Методические материалы по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Методические материалы по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку.
В основу данного пособия положены материалы республиканской олимпиады.Главное назначение этих работ-ознакомить начинающего учителя с характером и напрвлением конкурсных заданий по предмету.Олимпиадные задания по русскому языку можно использовать на уроках русского языка,на факультативных и элективных занятиях с учащимися среднего звена при подготовке их к олимпиадам разного масштаба.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические материалы по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку.»
Министерство образования науки и культуры
Республики Дагестан
Учебно-методическое пособие по подготовке
учащихся средних классов к олимпиаде по русскому языку
Разработчик: учитель русского языка
МКОУ «СОШ№ 2»
Г.Избербаш
Амиргамзаева Айман Рамазановна
Избербаш,2016 г.
ВВЕДЕНИЕ
Успешное изучение русского языка учащимися русских и национальных школ невозможно без глубокого интереса к нему. Поэтому учителя школ Дагестана стремятся раскрывать перед своими воспитанниками красоту и богатство русского языка ,показывать его многообразные возможности, пробуждать у ребят интерес к изучаемому предмету, приучать их вдумчиво относиться к слову, обращаться к словарям, справочникам, бороться за культуру речи. Лишь так можно сформировать у ребят осознанные и прочные языковые знания и умения, научить их владеть сокровищами русского языка.
Эти задачи решаются прежде всего на уроках ,чему в большей степени способствует и содержание современных образовательных программ в формате ФГОС, где значительное внимание уделено вопросам лингвистического мышления учащихся.
Активизации познавательных интересов учащихся к урокам способствуют олимпиады школьников по предмету. Традиционно данное мероприятие ежегодно проходит во всех школах Дагестана. Целью олимпиады является не только повышение уровня знаний учащихся, но и развитие творческих способностей ученика, углубление лингвистического мышления, формирование навыков самостоятельной работы. Подготовка к олимпиаде требует от учителей больших усилий по организации систематической работы с учащимися.
В основу данного пособия положены материалы республиканских олимпиад. Главное назначение этих работ –ознакомить начинающего учителя с характером и направлением конкурсных заданий ,помочь ему подготовить учащихся к различным видам заданий по предмету.
Олимпиадные задания по русскому языку в классе можно использовать на уроках русского языка, на факультативах, на дополнительных занятиях с учащимися среднего звена при подготовке их к олимпиадам разного масштаба
Учебно-методическое пособие по подготовке учащихся VIII класса к олимпиаде по русскому языку. Разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
VIII класс. Фонетика. Орфоэпия. Графика.
Задание 1
1.Укажите количество букв и звуков в словах :безмолвствовать, весь, грядущий,ёж,лёд,льёт,поющий,съел,пять.
2. Покажите графически ,какими звуками различаются слова сели-съели,рад-ряд.
3.Добавляя по одному звуку,образуйте новые слова от собственных имён.
Анна-….. Лена-...
Варя-…. Лиза-…
Вера-… Лора-…
Галя-… Люда-…
Задание 2
Сгруппируйте слова по месту ударения (А – первый слог, Б – второй слог,
К данным словам подберите синонимы, начинающиеся на при- и пре-.
Гнаться за кем-то; ложное толкование; помеха; лицемерный, неискренний; милый, обаятельный; тень умершего; хороший знакомый; отношение свысока; очень печальный случай; находиться где-нибудь; необычное, увлекательное путешествие.
10 баллов
Ответ
Гнаться за кем-то – преследовать; ложное толкование – превратное; помеха – преграда, препятствие; лицемерный, неискренний – притворный; милый, обаятельный – прелестный; тень умершего – призрак, привидение; хороший знакомый – приятель; отношение свысока – пренебрежение, презрение; очень печальный случай – прискорбный; находиться где-нибудь – присутствовать; необычное, увлекательное путешествие – приключение.
По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов
Задание 4
Мы говорим: Дом сгорел дотла.
Что такое тло?
5 баллов
Ответ
Обычно смысл выражения дотла связывают с глаголом тлеть. На самом деле тло значит основание. Сгореть дотла – сгореть до основания.
Задание 5
Каким частям речи свойственны окончания:
А) -ый, -ого, -ому, -ый(-ого), -ым, -ом;
Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;
В) -ем, -ете, -ут?
За каждый пример по 1 баллу, всего 3 балла
Ответ
А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе; В) глаголам во мн. числе.
Задание 6
Найдите местоимения в этом предложении, определите их разряд.
Представьте себе радость какого-нибудь филолога, который, увидев несколько книг на незнакомом языке, вдруг обнаружит, что он понимает некоторые слова, знает те или иные выражения и чувствует, что при желании сам может прочитать эти книги.
По 0,5 балла за правильный ответ, всего 5 баллов
Ответ
Себе – возвратное
Какого-нибудь – неопределённое
Который – относительное
Несколько – неопределённое
Он – личное
Некоторые – неопределённое
Те – указательное
Иные – определительное
Сам – определительное
Эти – указательное
Задание 7
«Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.
Коня узнают по зубам... хороший умом... вторая натура... Конь играет удилами... Плохой человек славится озорством... Что хорошему человеку помеха... ... человека по речам. ...болтун языком. ... то дурному утеха... Привычка.
По 1 баллу за правильный ответ, всего 5 баллов
Ответ
Коня узнают по зубам, человека - по речам.
Конь играет удилами, болтун - языком.
Плохой человек славится озорством, хороший - умом.
Привычка - вторая натура.
Что хорошему человеку помеха, то дурному – утеха.
Задание 8
Прочитайте текст, озаглавьте, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.
Есть в истории… нашей страны одна праздничная дата, о которой надо об…зательно помнить всем. Помнить и хр…нить как великую ценность нашей истории и культуры. Это пр…здник Победы – 9 Мая.
Хранить пр…здник – значит, сохранять в душе то чу…ство единения, в к…тором спл…лись гордость за Отечество гореч… непомерных утрат радость возрождения к жизн… надежды на буд…щее любовь к людям веры в добро. Праз…ник Победы – это праз…ник жизни, победивш…й смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.
Пусть этот день навсегда будет связ…вать пок…ления живым огнем сердечного общения пам…тью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праз...ника старшим – в…теранам служившим во благо Отчизны.
15 баллов
Ответ
Подарить радость
Есть в истории нашей страны одна праздничная дата, о которой надо обязательно помнить всем. Помнить и хранить как великую ценность нашей истории и культуры. Это праздник Победы – 9 Мая.
Хранить праздник – значит, сохранять в душе то чувство единения, в котором сплелись гордость за Отечество, горечь непомерных утрат, радость возрождения к жизни, надежды на будущее, любовь к людям, веры в добро. Праздник Победы – это праздник жизни, победившей смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.
Пусть этот день навсегда будет связывать поколения живым огнем сердечного общения, памятью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праздника старшим – ветеранам, служившим во благо Отчизны.
8 класс
Задание 1
Какие фонетические изменения нужно произвести в словах, чтобы следующие существительные превратились в глаголы: воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример?
Определите, что позволяет объединить данные слова в одну группу. Дополните каждый ряд слов собственными примерами, соответствующими лексическому значению группы:
мороженое, заливное, жаркое...
запятая, глухие, мягкие...
пассажирский, товарный...
дежурный, служащий, портной...
булочная...
косой, буланый, пристяжной...
Определите, какой частью речи является каждое слово текста.
В глаза не хвали, за глаза не кори.
Куй железо, пока горячо.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Снявши голову, по волосам не плачут.
Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов.
Пришкольный, даль, металлоискатель.
Расставьте знаки препинания в предложении и объясните их постановку.
Гаврик огляделся по сторонам и убедившись что никого нет поблизости продолжил прерванный разговор сейчас я тебе дам письмо а ты его спрячешь.
Определите главные члены.
а) Открылась бездна, звезд полна.
б) Бездна звезд на небе.
8. Напишите сочинение - рассуждение, используя данное начало.
Любовь к математике присуща не всем людям. Но найдется немного людей в наше время, которые поставили бы под сомнение огромное значение математики в развитии других наук и техники.
Афоризм - законченная мысль, выраженная сжато и емко. «Зри в корень».
Данные слова образованы путем перехода слов из одной части речи в другую.
Гаврик огляделся по сторонам и, (1) убедившись, (2) что никого нет поблизости, (3) продолжил прерванный разговор: «Сейчас я тебе дам письмо, (4) а ты его спрячешь».
б) бездна - сказуемое, звезд - дополнение, на небе - обстоя во места.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Баранов М.Б. Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к урокам русского языка/ М.Б.Баранов – М: Просвещение, 1965. – 214с.
2.Виды внеклассной работы по русскому языку/ Сост. М. М. Морозова – М.: - Просвещение, 1968 -273с.
3.Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе в национальной школе/ Под ред.К.В.Мальцевой, М.Н.Борисовой.- М.: Просвещение,1982.-185с.
4.Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. - М., 1981.
5.Кружковая работа по русскому языку. Пособие для учителей/ Н.Н. Ушаков. –М.: Просвещение, 1979-349 с.
6.Методика преподавания русского языка в национальной школе: Учеб. Пособие/ Л.З.Шакирова, Л.Г.Саяхова и др.:- Л.: Просвещение,1990.- 416с.
7.Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.-184с.
8.Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе/ А.В.Текучев.-М.:Просвещение,1980.-114с.
9.Ушаков Н. Н и др. Внеурочная работа по русскому языку/Н.Н.Ушаков, Г. Н.Суворов .- М.:Просвещение, 1985.-241с.
10. Шанский Н. М. Педагогическое содержание и лингводидактический характер внеклассной работы по русскому языку в нерусской школе/Н.М.Шанский//Русский язык за рубежом - 2002- № 2- C. 66-68
11. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И.Щуки
Приложение 1
Реферат
Цель и задачи реферата
Реферат является одной из форм внеаудиторной самостоятельной учебной работы по рекомендуемой преподавателем или выбранной самим студентом теме. Данный тип работы представляет собой краткое изложение в письменном виде содержания одной или нескольких научных работ, а также доклад на определённую тему, включающий обзор источников.
Цель реферата – формировать навыки библиографического поиска необходимых источников, аналитической работы с научными и учебно-методическими изданиями и последующего письменного оформления текста.
Задачи реферата: научить студента подбирать список источников, необходимый для осмысления изучаемого вопроса; составлять логически обоснованный план, соответствующий цели и задачам; грамотно и логично излагать основные идеи по заданной теме, делать выводы.
Структура реферата и требования к его элементам
По структуре реферат включает:
1.Титульный лист.
2.Содержание.
3.Введение.
4.Основная часть.
5.Заключение.
6.Список используемой литературы.
7.Приложение (по необходимости).
Титульный лист является первой страницей реферата и оформляется в соответствии с требованиями к оформлению работ (приложение 2).
В содержании последовательно перечисляются все заголовки реферата: введение, номера и заголовки разделов, заключение, список использованных источников с указанием номера страницы, на которой помещён каждый заголовок.
Во введении обозначается тема работы, обосновывается её выбор, определяются цель и задачи. Объём введения должен составлять 1 страницу текста.
Основная часть реферата содержит материал, который отобран студентом для рассмотрения проблемы. Материал должен быть обоснованно распределён по разделам. В подаче материала должна соблюдаться логика изложения. Основная часть реферата, помимо почерпнутого из разных источников содержания, также должна включать в себя собственное мнение студента и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты. Объём основной части реферата должен составлять 6 – 8 страниц текста.
3 В заключении реферата формулируются выводы по разделам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении цели и задач. Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части. Объём заключения реферата должен составлять 1 страницу текста.
Список использованных источников должен содержать их библиографическое описание.
Объём реферата составляет 10 – 15 страниц печатного текста. Работу помещают в папку-скоросшиватель.
Министерство образования Иркутской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Байкальский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Домашняя контрольная работа по профессиональному модулю
«Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации»
МДК 01.01. Документационное обеспечение управления
студента (студентки) заочного отделения группы ЗДО 102 Фамилия, Имя, Отчество (в родительном падеже)
Дата _____________
Вариант № ___
Проверил: преподаватель дисциплины «Документационное обеспечение управления»
Каулер Наталья Николаевна
Оценка: _____________(подпись)
Дата _____________
Байкальск, 2015
Министерство образования Иркутской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Байкальский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Домашняя контрольная работа по профессиональному модулю
«Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации»
МДК 01.02. Правовое регулирование управленческой деятельности
студента (студентки) заочного отделения группы ЗДО 102 Фамилия, Имя, Отчество (в родительном падеже)
Министерство образования Иркутской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Байкальский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Домашняя контрольная работа по профессиональному модулю
«Организация документационного обеспечения управления и функционирования организации»
МДК 01.03. Организация секретарского обслуживания
студента (студентки) заочного отделения группы ЗДО 102 Фамилия, Имя, Отчество (в родительном падеже)