Методическая разработка для урока по изобразительному искусству в четвертом классе. Технологическая карта урока разработанная в соответствии с ФГОС.
Предмет: Изобразительное искусство
Тип урока: Комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового материала)
Технология урока: развивающие, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие технологии, интерактивные технологии, групповые технологии.
Тема урока: «Народные праздники»
Цель: повторение материала, изученного в блоке « Истоки родного искусства». Получение новых знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, воспитание любви к истории, к народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: учащийся должен понимать роль народного праздничного обряда в жизни русского человека, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, уметь распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Метапредметные результаты.
Личностные УУД:
- Учащийся должен: - быть толерантным к культуре и искусству разных народов;
- уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;
Регулятивные УУД:
- постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач.
Познавательные УУД:
- стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; - постановка цели, решение проблемы;
- поиск и выбор информации для творческой работы;
- выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий;
– умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного языка;
- распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Воспитательные: воспитывать интерес к традициям русского народа и уважение к культурному наследию своей страны.
Развивающие: развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса, аккуратности, внимания, развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации, умение работать в коллективе.
Форма работы учащихся на уроке:
Фронтальная, групповая, индивидуальная. Совместное обсуждение. Сотрудничество в группе. Работа учащихся с учебником. Ответы на вопросы и выполнение заданий. Самостоятельное индивидуальное выполнение действий учащимися. Самостоятельная творческая работа учащихся. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам.
Оборудование для учителя:
Средства ИКТ ( Компьютер, проектор, экран, электронная презентация). Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке. Таблицы с изображением русских народных костюмов.
Оборудование (и материалы) для учащихся:
Учебник, альбом, карандаши, ластик, акварельные краски, кисточка, палитра, бумага, стаканчик с водой, восковые мелки,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Народные праздники».»
Коврыгина Лариса Николаевна, учитель ИЗО гимназии №363 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка «Народные праздники».
Методическая разработка для урока по изобразительному искусству в четвертом классе. Технологическая карта урока разработанная в соответствии с ФГОС.
Автор, разработчик: Коврыгина Лариса Николаевна, учитель ИЗО гимназии №363 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Предмет: Изобразительное искусство
УМК: « Школа России»
Класс: 4 класс
Тип урока: Комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового материала)
Технология урока: развивающие, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие технологии, интерактивные технологии, групповые технологии.
Темаурока:«Народные праздники»
Цель: повторение материала, изученного в блоке « Истоки родного искусства». Получение новых знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, воспитание любви к истории, к народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: учащийся должен понимать роль народного праздничного обряда в жизни русского человека, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, уметь распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Метапредметные результаты.
Личностные УУД:
- Учащийся должен: - быть толерантным к культуре и искусству разных народов;
- уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;
Регулятивные УУД:
- постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач.
Познавательные УУД:
- стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; - постановка цели, решение проблемы;
- поиск и выбор информации для творческой работы;
- выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий;
– умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного языка;
- распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Воспитательные: воспитывать интерес к традициям русского народа и уважение к культурному наследию своей страны.
Развивающие: развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса, аккуратности , внимания, развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации, умение работать в коллективе.
Форма работы учащихся на уроке:
Фронтальная, групповая, индивидуальная. Совместное обсуждение . Сотрудничество в группе. Работа учащихся с учебником. Ответы на вопросы и выполнение заданий. Самостоятельное индивидуальное выполнение действий учащимися. Самостоятельная творческая работа учащихся. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам..
Оборудование для учителя:
Средства ИКТ ( Компьютер, проектор, экран, электронная презентация). Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке. Таблицы с изображением русских народных костюмов.
Оборудование (и материалы) для учащихся:
Учебник, альбом, карандаши, ластик, акварельные краски, кисточка, палитра, бумага, стаканчик с водой, восковые мелки,
Технологическая карта урока:
№ п/п
Время
Этап занятия (урока)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Предметные УУД
Метапредметные УУД
1
2 мин.
Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
Создаёт благоприятный психологический настрой на работу.
Давайте проверим всё ли у вас готово к уроку ?
Беседа.
- С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Когда у вас бывает хорошее настроение?
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию . Ответы на вопросы.
Умение приготовиться к уроку самостоятельно.
Л1: Включение в деловой ритм, организация внимания.
2
4 мин.
Формулирование темы урока, постановка цели.
Постановка проблемного вопроса.
- Чтобы узнать, когда у многих людей бывает хорошее настроение, надо разгадать ребус. Приложение 1.
Пусть каждый напишет на листочке , какие ассоциации возникают у вас со словом праздник.( заслушиваем)
Интересно ли вам узнать, как раньше проходили праздники, какие обычаи, обряды их сопровождали? Тогда какой будет тема нашего урока? Вспомните темы прошлых уроков и сделайте вывод , о каких праздниках мы будем говорить ( семейные, государственные, народные)? Какие творческие работы будут у нас в конце урока? Как нужно работать , чтобы вашу работу похвалили , чтобы ей заинтересовались?
- Праздник.
Праздник – это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления, веселые игры. Определяют тему урока и цель. Определяют критерии оценивания работ. Отвечают на вопросы. Мыслительная деятельность – ребус. Подведение под понятие; установление причинно-следственных связей.
Использовать знания, полученные на прошлых уроках.
К: Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении.
Р. Навык целеполагания, самокоррекции.
П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.
3
12 мин.
Повторение пройденного материала на основе изучения нового .
- Вы сидите группами и сейчас работать будете группами.. Я вам предлагаю вспомнить и записать все народные праздники , которые вы помните. Чья же группа вспомнит больше праздников?
- На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было тесно связано с природой, с религией. Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «Делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в праздничные дни.
Предлагаю вам поработать с учебником.(чтение текста и рассматривание репродукций в учебнике, рассматривание таблиц с русскими народными костюмами)
Есть ли у вас любимый народный праздник? Поэты, музыканты , художники в своих произведениях отразили народную любовь праздников. Посмотрите , какую презентацию приготовили для вас учителя.
В праздничные дни родственники и друзья ходили друг к другу и праздновать, и с «повиновением», просили прощение за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. Поклоны и мольбы не считались унизительными: важно было получить прощение, установить или возобновить самые близкие и сердечные взаимоотношения, так как дружба и любовь ценились выше всего.
Работа в группах. Зачитывают групповые работы. Работа с учебником. Ответы на вопросы.
Обсуждение темы.
Делятся опытом проведения народных праздников, умение приводить примеры из жизни.
Просмотр презентации «Народные праздничные обряды» и иллюстраций с изображениями праздничных обрядов.
Актуализация знаний , обратная связь.
Развитие познавательного интереса детей к народному искусству. Знать имена русских художников (Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев, Виталий Ермолаев , Валерий Сысоев и другие) и композиторов( .Николай Андреевич Римский – Корсаков ) Понимать роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека.
П: Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения. Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации. Познакомиться с праздниками : Иван Купала, Масленица, Колядки, Троица , Семик, Рождество, День Петра и Февронии, Вербное Воскресенье, Красная горка, Спас, Крещение, Святки, Страстная неделя.
К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде.
Р: Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка.
Л.Формирование у детей образа родной страны -Родины, как многонационального государства, богатого народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России; пробуждение желания стать наследниками славных традиций русской истории.
4
2 мин.
Физминутка
Покружились, покружились и на ярмарке очутились! Солнце яркое встает, собирается народ. Под лучами яркими мы открываем ярмарку! Будут песни, пляски, шутки и веселые прибаутки! Мы предложим вам товары: чайники и самовары, Пряники и сушки, отличные игрушки. Все торговлю мы кончаем и веселье начинаем!
Коллективный отдых.
Постараться запомнить материал.
Л. Умение сменить вид деятельности.
Р. Развитие образного воображения.
5
21 мин
Контролирующее задание. Постановка художественной задачи.
Хочу предложить вам изобразить народный праздник . Пусть это будет « Осенняя ярмарка». Вспомните наши уроки. Подумайте, какое время года вы изображаете. Вероятно праздник не состоится , если погода хмурится. Праздник – это радость . Вспомните , как выглядят избы, разместите их так , чтобы можно было изобразить гуляние . А люди пусть наденут свои праздничные одежды. Индивидуальное выполнение заданий (надо придумать название своей деревни и сюжет – эскиз празднования ). Выбирайте , чем вы будете работать : красками карандашами или мелками. А потом устроим выставку. И у нас получится целая губерния. Не забывайте о правилах работы. Кто напомнит? (во время выполнения задания звучит народная музыка, песни, колокольный звон)
Желаю вам успехов. Пока учащиеся рисуют , учитель из корзинки выдаёт по 3 яблока ( из жёлтого, зелёного и оранжевого картона)
Ученики выполняют творческую работу, учитель оказывает помощь в консультации учеников, контроль организации рабочего места, контроль правильности выполнения приемов работы, оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, контроль объема и качества выполненной работы. По мере выполнения вывешивают на доску свои работы. Тем , кто закончил работу учитель предлагает помочь товарищам.
Обрести новые изобразительные умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа русского народа. Обрести простые навыки работы с графическими и живописными материалами в условиях школьного урока.
Уметь наблюдать пространственные сокращения в нашем восприятии уходящих вдаль предметов.
К: Социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя. Взаимовыручка.
П: Обсуждают, воспроизводят, делают выводы;
Р: Сличение способа действий и результатов с заданным эталоном.
Л: Проявление интереса и уважительное отношение к традициям нашей страны.
6
3 мин
Выставка детских работ.
На доску с помощью магнитов вывешиваются готовые работы. Рассказывают о своей деревне. Выставление отметок группам. Какие работы выполнены отлично? Почему? Какие хорошо? Почему? Какие работы не получились? Почему?
Обсуждают работы. Высказывают свои мнения, оценивают.
Использовать для объяснения предметные термины , грамотно аргументировать оценку.
К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника.
Л: Проявление интереса и уважительное отношение к своим товарищам.
7
3 мин.
Рефлексия деятельности.
Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить задачу? Каким способом? Где можно применить новые знания? На празднике всех угощали яблоками. Перед вами на парте лежат 3 яблока: зелёное, жёлтое, оранжевое. Выберите одно из них: Зелёное, если вам на уроке было комфортно, легко и у вас всё получилось; Жёлтое, если вы на уроке встретили трудности, вам было не очень комфортно; Оранжевое, если на уроке вам было трудно , скучно и вы ничего не поняли. Сложите их в нашу корзинку . Подробнее о каждом празднике мы узнаем на уроках ОРК и СЭ. Урок окончен .
Контролируют и оценивают процесс работы и результаты Самооценка результатов: деятельности.
Ученики выполняют работы в цвете, ориентируясь на критерии: лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия.
К. Учащиеся делятся своим мнением об уроке, о том что нового они узнали.
Контроль действий партнеров.
Р: Рефлексия проделанной работы и уровня усвоения знаний; Навык саморефлексии, самокоррекции.
Список литературы и материалов для учителя :
Раздаточный материал ( яблочки 3 цветов: жёлтые , оранжевые и зелёные – на каждого), таблицы на магнитах для оформления доски ( народные костюмы), компьютер, проектор , экран, презентация «Народные праздничные обряды» (источник – интернет: фотографии, репродукции картин Сурикова, Сысоева, Кустодиева, Ермолаева), народные музыкальные произведения- плясовые, классической музыки – Н. А. Римский – Корсаков, колокольный звон.
Л. А. Неменская. Изобразительное искусство 4 класс: учеб . для общеобразоват . учреждений. «Просвещение» Москва 2012г.
Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств. М.: Махаон, 2007.
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2014.
Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1–4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2010.
Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М., Просвещение, 2011.
Иллюстрированный энциклопедический словарь. Copyright 1997 год.
Список литературы и материалов для ученика:
раздаточный материал ( яблочки 3 цветов: жёлтые , оранжевые и зелёные – на каждого), принадлежности для урока ИЗО, бумага,
Л. А. Неменская. Изобразительное искусство 4 класс: учеб . для общеобразоват. учреждений. «Просвещение» Москва 2012г.
+Приложение1.
1 Л – личностные, П – познавательные, К – коммуникативные, Р = развивающие (УУД)