Контроль освоения правописания словарных слов позволяет решать следующие задачи:
- закреплять и систематизировать знания, способствующие формированию грамотного письма
- расширять словарный запас учащихся
- развивать орфографическую зоркость
Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Систематическая и целенаправленная работа со словарными словами, вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов. Контроль освоения новых словарных слов ведёт к осознанному запоминанию правописания слов с непроверяемой орфограммой.
Способы проверки написания словарных слов.
«Толковый словарь». Учащимся дают лексическое значение изучаемого слова, не называя его. Задача детей — найти это слово в толковом словаре и записать с проговариванием по слогам.
«Лишнее слово». Заранее подбираются словарные слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Важно аргументировать выбор «лишнего» слова.
«Физическая минутка». Во время отдыха дети выполняют движения и внимательно слушают слова. По окончанию этапа отдыха ребятам необходимо записать, какие словарные слова им удалось запомнить.
«Умная шкатулка». Ученик вытягивает из шкатулки словарное слово с пропущенной орфограммой. Необходимо устно вставить пропущенную букву и орфографически проговорить данное слово.
«Словоград». Словарное слово, с которым дети ранее познакомились на уроке, записывается столбиком. На каждую букву этого слова дети записывают уже изученные словарные слова. Если дети не знают слово на букву загаданного слова, то данная буква пропускается. Затем из данных слов составляются мини-тексты или записываются отдельные предложения.
«Словарный конверт». В конце каждой четверти (недели, темы) можно подводить мини – итог по работе со словами с непроверяемой орфограммой. Данную работу можно строить в виде игры, смысл которой заключается в том, что каждый из ребят вытягивает из конверта словарное слово с пропущенной орфограммой. Ученику необходимо устно вставить пропущенную букву и орфографически проговорить данное слово. Так же задание возможно усложнить. Например, с вытянутым словом можно попросить составить словосочетание, предложение. Либо предложить объединить слова по 4 в группы и составить небольшой текст. Этот приём служит, так называемой, быстрой проверкой знаний.
Наиболее распространенным видом проверки знания написания словарных слов являются диктанты. Словарные диктанты можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.
В работе по закреплению правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо использовать различные виды диктантов.
Словарные диктанты классифицируются:
1) по форме работы (простые и творческие);
2) по виду восприятия (слуховые и зрительные).
Для закрепления правописания трудных слов в начале урока можно использовать словарные устные диктанты, которые чередуются с частичной записью слов или проговариванием вслух, письмо диктантов различных видов, самопроверка написанного и самостоятельное исправление допущенных ошибок.
Предупредительный диктант используется в целях отработки приёмов применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.
Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет собой своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи – контролируют запись выполнения работы.
Выборочный диктант – это письменная работа, в процессе которой школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания или предложения (реже) на закрепляемое правило.
Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, выслушав предложение, записывают встретившиеся в нем слова с данной орфограммой.
Картинный диктант.
1) Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его.
2) Учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово.
Зрительные диктанты начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм. Призрительном диктантеучащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное трудное слово с безударной гласной и записывают его по памяти.
Распределительный диктант – это письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам по указанию учителя. Такой вид словарного диктанта очень важен, так как учит школьников оперировать знаниями при помощи логических действий, развивает внимание.
Пример.
Задание: Из предложенных на доске (карточке) слов с чередованием в корне -ЛАГ-// -ЛОЖ- образуйте два столбца: в один выпишите слова с буквой А в корне, в другой - с буквой О в корне.
Комментированный диктант является разновидностью объяснительного диктанта. Объяснение текста (с орфографической точки зрения) производится в процессе самого письма. Ученики класса пишут под диктовку, а один из учеников вслух говорит (по мере того, как замечает нужную орфограмму), как нужно написать это слово и почему (называет правило). Комментирование должно быть громким, отчётливым.
Диктант с пропущенными буквами. Когда ученики пишут слова с пропуском тех букв, которые вызывают затруднение в написании. После диктанта дети слушают объяснение одного из учеников и только потом вставляют нужную букву.
Диктант «Назови одним словом»:
- поездка или передвижение пешком пол каким-либо местам, странам;
- описание чьей-либо жизни;
- способность к творческому воображению;
- ткань квадратной формы, используемая для прочистки носа;
- картина или фотография, изображающая человека;
Словарный диктант «Отгадай загадки».
В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, стирки, скрепки,
Что угодно для души.
Голубой аэропланчик
Сел на жёлтый одуванчик.
Творческие словарные диктанты:
группировка по орфографическим признакам;
подбор родственных слов;
подбор слов с общим признаком;
подбор синонимов, антонимов;
запись слов по алфавиту;
запись с исправлением ошибок;
составление словосочетаний;
использование ребусов;
использование школьного словаря;
использование кроссвордов;
по пословицам;
по перфокартам;
составление словосочетаний;
составление рассказа по опорным словам;
работа с деформированным текстом.
Наиболее интересными для детей, а значит и более эффективными, являются такие виды диктантов, как зрительный диктант по картинкам, запись по алфавиту, диктант по загадкам, творческие диктанты над деформированными словами, с использованием ребусов, кроссвордов, по пословицам, диктант по группировке по орфографическим признакам.
Словарные слуховые диктанты, могут проводиться как с целью текущей проверки за качеством усвоения написания слова, так и с целью контроля.
В последнем случае они приобретают вид контрольных словарных диктантов.
Разнообразие форм словарных диктантов способствует улучшению знаний и умений в области орфографии, а также прочных навыков письменной речи.