Методические указания по теме "Служебные части речи"
Методические указания по теме "Служебные части речи"
Методические указания для практических занятий разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык», федеральными государственными стандартами для обучающихся СПО.Целью пособия является усвоение методов и приемов для выполнения анализа, выполнения упражнений, выполнения этимологического анализа (работа со словарем)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Автор: Оршаева О.А. преподаватель русского языка и литературы ОГАОУ СПО «Ангарский техникум строительных технологий»
Рецензент: Ермолик Е.А., преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 24
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Раздел Служебные части речи:
Предлог
Морфологический разбор предлога
Практическое задание
Союз
Морфологический разбор союза
Практическое задание
Частица
Морфологический разбор частицы
Практическое задание
Литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания для практических занятий разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык», федеральными государственными стандартами для обучающихся СПО.
Целью пособия является усвоение методов и приемов для выполнения анализа, выполнения упражнений, выполнения этимологического анализа (работа со словарем)
Умение выполнять задания является основным показателем творческого уровня усвоения учебной дисциплины.
Для удобства работы с пособием все задания снабжены указанием и наглядным выполнением. Методическое пособие поможет обучающимся усвоить теоретические знания по русскому языку и их практическое приложение.
Уровень качества усвоения знаний обучающихся оценивается в рамках итогового тестирования.
2. Служебные части речи.
немеждометные слова
междометные
самостоятельные слова
служебные слова
межд.
знаменательные слова
местоименные
предл.
союз
част.
сущ.
прил.
числ.
глаг.
нар.
мест.
имена
Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).
Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.
При синтаксическом разборе существуют разные приемы работы с предлогами. Во-первых, предлоги могут быть никак не выделены. Во-вторых, предлоги могут быть подчеркнуты вместе с присоединяемым словом в качестве единой предложно-падежной группы, выражающей единое значение. Такой подход представлен в комплексах 1 и 2 (в комплексе 1 предлог при этом еще обводят в квадратик). Комплекс 3 распоряжается предлогами неоднозначно: в одних примерах он не выделен вовсе, в других — подчеркнут вместе с существительным; есть даже случаи подчеркивания предлога вместе с прилагательным, определением в конструкциях типа у лесной опушки; последнее недопустимо.
Предлоги употребляются либо с одним падежом (например, несмотря на — с В. п., от иу —с Р. п.), либо с несколькими падежами (например,за — с В. п. и Т. п., на и в — с В. п. и П. п., по —с Д. п. и В. п., с —с Р. п., В. п. и Т. п.).
По образованию предлоги могут быть разделены на
1) непроизводные (первообразные) — не связаны по происхождению с другими частями речи, например, без, при,с, от,из-за;
2) производные (непервообразные), то есть такие, которые связаны по происхождению с другими частями речи:
а) наречные: вблизи, вокруг, напротив,вдоль;
б) отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу;
1) простые(пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, вследствие;
2) составные(пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во время, в связи с, в зависимости от, по направлению к.
Предлоги могут выражать следующие значения:
1) объектное: рассказать о себе, тоска по родине,
2) пространственное: жить в Москве / под Москвой / около метро,
3) временное: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прийти через день,
4) причинное: не прийти из-за / вследствие / по / ввиду болезни,
5) целевое: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга,
6) сравнительное: величиной с кулак, пойти в мать,
7) образа действия: читать без выражения, есть с аппетитом,
8) определительное: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.
Вопрос о разрядах предлогов по значению затронут лишь в комплексе 2, причем таких разрядов в нем выделено 6: не выделяется определительное и сравнительное значение, а объектное значение названо дополнительным.
Предлоги стоят либо перед существительным, либо перед определением (определениями), относящимся к этому существительному, если определение предшествует существительному: в красивом платье. Лишь некоторые предлоги употребляются также и после существительного: ради чего и чего ради.
3. Морфологический разбор предлога
Предлог разбирается по следующей схеме:
1. Предлог.
2. Грамматические признаки:
— неизменяемый,
— непроизводный / производный,
— простой / составной,
— с чем употреблен.
В комплексе 2 предлагается также указывать разряд предлога по значению.
Образец разбора:
Он, заложив руки назад, быстро ходит по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. (Л. Н. Толстой)
по — предлог, неизменяемый, непроизводный, простой, употреблен с существительным в Д. п.
из — предлог, неизменяемый, непроизводный, простой, употреблен с существительным в Р. п.
в — предлог, неизменяемый, непроизводный, простой, употреблен с существительным в В. п.
вперед — предлог, неизменяемый, производный, простой, употреблен с местоимением в Р. п.
4. практическое задание
№ 1. Отредактировать текст и подготовить его к публикации, то есть предлоги, заключенные в скобки, написать правильно.
(В)республиканском Центре детского творчества прошёл праздник фольклора – традиционный детский фестиваль “Золотые россыпи-2006”.(В)нём приняли участие 15 творческих коллективов (из) всех районов республики, прошедшие районные отборочные туры(в) течениеянваря.
(В)этом году фестиваль посвящён 250-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав России.(В) связис этим по итогам научно – исследовательской работы учащихся республики было решено добавить номинацию “Фольклорное наследие моего села”. Итоги фестиваля подводило компетентное жюри,(в)состав которого вошли профессиональные музыканты, учёные-фольклористы, хореограф и краевед.
Выступление ансамбля “Кюлей”из Усть–Канского района,(по)мнению жюри, было на высоте. Главная идея выступления - дружба между алтайским и русским народами должна быть крепкой, как горы Алтая. Хлеб(с)солью, фигурировавшие в импровизированной встрече двух народов, тому подтверждение. В целом все члены жюри отметили, что получили настоящее удовольствие(от)каждого выступления.
Наши земляки в номинации “Фольклорное наследие моего села” разделили 3 место(с)коллективом “Башпарак”(из)республиканской гимназии. Молодцы, ребята!
№ 2. Выполнить морфологический разбор 5 предлогов из текста
5. Союз
Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.
Союзы не изменяются, не являются членами предложения.
По образованию союзы делятся на:
1
непроизводные (первообразные), то есть такие, которые не связаны по происхождению с другими частями речи: а, но, или, да и;
2
производные (непервообразные), образованные
— соединением непроизводных союзов: как будто,
— соединением указательного слова из главной части и простого союза: для того чтобы,
— соединением союза со словом с обобщенным значением: до тех пор, в то время как,
— исторически от других частей речи:пока, хотя, чтобы
По строению союзы делятся на
1
простые (пишущиеся без пробелов):а, ибо;
2
составные (пишущиеся с одним или несколькими пробелами):так как, в то время как
Разновидностями составных союзов являются
1
двойные(двукомпонентные) союзы, части которых расположены дистантно с обязательной (не столько...сколько, не только...но и) или не обязательной (если...то, когда...то, едва...как) второй частью,
2
повторяющиеся, то есть такие составные двойные, которые состоят из одинаковых частей (ни...ни, то...то, или...или).
По характеру синтаксических отношений, выражаемых ими, союзы делятся на сочинительные и подчинительные
1
Сочинительные союзы соединяют равноправные компоненты. Они связывают однородные члены предложения (иногда и неоднородные тоже, например: У нее есть племянница, и прехорошенькая, — где присоединительный союз и связывает подлежащее и определение), части сложного предложения, предложения в тексте.
Сочинительные союзы имеют следующие разряды по значению:
1) соединительные (значение ‘и это, и то’): и, да(в значении ‘и’),ни...ни, как...так и, и...и, не только...но и, как ... так и, тоже, также;
2) разделительные (значение ‘или это, или то’): или, либо, то...то, не то...не то, или...или, то ли ... то ли;
3) противительные (значение ‘не это, а то’): а, но, да(в значении‘но’),однако, зато.
В лингвистике список разрядов сочинительных союзов по значению дополняется еще тремя разрядами:
4) градационные: не только...но и, не столько...сколько, не то чтобы...а;
5) пояснительные: то есть, а именно;
6) присоединительные: тоже, также, да и, и, притом, причем.
Как можно видеть, некоторые из этих союзов находят место в предлагаемом школьной грамматикой классификации (не только...но и, тоже, также), а некоторые не вписываются в нее (то есть, притом и др.).
2
Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов. Так, например, подчинительный союз хотя связывает однородные члены предложенияКнига интересная, хотя немного затянутая; союзы как, будто, словно, чем связывают однородные и неоднородные члены предложения Зимой ночь длиннее, чем день; Пруд словно зеркало.
Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:
1) временные: когда, пока, едва, лишь;
2) причинные: так как, потому что; ибо(устар. / книжн.);
3) условные: если, кабы(устар.), коли (устар.);
4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы(устар.);
5) уступительные: хотя, несмотря на то что;
6) следствия: так что;
7) сравнительные: как, словно, будто, точно, чем;
8) изъяснительные: что, как, чтобы.
Эти списки можно дополнить составными подчинительными союзами, например: в то время как, как будто, лишь только, в связи с тем что, с той целью чтобы и др.
6. Морфологический разбор союза
Следует отличать союзы чтобы, тоже, также, зато от сочетаний местоимений что, тои наречия так с частицей или предлогом, ср.:
Я хочу, чтобы вы дали мне совет. — Что бы вы мне посоветовали?
Я тоже хочу поехать туда. — Я думаю то же (самое).
Я также хочу поехать туда. — Я думаю так же.
Книга трудная, зато интересная. — Спрячься за то дерево.
Союз разбирается по следующей схеме:
1. Союз.
2. Постоянные признаки:
— неизменяемый,
— разряд по значению,
— простой / составной,
— что соединяет.
Образец морфологического разбора союза:
Все мы привскочили с кресел, но опять неожиданность: послышался шум многих шагов, значило, что хозяйка возвратилась не одна, а это действительно было странно, так как сама она назначила этот час (Ф. М. Достоевский).
но — союз, неизменяемый, сочинительный, противительный, простой, соединяет части сложного предложения.
что — союз, неизменяемый, подчинительный, изъяснительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.
а — союз, неизменяемый, сочинительный, противительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.
так как — союз, неизменяемый, подчинительный, причины, составной, соединяет части сложного предложения.
7. Практическое задание
1) Обозначьте грамматическую основу в выделенном предложении, начертите его схему
2) Выпишите из текста 6 союзов и выполните морфологический разбор
Часто приходилось мне наблюдать за выводком лисят, но я не мог не удивляться, как лиса-мать ухитряется командовать своей детворой, не издавая звуков.
Этот немой язык - интереснейшее явление. В течение многих часов просиживал я у норы, но не слышал, чтобы лисица заворчала или тявкнула.
Дикое животное никогда не подаёт голоса около своего жилья, чтобы не выдать его врагам. Зато в этой полной тишине они, по-видимому, очень хорошо понимают друг друга.
В продолжение всего дня лисята резвятся на солнцепёке, выслеживают воображаемую мышь, затевают драку или гоняются друг за другом. Мать лежит невдалеке. Когда лисёнок, разыгравшись, отбегает от норы далеко, мать поднимает голову и пристально смотрит на него. Обычно лисёнок не выдерживает этого взгляда и сразу останавливается, будто она его окликнула. Лисёнок оглядывается, ловит мамин взгляд и бежит к ней.
(По К. Паустовскому)
8. Частица
Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.
В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие.
Частицы не изменяются, не являются членами предложения.
Формообразующие частицы
Смысловые частицы
К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы(показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчеркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Ябынеопоздал, еслибынепошелдождь.
Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:
1) отрицательные:не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;
2) вопросительные:неужели, разве, ли (ль);
3) указательные:вот, вон, это;
4) уточняющие:именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;
7) усилительные:даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну;
8) со значением сомнения:едва ли; вряд ли.
ЗАПОМНИ !!!!!!
Не являются частицами постфиксы -ся (-сь), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределенных местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.
9. Морфологический разбор частицы
Частицы разбираются по следующей схеме:
1. Частица.
2. Грамматические признаки:
— неизменяемая,
— разряд по значению.
Согласно грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы — и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи. Образец морфологического разбора частицы:
Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения (Ф. М. Достоевский).
не —частица, неизменяемая, смысловая, отрицательная.
лишь —частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.
только — частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.
По грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицу бы следующим образом:
бы — частица, неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола.
10. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
№ 1.Выпишите из текста 3 частицы
№ 2. Выполните морфологический разбор
-Вот я бы так написал!
- Всё по правде?
- Всё. Вот взял бы и про ночь написал, как ночь на болоте проходит.
- Ну, как же?
- А вот как. Ночь. Куст большой, большой у бочага. Я сижу под кустом, а утята – свись, свись, свись.
^Остановился. Я подумал – не ищет ли он слова или дожидается образов…
- Ну, а дальше-то что? – спросил я. Ты же по правде хотел ночь представить.
- А я же и представил, ответил он. – Всё по правде. Куст большой, большой. Я сижу под ним, а утята всю ночь – свись, свись, свись.
- Очень уж коротко.
- Что ты, коротко, - удивился подпасок, - всю-то ночь напролёт: свись, свись, свись.
^Соображая этот рассказ, я сказал:
- Как хорошо!
- Неуж плохо, - ответил он.
(М. Пришвин. «Сочинитель»)
Список используемой литературы
Список используемой литературы:
Любичева Е.В. Русский язык, методические материалы – 9-е изд., М.: Эксмо, 2007.
ФИПИ Экзамен в новой форме, русский язык, Изд. « Астр5ель», 2011.
Розенталь Д.Э. Русский язык – 8-е изд., М.: Дрофа 2010.
Русский язык и культура речи: Учебник для студентов вызов, обучающихся по педагогическим специальностям/ Под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004