке палку и кость

Каждому волку зубы и злость.



Rn: Снова за окнами белый день

День вызывает меня на быт

Я чувствую закрывая глаза

Весь мир идёт на меня войной


Если есть стадо есть пастух

Если есть тело должен быть дух

Если есть шаг должен быть след

Если есть тьма должен быть свет

Хочешь ли изменить весь этот мир

Сможешь ли ты принять как есть

Встать и выйти из ряда вон

Сесть на электрический стул или трон.

Rn.


Вопрос: какая синтаксическая конструкция повторяется?

    1. строфа: Каждому…

Каждому…

    1. строфа: Если есть … значит …

… ли …

/ или

Сообща “приходим” к смысловому мотиву выбора человеком свое-го места в мире, своего дела, своего способа самоутверждения, чрез-вычайно актуального для воспитанников.

  1. Драматизация предложенной ситуации (Суд Пилата (Ев. от Матфея, гл. 27).

Вопросы для обсуждения:

- Что значит “умыл руки”?

- Кто ответственен за выбор между добром и злом?

  1. Работа с текстом песни В. Цоя “ Группа крови ”. Приведём текст:

Тёплое место на улице ждут

Отпечатки наших ног

Звёздная пыль на сапогах

Мягкое кресло тёплый плед

Не нажатый вовремя курок

Солнечный день в ослепительных снах.

Rn: Группа крови на рукаве

Твой порядковый номер на рукаве

Пожелай мне удачи в бою

Пожелай мне

Не остаться в этой траве / 2 раза


Пожелай мне удачи / 2 раза


Мне есть чем платить но я не хочу

Победы любой ценой

Я никому не хочу ставить ногу на грудь

Я хотел бы остаться с тобой

Просто остаться с тобой

Но высокая в небе звезда зовёт меня в путь.

Вопросы и задания к тексту:

Смысл названия? Что включает в себя метафора “ группа крови ”? Найдите в тексте мотивы (боя, звезды). Что означает символ звезды? (ориентиры лирического героя).

Далее – результаты анкетирования учащихся – собирательный порт-рет молодого поколения (ориентиры воспитанников).

С их точки зрения, престижно:

  • хорошо выглядеть;

  • модно одеваться;

  • иметь деньги;

  • быть “стильным”.

Ценят:

  • общительность;

  • образованность;

  • независимость;

  • индивидуальность;

  • умение понимать окружающих;

  • чувство юмора.

Досуг, увлечения:

  • общение;

  • компьютер;

  • музыка.

Престижные профессии:

  • бизнесмен;

  • юрист;

  • визажист;

  • стилист;

  • психолог;

  • менеджер;

  • переводчик;

  • банкир.

  1. Постановка и обсуждение проблемы “потерянного поколе-ния”, обсуждение способов взаимодействия представителей различных поколений, поиск того, что объединяет.

  2. Психологические игры (на выбор).

“Люди, не похожие на меня”.

Участникам предлагается представить себе своего друга, который в каких – то важных вещах существенно от них отличается. Затем необходимо, не называя его имени, рас-сказать, чем он отличается и почему н дорог.

“Марионетка”.

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто – то управляет, когда он не свободен.

Участники должны разбиться на тройки. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукло-вода – полностью управлять всеми движениями куклы – ма-рионетки, один участник будет играть роль куклы.

Для каждой тройки расставляются 2 стула на расстоянии 1,5 – 3 метров.

Цель “кукловодов” – перевести “ куклу ” с одного стула на другой. При этом человек, который играет “куклу”, не должен сопротивляться тому, что с ним делают “куклово-ды”. Очень важно чтобы на месте “куклы” побывал каж-дый участник.

Обсуждение. Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли “куклы”? Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им было? Хотелось ли что – либо сделать самому?

  1. Примерный план сочинения.

- Меня зовут …, мне … лет.

- Кто я? Какой я?

- Мои друзья.

- Мои увлечения.

- Проблемы, с которыми я сталкиваюсь в своей жизни.

- Мои планы на будущее.



Заключение


Таким образом, в данной работе были выявлены условия, в кото-рых каждый ребёнок может реализовать собственную индивидуальность, то есть совершить творческий акт, внести в мир новое, ранее не су-ществовавшее, реализовать одну из основных потребностей человека – в самовыражении, прежде всего в эмоциональном самовыражении – иными словами, в работе выявлены условия, в которых возможно развитие творческих способностей учащихся. Также были выявлены и оценены основные средства и материалы, развивающие креативность учащихся, представленные в опыте учителей РФ и составителя методических рекомендаций.








Список литературы


  1. Альбеткова Р. И. Игра на уроках словесности в VII классе // Рус-ская словесность. – 2000. – № 4. – С. 67 – 71.

  2. Альбеткова Р. И. Словесные игры // Русский язык.: Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. – 2000. – № 24. – С. 5 – 12.

  3. Власенков А. И. Универсальное средство познания мира // Народное образование. – 1998. – № 5. – С. 111 – 115.

  4. Вьюшкова Л. Н. Развитие чувства юмора при обучении школьников чтению // Русский язык в школе. – 1996. – № 5. – С. 21 – 28.

  5. Демьянова Н. В. Развитие воображения и творчества на уроках французского языка // Иностранный язык в школе. – 1999. – № 3. – С. 15 – 20.

  6. Дзангова Р. М. Раскрытие творческих способностей учащихся // На-чальная школа. – 2001. – № 6. – С. 46 – 49.

  7. Колкова А. И. Рекомендации по определению и развитию способ-ностей, склонностей и общего творческого потенциала человека. – Кемерово: АКО. 1995. – 68 c.

  8. Корниенко Р. Н. Активная деятельность учащихся на уроках рус-ского языка // Русский язык в школе. – 2000. – № 3. – С. 37 – 43.

  9. Коссов В. В. Творческое мышление, восприятие и личность. – М – Воронеж: Институт практической психологии, НПО МОДЭК, 1997. – 47 с. – (Библиотека педагога – практика).

  10. Косьяненко Н. И. Обучающие творческие работы в курсе русского языка // Русский язык: Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. – 1997. – № 8. – С. 2 – 3.

  11. Котельникова С. А. Творческая работа нетрадиционных жанров // Русский язык в школе. – 1997. – № 1. – С. 25 – 33.

  12. Кудрявцева Т. С. Современные подходы к обучению речи // Рус-ский язык в школе. – 1996. – № 3. – С. 3 – 7.

  13. Львова С. И. Осторожно: художественный текст! // Русская словес-ность. – 1997. – № 3. – С. 51 – 56.

  14. Мурашов А. А. Сюжетные уроки русского языка в дидактике твор-ческого взаимодействия // Русский язык в школе. – 1996. – № 4. – С. 8 – 15.

  15. Новикова Л. И. Пишем сочинение – миниатюру // Русский язык: Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. – 1998. – № 25. – С. 4, 13.

  16. Окунев А. А. Шаг к мастерской // Русский язык: Еженедельное при-ложение к газете “Первое сентября”. – 1998. – № 39. – С. 6.

  17. Основные современные концепции творчества и одарённости. – М.: Молодая гвардия. – 1997. – 416 с. – (Библиотека “Одарённые дети”).

  18. Пахнова Т. М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // Русский язык в школе. – 2000. – № 4. – С. 3 – 12.

  19. Прилепцева А. Е. Особенности речевого поведения учителя при ис-пользовании кинофильма на уроках русского языка // Среднее профессиональное образование. – 1996. – № 4. – С. 39 – 41.

  20. Рослякова Л. Н. Творческие работы малых форм на уроках русско-го языка // Русский язык: Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. – 1998. – № 48. – С. 9 - 12.

  21. Синицын В. А. Праздник творчества на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2000. – № 6. – С. 16 – 22.

  22. Скворцов Л. И. “Словом восстанавливают солнце” // Народное обра-зование. – 1998. – № 5. – С. 131 – 132.

  23. Скрябина О. А. Обучающие и развивающие возможности дидакти-ческого и языкового материала // Русский язык в школе. – 2000. – № 4. – С. 33 – 39.

  24. Стативка В. И. Система подготовки к сочинению – описанию при-роды. // Русский язык в школе. – 1997. – № 2. – С. 21 – 25.

  25. Сычугова Л. П. Картина – учитель – ученик // Русский язык в шко-ле. – 1998. – № 4. – С. 18 – 25.

  26. Трошина М. Г. Развитие творческих способностей в процессе мно-гоуровневого обучения // Образование в современном школе. – 2001. – № 3. – С. 51 – 55.

  27. Турлова Г. П. Учимся думать и рассуждать // Русский язык в шко-ле. – 1998. – № 4. – С. 35 – 37.

  28. Устинов А. Ю. Подготовка к письменному воспроизведению текс-та // Русский язык: Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. – 1997. – № 13. – С. 14 – 15 .

  29. Ходякова Л. А. Детский рисунок как средство формирования ком-муникативных умений учащихся // Русский язык в школе. – 2000. – № 3. – С. 13 – 20.

  30. Шаповал С. Самодостаточные филологические задачи как учебный жанр // Русская словесность. – 2000. – № 3. – С. 40 – 44.

  31. Шаповал С. Самодостаточные филологические задачи как учебный жанр // Русская словесность. – 2000. – № 4. – С. 36 – 40.

  32. Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. – М: Молодая гвардия, 1997. – 78 с. – (Библиотека “Одарённые дети”).

  33. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школь-ника // Вопросы психологии. – 1996. – № 3. – С. 28 – 34.






























Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка:

Методические рекомендации/ Сост. И.М. Романенко. – Березовский: Ред.-изд. центр «Первая школа», 2010. – 28 с.


2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Романенко Инна Михайловна

Дата: 15.09.2015

Номер свидетельства: 230941

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Олимпиадные развития как инструмент поддержки творческих способностей младших школьников "
    ["seo_title"] => string(100) "olimpiadnyie-razvitiia-kak-instrumient-poddierzhki-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "129478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415716201"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Новый образовательный стандарт - мой творческий поиск"
    ["seo_title"] => string(54) "novyi_obrazovatiel_nyi_standart_moi_tvorchieskii_poisk"
    ["file_id"] => string(6) "374844"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1483275461"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "220909"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434960765"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства