kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «Народные праздники».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Народные праздники».

Методическая разработка для урока по  изобразительному искусству в четвертом классе. Технологическая карта урока разработанная в соответствии с ФГОС.   

Предмет: Изобразительное искусство

Тип урока: Комбинированный  (закрепление пройденного и изучение нового материала)

Технология урока: развивающие, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие технологии, интерактивные технологии, групповые технологии.

Тема урока:  «Народные праздники»

Цель:   повторение материала, изученного в блоке  « Истоки родного искусства». Получение новых знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, воспитание любви к истории, к народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: учащийся должен понимать роль народного праздничного обряда в жизни русского человека, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, уметь распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.   

Метапредметные результаты.

Личностные УУД:

- Учащийся должен:  - быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

- уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям; 

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения 

- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

Регулятивные УУД:

-  постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий;

-  умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач.

Познавательные УУД:    

- стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;                                                                                                                                                       - постановка цели, решение проблемы;    

 - поиск и выбор информации для творческой работы;  

- выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы;  

 - овладение  умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные УУД:  

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий;  

 – умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного языка;   

 - распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию у учащихся  представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков,  знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Воспитательные: воспитывать интерес к традициям русского народа и уважение к культурному наследию своей страны.

Развивающие: развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса, аккуратности, внимания,  развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации, умение работать в коллективе.

Форма работы учащихся на уроке:

Фронтальная, групповая, индивидуальная. Совместное обсуждение.  Сотрудничество в группе.  Работа учащихся  с учебником.  Ответы на вопросы  и выполнение заданий.  Самостоятельное  индивидуальное  выполнение  действий  учащимися.  Самостоятельная творческая работа учащихся. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам.   

Оборудование для учителя:

Средства ИКТ ( Компьютер, проектор, экран, электронная презентация).  Ресурсы  (информационные,  литературные, музыка, искусство), используемые на уроке. Таблицы с изображением русских народных костюмов.

Оборудование (и материалы) для учащихся:

Учебник, альбом, карандаши, ластик, акварельные краски, кисточка,  палитра, бумага, стаканчик с водой, восковые мелки,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Народные праздники».»

Коврыгина Лариса Николаевна, учитель ИЗО гимназии №363 Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Методическая разработка «Народные праздники».

Методическая разработка для урока по изобразительному искусству в четвертом классе. Технологическая карта урока разработанная в соответствии с ФГОС.

Автор, разработчик: Коврыгина Лариса Николаевна, учитель ИЗО гимназии №363 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Предмет: Изобразительное искусство

УМК: « Школа России»

Класс: 4 класс

Тип урока: Комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового материала)

Технология урока: развивающие, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие технологии, интерактивные технологии, групповые технологии.

Тема урока: «Народные праздники»

Цель: повторение материала, изученного в блоке « Истоки родного искусства». Получение новых знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, воспитание любви к истории, к народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: учащийся должен понимать роль народного праздничного обряда в жизни русского человека, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, уметь распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Метапредметные результаты.

Личностные УУД:

- Учащийся должен: - быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

- уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;


Регулятивные УУД:

- постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач.

Познавательные УУД:

- стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; - постановка цели, решение проблемы;

- поиск и выбор информации для творческой работы;

- выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы;

- овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные УУД:

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий;

– умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного языка;

- распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию у учащихся  представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Воспитательные: воспитывать интерес к традициям русского народа и уважение к культурному наследию своей страны.

Развивающие: развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса, аккуратности , внимания, развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации, умение работать в коллективе.

Форма работы учащихся на уроке:

Фронтальная, групповая, индивидуальная. Совместное обсуждение . Сотрудничество в группе. Работа учащихся  с учебником. Ответы на вопросы и выполнение заданий. Самостоятельное индивидуальное выполнение действий учащимися. Самостоятельная творческая работа учащихся. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам.. 

Оборудование для учителя:

Средства ИКТ ( Компьютер, проектор, экран, электронная презентация). Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке. Таблицы с изображением русских народных костюмов.

Оборудование (и материалы) для учащихся:

Учебник, альбом, карандаши, ластик, акварельные краски, кисточка, палитра, бумага, стаканчик с водой, восковые мелки,


Технологическая карта урока:


п/п

Время

Этап занятия (урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1

2 мин.

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Создаёт благоприятный психологический настрой на работу.

Давайте проверим всё ли у вас готово к уроку ?

Беседа.

- С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Когда у вас бывает хорошее настроение?

 

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию . Ответы на вопросы.


Умение приготовиться к уроку самостоятельно.

Л1Включение в деловой ритм, организация внимания.

2

4 мин.

Формулирование темы урока, постановка цели.

Постановка проблемного вопроса.

- Чтобы узнать, когда у многих людей бывает хорошее настроение, надо разгадать ребус. Приложение 1.

Пусть каждый напишет на листочке , какие ассоциации возникают у вас со словом праздник.( заслушиваем)

Интересно ли вам узнать, как раньше проходили праздники, какие обычаи, обряды их сопровождали? Тогда какой будет тема нашего урока? Вспомните темы прошлых уроков и сделайте вывод , о каких праздниках мы будем говорить ( семейные, государственные, народные)? Какие творческие работы будут у нас в конце урока? Как нужно работать , чтобы вашу работу похвалили , чтобы ей заинтересовались?

- Праздник.

Праздник – это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления, веселые игры. Определяют тему урока и цель. Определяют критерии оценивания работ. Отвечают на вопросы. Мыслительная деятельность – ребус. Подведение под понятие; установление причинно-следственных связей.

Использовать знания, полученные на прошлых уроках.

К: Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении.

Р. Навык целеполагания, самокоррекции.


П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.

3

12 мин.

Повторение пройденного материала на основе изучения нового .

- Вы сидите группами и сейчас работать будете группами.. Я вам предлагаю вспомнить и записать все народные праздники , которые вы помните. Чья же группа вспомнит больше праздников?

- На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было тесно связано с природой, с религией. Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «Делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в праздничные дни.

Предлагаю вам поработать с учебником.(чтение текста и рассматривание репродукций в учебнике, рассматривание таблиц с русскими народными костюмами)

Есть ли у вас любимый народный праздник? Поэты, музыканты , художники в своих произведениях отразили народную любовь праздников. Посмотрите , какую презентацию приготовили для вас учителя.

 В праздничные дни родственники и друзья ходили друг к другу и праздновать, и с «повиновением», просили прощение за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. Поклоны и мольбы не считались унизительными: важно было получить прощение, установить или возобновить самые близкие и сердечные взаимоотношения, так как дружба и любовь ценились выше всего.

Работа в группах. Зачитывают групповые работы. Работа с учебником. Ответы на вопросы.

Обсуждение темы.

Делятся опытом проведения народных праздников, умение приводить примеры из жизни.

Просмотр презентации «Народные праздничные обряды» и иллюстраций с изображениями праздничных обрядов.

Актуализация знаний , обратная связь.

Развитие познавательного интереса детей к народному искусству. Знать имена русских художников (Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев, Виталий Ермолаев  , Валерий Сысоев и другие)   и композиторов( . Николай Андреевич Римский – Корсаков ) Понимать роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека.




П: Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения. Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации. Познакомиться с праздниками : Иван Купала, Масленица, Колядки, Троица , Семик, Рождество, День Петра и Февронии, Вербное Воскресенье, Красная горка, Спас, Крещение, Святки, Страстная неделя.

К. Навык публичного выступления,  аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде.

Р: Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка.

Л.Формирование у детей образа родной страны -Родины, как многонационального государства, богатого народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России; пробуждение желания стать наследниками славных традиций русской истории.

4

2 мин.

Физминутка

Покружились, покружились и на ярмарке очутились! Солнце яркое встает, собирается народ.
Под лучами яркими мы открываем ярмарку!
Будут песни, пляски, шутки и веселые прибаутки!
Мы предложим вам товары: чайники и самовары,
Пряники и сушки, отличные игрушки.
Все торговлю мы кончаем и веселье начинаем!


Коллективный отдых.

Постараться запомнить материал.

Л. Умение сменить вид деятельности.

Р. Развитие образного воображения.

5

21 мин

Контролирующее задание. Постановка художественной задачи.




Хочу предложить вам изобразить народный праздник . Пусть это будет « Осенняя ярмарка». Вспомните наши уроки. Подумайте, какое время года вы изображаете. Вероятно праздник не состоится , если погода хмурится. Праздник – это радость . Вспомните , как выглядят избы, разместите их так , чтобы можно было изобразить гуляние . А люди пусть наденут свои праздничные одежды. Индивидуальное выполнение заданий (надо придумать название своей деревни и сюжет – эскиз празднования ). Выбирайте , чем вы будете работать : красками карандашами или мелками. А потом устроим выставку. И у нас получится целая губерния. Не забывайте о правилах работы. Кто напомнит? (во время выполнения задания звучит народная музыка,  песни, колокольный звон)

Желаю вам успехов. Пока учащиеся рисуют , учитель из корзинки выдаёт по 3 яблока ( из жёлтого, зелёного и оранжевого картона)

Ученики выполняют творческую работу, учитель оказывает помощь в консультации учеников, контроль организации рабочего места, контроль правильности выполнения приемов работы, оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, контроль объема и качества выполненной работы. По мере выполнения вывешивают на доску свои работы. Тем , кто закончил работу учитель предлагает помочь товарищам.

Обрести новые изобразительные умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа русского народа. Обрести простые навыки работы с графическими и живописными материалами в условиях школьного урока.

Уметь наблюдать пространственные сокращения в нашем восприятии уходящих вдаль предметов.

К: Социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя. Взаимовыручка.

П: Обсуждают, воспроизводят, делают выводы;

Р: Сличение способа действий и результатов с заданным эталоном.

Л: Проявление интереса и уважительное отношение к традициям нашей страны.

6

3 мин

Выставка детских работ.

На доску с помощью магнитов вывешиваются готовые работы. Рассказывают о своей деревне. Выставление отметок группам. Какие работы выполнены отлично? Почему? Какие хорошо? Почему? Какие работы не получились? Почему?

Обсуждают работы. Высказывают свои мнения, оценивают.

Использовать для объяснения предметные термины , грамотно аргументировать оценку.

К. Навык публичного выступления,  аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника.

Л: Проявление интереса и уважительное отношение к своим товарищам.

7

3 мин.

Рефлексия деятельности.

Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить задачу? Каким способом? Где можно применить новые знания? На празднике всех угощали яблоками. Перед вами на парте лежат 3 яблока: зелёное, жёлтое, оранжевое. Выберите одно из них: Зелёное, если вам на уроке было комфортно, легко и у вас всё получилось; Жёлтое, если вы на уроке встретили трудности, вам было не очень комфортно; Оранжевое, если на уроке вам было трудно , скучно и вы ничего не поняли. Сложите их в нашу корзинку . Подробнее о каждом празднике мы узнаем на уроках ОРК и СЭ. Урок окончен .

Контролируют и оценивают процесс работы и результаты Самооценка результатов: деятельности.


Ученики выполняют работы в цвете, ориентируясь на критерии:  лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия.


К. Учащиеся делятся своим мнением об уроке, о том что нового они узнали.

 Контроль действий партнеров.


Р: Рефлексия проделанной работы и уровня усвоения знаний; Навык саморефлексии, самокоррекции.



Список литературы и материалов для учителя :

Раздаточный материал ( яблочки 3 цветов: жёлтые , оранжевые и зелёные – на каждого), таблицы на магнитах для оформления доски ( народные костюмы), компьютер, проектор , экран, презентация «Народные праздничные обряды» (источник – интернет: фотографии, репродукции картин Сурикова, Сысоева, Кустодиева, Ермолаева), народные музыкальные произведения- плясовые, классической музыки – Н. А. Римский – Корсаков, колокольный звон.

Л. А. Неменская. Изобразительное искусство 4 класс: учеб . для общеобразоват . учреждений. «Просвещение» Москва 2012г.

Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств. М.: Махаон, 2007.

Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2014.

Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1–4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2010.

Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М., Просвещение, 2011.

Иллюстрированный энциклопедический словарь. Copyright 1997 год.

   

Список литературы и материалов для ученика:

раздаточный материал ( яблочки 3 цветов: жёлтые , оранжевые и зелёные – на каждого), принадлежности для урока ИЗО, бумага,

Л. А. Неменская. Изобразительное искусство 4 класс: учеб . для общеобразоват. учреждений. «Просвещение» Москва 2012г.

+Приложение1.





1 Л – личностные, П – познавательные, К – коммуникативные, Р = развивающие (УУД)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка «Народные праздники».

Автор: Коврыгина Лариса Николаевна

Дата: 16.11.2016

Номер свидетельства: 359611

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Методическая разработка занятия «Встреча старого нового года!»»                               ( нетрдиционная форма обучения)"
    ["seo_title"] => string(96) "mietodichieskaiarazrabotkazaniatiiavstriechastaroghonovoghoghodanietrditsionnaiaformaobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "280757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453408919"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Методическая разработка занятия «Встреча старого нового года!»»                               ( нетрдиционная форма обучения)"
    ["seo_title"] => string(97) "mietodichieskaiarazrabotkazaniatiiavstriechastaroghonovoghoghodanietrditsionnaiaformaobuchieniia1"
    ["file_id"] => string(6) "280758"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453408925"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ПОКРОВ–БАТЮШКА  Методическая разработка внеклассного мероприятия  по краеведению "
    ["seo_title"] => string(93) "pokrov-batiushka-mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-kraieviedieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "124584"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414746056"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Народные праздники и гулянья"
    ["seo_title"] => string(28) "narodnyieprazdnikiighuliania"
    ["file_id"] => string(6) "338380"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1470028542"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка внеклассного мероприятия "Сударыня_ Масленица""
    ["seo_title"] => string(73) "metodicheskaia_razrabotka_vneklassnogo_meropriiatiia_sudarynia_maslenitsa"
    ["file_id"] => string(6) "626616"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1677416938"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства