kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Методическая разработка «Народные праздники».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Народные праздники».

Методическая разработка для урока по  изобразительному искусству в четвертом классе. Технологическая карта урока разработанная в соответствии с ФГОС.   

Предмет: Изобразительное искусство

Тип урока: Комбинированный  (закрепление пройденного и изучение нового материала)

Технология урока: развивающие, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие технологии, интерактивные технологии, групповые технологии.

Тема урока:  «Народные праздники»

Цель:   повторение материала, изученного в блоке  « Истоки родного искусства». Получение новых знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, воспитание любви к истории, к народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: учащийся должен понимать роль народного праздничного обряда в жизни русского человека, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, уметь распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.   

Метапредметные результаты.

Личностные УУД:

- Учащийся должен:  - быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

- уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям; 

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения 

- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

Регулятивные УУД:

-  постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий;

-  умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач.

Познавательные УУД:    

- стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;                                                                                                                                                       - постановка цели, решение проблемы;    

 - поиск и выбор информации для творческой работы;  

- выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы;  

 - овладение  умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные УУД:  

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий;  

 – умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного языка;   

 - распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию у учащихся  представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков,  знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Воспитательные: воспитывать интерес к традициям русского народа и уважение к культурному наследию своей страны.

Развивающие: развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса, аккуратности, внимания,  развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации, умение работать в коллективе.

Форма работы учащихся на уроке:

Фронтальная, групповая, индивидуальная. Совместное обсуждение.  Сотрудничество в группе.  Работа учащихся  с учебником.  Ответы на вопросы  и выполнение заданий.  Самостоятельное  индивидуальное  выполнение  действий  учащимися.  Самостоятельная творческая работа учащихся. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам.   

Оборудование для учителя:

Средства ИКТ ( Компьютер, проектор, экран, электронная презентация).  Ресурсы  (информационные,  литературные, музыка, искусство), используемые на уроке. Таблицы с изображением русских народных костюмов.

Оборудование (и материалы) для учащихся:

Учебник, альбом, карандаши, ластик, акварельные краски, кисточка,  палитра, бумага, стаканчик с водой, восковые мелки,

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Народные праздники».»

Коврыгина Лариса Николаевна, учитель ИЗО гимназии №363 Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Методическая разработка «Народные праздники».

Методическая разработка для урока по изобразительному искусству в четвертом классе. Технологическая карта урока разработанная в соответствии с ФГОС.

Автор, разработчик: Коврыгина Лариса Николаевна, учитель ИЗО гимназии №363 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Предмет: Изобразительное искусство

УМК: « Школа России»

Класс: 4 класс

Тип урока: Комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового материала)

Технология урока: развивающие, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие технологии, интерактивные технологии, групповые технологии.

Тема урока: «Народные праздники»

Цель: повторение материала, изученного в блоке « Истоки родного искусства». Получение новых знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, воспитание любви к истории, к народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: учащийся должен понимать роль народного праздничного обряда в жизни русского человека, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, уметь распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Метапредметные результаты.

Личностные УУД:

- Учащийся должен: - быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

- уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;


Регулятивные УУД:

- постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач.

Познавательные УУД:

- стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; - постановка цели, решение проблемы;

- поиск и выбор информации для творческой работы;

- выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы;

- овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные УУД:

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий;

– умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного языка;

- распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию у учащихся  представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Воспитательные: воспитывать интерес к традициям русского народа и уважение к культурному наследию своей страны.

Развивающие: развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса, аккуратности , внимания, развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации, умение работать в коллективе.

Форма работы учащихся на уроке:

Фронтальная, групповая, индивидуальная. Совместное обсуждение . Сотрудничество в группе. Работа учащихся  с учебником. Ответы на вопросы и выполнение заданий. Самостоятельное индивидуальное выполнение действий учащимися. Самостоятельная творческая работа учащихся. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам.. 

Оборудование для учителя:

Средства ИКТ ( Компьютер, проектор, экран, электронная презентация). Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке. Таблицы с изображением русских народных костюмов.

Оборудование (и материалы) для учащихся:

Учебник, альбом, карандаши, ластик, акварельные краски, кисточка, палитра, бумага, стаканчик с водой, восковые мелки,


Технологическая карта урока:


п/п

Время

Этап занятия (урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1

2 мин.

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Создаёт благоприятный психологический настрой на работу.

Давайте проверим всё ли у вас готово к уроку ?

Беседа.

- С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Когда у вас бывает хорошее настроение?

 

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию . Ответы на вопросы.


Умение приготовиться к уроку самостоятельно.

Л1Включение в деловой ритм, организация внимания.

2

4 мин.

Формулирование темы урока, постановка цели.

Постановка проблемного вопроса.

- Чтобы узнать, когда у многих людей бывает хорошее настроение, надо разгадать ребус. Приложение 1.

Пусть каждый напишет на листочке , какие ассоциации возникают у вас со словом праздник.( заслушиваем)

Интересно ли вам узнать, как раньше проходили праздники, какие обычаи, обряды их сопровождали? Тогда какой будет тема нашего урока? Вспомните темы прошлых уроков и сделайте вывод , о каких праздниках мы будем говорить ( семейные, государственные, народные)? Какие творческие работы будут у нас в конце урока? Как нужно работать , чтобы вашу работу похвалили , чтобы ей заинтересовались?

- Праздник.

Праздник – это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления, веселые игры. Определяют тему урока и цель. Определяют критерии оценивания работ. Отвечают на вопросы. Мыслительная деятельность – ребус. Подведение под понятие; установление причинно-следственных связей.

Использовать знания, полученные на прошлых уроках.

К: Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении.

Р. Навык целеполагания, самокоррекции.


П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.

3

12 мин.

Повторение пройденного материала на основе изучения нового .

- Вы сидите группами и сейчас работать будете группами.. Я вам предлагаю вспомнить и записать все народные праздники , которые вы помните. Чья же группа вспомнит больше праздников?

- На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было тесно связано с природой, с религией. Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «Делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в праздничные дни.

Предлагаю вам поработать с учебником.(чтение текста и рассматривание репродукций в учебнике, рассматривание таблиц с русскими народными костюмами)

Есть ли у вас любимый народный праздник? Поэты, музыканты , художники в своих произведениях отразили народную любовь праздников. Посмотрите , какую презентацию приготовили для вас учителя.

 В праздничные дни родственники и друзья ходили друг к другу и праздновать, и с «повиновением», просили прощение за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. Поклоны и мольбы не считались унизительными: важно было получить прощение, установить или возобновить самые близкие и сердечные взаимоотношения, так как дружба и любовь ценились выше всего.

Работа в группах. Зачитывают групповые работы. Работа с учебником. Ответы на вопросы.

Обсуждение темы.

Делятся опытом проведения народных праздников, умение приводить примеры из жизни.

Просмотр презентации «Народные праздничные обряды» и иллюстраций с изображениями праздничных обрядов.

Актуализация знаний , обратная связь.

Развитие познавательного интереса детей к народному искусству. Знать имена русских художников (Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев, Виталий Ермолаев  , Валерий Сысоев и другие)   и композиторов( . Николай Андреевич Римский – Корсаков ) Понимать роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека.




П: Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения. Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации. Познакомиться с праздниками : Иван Купала, Масленица, Колядки, Троица , Семик, Рождество, День Петра и Февронии, Вербное Воскресенье, Красная горка, Спас, Крещение, Святки, Страстная неделя.

К. Навык публичного выступления,  аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде.

Р: Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка.

Л.Формирование у детей образа родной страны -Родины, как многонационального государства, богатого народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России; пробуждение желания стать наследниками славных традиций русской истории.

4

2 мин.

Физминутка

Покружились, покружились и на ярмарке очутились! Солнце яркое встает, собирается народ.
Под лучами яркими мы открываем ярмарку!
Будут песни, пляски, шутки и веселые прибаутки!
Мы предложим вам товары: чайники и самовары,
Пряники и сушки, отличные игрушки.
Все торговлю мы кончаем и веселье начинаем!


Коллективный отдых.

Постараться запомнить материал.

Л. Умение сменить вид деятельности.

Р. Развитие образного воображения.

5

21 мин

Контролирующее задание. Постановка художественной задачи.




Хочу предложить вам изобразить народный праздник . Пусть это будет « Осенняя ярмарка». Вспомните наши уроки. Подумайте, какое время года вы изображаете. Вероятно праздник не состоится , если погода хмурится. Праздник – это радость . Вспомните , как выглядят избы, разместите их так , чтобы можно было изобразить гуляние . А люди пусть наденут свои праздничные одежды. Индивидуальное выполнение заданий (надо придумать название своей деревни и сюжет – эскиз празднования ). Выбирайте , чем вы будете работать : красками карандашами или мелками. А потом устроим выставку. И у нас получится целая губерния. Не забывайте о правилах работы. Кто напомнит? (во время выполнения задания звучит народная музыка,  песни, колокольный звон)

Желаю вам успехов. Пока учащиеся рисуют , учитель из корзинки выдаёт по 3 яблока ( из жёлтого, зелёного и оранжевого картона)

Ученики выполняют творческую работу, учитель оказывает помощь в консультации учеников, контроль организации рабочего места, контроль правильности выполнения приемов работы, оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, контроль объема и качества выполненной работы. По мере выполнения вывешивают на доску свои работы. Тем , кто закончил работу учитель предлагает помочь товарищам.

Обрести новые изобразительные умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа русского народа. Обрести простые навыки работы с графическими и живописными материалами в условиях школьного урока.

Уметь наблюдать пространственные сокращения в нашем восприятии уходящих вдаль предметов.

К: Социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя. Взаимовыручка.

П: Обсуждают, воспроизводят, делают выводы;

Р: Сличение способа действий и результатов с заданным эталоном.

Л: Проявление интереса и уважительное отношение к традициям нашей страны.

6

3 мин

Выставка детских работ.

На доску с помощью магнитов вывешиваются готовые работы. Рассказывают о своей деревне. Выставление отметок группам. Какие работы выполнены отлично? Почему? Какие хорошо? Почему? Какие работы не получились? Почему?

Обсуждают работы. Высказывают свои мнения, оценивают.

Использовать для объяснения предметные термины , грамотно аргументировать оценку.

К. Навык публичного выступления,  аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника.

Л: Проявление интереса и уважительное отношение к своим товарищам.

7

3 мин.

Рефлексия деятельности.

Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить задачу? Каким способом? Где можно применить новые знания? На празднике всех угощали яблоками. Перед вами на парте лежат 3 яблока: зелёное, жёлтое, оранжевое. Выберите одно из них: Зелёное, если вам на уроке было комфортно, легко и у вас всё получилось; Жёлтое, если вы на уроке встретили трудности, вам было не очень комфортно; Оранжевое, если на уроке вам было трудно , скучно и вы ничего не поняли. Сложите их в нашу корзинку . Подробнее о каждом празднике мы узнаем на уроках ОРК и СЭ. Урок окончен .

Контролируют и оценивают процесс работы и результаты Самооценка результатов: деятельности.


Ученики выполняют работы в цвете, ориентируясь на критерии:  лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия.


К. Учащиеся делятся своим мнением об уроке, о том что нового они узнали.

 Контроль действий партнеров.


Р: Рефлексия проделанной работы и уровня усвоения знаний; Навык саморефлексии, самокоррекции.



Список литературы и материалов для учителя :

Раздаточный материал ( яблочки 3 цветов: жёлтые , оранжевые и зелёные – на каждого), таблицы на магнитах для оформления доски ( народные костюмы), компьютер, проектор , экран, презентация «Народные праздничные обряды» (источник – интернет: фотографии, репродукции картин Сурикова, Сысоева, Кустодиева, Ермолаева), народные музыкальные произведения- плясовые, классической музыки – Н. А. Римский – Корсаков, колокольный звон.

Л. А. Неменская. Изобразительное искусство 4 класс: учеб . для общеобразоват . учреждений. «Просвещение» Москва 2012г.

Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств. М.: Махаон, 2007.

Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2014.

Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1–4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2010.

Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М., Просвещение, 2011.

Иллюстрированный энциклопедический словарь. Copyright 1997 год.

   

Список литературы и материалов для ученика:

раздаточный материал ( яблочки 3 цветов: жёлтые , оранжевые и зелёные – на каждого), принадлежности для урока ИЗО, бумага,

Л. А. Неменская. Изобразительное искусство 4 класс: учеб . для общеобразоват. учреждений. «Просвещение» Москва 2012г.

+Приложение1.





1 Л – личностные, П – познавательные, К – коммуникативные, Р = развивающие (УУД)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка «Народные праздники».

Автор: Коврыгина Лариса Николаевна

Дата: 16.11.2016

Номер свидетельства: 359611

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Методическая разработка занятия «Встреча старого нового года!»»                               ( нетрдиционная форма обучения)"
    ["seo_title"] => string(96) "mietodichieskaiarazrabotkazaniatiiavstriechastaroghonovoghoghodanietrditsionnaiaformaobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "280757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453408919"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Методическая разработка занятия «Встреча старого нового года!»»                               ( нетрдиционная форма обучения)"
    ["seo_title"] => string(97) "mietodichieskaiarazrabotkazaniatiiavstriechastaroghonovoghoghodanietrditsionnaiaformaobuchieniia1"
    ["file_id"] => string(6) "280758"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453408925"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ПОКРОВ–БАТЮШКА  Методическая разработка внеклассного мероприятия  по краеведению "
    ["seo_title"] => string(93) "pokrov-batiushka-mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-kraieviedieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "124584"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414746056"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Народные праздники и гулянья"
    ["seo_title"] => string(28) "narodnyieprazdnikiighuliania"
    ["file_id"] => string(6) "338380"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1470028542"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Методическая разработка инновационного массового мероприятия «Праздник Русской ложки»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_innovatsionnogho_massovogho_mieropriiatiia_prazdnik_"
    ["file_id"] => string(6) "414028"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1494398382"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства