kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические указания по теме "Служебные части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания для практических занятий разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык», федеральными государственными стандартами для обучающихся СПО.Целью пособия является усвоение методов и приемов для выполнения анализа, выполнения упражнений, выполнения этимологического анализа (работа со словарем)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по теме "Служебные части речи" »

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ангарский техникум строительных технологий»










Служебные части речи












методические указания к

практическим занятиям

по учебной дисциплине

«Русский язык»























Ангарск, 2013г.

Рассмотрено и одобрено

на заседании ПЦК

гуманитарного цикла

Протокол № ____ от «___»______20___г.

Председатель ПЦК

_____________ Н.В. Ефремова

Утверждаю:

Директор АТСТ

___________ В.Н. Леснов







Рассмотрено и одобрено

на заседании методического совета

Протокол № ____ от ______________

Председатель совета,

зам.директора по УМР

_______________ О.Н. Ермакова











Автор: Оршаева О.А. преподаватель русского языка и литературы ОГАОУ СПО «Ангарский техникум строительных технологий»




Рецензент: Ермолик Е.А., преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 24














СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка

Раздел Служебные части речи:

  1. Предлог

  2. Морфологический разбор предлога

  3. Практическое задание

  4. Союз

  5. Морфологический разбор союза

  6. Практическое задание

  7. Частица

  8. Морфологический разбор частицы

  9. Практическое задание

  10. Литература


























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методические указания для практических занятий разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык», федеральными государственными стандартами для обучающихся СПО.

Целью пособия является усвоение методов и приемов для выполнения анализа, выполнения упражнений, выполнения этимологического анализа (работа со словарем)

Умение выполнять задания является основным показателем творческого уровня усвоения учебной дисциплины.

Для удобства работы с пособием все задания снабжены указанием и наглядным выполнением. Методическое пособие поможет обучающимся усвоить теоретические знания по русскому языку и их практическое приложение.

Уровень качества усвоения знаний обучающихся оценивается в рамках итогового тестирования.




2. Служебные части речи.

немеждометные слова

междометные

самостоятельные слова

служебные слова

межд.

знаменательные слова

местоименные

предл.

союз

част.

сущ.

прил.

числ.

глаг.

нар.

мест.

имена

 



Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

При синтаксическом разборе существуют разные приемы работы с предлогами. Во-первых, предлоги могут быть никак не выделены. Во-вторых, предлоги могут быть подчеркнуты вместе с присоединяемым словом в качестве единой предложно-падежной группы, выражающей единое значение. Такой подход представлен в комплексах 1 и 2 (в комплексе 1 предлог при этом еще обводят в квадратик). Комплекс 3 распоряжается предлогами неоднозначно: в одних примерах он не выделен вовсе, в других — подчеркнут вместе с существительным; есть даже случаи подчеркивания предлога вместе с прилагательным, определением в конструкциях типа у лесной опушки; последнее недопустимо.

Предлоги употребляются либо с одним падежом (например, несмотря на — с В. п., от иу — с Р. п.), либо с несколькими падежами (например, за — с В. п. и Т. п., на и в — с В. п. и П. п., по — с Д. п. и В. п., с — с Р. п., В. п. и Т. п.).

По образованию предлоги могут быть разделены на


1) непроизводные (первообразные) — не связаны по происхождению с другими частями речи, например, без, при, с, от, из-за;


2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны по происхождению с другими частями речи:

а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль;

б) отыменные: ввиду, в видев течение, за счет, по поводу;

в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.


По строению предлоги могут быть разделены на


1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, вследствие;


2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во времяв связи с, в зависимости от, по направлению к.


Предлоги могут выражать следующие значения:

1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине,

2) пространственное: жить в Москве / под Москвой / около метро,

3) временное: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прийти через день,

4) причинное: не прийти из-за / вследствие / по / ввиду болезни,

5) целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга,

6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать,

7) образа действия: читать без выражения, есть с аппетитом,

8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.




Вопрос о разрядах предлогов по значению затронут лишь в комплексе 2, причем таких разрядов в нем выделено 6: не выделяется определительное и сравнительное значение, а объектное значение названо дополнительным.

Предлоги стоят либо перед существительным, либо перед определением (определениями), относящимся к этому существительному, если определение предшествует существительному: в красивом платье. Лишь некоторые предлоги употребляются также и после существительного: ради чего и чего ради.

3. Морфологический разбор предлога

Предлог разбирается по следующей схеме:

1. Предлог.

2. Грамматические признаки:

— неизменяемый,

— непроизводный / производный,

— простой / составной,

— с чем употреблен.

В комплексе 2 предлагается также указывать разряд предлога по значению.

Образец разбора:

Он, заложив руки назад, быстро ходит по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. (Л. Н. Толстой)

по — предлог, неизменяемый, непроизводный, простой, употреблен с существительным в Д. п.

из — предлог, неизменяемый, непроизводный, простой, употреблен с существительным в Р. п.

в — предлог, неизменяемый, непроизводный, простой, употреблен с существительным в В. п.

вперед — предлог, неизменяемый, производный, простой, употреблен с местоимением в Р. п.









4. практическое задание

 № 1. Отредактировать текст и подготовить его к публикации, то есть предлоги, заключенные в скобки, написать правильно. 



(В) республиканском Центре детского творчества прошёл праздник фольклора – традиционный детский фестиваль “Золотые россыпи-2006”. (В) нём приняли участие 15 творческих коллективов (из) всех районов республики, прошедшие районные отборочные туры (в) течениеянваря.

(В) этом году фестиваль посвящён 250-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав России. (В) связи с этим по итогам научно – исследовательской работы учащихся республики было решено добавить номинацию “Фольклорное наследие моего села”. Итоги фестиваля подводило компетентное жюри, (в) состав которого вошли профессиональные музыканты, учёные-фольклористы, хореограф и краевед.

Выступление ансамбля “Кюлей”из Усть–Канского района, (по) мнению жюри, было на высоте. Главная идея выступления - дружба между алтайским и русским народами должна быть крепкой, как горы Алтая. Хлеб (с) солью, фигурировавшие в импровизированной встрече двух народов, тому подтверждение. В целом все члены жюри отметили, что получили настоящее удовольствие (от) каждого выступления.

Наши земляки в номинации “Фольклорное наследие моего села” разделили 3 место (с)коллективом “Башпарак” (из) республиканской гимназии. Молодцы, ребята!

№ 2. Выполнить морфологический разбор 5 предлогов из текста


5. Союз

Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.

Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

По образованию союзы делятся на:


1

непроизводные (первообразные), то есть такие, которые не связаны по происхождению с другими частями речи: а, но, или, да и;


2

производные (непервообразные), образованные

— соединением непроизводных союзов: как будто,

— соединением указательного слова из главной части и простого союза: для того чтобы,

— соединением союза со словом с обобщенным значением: до тех пор, в то время как,

— исторически от других частей речи: пока, хотя, чтобы

По строению союзы делятся на


1

 простые (пишущиеся без пробелов): а, ибо;

2

составные (пишущиеся с одним или несколькими пробелами): так как, в то время как

Разновидностями составных союзов являются


1

 двойные (двукомпонентные) союзы, части которых расположены дистантно с обязательной (не столько...сколько, не только...но и) или не обязательной (если...то, когда...то, едва...как) второй частью,

2

повторяющиеся, то есть такие составные двойные, которые состоят из одинаковых частей (ни...ни, то...то, или...или).


По характеру синтаксических отношений, выражаемых ими, союзы делятся на сочинительные и подчинительные

1

Сочинительные союзы соединяют равноправные компоненты. Они связывают однородные члены предложения (иногда и неоднородные тоже, например: У нее есть племянница, и прехорошенькая, — где присоединительный союз и связывает подлежащее и определение), части сложного предложения, предложения в тексте.

Сочинительные союзы имеют следующие разряды по значению:

1) соединительные (значение ‘и это, и то’): и, да (в значении ‘и’), ни...ни, как...так и, и...и, не только...но и, как ... так и, тоже, также;

2) разделительные (значение ‘или это, или то’): или, либо, то...то, не то...не то, или...или, то ли ... то ли;

3) противительные (значение ‘не это, а то’): а, но, да (в значении ‘но’), однако, зато.

В лингвистике список разрядов сочинительных союзов по значению дополняется еще тремя разрядами:

4) градационные: не только...но и, не столько...сколько, не то чтобы...а;

5) пояснительные: то есть, а именно;

6) присоединительные: тоже, также, да и, и, притом, причем.

Как можно видеть, некоторые из этих союзов находят место в предлагаемом школьной грамматикой классификации (не только...но и, тоже, также), а некоторые не вписываются в нее (то есть, притом и др.).


2

Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов. Так, например, подчинительный союз хотя связывает однородные члены предложения Книга интересная, хотя немного затянутая; союзы какбудто, словно, чем связывают однородные и неоднородные члены предложения Зимой ночь длиннее, чем день; Пруд словно зеркало.

Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:

1) временные: когда, пока, едва, лишь;

2) причинные: так как, потому что; ибо (устар. / книжн.);

3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.);

4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.);

5) уступительные: хотя, несмотря на то что;

6) следствия: так что;

7) сравнительные: как, словно, будто, точно, чем;

8) изъяснительные: что, как, чтобы.

Эти списки можно дополнить составными подчинительными союзами, например: в то время как, как будто, лишь только, в связи с тем что, с той целью чтобы и др.


6. Морфологический разбор союза

Следует отличать союзы чтобы, тоже, также, зато от сочетаний местоимений что, тои наречия так с частицей или предлогом, ср.:

Я хочу, чтобы вы дали мне совет. — Что бы вы мне посоветовали?

Я тоже хочу поехать туда. — Я думаю то же (самое).

Я также хочу поехать туда. — Я думаю так же.

Книга трудная, зато интересная. — Спрячься за то дерево.
 

Союз разбирается по следующей схеме:

1. Союз.

2. Постоянные признаки:

— неизменяемый,

— разряд по значению,

— простой / составной,

— что соединяет.
 

Образец морфологического разбора союза:

Все мы привскочили с кресел, но опять неожиданность: послышался шум многих шагов, значило, что хозяйка возвратилась не одна, а это действительно было странно, так как сама она назначила этот час (Ф. М. Достоевский).

но — союз, неизменяемый, сочинительный, противительный, простой, соединяет части сложного предложения.

что — союз, неизменяемый, подчинительный, изъяснительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

а — союз, неизменяемый, сочинительный, противительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

так как — союз, неизменяемый, подчинительный, причины, составной, соединяет части сложного предложения.


 7. Практическое задание

1) Обозначьте грамматическую основу в выделенном предложении, начертите его схему

  2) Выпишите из текста 6 союзов и выполните морфологический разбор



Часто приходилось мне наблюдать за выводком лисят, но я не мог не удивляться, как лиса-мать ухитряется командовать своей детворой, не издавая звуков.

  Этот немой язык - интереснейшее явление. В течение многих часов просиживал я у норы, но не слышал, чтобы лисица заворчала или тявкнула.

  Дикое животное никогда не подаёт голоса около своего жилья, чтобы не выдать его врагам. Зато в этой полной тишине они, по-видимому, очень хорошо понимают друг друга. 

  В продолжение всего дня лисята резвятся на солнцепёке, выслеживают воображаемую мышь, затевают драку или гоняются друг за другом. Мать лежит невдалеке. Когда лисёнок, разыгравшись, отбегает от норы далеко, мать поднимает голову и пристально смотрит на него. Обычно лисёнок не выдерживает этого взгляда и сразу останавливается, будто она его окликнула. Лисёнок оглядывается, ловит мамин взгляд и бежит к ней.

(По К. Паустовскому)

8. Частица

Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

Формообразующие частицы

Смысловые частицы

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы(показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошел дождь.


Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

3) указательные: вот, вон, это;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;

5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то;

6) восклицательные: что за, ну и, как;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.



ЗАПОМНИ !!!!!!

Не являются частицами постфиксы -ся (-сь), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

9.  Морфологический разбор частицы

Частицы разбираются по следующей схеме:

1. Частица.

2. Грамматические признаки:

— неизменяемая,

— разряд по значению.

Согласно грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы — и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи.
 Образец морфологического разбора частицы:


Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения (Ф. М. Достоевский).

не — частица, неизменяемая, смысловая, отрицательная.

лишь — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.

только — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.

По грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицу бы следующим образом:

бы — частица, неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола.

10. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

№ 1.Выпишите из текста 3 частицы

№ 2. Выполните морфологический разбор

- Вот я бы так написал!

- Всё по правде?

- Всё. Вот взял бы и про ночь написал, как ночь на болоте проходит.

- Ну, как же?

- А вот как. Ночь. Куст большой, большой у бочага. Я сижу под кустом, а утята – свись, свись, свись.

^ Остановился. Я подумал – не ищет ли он слова или дожидается образов…

- Ну, а дальше-то что? – спросил я. Ты же по правде хотел ночь представить.

- А я же и представил, ответил он. – Всё по правде. Куст большой, большой. Я сижу под ним, а утята всю ночь – свись, свись, свись.

- Очень уж коротко.

- Что ты, коротко, - удивился подпасок, - всю-то ночь напролёт: свись, свись, свись.

^ Соображая этот рассказ, я сказал:

- Как хорошо!

- Неуж плохо, - ответил он. 


(М. Пришвин. «Сочинитель»)






  1. Список используемой литературы

Список используемой литературы:

  1. Любичева Е.В. Русский язык, методические материалы – 9-е изд., М.: Эксмо, 2007.

  2. ФИПИ Экзамен в новой форме, русский язык, Изд. « Астр5ель», 2011.

  3. Розенталь Д.Э. Русский язык – 8-е изд., М.: Дрофа 2010.

  4. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов вызов, обучающихся по педагогическим специальностям/ Под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методические указания по теме "Служебные части речи"

Автор: Оршаева Оксана Александровна

Дата: 24.01.2015

Номер свидетельства: 160487


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства